Майлен аронович константиновский цитаты
Обновлено: 21.12.2024
Та-ак: здесь укусим, здесь и еще здесь…
Гепард. Первый раз вижу Шмеля, который ест листья и ветки. Мне всегда казалось, что шмели питаются только нектаром. Видимо, я заблуждался.
Кашалот. Да, Гепард, вы заблуждались. (Повысив голос.) И вы, Шмель, тоже заблуждаетесь, полагая, что здесь закусочная!
Шмель. Что вы так разволновались? Я не закусываю, а только надкусываю. Так, с кустом покончено, примемся за дерево.
Кашалот. Ничего не понимаю… Значит, вы листья и ветки не едите? Тогда зачем же…
Шмель. Ах, не спрашивайте зачем — это тайные знаки. Кому? Конечно, ей, Шмелихе! Я назначаю ей свидание на этом месте.
Стрекоза. Как это романтично! Но кто она, эта Шмелиха?
Шмель. Откровенно говоря, я ее ни разу не видел. Но та, кто первой прилетит к этим посланиям и прочтет их, будет моей избранницей. Я поклялся в этом страшной клятвой!
Гепард. Дорогой Шмель, простите за нескромный вопрос: а как Шмелиха найдет эти метки?
Коапповцы разглядывают места на кусте, где только что сидел Шмель.
Все. Где же они?
Гепард. Слышали, Шмель? Ну хорошо, допустим, Шмелиха найдет вашу метку… Но откуда она узнает, что это именно ваше послание и что вы хотели в нем сказать? Шмель, вы рискуете остаться в одиночестве!
Шмель. О нет, нисколько, Гепард. Смотрите: здесь, у основания моих челюстей, есть железки. Они вырабатывают особое пахучее вещество — АТТРАКТАНТ. Оно остается на листьях, ветках и травинках. Шмелиха еще издали чувствует запах аттрактанта и знает, что ее ждет Шмель. Если бы не аттрактанты, все бы перепуталось, никто бы никого не смог найти… впрочем, и аттрактанты бы не помогли, если бы не сенсиллы.
Стрекоза (восторженно). Ах, Шмель, какой вы образованный, какие знаете слова: аттрактант, сенсиллы…
Шмель. Сенсиллы — это крошечные хитиновые щетинки с нервными клетками внутри. На усиках-антеннах насекомых колоссальное количество обонятельных сенсилл: у рабочей пчелы тридцать тысяч, у бабочки-шелкопряда сорок тысяч… Кстати, у шелкопрядов не кавалеры ждут дам, как у нас, а дамы кавалеров. Разве можно заставлять даму ждать?
Усики у насекомых — настоящие антенны! Кстати, зоологи так их и называют: усики-антенны.
Стрекоза. Она ждала и в даль смотрела, а Шелкопряд не прилетал…
Шмель (перебивает). Ха, еще бы — пока он долетит до нее за несколько километров…
Кашалот. Несколько километров?
Шмель. Ну да, — шелкопряд чувствует запах аттрактанта шелкопрядихи даже за десять километров.
Кашалот. Не может быть! Вы шутите, Шмель!
Шмель (увидев что-то внизу, кричит). Не зарывайтесь!
Кашалот (приняв это на свой счет). Что-о?! Шмель, как вы пошмели… э-э, то есть посмели, так со мной разговаривать?!
Шмель. Это я не вам, Кашалот, а жатвенным муравьям; это они зарываются не понятно зачем.
Гепард. Зарываются в буквальном смысле или в переносном?
Шмель. В буквальном, Гепард, убедитесь сами — во-он они, внизу, закапываются в землю. Жатвенные муравьи делают это обычно при опасности, но никакой опасности я не вижу и поэтому незамедлительно удаляюсь.
Гепард. А я, признаться, не вижу логики в вашем решении «незамедлительно удалиться»: если нет опасности…
Шмель (перебивает). В том-то и дело, Гепард, что она, вероятно, есть — просто мы ее не видим и не ощущаем, а неизвестная опасность хуже всего. Я вас приветствую! (Удаляется напевая.)
В твой нежный аромат так пылко я влюблен… О, чудный аттрактант, о дивный феромон! В данный момент этим шмелям — земляному (слева), полевому и каменному, — не до свиданий…Кашалот (обеспокоенно). Мартышка, срочно выясните причину паники у муравьев и доложите мне!
Гепард. Мартышка, где вы? (Кричит.) Мартышка!
Стрекоза. Странно… Только что была здесь. Может, она тоже зарылась в землю от неведомой опасности, как эти муравьи?
Следующая цитата
Этот день в истории.
1 мая родился Майлен Константиновский.
Майлен Аронович Константиновский (1 мая 1926, Ташкент — 19 июля 2002, Москва) — русский детский писатель и драматург, популяризатор науки.
В 1949 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского по специальности инженер-акустик. Работал в НИИ и на научно-исследовательских судах. С 1962 года занимался литературной деятельностью (заметки в журнале Наука и жизнь), писал научно-популярные книги для детей. Создал знаменитый цикл детских радиопередач КОАПП (Комитет Охраны Авторских Прав Природы) о науке бионике, с огромным успехом шедший в 1960-е и 1970-е годы. Сценарии-пьесы КОАППа, где главными действующими лицами были животные (Кашалот, Мартышка, Гепард, Сова и др.) и Человек, живо, легко, с потрясающим остроумием знакомили детей со сложными и интересными явлениями живой природы, представляющими интерес для науки и техники. Константиновский получал огромное количество писем от юных радиослушателей, порой для ответа на них ему «приходилось проводить вечера в Ленинке. Потом привлекли биологов, которые занимались ответами». В 1998 году за передачу КОАПП ему была присуждена Государственная премия России.
Майлен Аронович Константиновский похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
Следующая цитата
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 259
- КНИГИ 653 882
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 382
Краткая историческая справка
для тех, кто не знает, что такое КОАПП, так как никогда не слышал репортажей с его заседаний ни по радио, ни в грамзаписи, не видел серии мультфильмов «КОАПП» и не читал одноименных книг, а также многочисленных откликов на все вышеупомянутое в отечественной и зарубежной печати.
Однажды в адрес КОАППа пришло письмо, весьма озадачившее коапповцев. Семилетняя жительница далекого удмуртского села Алнаши Риточка Филимонова поделилась в нем своими сомнениями. «Я знаю, что все вы обыкновенные животные, — писала она, — но что вы разговариваете человеческим голосом, не верю».
Ребенку простительно, но и среди взрослых, представьте себе, до сих пор изредка встречаются скептики, которые считают существование КОАППа невероятным!
Так вот, ни для кого давно уже не секрет, что создание КОАППа — это ответ на появление у людей новой науки — бионики. Кстати, это одна из немногих наук, время и место рождения которой можно назвать абсолютно точно: 13 сентября 1960 года, город Дэйтон (штат Огайо, США). В этот день там открылось международное совещание под девизом: «Живые организмы — ключ к новой технике!».
Сами живые организмы, поглощенные повседневными житейскими делами и заботами, поначалу не обратили на это событие ни малейшего внимания. К счастью, нет правил без исключения, и таким счастливым исключением стал Кашалот. Среди всеобщей беспечности он один проявил бдительность, достойную восхищения и подражания!
Не терпящий поверхностного отношения к делу, привыкший глубоко разбираться в любом вопросе (например, для глубокого изучения кальмарксизма, то есть науки о кальмарах, Кашалот погружается на глубину до двух километров), он сразу почувствовал в новой науке скрытую угрозу. «Это требует действий!» — сказал Кашалот самому себе.
После столь решительного высказывания КОАПП уже просто не мог не появиться. Время и место его рождения можно назвать не менее точно, чем время и место рождения бионики: это свершилось 5 июля 1964 года на Большой Поляне (берег Лесного Озера), переименованной в дальнейшем в Большую Коапповскую Поляну.
У запечатленного в анналах истории грандиозного действа, на котором возник КОАПП, — Чрезвычайного Всепланетного Съезда Животных Представителей — был и свой девиз: «Спасите наши уши!».
Что он означает, какого рода опасность узрел Кашалот в бионике, как расшифровывается сокращение «КОАПП», чем занимается эта организация — вы узнаете, прочитав первое же коапповское повествование. И тогда даже у самого закоренелого Фомы неверующего отпадут последние сомнения в реальности КОАППа.
Спасите наши уши!
На рассвете 5 июля 1964 года лесную поляну, ничем доселе не примечательную, если не считать ее огромных размеров, начали вдруг заполнять самые разнообразные животные. Они выходили, выбегали, выпрыгивали и выползали из леса, спускались с неба, выбирались из воды на берег прилегающего к поляне озера и впадающей в него речки. Среди животных было немало и океанских жителей, пробравшихся сюда через протоку, соединяющую озеро с морем. За тысячи, а может, и миллионы лет своего существования поляна никогда еще не подвергалась такому массовому нашествию!
С первого же взгляда было ясно, что неожиданные гости в подавляющем большинстве не принадлежат к местным животным. Невиданные в здешних краях звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, ракообразные, насекомые, пауки, иглокожие, губки, и прочие, и прочие, заполонившие всю поляну, явно прибыли с других континентов, с далеких островов, из дальних морей и океанов.
Что привело их сюда в этот ранний час? Судя по недоуменным взглядам и взаимным расспросам, которые сопровождались выразительной жестикуляцией лапами, ластами, крыльями, плавниками, хвостами и даже усами, они и сами пребывали в полнейшем неведении. Впрочем, один из прибывших мог бы ответить на этот вопрос вполне исчерпывающе. Надо ли уточнять, что это был Кашалот. Он явился на поляну раньше всех и восседал теперь с непроницаемой физиономией за громадным, прямо-таки неохватным пнем.
За соседним пнем, поменьше и пониже, обосновалась Мартышка. На пне была укреплена табличка:
РЕГИСТРАЦИЯ ДЕЛЕГАТОВ ПЕРВОГО ВСЕПЛАНЕТНОГО СЪЕЗДА ЖИВОТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Каждый из вновь прибывших, подойдя к Мартышке, называл себя, и она тут же записывала его имя в журнал, соответствующий классовой принадлежности представителя: «Класс млекопитающих», «Класс насекомых», «Класс головоногих моллюсков» и так далее. Очередь к регистрационному пню была колоссальная, но двигалась быстро, поскольку Мартышка заполняла журналы регистрации всеми четырьмя руками одновременно. Она делала бы это еще быстрее, если бы ее не отвлекали разговорами.
Разговоры крутились вокруг одной-единственной темы: всех интересовало, зачем их пригласили участвовать в каком-то съезде, что это за съезд и в связи с чем созван.
Но Мартышке было известно не больше, чем остальным. Она сама умирала от любопытства. Кашалот, попросив ее взять на себя регистрацию делегатов (а отказать ему она конечно же не могла), не стал ничего объяснять. «Узнаете в свое время», — сказал он. Единственной дошедшей до Мартышки информацией был довольно-таки нелепый слух, будто Съезд созывается из-за того, что кто-то что-то у кого-то украл.
«Чушь несусветная! — подумала она. — Если в наше время по поводу каждой кражи созывать съезды. » Так что на все расспросы ей ничего другого не оставалось, как только молча пожимать плечами.
— Конечно, знаю: у Медузы свистнули ухо.
— Медузе свистнули в ухо? — переспросил, недослышав, Рак. — Ну и что?
Но Воробей уже упорхнул на другой конец поляны.
— Ничего не понимаю, — проворчал Рак. — Мы-то какое отношение имеем к. — но на него зашикали, потому что в этот момент Кашалот взял в ласт колокольчик.
Этот колокольчик, возвестивший начало исторического Съезда, бережно хранится в Коапповском музее как драгоценная реликвия. Ныне КОАПП оборудован по предпоследнему слову оргтехники (последнего слова никто еще не сказал). Что там сигнал, оповещающий о начале заседания, — даже голоса теперь подсчитывает суперновейшая бионическая система, которая строго следит, чтобы каждый голосовал только за себя!
Но вернемся к памятному дню 5 июля 1964 года. Итак, зазвенел колокольчик, и все присутствующие обернулись к огромному пню, над которым величественно возвышался Кашалот. На его физиономии появилось выражение мрачной решимости, и он без лишних предисловий обратился к притихшей аудитории, громогласно объявив:
— Я собрал вас в связи с чрезвычайным происшествием: у всеми нами уважаемой Медузы украли ухо!
Следующая цитата
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 259
- КНИГИ 653 882
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 382
Константиновский Майлен Аронович Средняя оценка книг: Пол: мужской Дата рождения: 1 мая 1926 Дата смерти: 19 июля 2002 Редактировал(а): Аментет 5 сентября 2019, 11:34
Мне нравится ( 0 ) Об авторе: Редактировал(а): Аментет 5 сентября 2019, 11:34 Редактировать
Майле́н Аро́нович Константи́новский, (1 мая 1926, Ташкент — 19 июля 2002, Москва) — русский детский писатель и драматург, популяризатор науки.
С 1962 года занимался литературной деятельностью (заметки в журнале Наука и жизнь), писал научно-популярные книги для детей.
Создал знаменитый цикл детских радиопередач КОАПП (Комитет Охраны Авторских Прав Природы) о науке бионике, с огромным успехом шедший в 1960-е и 1970-е годы. Сценарии-пьесы КОАППа, где главными действующими лицами были животные (Кашалот, Мартышка, Гепард, Сова и др.) и Человек, живо, легко, с потрясающим остроумием знакомили детей со сложными и интересными явлениями живой природы, представляющими интерес для науки и техники. Константиновский получал огромное количество писем от юных радиослушателей, порой для ответа на них ему «приходилось проводить вечера в Ленинке. Потом привлекли биологов, которые занимались ответами»[1]. В 1998 году за передачу КОАПП ему была присуждена Государственная премия России. В 2000—2002 годах был сценаристом возрождённой версии КОАПП на канале ОРТ, в которой в роли животных были известные артисты. После его смерти программа прекратилась.
Майлен Аронович Константиновский похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы[2].
Читайте также: