Любит ли софья молчалина с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
Алексей Степанович Молчалин - юноша, по словам Фамусова, "безродный" (не дворянин), ранее никому не известный, но отличающийся деловыми качествами и безупречным поведением подчиненного. Видя такое усердие, Фамусов позаботился о нем, хотя они и не родственники: перевел его из Твери в Москву, взял к себе в секретари и дал ему чин.
На первый взгляд, Молчалин кажется застенчивым и несмелым, почтительным и послушным. Он, как отзывается о нем острослов Чацкий, «услужлив, скромненький», «на цыпочках», «не богат словами».
О себе Молчалин говорит (Чацкому), что у него два таланта - «умеренность и аккуратность». Молодой человек нравится представителям старшего поколения, так как он «услужник знаменитый»: умеет сказать приятные слова немолодым дамам, терпеливо играть в карты со «старичками», несмотря на то, что молодежь считала бы это скучнейшим занятием. «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», - считает герой.
Софья любит Молчалина за то, что он не похож на светскую молодежь: по её словам, «уступчив, скромен, тих», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Она считает, что недостаток у героя блестящего ума, подобного уму Чацкого, составляет даже преимущество Молчалина.
Однако Молчалин - непростой характер, герой, являющийся совсем не тем, за кого себя выдает, искусно носящий маску лицемер. Чацкий еще в начале комедии замечает: «Он дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных». Но и главный герой недооценивает Молчалина, говоря о нем, что он «на всех глупцов похож», и какое-то время не веря в то, что Софья предпочла такого пустого человека.
"Приди в обед, побудь со мною; // Я правду всю тебе открою." Молчалин и Лиза. "Приди в обед, побудь со мною; // Я правду всю тебе открою." Молчалин и Лиза.Молчалин не бескорыстен и не простодушен, он имеет скрытую от других глаз цель, к которой идет медленно, но верно, - занять свое место в верхушке общества. Ради достижения этой цели он готов отказываться от развлечений, свойственных молодости, притворяться. Вот его жизненное кредо:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин - антипод Чацкого, характер, оттеняющий образ главного героя. Безусловно, это один из социальных типов, показанных в комедии. «Молчалины блаженствуют на свете», «В нем Загорецкий не умрет» (то есть способный на обман, низкий, лишенный нравственных качеств человек), - говорит об этом типе Чацкий. Противопоставляя героев, Грибоедов использует прием антитезы.
Софья - противоречивая героиня, «книжная» героиня, живущая ложными идеалами
А. С. Грибоедов писал о Софье: «Девушка сама неглупая, предпочла дурака умному человеку». А. С. Пушкин сказал о ней, что героиня «начертана неясно», И. А. Гончаров - что она «грешит грехом неведения и слепоты».
С одной стороны, Софья - сильная, страстная, неординарная натура, она имеет свое мнение: «Что мне молва? // Кто хочет, так и судит», «Да что мне до кого? // До них? до всей вселенны?».
С другой стороны, ее характер деформирован особенностями московского воспитания и чтением сентиментальных французских романов. Именно поэтому наделенному критическим, насмешливым умом Чацкому она предпочла тихого и робкого в обращении с ней Молчалина. «Героем своего романа» Софья видит человека чувствительного, обладающего нежным, трепетным сердцем, но девушка не замечает резкую грань между романтическим вымыслом, которым она живет, и обыденной действительностью. Идеализируя Молчалина, Софья выбирает не истинное живое чувство, а приукрашенную подделку.
Софья. Софья.Знатная девушка, полюбившая бедного и безродного, пытается по-своему противостоять духовной пустоте светского общества и не похожа на других дворянских дочерей.
Однако, не замечая того, героиня живет согласно жестоким правилам света и готова пойти на ложь во взаимоотношениях как с отцом, так и с Чацким. Пытаясь отомстить нелестно высказывавшемуся о Молчалине Чацкому, она поддерживает слух о безумии главного героя. Ремарки и реплики в сторону показывают, что это ее обдуманное решение.
В финале комедии, сталкиваясь с реальностью, обнаруживая обман и предательство Молчалина (он добивается благосклонности миловидной служанки Лизы и признаётся ей, что вовсе не намерен жениться на её госпоже), Софья, подобно Чацкому, испытывает свой «мильон терзаний». Героиня терпит поражение, так как разрушен ее ложный романтический мир, при этом ей хватает мужества и мудрости винить во всем себя. «Я виню себя кругом», - говорит девушка.
Добавим: Софья не выбрала Чацкого ещё и потому, что он сам был недостаточно последователен: признавшись ей в любви, исчез на три года. Это вполне логичное объяснение отношения героини к Чацкому присутствует и в немного авангардном спектакле Меньшикова: например, Софья делает вид, что дает пощечину главному герою, а тот шутливо принимает этот жест, показывая боль.
Вместе с тем нельзя отрицать и того, что воспитанная в приземленной среде Софья - героиня душевная, но недостаточно духовная. Она не смогла понять причину скуки и отъезда Чацкого, причину его шутовства, широту взглядов героя, его глубокие внутренние потребности.
Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии "Горе от ума"
После того, как родители Чацкого умерли, господин Фамусов взял юного Чацкого к себе на воспитание:
". Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату. "
Чацкий и Софья выросли вместе. Их связывает детская дружба:
". Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой. "
". где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам. "
Когда-то Софья любила Чацкого, а он любил ее:
". Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его. "
3 года назад Чацкий уехал в путешествие по миру, и Софья быстро о нем забыла. Она влюбилась в подлого "тихоню" Молчалина:
". Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога. "
Теперь, спустя три года, Чацкий возвращается в Россию (это происходит в самом начале комедии). Его чувства к Софье не изменились - он по-прежнему влюблен в нее:
". Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно. "
Чацкий не подозревает, что Софья разлюбила его и что теперь она влюблена в Молчалина:
". Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов. "
Чацкий не догадывается, что Софья тайно встречается с Молчалиным и запирается с ним по ночам в своей комнате:
". Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало. "
Софья не подозревает, что Молчалин обманывает ее и притворяется влюбленным ради выгоды:
". Ее / По должности, тебя. "
". И вот любовника я принимаю вид. "
Действительно, Молчалин не видит в Софье ничего "завидного". Он влюблен в служанку Лизу, к которой пристает, когда никто нет рядом:
". Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного. "
Чацкий и Молчалин знакомы, судя по всему, уже несколько лет. Чацкий считает Молчалина жалким, глупым человеком:
". Молчалин прежде был так глуп. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел. "
В свою очередь Молчалин ведет себя с Чацким покорно и смиренно, как и с остальными людьми. Молчалин даже дает Чацкому советы, как добиться успеха в обществе:
". К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. "
В конце концов Софья разоблачает Молчалина: она слышит, как тот признается в любви Лизе. Софья понимает, что Молчалин, "ужасный человек", обманывал ее из корыстных побуждений:
". Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. "
Чацкий в свою очередь разоблачает Софью: он слышит, как она ругает Молчалина за измену. Так Чацкий убеждается, что Софья обманывала его:
"Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех. "
Старик Фамусов вмешивается в этот скандал, но неправильно понимает ситуацию. Он решает, что Софья тайно встречается с Чацким, а не с Молчалиным, потому что трусливый Молчалин успевает спрятаться:
". За двери прячется, боится быть в ответе. "
Старик Фамусов злится на Чацкого и Софью и не подозревает о подлости Молчалина. В наказание отец отправляет "бесстыдницу" Софью жить в деревню:
". Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать. "
Кроме того Фамусов запрещает Чацкому приближаться к Софье и, судя по всему, также запрещает ему бывать у себя в доме:
". А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта. "
Чацкого не расстраивает запрет Фамусова, потому что он сам глубоко разочарован в Софье и разрывает отношения с ней. Чацкий сообщает Фамусову о том, что он сам не собирается свататься к Софье, то есть "не угрожает сватаньем":
". Довольно. с вами я горжусь моим разрывом. "
". Я сватаньем моим не угрожаю вам. "
В конце концов один лишь Молчалин выходит сухим из воды из этой истории и остается на службе у Фамусова. Старик Фамусов находится в "счастливом неведении" и не подозревает о подлости своего секретаря:
". Желаю вам дремать в неведеньи счастливом. " (Чацкий о неведении Фамусова)
Это были цитатные образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума" Грибоедова, описание отношений героев, история любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, отношений Молчалина и Софьи.
Молчалин
Молчалин пугается излишней откровенности Софьи, которая не в состоянии скрывать своих чувств к нему.
«Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны».
Источник: Действие II, явление 11
Молчалин не любит Софью и заводит с ней роман из корыстных побуждений.
Какое личико твоё!
Как я тебя люблю!
Источник: Действие II, явление 12
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Источник: Действие IV, явление 12
Лиза беспокоится о юной барышне и пытается давать ей советы. Она считает, что Софья не должна завязывать отношения с Молчалиным.
«Вот то-то-с, моего вы глупого сужденья
Не жалуете никогда:
На что вам лучшего пророка?
Твердила я: в любви не будет в этой прока
Ни во веки веков».
Источник: Действие I, явление 5
Следующая цитата
Софья Фамусова — один из центральных персонажей комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор наделяет этот образ противоречивыми чертами: с одной стороны, Софья является представительницей «фамусовского» общества, с другой — обладает такими чертами, как смелость, независимость, желание развиваться. Характеристика Софьи Фамусовой важна для раскрытия качеств главного героя произведения, Чацкого, а также для обличения пороков старосветского высшего общества.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Внешность
Софья — юная девушка, ей исполнилось семнадцать лет.
Источник: Действие I, явление 7
Внешний вид Софьи вызывает восхищение: девушка очень хороша собой.
Неподражаемо, и это вам известно». Источник: Чацкий, Действие I, явление 7
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
Источник: Чацкий, Действие I, явление 9
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Софья Павловна Фамусова.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности, дочь богатого дворянина, девушка на выданье.
Семья — отец Павел Афанасьевич Фамусов, мать умерла.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — единственная дочь богатого, уважаемого чиновника, дворянина.
Воспитание — после смерти матери воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
Образование — домашнее образование, традиционное для дворянских семейств.
Внешность — юная, очаровательная девушка, чья красота только распустилась.
Характер — решительная, независимая, эмоциональная, своенравная, гордая, способная на сильное чувство.
Положительные черты — смелая, доверчивая, откровенная, честная.
Отрицательные черты — капризная, эгоистичная, недальновидная, способная на подлый поступок.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Отец (Фамусов)
Фамусов глубоко возмущён тем, что Софья провела ночь наедине с Молчалиным.
«А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! — Занятье для девицы!»
Источник: Действие I, явление 4
Павел Афанасьевич считает, что недостойное поведение дочери — результат чтения книг.
И вот плоды от этих книг!»
Источник: Действие I, явление 4
Фамусов уверен, что лучшим примером для дочери является он сам.
«Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца».
Источник: Действие I, явление 4
Павлу Афанасьевичу не по душе современное образование для девушек из высшего сословия, которое, по его мнению, лишь развращает их.
«Дались нам эти языки!
Бepём же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему –
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жёны их готовим скоморохам».
Источник: Действие I, явление 4
Будучи представителем богатого знатного семейства, Фамусов не потерпит, чтобы его единственная дочь вышла замуж за бедного человека.
«Кто беден, тот тебе не пара».
Источник: Действие I, явление 4
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звёздами да с чинами».
Источник: Лиза, Действие I, явление 5
Фамусов глубоко возмущён безнравственным поведением дочери.
«Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем. »
Источник: Действие IV, явление 14
Фамусов искренне не понимает, как Молчалин мог пленить его дочь.
«Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!»
Источник: Действие IV, явление 14
«Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю,
Ещё дни два терпение возьми:
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать».
Источник: Действие IV, явление 14
Чацкий
При встрече с Софьей Чацкий замечает её неискренность по отношению к нему.
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Вы ради? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?»
Источник: Действие I, явление 7
Чацкий находит Софью настоящей красавицей.
«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно».
Источник: Действие I, явление 7
«Как Софья Павловна у вас похорошела!»
Источник: Действие I, явление 9
Источник: Действие I, явление 9
Несмотря на холодность Софьи, Чацкий признаётся ей в любви. Именно к ней он спешил после долгой разлуки.
«И день и ночь по снеговой пустыне,
Спешу к вам, голову сломя.
И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!
Вот полчаса холодности терплю!
Лицо святейшей богомолки. —
И всё-таки я вас без памяти люблю».
Источник: Действие I, явление 7
«Простите; я спешил скорее видеть вас,
Источник: Действие I, явление 7
Любовь к Софье так сильна, что Чацкий готов ради девушки на любой, даже самый безумный поступок.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
Источник: Действие I, явление 7
Узнав, какое ничтожество (Молчалина) Софья предпочла ему, Чацкий глубоко разочаровывается в девушке. Она перестаёт казаться ему идеальной и достойной его любви.
«Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!»
Источник: Действие IV, явление 14
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Характеристика Софьи другими героями
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Софьи Фамусовой вместе!
Биография
Софья Павловна Фамусова — 17-летняя девушка, дворянка, единственная дочь богатого и знатного чиновника Павла Афанасьевича Фамусова. Рано лишившись матери, девочка воспитывается гувернанткой-француженкой мадам Розье.
Девушка получает образование, традиционное для отпрысков аристократов того времени. Она музицирует, владеет иностранными языками, умеет достойно вести себя в высшем обществе. Как и большинство своих ровесниц, она увлекается чтением французских романов.
Лишённая влияния матери, Софья ведёт себя очень свободно и способна, запершись в комнате, всю ночь провести с молодым человеком. Она чувствует себя полноправной хозяйкой в доме, которая может не отчитываться за свои поступки.
В детстве она была влюблена в Александра Чацкого, своего верного товарища по играм. Его внезапный отъезд за границу, долгая разлука, а затем внезапное появление выбивают Софью из привычной колеи. При встрече с Чацким Софья понимает, что не способна ответить ему взаимностью: прогрессивно мыслящий, смелый, ироничный Александр Чацкий наводит на неё страх. Она распускает в обществе слух о его сумасшествии, чем вынуждает навсегда покинуть Россию.
Образ Софьи Фамусовой
Софья Фамусова представляет собой весьма неоднозначный, противоречивый женский образ в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Воспитанная в лучших традициях того времени, девушка прекрасно владеет музыкальными инструментами, иностранными языками, увлекается литературой. На фоне «фамусовского» общества она выделяется своим умом, ясным мышлением, индивидуальностью. Даже несмотря на критическое отношение отца к образованию, девушка стремится к саморазвитию.
Наделённая от природы сильным и независимым характером, Софья не понимает, в каком направлении ей двигаться, так как лишена нравственных ориентиров. Она выступает своенравной и капризной аристократкой, способной на самые отчаянные поступки. Вместе с тем это честная и откровенная девушка, которая может любить всем сердцем.
Имея от природы достаточно сильный потенциал, она всё же принимает решение погрузиться в «фамусовское» общество, в котором царят ложь, лицемерие, чинопочитание.
Черты характера и поступки
Софья влюблена в Молчалина — молодого человека, работающего секретарем её отца.
«Счастливые часов не наблюдают».
Источник: Действие I, явление 3
«Идите; целый день ещё потерпим скуку».
Источник: Молчалину при прощании, Действие I, явление 3
«Кого люблю я, не таков:
Молчалин, за других себя забыть готов,
Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело
Ночь целую с кем можно так провесть!»
Источник: Действие I, явление 5
Софья, не стесняясь, признаётся Молчалину в своих чувствах. Этим она демонстрирует свою смелость и отсутствие предрассудков.
«Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?»
Источник: Действие II, явление 11
«Готова я была в окошко, к вам прыгнуть».
Источник: Действие II, явление 11
Окрылённая любовью к Молчалину, Софья готова игнорировать всё, что о ней подумают другие.
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Источник: Действие II, явление 11
Софья совершенно равнодушна к Чацкому, который пугает её своими смелыми взглядами на жизнь, прямотой, язвительностью.
Источник: Действие II, явление 8
Софья Фамусова — легкомысленная, ветреная девушка.
И знаю, и винюсь; но где же изменила. » (Софья о своей влюблённости в Молчалина, Действие I, явление 5)
Софья считает себя смелой, отважной девушкой.
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
Карета свалится, — подымут: я опять
Готова сызнова скакать».
Источник: Действие II, явление 8
Софья — искренняя девушка, которой очень сложно притворяться.
Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
Источник: Действие II, явление 11
Софья Фамусова — гордая девушка, с чувством собственного достоинства. Узнав о коварстве Молчалина, она без сожаления вычёркивает его из своего сердца.
«Упрёков, жалоб, слёз моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала».
Источник: Действие IV, явление 12
Софья — решительная девушка, способная на поступки, которые могут скомпрометировать её. Однако возможный позор её не пугает.
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу».
Источник: Действие IV, явление 12
«Сама довольна тем, что ночью всё узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала».
Источник: Действие IV, явление 12
Софья — сильная девушка, способная признавать собственные ошибки.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!»
Источник: Действие IV, явление 13
Софья, желая досадить Чацкому, распускает слух о его помешательстве. Столь подлый поступок вызван сильным раздражением, которое вызывает в ней поведение Чацкого.
Он не в своём уме.
Ужли с ума сошёл?
Не то, чтобы совсем…
Однако есть приметы?
София (смотрит на него пристально)
Источник: Действие IV, явление 13
Следующая цитата
В этой статье представлены образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума", описание отношений героев, истории любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, Молчалина и Софьи.
Смотрите:
- Краткое содержание комедии
- Все материалы по комедии "Горе от ума"
Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии "Горе от ума": отношения, любовь, история взаимоотношений
Софья Павловна Фамусова - 17-летняя прелестная девушка, дворянка, дочь богатого московского чиновника Фамусова. Софья, как все светские барышни, знает французский язык, умеет танцевать и играет на музыкальных инструментах:
". В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно. "
Александр Андреевич Чацкий - молодой дворянин, друг Фамусовых. Покойный отец Чацкого был другом господина Фамусова. Чацкий - остроумный, гордый молодой человек, осуждающий нравы современного дворянского общества:
Алексей Степанович Молчалин - секретарь господина Фамусова, хитрый и расчетливый человек. Молчалин старается всем угодить и понравиться, чтоб извлечь свою выгоду:
". Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья. "
Портрет
Художественный портрет Софьи основан на том, что она является дочерью дворянина, всеми уважаемого чиновника Павла Афанасьевича Фамусова.
Источник: цитата из списка действующих лиц
Источник: Действие IV, явление 12
Софья — дочь богатого человека, и её будущий супруг должен ей полностью соответствовать.
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Портретная характеристика Софьи основывается также на её сильном, решительном характере.
«Однако о себе скажу,
Что не труслива. Так, бывает,
«Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят».
Источник: Действие II, явление 11
Следующая цитата
Цитаты
«Молчалин за других себя забыть готов
Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело,
Ночь целую с кем можно так провесть! »
«Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко»
«Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»
«При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог;
Мы резвимся, хохочем,
Он с ними целый день засядет, рад не рад,
Играет… »
«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю».
«…Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех»
Воспитание
Поначалу, после смерти матери, воспитанием Софьи занималась гувернантка-француженка.
«Уж об твоём ли не радели
Об воспитаньи! с колыбели!
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Старушку-золото в надзор к тебе приставил:
Умна была, нрав тихий, редких правил».
Источник: Действие I, явление 4
Софья получила традиционное дворянское образование на дому, которое заключалось в игре на музыкальных инструментах, изучении иностранных языков, правил этикета и пр.
«Дались нам эти языки!
Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!»
Источник: Фамусов, Действие I, явление 4
Софья владеет игрой на музыкальных инструментах, и занятия музыкой доставляют ей удовольствие.
«То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано?»
Источник: Действие I, явление 2
Софья увлекается чтением. Как и большинство барышень того времени, она читает французские романы.
Источник: Действие I, явление 2
Читайте также: