Люби бога и делай что хочешь откуда цитата
Обновлено: 21.12.2024
1. Два рода любви существуют в этом мире, которые постоянно между собою враждуют: любовь к миру и любовь к Богу. Которая из них победит, та и влечет любящего как бы своей тяжестью. Потому что не на крыльях или не на ногах, но чувством приближаемся мы к Богу. Равным образом не телесными путами или узами, но противоположными тем чувствами привязываемся мы к земле. И Христос приходит для того, чтобы изменить твои привязанности и, вместо любви к земному, возбудить в тебе любовь к жизни небесной. Сделался по причине нас Человеком Тот, Кто создал человека; Бог принимает образ человека, чтобы обожествить человека. Здесь, на земле, предстоит нам борьба, борьба с плотью, борьба с диаволом, борьба с миром. Но станем надеяться, что Тот, Кто установил эту борьбу, не оставит нас без Свой помощи; Он увещевает нас не кичиться своими силами. Кто надеется на свои силы, надеется на силы человеческие. Но «проклят человек, который надеется на человека» ( Иер.17:5 ). Пылая пламенем этой чистой святой любви, мученики силою духа сжигали сено плоти. Невредимые духом восходили они к Тому, от Кого были вдохновлены. Полная же слава получена будет ими вместе с самою презренною ими плотью в воскресение мертвых. Потому и «сеется в уничижении» , чтобы возстать во славе ( 1Кор.15:43 ).
2. Возбужденным этой любовью или, скорее, для того, чтобы возбудить, Господь говорит следующее: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и. кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:37–38 ). Не уничтожает Он любви к родителям, жене и детям, но упорядочивает ее. Не сказал: «кто любит», но: «кто любит. более. Меня» . Это есть то же, что и Церковь говорит в книге Песнь Песней: «и знамя его надо мною – любовь» ( Песн.2:4 ). Люби отца своего, но не более Господа. Люби родителя, но не более Создателя. Отец хотя и родил, но не сам образовал тебя. Потому что, кто и каков ты будешь, – не знал он, когда ты рождался. Отец воспитал тебя, но не он произвел хлеб для тебя, голодающего. В конце концов, кое-что оставив для тебя на земле, отец твой уходит, чтобы ты последовал ему, и смертью своею освобождает место для твоей жизни. Отец же – твой Бог – все, что ни сохраняет для тебя, сохраняет вместе с Собой, так что ты получаешь наследство вместе с отцом и не ждешь в ожидании наследства, когда владелец уйдет, но соединяешься с Тем, Кто всегда пребывает, ты, имеющий также всегда пребывать. Люби отца, но не более Бога твоего. Люби мать твою, но не более Церкви, которая родила тебя для жизни вечной. Из самой любви к родителям заключи, наконец, как нужно любить Бога и Церковь. Если так должно любить тех, которые родили тебя для того, чтобы ты умер, то как же следует любить тех, кои родили тебя для вечности, чтобы ты всегда пребывал. Люби жену твою, люби детей твоих во имя Бога, научая их чтить вместе с тобою и Бога, с Коим когда соединишься ты, не будешь бояться никакого разделения. Поэтому не следует любить детей своих более Бога, и худо любил бы ты их, если бы не позаботился привести к Богу вместе с собою. Придет и для тебя, быть может, час мученичества. Ты захочешь исповедывать Христа. Исповедав, получишь, может быть, временную смерть. Но вот отец, жена или сын соблазняют тебя, чтобы ты избег страданий, но прельщениями своими производят они то, что ты действительно умираешь. Тогда лишь исполняешь слова Христовы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот не достоин Меня» , – когда такие прельщения не действуют на тебя.
3. Однако на прельщения от своих все же склоняется иногда плотское чувство, и некоторым образом поддается им наша впечатлительность. Но исправь неровности тленной одежды и опояшься добродетелью. Терзает ли тебя любовь плотская? – Возьми крест свой и следуй за Господом. Ведь и Сам Спаситель твой, хотя и Бог во плоти, хотя и Бог вместе с плотью, однако же показал немощь человеческую, когда говорил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ). Знал Он, что не минует Его эта чаша. Для испития ее и пришел Он по воле Своей, а не по принуждению должен был выпить эту чашу. Был Он всемогущ и, если бы желал, мог бы миновать ее, потому что Он – Бог со Отцом, и потому что – Он и Отец – один Бог. Но, будучи в образе раба, в том именно, что воспринял от тебя и за тебя, Он издал голос плоти. Тебя в Себе благоволил Он изобразить, так что и в Нем находишь ты немощь, чтобы научиться терпению. Показал Он желание, коим можешь и ты искушаться, и в то же время научил, какую волю и какому желанию ты должен отдавать предпочтение. "Отче Мой! – говорит Он, – если возможно, да минует Меня чаша сия» . Это – воля человеческая; «человека показываю», как бы говорит Господь, в форме раба говорю: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» . Это та воля, о которой и Петру сказано: «а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:18 ). Но тем ли мученики побеждали, когда воле плотской предпочитали волю духовную? Любили они эту жизнь и заключали отсюда, как нужно любить ту вечную жизнь, если так любится эта преходящая. Имеющий умереть не хочет умирать, и все-таки неизбежно умрет, хотя постоянно отгоняет мысль о смерти. Ничего не поделаешь, хотя и не хочешь умереть, ничего не можешь предпринять, потому что нет у тебя никакой возможности избежать смерти. Против твоего желания придет то, чего ты боишься. Случится то, чего ты избегаешь. Много трудишься ты, чтобы отсрочить смерть. Но неужели хочешь совсем избежать ее? Итак, если привязанные к этой жизни так много заботятся о том, чтобы только отсрочить смерть, то как много следует заботиться о том, чтобы избегнуть смерти? Вот, не хочется умереть тебе?! Измени свои привязанности и увидишь, что есть смерть, не та, которая будет, хочешь ты или не хочешь ее, но та, которой избегнуть от твоей воли зависит.
4. Итак, наблюдай, есть ли в сердце твоем и какая любовь, блестит ли искра из пепла плоти, крепко ли сердце твое настолько, чтобы не только не падать под тяжестью искушения, но еще более гореть любовью, наблюдай, не тлеешь ли ты, как пакля, которая гаснет от легкого дуновения, или горишь, как твердое дерево, как уголь, от дуновения сильнее разгорающийся. Пойми, что есть две смерти: одна временная – это смерть первая, а другая вечная – это смерть вторая. Первая смерть определена для всех, а вторая только для злых, нечестивых, неверующих, ругателей и всех противящихся здравому учению. Смотри же, помни об этих двух родах смерти. Может быть, обеих их хотел бы избегнуть ты. Знаю, что любишь жизнь и не хочешь умереть, и из этой жизни так хотел бы перейти ты в другую жизнь, лучшую, чтобы живым измениться к лучшему, а не воскресать, предварительно умерши. Этого хотел бы ты. Так настроено чувство человеческое. Таковы, как бы, воля и вожделения самой души нашей. Любя жизнь, она ненавидит смерть, любит тело свое и не желает, чтобы с ним произошло то, что она ненавидит. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти» ( Еф.5:29 ). На это свойство апостол указывает и в другом месте, когда говорит: «мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище. потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» ( 2Кор.5:1–4 ). Не хочешь ты совлечься, но хочешь быть облеченным. Но о том следует заботиться, чтобы, совлекшись, вследствие смерти, плотской одежды, ты оказался облеченным в броню веры, на что указывая, апостол говорит: «только бы нам и одетым не оказаться нагими» ( 2Кор.5:3 ). Первая смерть совлечет с тебя плоть, которая истлеет и в свое время опять возстанет. Хочешь не хочешь, будет это, так как не потому ты воскреснешь, что хочешь этого, а если не хочешь или не веришь тому, то и не воскреснешь. Старайся лучше о том, чтобы по воскресении иметь то, что хочешь иметь. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут , – без различия и добрые, и злые – все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия – и изыдут, изринуты будут из бездны. Никакая тварь не в состоянии будет удержать мертвых, когда раздастся голос Творца. «Все, – говорит Господь, – находящиеся в гробах, услышат глас. и изыдут» . Сказав »все« , Он как бы произвел слияние или смешение. Но слушай дальше о разделении. »Изыдут , – говорит, – творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Это осуждение, для которого воскреснут нечестивые, и есть вторая смерть. Зачем, христианин, боишься ты этой первой смерти? Придет она непременно к тебе, против воли твоей придет. Вот, хочешь освободиться ты от варваров, чтобы не быть убитым. Хочешь избавиться от сильного, не щадишь имения твоего, заставляешь терпеть лишения детей твоих и, избавившись, на другой день умираешь. Должно более стараться тебе о том, чтобы избавиться от власти диавола, который влечет тебя вместе с собою ко второй смерти, когда нечестивые, стоящие по левую сторону, услышат: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Об избавлении от этой второй смерти и следует позаботиться тебе. Может быть, скажешь: Как? Не имуществом, конечно, не деньгами; будь лишь справедлив, если хочешь избежать второй смерти. Деньги может отнять у тебя враг твой и потом уведет тебя в плен, и ты не будешь иметь, чем выкупить себя, так как всем имуществом твоим владеть будет тот, кто будет владеть и тобой. Справедливости же не потеряешь ты, если не захочешь. Во внутренней сокровищнице сердца твоего обитает она. Ее старайся иметь, ею старайся овладеть, чтобы потом избавиться от второй смерти. Если ты не захочешь этой второй смерти, ее не будет, так как будет у тебя, если захочешь, средство, коим можешь избавиться от нее. Правду же получает воля наша от Бога и пьет ее, как бы из своего источника. Всякий безпрепятственно приближается к этому источнику, если достойно приближается. Обрати внимание и на помощь, которая подается тебе. От неприятеля спасает тебя серебро твое. От первой смерти избавляешься ты иногда имением твоим. От второй смерти избавляет тебя кровь Господа твоего. Имел Он кровь и для того принял кровь, чтобы пролить для спасения нашего. Кровь Господа твоего за тебя проливается, если хочешь, и не за тебя, если ты не хочешь этого. Может быть, скажешь ты: имел кровь Господь мой, чтобы избавить меня. Но когда страдал, Он всю ее отдал. Что осталось еще у Него, чтобы Он мог дать еще и за меня? Но, однажды проливши кровь, Он пролил ее за всех. Кровь Христа – спасение для следующих за Ним и наказание для отвергающихся от Него. Будешь ли сомневаться еще ты, боящийся смерти, что лучше избавиться от второй смерти? А от нее избавляешься тогда, если берешь крест твой и следуешь за Господом, потому что Он подъял Свой крест и взыскал раба Своего.
5. И не убеждают ли вас, братия мои, в том, что нужно любить жизнь вечную, те, которые так привязаны к настоящей временной жизни? Сколь многое делают люди для того только, чтобы жить эти немногие дни? Кто может исчислить труды и усилия всех, желающих жить и вскоре потом умирающих? Сколь многое делают они даже из-за немногих дней? А что делаем мы для жизни вечной? Что сказать, если вспомнишь, что делается из-за этих немногих дней на земле? Может быть, ныне живущий завтра умрет?! И вот, из-за неизвестного, ради немногих дней неизвестных, – что делают люди, что измышляют? И если вследствие болезни тела, впадают они в руки врача, если ожидается спасение от знающих и опытных лиц, если находится врач, могущий утешить отчаявшегося, – чего только не обещают ему и сколь многое отдают вперед, хотя бы ничего еще не было известно! Чтобы только немного пожить, отдают средства, на которые живут. Или, когда кто впадет в руки неприятеля и разбойника, если это будет отец, то сыновья, желая защитить и избавить его, спешат к нему на помощь и отдают то, что оставил бы он им, думая спасти его, чтобы схоронить затем. Сколько домогательств, сколько просьб, сколько усилий употребляют они – кто может исчислить все это? Но я хочу сказать нечто более ужасное и даже невероятное, если бы оно не случалось. Для чего говорить, что люди отдают, лишь бы жить, и ничего не оставляют себе?! Чтобы прожить только немногие неизвестные дни под постоянным страхом и в трудах – сколь многое они тратят? Сколь многое отдают? О, люди, люди! Я сказал уже, что тратят они даже и то, чем живут, лишь бы продлить жизнь свою. Но выслушайте о худшем и более тяжком, более преступном, даже маловероятном, как я сказал, если бы оно не случалось. Чтобы только немного пожить, жертвуют они даже тем, чем могли бы обезпечить себе постоянную жизнь. Выслушайте и вникните в то, что скажу я. Вот еще не сказано это, и однако многие уже заволновались из тех, коим Господь наперед благоволил открыть это, хотя оно еще и не высказано мной. Оставьте тех, кои для того, чтобы приобрести возможность недолго пожить, отдают и губят то, чем поддерживают самую жизнь свою. Посмотрите на тех, кои, чтобы приобрести себе возможность недолгой жизни, губят то, чем обезпечивали бы себе право вечной жизни, а именно: веру и благочестие, что есть как бы имущество, коим приобретается жизнь вечная. Вот неожиданно выйдет к тебе враг и, устрашая тебя, скажет не так: «Дай мне денег, и ты будешь жив», а заставит тебя отвергнуться от Христа, обещая сохранить тебе жизнь. Но когда ты сделаешь это, то, хотя и получишь право пожить еще немного, однако лишишься права на вечную жизнь. Скажи ты, боящийся смерти, это ли значит любить жизнь? Почему ты испугался смерти, если не потому, что любишь жизнь? Но Христос есть жизнь. И зачем ты домогаешься этой ничтожной, непродолжительной жизни, чтобы потерять жизнь блаженную? Или, может быть, ты не терял веры и не имел чего терять?! Итак, держись же того, чем можешь достигнуть вечной жизни. Посмотри на ближнего твоего, сколь многое делает он для того, чтобы хотя немногое время прожить. Подумай ты, уже отрекшийся от Христа, какое великое зло сделано тобой ради этих немногих дней жизни? И неужели не хочешь ты презреть эти недолгие дни, чтобы уже никогда не умирать, чтобы пребывать в вечном дне и чтобы под покровом Создателя твоего, в вечном царстве, сделаться равным ангелам? Что погубил ты, чего не сделал? Не взял ты креста твоего для того, чтобы следовать за Господом.
6. Смотри же, сколь благоразумным хочет видеть тебя Тот, Кто сказал тебе: «возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ), и еще: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Мф.10:39 ). Кто сбережет душу свою, тот потеряет ее. А кто потеряет, тот сбережет ее. Для того чтобы погубить душу, будешь беречь ее, а когда погубишь, в конце концов, сбережешь ее. Два есть способа сбережения, и между ними указывается одна погибель. Никто не может потерять души своей ради Христа, если сначала не сбережет ее. И никто не может сберечь души своей во Христе, если сначала не погубит ее. Итак, береги, чтобы потерять. Теряй, чтобы сберечь. Но каким образом ты прежде сберегаешь ее, так что имеешь ту, которую теряешь? Когда думаешь, что ты в одном лишь отношении действительно смертен, когда помышляешь о Том, Кто создал тебя и вдуновением создал тебе душу, и помнишь, что ею обязан Тому, Кто дал ее, что Тому должна быть она возвращена, Кто направил ее и устроил. Сберегаешь ты душу свою, когда содержишь ее в вере; если веруешь, сбережешь ее. Ты был погибшим прежде, нежели стал веровать. Сберег ты душу свою, бывши мертвым в неверии и оживши в вере. Таков ты теперь, что можно сказать тебе: «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк.15:32 ). Обрел ты душу свою в вере истинной, когда ожил от смерти неверия. Вот что значит, что сберег ты душу свою. Губи ее, но пусть душа твоя будет семенем для тебя. Потому что и земледелец молотьбою и веянием находит пшеницу и опять при посеве теряет ее. Находится на гумне то, что погибает в семени. Погибает при посеве то, что находится в жатве. Итак, тот сбережет душу свою, кто потеряет ее. Но если хочешь жать, зачем ленишься сеять?
7. Замечай же, когда сберегаешь душу свою и когда губишь ее. Но как ты сберег бы ее, если бы не возжег в тебе света Тот, о Ком говорится в псалме: «Ты возжигаешь светильник мой, Господи» ( Пс.17:29 )? И сберег ты душу свою, если только Он возжигает в тебе этот светильник. Смотри также, как ты можешь губить ее. Не следует легкомысленно терять того, что так тщательно должно оберегаться. Не сказал Господь: «кто потеряет ее, тот сбережет», но: кто «потеряет ее. ради Меня» . Может быть, когда увидишь на берегу тело потерпевшего кораблекрушение торговца, с сожалением поплачешь о нем и скажешь: Несчастный человек! Из-за золота погубил ты душу свою. Справедливо скорбишь тут, справедливо жалеешь. Поплачь о том, кому не можешь теперь оказать помощи. Вот из-за золота мог потерять он душу свою, из-за золота не мог сберечь ее. К погибели души своей был он способен, к приобретению ее оказался менее годным. Следует подумать при этом не о том, что погубил, но почему погубил. Если из-за корысти, то вот лежит бездыханное тело, и где то, что казалось так привлекательным? И все-таки возобладала корысть, ради золота погублена душа, ради же Христа она не погибла и о, если бы погибла! Не будь же неразумен и будь тверд: слушайся Творца своего. Тот научит тебя и сделает мудрым, Кто создал тебя. Не смущайся ради Христа потерять душу свою. Создателю своему вверяешь то, что, по-видимому, теряешь. Конечно, теряешь ты; но берет Тот, у Кого ничто не пропадет. И если любишь ты жизнь, губи ее, чтобы сберечь. Потому что, когда сбережешь, хотя уже и не будет того, что губил ты, но останется навсегда причина, из-за которой губил. Во всяком случае, сберегается при этом та жизнь, которая уже не может погибнуть. Потому что и Христос, Который показал тебе пример в рождении, смерти и воскресении, «воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим.6:9 ).
Источник: Проповеди блаженного Августина : (Доб. к кн.: "Блаженный Августин, как проповедник") / Пер. с латин. яз. на рус. прот. Дмитрий Садовский. - Сергиев Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1913. - V, 228, II с.
Следующая цитата
Библия, помимо разного рода пророчеств, историй, множества образов, подарила миру немалое количество крылатых фраз и афоризмов. Фразу "кто не с нами, тот против нас" слышал наверное каждый, и мало кто догадывается что это слова Христа. "Кто не работает, тот не ест" тоже наверняка знают многие, особенно те, кто вырос в Советском Союзе. Эта фраза была мастерски перефразирована в серии любимых комедий Леонида Гайдая. Персонаж Алексея Смирнова "Верзила" мастерски использовал ее в своих интересах, подтрунивая над Шуриком. А между тем апостол Павел в послании к фессалоникийцам самым серьезным образом обращался к своим читателям.
Но самым известной и часто используемой сегодня фразой по моему мнению, является стих из послания к римлянам "все содействует ко благу. (Rom 8:28 RSO) Причем в сильно видоизмененной форме, "что ни делается, все к лучшему" или "то к лучшему" (особенного значения не имеет "то" или "все") В социальных сетях, на различный форумах, этот афоризм появляется с завидной частотой и пользуется наибольшей популярностью. Мало кто обращает внимания на контекст откуда он взят. В различных ситуациях, нередко самых неприятных, в обстоятельствах, когда все что ожидалось, не получалось, люди успокаивают себя этими словами.
Текст довольно не прост. Особенно вторая его часть, где фигурирует идея предопределения. Это настолько тонкая тема, что тут мудрее будет не строить догадок, а лучше молчать. Ибо в средние века, богословы доходили до крайностей, пытаясь осмыслить данную категорию систематического богословия. Кальвин к примеру считал, что если Бог решил кого то спасти, это произойдет, хочешь ты этого или нет. Равно как и погубить. Думаю, что такие идеи скорее вредят, чем приносят мир и утешение. Тем не менее, они содержаться в Библии, что еще раз намекает нам на ее нечеловеческое происхождение, одно только учение о предопределении чего стоит. Нас же интересует другая часть текста. Обратите внимание. Павел пишет свое послание примерно за десять лет до начала гонений. Пожар в Риме при императоре Нероне, костры, клич "христиан ко львам" вот-вот готовы были начаться. Престарелый апостол рассуждая о судьбе и различных тяготах выпадающих на долю верующих, пытается утешить их, заверяя словами "если Бог за нас, кто против нас"? Утешением являются и слова "все содействует ко благу" и обращены они в первую очередь к верующим во Христа людям.
Христианская символика ставшая популярной с течением времени, и не имеющая какого либо отношения к самому христианству, и тут дает о себе знать. Крестики, фразы, образы, все это популярно, но зачастую не несет в себе какой либо смысловой нагрузки. А между тем, в первоначальном виде все это имело самые серьезные, а подчас и трагичные мотивы.
Следующая цитата
Августин Блаженный (Августин Аврелий) (354–430) - один из самых влиятельных мыслителей в истории католической церкви.
Августин. Яндекс.Картинки Августин. Яндекс.КартинкиЕсть у него яркая фраза, которая в оригинале на латинском («Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 8) выглядит так:
Dilige et quod vis fac
"Люби - и делай что хочешь".
"Будь милосердным - и делай что хочешь".
"Люби - и делай что пожелаешь".
"Люби, и тогда чего хочешь - делай" (перевод Джозефа Флетчера/Professor Joseph Fletcher)
По сути все варианты особо не отличаются. Смысл фразы вполне ясен и из первого - самого распространенного - варианта перевода.
Главный посыл: если ты действительно любишь другого человека, то, что бы ты не делал, ты не причинишь ему зла, и поэтому ты совершенно свободен в своих действиях - все они будут во благо .
С христианской этической точки зрения предполагается, что если любовь (агапе, то есть любовь духовная) к другому подлинна, бескорыстна и тотальна, (человеческая) воля обязательно будет направлена на то, что лучше всего (будет как бы «безошибочной»).
Сам Августин иллюстрирует в Послании, что он имеет в виду, следующим примером: «Отец бьет своего мальчика, а похититель гладит его. Если у вас есть выбор между ударами и объятиями, разве вы не выбрали бы объятия и избегали ударов? Но если мы рассмотрим души тех, кто действует, мы поймем, что это любовь хлестает, а зло ласкает. Я подчеркиваю: человеческие поступки можно понять только по их корням в любви. Какие-либо действия могут выглядеть привлекательными, но это не обязательно любовь». В связи с этим возникает ассоциация с афоризмом Ницше: "Щадящая рука убивает." Вырванное из контекста, это высказывание шокирует, но на самом деле его настоящий смысл был близок к сути этих рассуждений Августина.
Однако если бы все было так просто. Имеющий в себе любовь может не знать , в чем состоит благо любимого им человека. Тогда возникает опасная ситуация. Любящий может в своих действиях непреднамеренно причинять вред тому, кого любит.
И возникает вопрос: так ли уж был прав Августин в своем смелом афористичном высказывании?
А может быть, не стоит путать "теплое" с "мягким", а именно любовь и свободу (действий)?
Велико философское искушение соединить две великие категории воедино - Свободу и Любовь.
Однако у Свободы другой корень, на который указывал Иисус из Назарета:
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
То есть корень Свободы - Знание (Истины). Без Знания Любовь может лишь всеми силами стремиться нести Благо, но еще не имеет подлинной Силы для этого.
Следующая цитата
Предлагаемое Слово находится в числе недавно найденныхь десяти поучений Блаженного Августина. Книга, в которой содержатся сии поучения, напечатана в Риме в 1819 году, и посвящена Папе Пию VII. Рукописи сих поучений отысканы Монахом Октавием Фрайа в Библиотеке, принадлежащей Монастырю Кассино.
Обратите внимание на предложенное чтение из Апостольского Послания. Братия, говорит Апостол, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости. Но смотри и за собою, чтобы тебе не впасть в искушение. Носите бремена один другого, и таким образом исполняйте закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Ибо всякий понесет свое бремя. Наставляемый в слове всем добрым пусть делится с наставником. Не прельщайтесь. Бога не обманешь. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою, в плоти пожнет тление; а сеющий в дух, в духе пожнет жизнь вечную. Да не унываем делая добро: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал. 6, 1–10 ).
Доселе повторял я чтение из Послания Павлова; доселе я был только чтецом для вас. Но, братия мои, если вы поняли чтение, то какая нужда в толковании? – Вот, мы выслушали, выразумели слова Апостола; будем исполнять их, жить соответственно оным. И для чего мне обременять вашу память? – Удержите в ней то, что прочитано, и размышляйте о сем. Разве не тревожит ли кого-либо из вас сомнение, как должно понимать слова Апостола: друг друга тяготы носите, и несколько далее следующия: кийждо свое бремя понесет? Ибо, если только вы обратили на сие внимание, то мысленно уже вопрошаете: как мы можем носить бремена один другого, когда всякий понесет свое бремя? – Признаюсь, вопрос стоит разрешения. Толцыте, и отверзется вам ( Матф. 7, 7 ): толцыте вниманием, толцыте тщанием, толцыте и молитвою за нас, чтоб мы могли сказать вам нечто достойное вашего слуха. Таковым толцанием вы поможете нам, – и вопрос сей скоро разрешится. О, если бы, как скоро оный может разрешиться, столь же успешно каждый мог исполнить на самом деле то, что постигнет умом своим!
Мы друг друга тяготы носим, по отношению к бремени нашей немощи; в разсуждении же благочестия всяк свое бремя понесет. Чтож это значит? Все мы люди, и потому самому, что люди, мы немощны, и можем ли быть без греха? В сем отношении мы друг друга тяготы носим. Ибо, если ты получишь оскорбление от согрешившего против тебя брата твоего, а он от тебя; то вы нерадите друг о друге и действительно тяжко согрешаете. Если же чего он не может, то снесешь ты, и чего ты не можешь, то снесет он: то вы друг друга тяготы носите; и поелику вы друг друга тяготы носите, то исполняете священнейший закон любви. Ибо сей закон есть закон Христов; закон Христов есть закон любви. Христос потому пришел в мир, что возлюбил нас; и не потому возлюбил, чтобы в нас было что-нибудь достойное Его любви, но соделал нас достойными любви тем, что возлюбил нас.
Выслушали вы, что значит: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Что же значит: кийждо свое бремя понесет? – Всякий отдаст отчет за свой грех; за чужой грех никто не будет отдавать отчета. Всяк имеет свою вину; за свою вину и будет отвечать Богу. Хотя Пастыри ответствуют за стада Христовы, но и они ответствуют за свой грех, если нерадят о стадах Христовых. Итак, братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии, – кто бы вы ни были, только духовные, – исправляйте такового духом кротости. Укоряешь ли ты кого, внутренно люби его; увещеваешь ли, ласкаешь ли, обличаешь ли, угрожаешь ли, люби и делай, что хочешь. Отец не питает ненависти к сыну, впрочем и отец, если нужно, наказывает сына, причиняет скорбь ему, чтобы сберечь его благосостояние. Вот что значит – действовать в духе кротости. Ибо если впадет человек в некое прегрешение, и ты скажешь: «это до меня не касается»; то я спрошу тебя: почему это до тебя не касается? – Ты мне отвечать будешь: потому, что кийждо свое бремя понесет; на это я скажу тебе: поистине ты охотно выслушал и понял, что значат слова: друг друга тяготы носите. – Итак, если впадет человек в некое прегрешение; то ты, духовный, исправляй такового в духе кротости. За грех свой он конечно сам отвечать будет, потому что кийждо свое бремя понесет: но если ты без внимания оставишь греховную рану его, то должен будешь тяжко отвечать за грех своего нерадения. И потому, если вы не будете друг друга тяготы носить; то тяжкий дадите ответ за свою вину, по словам: кийждо свое бремя понесет. Старайтесь носить бремена один другого, – и Бог пощадит вас, когда всякий понесет свое бремя. Ибо, если впадет кто в некое согрешение, и ты понесешь сие бремя, так что в духе кротости исправишь согрешившего: то, дочитавшись до того места, где сказано: кийждо свое бремя понесет, ты с чистою совестию скажешь Богу: остави нам долги наша. Помните же, братия, что означают слова: аще впадет человек в некое прегрешение; не оставьте также без внимания и сего слова: человек. Ибо Апостол мог сказать: если впадет кто-либо, или всяк, кто впадет; но он, вместо сих слов, употребил слово: человек. А весьма трудно, чтобы человек не впал в какое-либо согрешение; ибо что есть человек?
Но духовные, которых Апостол увещевал, чтоб они с кротостию исправляли человека в согрешение впадшего, может быть, говорили в сердцах своих: будем носить бремена тех, которые впадают в согрешения, потому что мы сами в себе не имеем ничего такого, что бы они могли носить. Посему в следующих словах (внимай им, ибо и ты не должен быть безпечен): смотри, наблюдай за собою, да не и ты искушен будеши, Апостол предостерегает духовных, чтоб они не гордились, и не надмевались. Правда истинно духовные не будут превозноситься; а если превозносятся, то, боюсь, не потому ли, что соделались плотскими: однакож и духовный должен смотреть за собою, чтобы не впасть в искушение. Ибо ужели потому, что он духовный, не есть уже и человек? Ужели потому, что духовный, он не имеет уже и тела тленного, которое отягощает душу ( Прем. 9, 15 )? Ужели потому, что духовный, он кончил уже жизнь сию, которая вся не иное что есть, как искушение человеку на земли ( Иов. 7, 1 )? – Итак хорошо ему сказано, действительно хорошо: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. – И как скоро Апостол предложил им, то есть, духовным, такое увещание, он тотчас присовокупил сию общую мысль: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Чтож значит: друг друга? Плотский человек должен носить бремя другого плотского; а духовный должен нести бремя другого духовного: друг друга тяготы носите. Не будьте не внимательны ко грехам друг друга: у кого из вас есть дерзновение, обличайте ( 1Кор. 7, 4 ); у кого нет дерзновения обличать, увещавайте; и если еще нужно, молитесь, просите, чтоб кто-нибудь не согрешил. Но не уничижил ли я вас тем, что сказал: просите? Так послушайте Апостола: споспешествующе же, говорит он, и молим, не вотще благодать Божию прияти вам ( 2Кор. 6, 1 ). Врач если найдет силы в больном, то обращается с ним строго; если же сил в нем не найдет, и опасается, чтобы от строгого обращения больной не умер: то уговаривает, упрашивает его, дабы он слушал его советы, исполнял его предписания, и не отчаявался в своей жизни. Итак ясно, что Апостол сии слова: друг друга тяготы носите, – следующия за словами: блюдый себе, да не и ты искушен будеши, – произнес потому, что хотел преподать в них наставление духовному, чтоб он не мечтал о себе много, – чтобы не думал, будто он не имеет бремени, которое другой должен был бы понести.
Слушай Апостола далее: вот он опять направлает слово свое против тщеславия, гордости и надменности: кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Лучше сего нельзя сказать: обольщает сам себя. Не за все должно обвинять диавола; человек иногда сам для себя есть диавол. Ибо для чего должно опасаться диавола? Конечно для того, чтоб он не обольстил тебя. Итак не сам ли ты для себя становишься диаволом, когда сам себя обольщаешь? – Что потом? – Каждый пусть испытывает свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Если ты делаешь какое-либо доброе дело, и делаешь его потому, что тебе приятно за сие слышать похвалу от другого, а если бы другой не стал хвалить тебя, ты оставил бы и совершение доброго дела, не слыша за сие хвалы: то в сем случае ты имеешь похвалу в другом, а не в себе самом. Когда другой хвалит тебя, ты делаешь; а если случится, что даже доброе твое дело не понравится человеку, хотя бы то глупому, ты не делаешь его. Не видишь ли, как многие хвалят таких людей, которые расточают свое имущество на комедиантов, и которые ничего не дают бедному? Ужели совершаемое сими людьми дело должно почитать добрым потому, что их хвалят? – Проснись же! Хвалимь есть грешный в похотех души своея ( Псал. 9, 24 ). – Все вы на сие соглашаетесь, потому что знаете Святое Писание, из которого мы приводим свидетельство. Пусть же услышат это и те, которые не знают оного. В Святом Писании возвещено: яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Если же хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть; то ищи теперь себе хвалителей. Тебя терзают злые похоти? Предавайся ежедневно нечестию для удовлетворения своих похотей, и ищи себе хвалителей. Поверь мне, ты найдешь одних льстецов и обманщиков. Как обманщиков и льстецов? – Я объясню свои слова. Льстецы суть те, которые знают, что ты худо делаешь, и однакож тебя хвалят; а те, которые хвалят тебя за худое дело потому, что почитают оное добрым, не суть льстецы, поелику от сердца хвалят, но суть обманщики, поелику непрестанным одобрением худых твоих действий обманывают тебя, и не дают тебе собраться с мыслями. Ибо ты предаешься пустым мечтам, почитаешь дело свое добрым, расточаешь свое имение, разоряешь свой дом, детей своих оставляешь нагими. Похвалы делают тебя безумным; ты бегаешь, рукоплещешь, получаешь знаки благосклонности, прилагаешь их к устам, дом свой разстроиваешь до основания, и собираешь ветер. – Почему, спрашиваешь ты, те суть мои обманщики, которые хвалят меня от сердца? – Потому они твои обманщики, что прежде, по заблуждению, были обманщиками и самих себя. А кто сам себя обманывает, тот может ли не ввести и тебя в обман? Итак хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Берегись такой хвалы, – убегай такового благословения; и между тем делай добро. Но ты скажешь: я не понравлюсь такому-то, если буду делать оное: ты и не старайся нравиться ему, а благоугождай Богу. Ибо, если тому не понравишься, а благоугодишь Богу; то будешь иметь похвалу в себе самом, а не в другом. Но злые люди поносят добрых, и миролюбцы злословят презирающих мир, безчестят их, ищут, чем бы укорить их; как скоро услышат о них что-либо худое, тотчас верят; если же услышат что-нибудь доброе, то верить не хотят: и от сего сердце твое смущается так, что ты оставляешь доброе свое дело, потому что не находишь никого, кто бы хвалил тебя, или льстил тебе, или тебя обманывал. Ужели же не довольно для тебя свидетельства твоей совести?
От чего ты смущаешься в святилище сердца твоего, пред очами Божиими? – Пожалуй, скажи, от чего ты смущаешься? – От того, что много худого говорят о мне. Так ли ты отвечаешь? Верно, не пришел бы ты в смущение на корабле сердца твоего, если бы на нем Христос не спал. Ты слышал слова чтенного Евангелия: и се трус велик бысть в мори, якоже кораблю покрыватися волнами ( Матф. 8, 24 ); от чего? От того, что Христос спаше. В то время спит Христос в сердце твоем, когда ты забываешь веру свою? Вера Христова в сердце твоем есть тоже, что Христос на корабле оном. Ты слышишь порицания, безпокоишься, смущаешься: это знак, что спит Христос. Возбуди Христа, возбуди свою веру. Ты знаешь, что надобно делать во время своего смущения: возбуди веру свою, тогда Христос возстанет от сна, и скажет тебе: «тебя смущает безчестие? Но не Я ли первый понес его за тебя?» – Вот что говорит тебе Христос; так говорит тебе вера твоя. Внимай ея вещанию. Ужели ты забыл (как бы так она говорит тебе), что Христос пострадал за нас ( 1Петр. 2, 21 )? И прежде, нежели постарадал, терпел поругания? Он изгонял бесов, а Ему говорили: беса имаши ( Иоан. 8, 48 ). О Нем-то сказано у Пророка: поношения поносящих ти нападоша на мя ( Псал. 68, 10 ). – Итак возбуди Христа, – и Он скажет тебе в сердце твоем: егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Матф. 5, 11–12 ).
Веруй тому, что сказано, и в твоем сердце будет великое спокойствие. – Кто почитает себя чем-нибудь тогда, как он ничто: тот обольщает сам себя. Каждый пусть испытываете свое дело, и таким образом он будет иметь похвалу в себе только, а не в другом. Хвалит ли тебя другой, порицает ли; ты имеешь похвалу в себе самом, потому что похвала твоя есть Бог, обитающий в твоей совести. Тогда ты уподобишься мудрым девам, которые принесли с собою елей в сосудах ( Матф. 25, 4 ), чтоб иметь похвалу не в другом, а в самих себе. Ибо те, которые не принесли с собою елея, потерпели скудость сами от себя; светильники их начали угасать, и они сказали: дадите нам от елея вашего (ст. 8). Что значит: дадите нам от елея вашего, как не то, что хвалите наши действия, поелику для нас не довольно свидетельства нашей совести?
Что казалось темным в чтении из Апостольского Послания, то я объяснил, как Господь вразумил меня. Прочее ясно, и требует не объяснения, а исполнения. Но дабы исполнить то, что мы слышали, обратимся с молитвою к Тому, без чьей помощи не можем сделать ничего доброго; ибо Сам Он сказал ученикам Своим: яко без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15, 5 ).
Трапезою Киприана называлас одна Карфагенская церковь, устроенная на том самом месте, где Святый Киприан пострадал и принял мученический венец. См. August. oper. tom. V, p. 871. Antuerpiae, 1700.
Читайте также: