Массовое доносительство в произведении котлован цитаты

Обновлено: 19.09.2024

воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.

Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.

Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.

Оборудование урока:

Компьютер. П. Филонов.

Репродукции картин П. Филонова, презентация к уроку

Организационный момент

Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов.

Вступительное слово

Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Идея “общего дела” в повести «Котлован» очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!

- А вы верите в то, что рай на земле возможен?

- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)

- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).

Чтобы построить что-то, нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока котловина).

Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай

(на доске изображается котлован и солнце), в котором будут жить …

(все вместе люди и в основном дети!)

Проблема урока

Но пока мы видим только начало работы. Давайте посмотрим, кто же строит этот рай,

кто его населяет, чем и для чего они живут?

Повесть написана в 1929-30 годах, а напечатана только в 1987 году.

- Какие сюжетные линии использованы в романе?

1 – строительство фантастического дома – символа (ВАВИЛОНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)

2 – раскулачивание деревни

Вывод: разрушение быта народа, народной культуры вследствие революционного эксперимента катастрофично. Эта повесть о правде жизни.

- Что является предметом изображения в повести?

Широкая панорама жизни: промышленное строительство, сельское хозяйство, образование и философское понимание жизни (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, проблема ЛИЧНОЧТИ).

- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?

Колхоз имени ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ. Это пространство – временная линия уходит в никуда.

- Кто они, эти строители коммунизма?

Зачитайте, как выглядели строители коммунизма.

(А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”;

у Чиклина – “маленькая каменистая голова”;

у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”).

- Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм?

Специфика народного сознания – фантастическое объяснение мира и человека.

Групповая работа

(по домашнему заданию)

Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.

Задание: найдите характерные черты времени и приведите примеры

- Какой была обстановка 20–30-х гг.?

1. Разгромленная войной страна, нищета людей, «ВСЕОБЩАЯ ВЕТХОСТЬ БЕДНОСТИ»

2. Грандиозные проекты стройки КОММУНИЗМА

3. Раскулачивание крестьян, начало КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

4. Энтузиазм масс «ЖИТЬ РАДИ ЭНТУЗИАЗМА»

5. ПРОЦВЕТАНИЕ бюрократии

6. Всеобщая ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

7. Атмосфера бездуховности, грубости и хамства

8. Массовое ДОНОСИТЕЛЬСТВО

9. Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой РЕЛИГИИ

10. Стремление обезличить людей, ПОСТРОТЬ ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ ЛЮБЫМ ПУТЕМ.

Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни…

Звучит марш “Веселых ребят”

В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского

- Вам ничего не показалось странным?

Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой.

-Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.

- За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”?

- А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?

Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя).

Творческое задание:

- Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.

После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушевили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):

Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью .

Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.

В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть всё "не сделанное" .

Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.

Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.

Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.

Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.

Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.

- Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?

Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает, “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!

Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.

«Я теперь ни во что не верю!» - ИТОГ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЖИЗНИ И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане - это семя будущего в отверстии земли».

Котлован – это

► начало строительства будущего;

► обещание счастья;

► иллюзия смысла существования;

► граница жизни и смерти;

► место, где люди роют, зарывая себя;

► пустота, ничто, бессмыслица;,

► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;

► воронка, втягивающая в себя всё;

► попытка проникнуть в тайны бытия…

Котлован.

Глубокий, чёрный.

Зияет, пугает, поглощает.

Строить общий дом — рыть могилу.

Бездна.

Котлован.

Сырой, бездонный.

Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель.

Земля растерзана фанатиками идеи.

Могила.

Котлован.

Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное
бездумная вера.
Крах.

Чтобы видеть рай в обществе, надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.

Следующая цитата

А. П. Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано — с 14 лет — начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы гражданской войны служил в Красной армии — был помощником машиниста на паровозе (помощником у своего отца), участвовал в боях в отрядах ЧОН.

Платонов начал писать еще в годы гражданской войны — стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его — публицистическая («Электрификация», 1921), в 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов.

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.

Народ у Платонова — как природа. Он живет густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, и потому так беззащитен перед жестоким «хирургическим» вмешательством, безжалостно рассекающим эти связи, беспомощен перед рационалистическими экспериментами «юных разумом мужей», обрушивающих на народ что-то чуждое, непонятное, искушающее.

В период «великого перелома» Платонов подвергся жестоким критическим гонениям из-за «Усомнившегося Макара», и особенно повести «Впрок» (1931), вызвавшей враждебную реакцию Сталина. Еще раньше ему было отказано в издании «Чевенгура». Не могло быть и речи о публикации повести «Котлован». Над этой повестью Платонов работал с декабря 1929 г по апрель 1930-го.

В послевоенные годы Платонов снова попадает в полосу критических бурь, особенно после опубликования в 1946 г. его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни его почти не печатают.

Вторичное рождение Платонова происходит в 60—80-е годы, когда публикуются одно за другим созданные им, и оставшиеся неизвестными произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, в особенности его проза рубежа 20-х и 30-х годов.

II I . Работа с текстом повести «Котлован»

А теперь давайте обратимся к повести А. Платонова «Котлован» и поговорим о ней более подробно.

«Котлован» написан Платоновым в 1929—30 годах, а опубликован только в 1987

Задание : Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя,

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации.

Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов». При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие).

Массовое доносительство (даже поп): «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту».

Всеобщая подозрительность.

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы. Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм. »

Попытки людей приспособиться к новой жизни. Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей. ». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. Самое страшное — слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция — той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся — кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива. ». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения — я остался без Бога, а Бог без человека. ».

V . Заключительное слово учителя

Работа над «Котлованом» шла с декабря 1929-го по апрель 1930-го, почти синхронно с реальными событиями в стране: ноябрь 1929 г. — Пленум ЦК ВКП(б), где было заявлено о политике ликвидации кулачества как класса. 30 января 1930 года — Постановление Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества страна возвращалась к «военному коммунизму», что крестьянство обречено на уничтожение. Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа и отчуждение человека от советской власти.

Пространство и время в повести

А. Платонова «Котлован»

Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, относят читателя к событиям 1929—30 гг. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий. Зато множество событий — организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы — занимает всего один день. В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне». «Вечное» поселение в «вечном камне» (вечное значит - смерть) оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.

Пространство романа определено прежде всего в названии. Это котлован, пространство будущей «счастливой жизни», на самом деле — пространство захоронения этой будущей жизни.

Пространство страны представлено картой СССР, которую разглядывает Настя. Линии на карте определяются ею как «загородки от буржуев». Ни город, ни деревня, в которых действие разворачивается одновременно, названий не имеют. Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное: «Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх — на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни».

Пространство и время съеживаются в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и «всякое детское хозяйство»: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.

Котлован становится огромной могилой. Вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.

Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности. Понятия времени и пространства становятся у Платонова метафорой.

Следующая цитата

Может быть, легче выдумать смысл жизни в голове – ведь можно нечаянно догадаться о нем или коснуться его печально текущим чувством.

В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда.

Когда мужик войны не видел, то он вроде нерожавшей бабы – идиотом живет.

Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!

дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой. Он боялся воздвигать пустые здания – те, в каких люди живут лишь из-за непогоды.

Вощев поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми.

Разные сны представляются трудящемуся по ночам – одни выражают исполненную надежду, другие предчувствуют собственный гроб в глинистой могиле; но дневное время проживается одинаковым, сгорбленным способом – терпеньем тела, роющего землю, чтобы посадить в свежую пропасть вечный, каменный корень неразрушимого зодчества.

Вощев в испуге глядел на животных через скважину ворот; его удивляло душевное спокойствие жующего скота, будто все лошади с точностью убедились в колхозном смысле жизни, а он один живет и мучается хуже лошади.

Следующая цитата

А теперь давайте обратимся к повести А. Платонова «Котлован» и поговорим о ней более подробно.

«Котлован» написан Платоновым в 1929—30 годах, а опубликован только в 1987-м. Почему так задержалось на пути к читателю это произведение? Опубликован в журнале «Октябрь», руководимом А. Фадеевым, рассказ «Усомнившийся Макар», Платонов подвергся резкой критике и на многие годы оказался закрытым для советской литературы. Критик Л. Авербах писал: «К нам приходят с пропагандой гуманизма, как будто есть на свете что-либо более человечное, чем классовая ненависть пролетариата». Ярлыки «кулак», «правоуклонист» Платонов получил вовсе не потому, что был против советской власти. А почему? Ответим на этот вопрос, когда попробуем выявить характерные черты времени в повести «Котлован».

Задание: Найти такие черты и подобрать эпизоды.

Характерные черты времени:

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя, строительство метрополитена, Беломорканала и т. д. Вспомним недавние планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации. «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация». «Активист пришел на двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем признания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду».

Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов». При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Процветание бюрократии. «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие). «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот»; «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство (даже поп): «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич: Уж что-нибудь одно!»

Всеобщая подозрительность. Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы. Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм. »

Попытки людей приспособиться к новой жизни. Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей. ». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Самое страшное — слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция — той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся — кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива. ». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения — я остался без Бога, а Бог без человека. ».

Читайте также: