Марк шагал цитаты и афоризмы
Обновлено: 22.12.2024
Марк Заха́рович Шага́л — русский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Wikipedia
Фото: Carl Van Vechten, Library of Congress, reproduction number LC-USZ62-42495 DLC (b&w film copy neg.) / Public domain
Следующая цитата
В один прекрасный день ( а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате , я подошел , тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: «Мама… я хочу быть художником».
Я не делаю ничего иного , как только выражаю свои мысли таким языком , как все те люди , что окружали меня в детстве.
1917, 88.9×58.4 см
Сколько я ни занимался в школе Общества поощрения художеств , все впустую… Услышав в очередной раз: «Что за ягодицу вы нарисовали? А еще стипендиат!» — я ушел из школы навсегда.
Когда человек беден , то он не знает слова « призвание», а просто берется за первую попавшуюся работу.
Коллекционирование произведений искусства не должно быть уделом только филантропов — покровителей художников. Не забывайте , что одни холсты и краски обходятся художнику дороже , чем писателю — перо и бумага , но никому не приходит в голову выпросить у писателя рукопись — не важно , ценную или нет — за гроши.
Я стараюсь создать такой мир , где дерево может быть непохожим на дерево , где я сам могу вдруг заметить , что у меня на правой руке семь пальцев , а на левой только пять. В общем , такой мир , где все возможно , где нечему удивляться , но вместе с тем тот мир , где не перестаешь всему удивляться.
1913, 128×107 см
Наш внутренний мир реален , быть может , даже более , чем видимый мир. Называть все , что кажется нелогичным , фантазией , сказкой или мечтой, — значит расписываться в полном непонимании природы вещей.
Для меня как для художника корова и женщина равнозначны — на картине они всего лишь элементы композиции. В живописи образы женщины и коровы различаются по пластике , но поэтическая ценность этих образов может быть одинаковой.
1946, 81.3×108 см
Народное искусство , которое я всегда любил , не удовлетворяло меня. Оно слишком специфическое. Оно исключает утонченность и изысканность как результат достижений цивилизации.
В использовании изобразительных элементов я ощущаю себя даже большим абстракционистом , чем Мондриан или Кандинский.
Если бы я не был евреем ( в том смысле , какой я вкладываю в это слово), я бы не был художником — или стал бы совсем другим художником.
Если порой нам грустно , то это оттого , что мы часто отдаем предпочтение разуму , а не сердцу , где только и можно найти правильные цвета — цвета Любви.
Как невозможно написать картину без любви , в полном смысле этого слова , так же точно и никакое общественное устройство не может быть создано без любви. Поэтому мы все бежим по замкнутому кругу.
Я иногда пытался писать картины в темноте , без света , но разве цвета — не производные нашей собственной души?
Можно прекрасно владеть линией , даже на архитектурном уровне. Но важнее всего — кровь , а для художника кровью является цвет. Цвет и все его особенности — пульс организма. Цвет — пульс произведения искусства.
1939, 117.1×88.6 см
По-моему , для блага революции не обязательно попирать личность.
Ни царской , ни советской России я не нужен. Меня не понимают , я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит.
Война уничтожила не только культурные и материальные ценности , но и присущий нам гуманизм.
Цвета и линии текут , как слезы , из моих глаз , хотя я не плачу.
Сегодня нужно быть ангелом, чтобы думать об искусстве.
1936, 131.5×89.7 см
Мир принадлежит нам с момента нашего рождения , и мы думаем , что с самого первого вздоха подготовлены к нему.
Наша несчастная жизнь на этой земле — не маскарад , так незачем нацеплять маску. Тот , кто это делает , лишь попусту тратит время
Жизнь , в конце концов , всего лишь рой жалящих мух и всякий , кто прикоснется к ней , подвергает себя смертельной опасности.
Мне кажется , что в наш атомный век мы приближаемся к неким границам. Что это за границы? Не знаю , но не хочется снова скатиться в бездну.
Лучше быть гласом вопиющего в пустыне , чем одним из той массы людей , что ревом выражают одобрение из боязни не поспеть куда-то.
1913, 107×120.6 см
Для меня цирк — это волшебство , которое появляется и исчезает , как мир. Цирк будоражит. Он искренний.
Эти клоуны , всадницы и акробаты давно и прочно обосновались в моих мечтах. Почему? Почему их размалеванные лица , их ужимки трогают меня до слез? Вместе с ними я устремляюсь к новым горизонтам. Они соблазняют меня пестрыми костюмами и гримом , и я мысленно рисую новые человеческие странности.
Некоторые боятся слова « мистический» , и напрасно. Они рассматривают его в чисто религиозном контексте. Мне бы хотелось очистить это слово от старой , замшелой оболочки и взглянуть на него непредвзято — в его высшем , незамутненном виде.
Следующая цитата
« В один прекрасный день ( а других и не бывает на свете)…» Представляем цитаты из книг и интервью Марка Шагала вместе с его картинами , образы которых оживают. «Над городом» Марк и Белла — встречайте!
Он писал стихи и книги , мог произнести речь на публике и ответить на вопросы интервью. Владимир Маяковский как-то сказал художнику: «Мой дорогой Шагал , ты — хороший парень , но ты слишком много говоришь». И мастер признал , что с возрастом он не исправился. Еще больше высказываний и картин Марка Шагала — в материале Артхива.
Картины, показанные в этом видеоролике
1917, 88.9×58.4 см
1913, 128×107 см
1916, 46.3×62.5 см
1946, 81.3×108 см
1964, 49×62 см
1943, 110.5×78.7 см
1926, 117×89 см
1919, 16.7×21.5 см
1912, 97×200.5 см
1961, 190.5×283.5 см
1968, 65×54 см
1966, 92×65 см
1980, 361×485 см
1918, 157×140 см
1918, 141×197 см
1957, 72.5×99.5 см
« Россию сотрясают катаклизмы. Шагал был среди тех , кого новая власть поначалу вдохновила. Ему более не указ напыщенные академики из отвергшей его Академии искусств. Да и социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном приказчика рухнула. Захваченный свежими , как тогда казалось , переменами Марк Шагал даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии.
К первой годовщине Октября Шагалу поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских маляров под руководством Марка Шагала раскрасили заборы , стены и все , на чем можно было рисовать. Такого граффити мир еще не видел.
Авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
выходит на первые роли , Шагалу кажется , что он нашел свое место. Он организовал в Витебске Школу искусств и пытался в ней преподавать. Затея потерпела крах…» — биография художника в Артхиве
1913, 107×120.6 см
1937, 50×100 см
1915, 100×80.5 см
1912, 38.1×32.4 см
Шагал чувствовал себя художником и стремился выглядеть , как художник. В молодости он подводил глаза и румянил щеки — это было еще одним аргументом « против» его кандидатуры в мужья Беллы Розенфельд ( первым была бедность: семейство владело тремя ювелирными магазинами). Мама говорила дочери: «Что это за муж — румяный , как красна девица!"
Вирджиния Хаггард Макнил , которая была спутницей художника после того , как не стало его обожаемой Беллы , прочитала воспоминания Шагала и спросила , зачем он это делал. «Так получалось , что рисование своего лица почти не отличалось от рисования картины лица в зеркале», — ответил Шагал. Что уж говорить о холсте?
Материал в Артхиве: Штрихи к портрету. 7 историй из жизни Марка Шагала: шпионаж , румяна , музыка
1914, 50×30 см
« Как невозможно написать картину без любви , в полном смысле этого слова , так же точно и никакое общественное устройство не может быть создано без любви. Поэтому мы все бежим по замкнутому кругу».
Следующая цитата
Марк Заха́рович Шага́л — русский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Wikipedia
Фото: Carl Van Vechten, Library of Congress, reproduction number LC-USZ62-42495 DLC (b&w film copy neg.) / Public domain
Читайте также: