Лурия цитаты из психологии

Обновлено: 16.05.2024

Прошлое было таким обычным, как у всех других; жизнь была нелегкой, но простой; будущее казалось таким заманчивым.

Следующая цитата

Александр Лурия (1902 - 1977), официальное имя которого транскрибируется как Александр Романович Лурия, был пионером современной нейропсихологии.

Он родился в Казани, Россия, до революции в России. Он разработал различные исследования и исследования, которые легли в основу этой субдисциплины психологии, в которой мозг является архитектором, порождающим поведение.

В этой статье мы предложили сделать сборник фраз Александра Лурия это позволит нам лучше понять их вклад и теории.

Знаменитые цитаты Александра Лурия

Лурия родился в еврейской семье и свободно владел немецким, французским, английским и русским языками. Ученик Льва Выготского и личный друг Зигмунда Фрейда, Александр Лурия поделился своим научным вкладом в более чем 350 публикациях.

Без лишних слов, мы узнаем его знаменитые цитаты вместе с краткой контекстуализацией каждой из них.

1. Трудно понять причину, по которой я выбрал психологию как область моей непосредственной профессиональной деятельности.

Академический путь Александра Лурия несколько странен. Анализируя контекст, следует понимать, что русская революция произошла в решающий момент ее становления, в нежном возрасте 7 лет. Он поступил в университет, имея всего 15 лет, чтобы изучать психологию.

2. Обязанности, которые мы выполняли, и возможность изучить большое количество пациентов с черепно-мозговой травмой были впечатляющими. Таким образом, годы катастроф предоставили нам прекрасную возможность для развития науки.

В этом предложении Александр Лурия говорит о нейропсихологии у людей с поражениями головного мозга. Раздел нейропсихологии не имеет средств причинения определенных травм для оценки последствий, а просто изучает существующие случаи людей, перенесших определенные восстановительные операции.

3. В одном городе в Сибири все медведи белые. Ваш сосед ходил в этот город и видел медведя. Какого цвета был медведь?

4. Разговор - это чудо.

Фраза Александра Лурия, в которой он показывает нам свой глубокий интерес и восхищение психическими процессами. Лурия рассматривает мозг как целостную сущность и, как и его профессор Лев Выготский, пытался выяснить функции мозга, которые вместе с другими составляют фундаментальную основу мышления. Этот подход прямо противоречит постулатам других престижных ученых того времени, таких как Карл Вернике или Поль Брока, которые были последователями идеи о том, что определенные области мозга соответствуют определенным двигательным и когнитивным функциям.

Это противоречие между сторонниками локализационизма и антилокализационизма длилось большую часть 19-20 веков. В настоящее время большинство ученых согласны с тем, что между обеими позициями существует золотая середина: наш мозг функционирует как система взаимосвязей, хотя также можно обнаружить некоторые области, которые отвечают за определенные психические процессы (например, область Брока особенно связана с к производству языка).

Сам Александр Лурия предложил теорию организации мозга на трех уровнях: первичном, вторичном и третичном. Согласно его подходу, каждая область мозга через сложную сеть нейронных связей отвечает за определенные психические функции:

  • Состояние бодрствования, первичная память и внутренний гомеостаз: ствол мозга, гипоталамус и лимбическая система.
  • Обработка и хранение информации: височная доля, затылочная доля и теменная доля.
  • Двигательные способности и поведенческое программирование: лобная доля.

Всегда следуя Лурии, эти три уровня составляют функциональную систему, которая взаимосвязана. Функции высшего типа задействуют разные области мозга и выполняются скоординированно.

6. Сегодняшние знания о мозге относительно невелики, если мы сравниваем их с тем, что нам еще предстоит открыть, и очень велики, если сравнивать их с тем, что мы знали всего несколько лет назад.

Российский нейропсихолог был прав, отметив в одной из своих книг, что исследования психических и мозговых процессов еще совсем недавно, и поздравил себя с многочисленными знаниями, которые были достигнуты в его время. Приведенная выше фраза Александра Лурия - хороший тому пример.

7. Чтобы перейти от появления симптома (утраты данной функции) к локализации соответствующей умственной деятельности, предстоит еще пройти долгий путь.

Работа Александра Лурия стала ключом к научному сообществу, углубившему исследования нейропсихологических основ человеческого сознания. Его важные открытия в области нейропсихологии создали научную область, представляющую особый интерес для специалистов в области психического здоровья.

Следующая цитата

Прием, переработка и хранение внешней информации составляют только одну сторону психической жизни человека. Ее другую сторону составляет организация активной сознательной психической деятельности. С этой задачей и связан третий из основных функциональных блоков мозга — блок программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью.

b5702253263 цитирует 4 месяца назад

серое вещество, составляющее мозговую кору и подкорковые серые образования, от белого вещества, состоящего из проводящих волокон, связывающих отдельные участки коры и соединяющие кору большого мозга с периферией.

Юлия Королева цитирует 3 года назад

поражении премоторной области патологическая инертность захватывает лишь исполнительное звено действия, не нарушая выполнения всей программы, то при массивном поражении лобных долей она захватывает и механизмы, ответственные за формирование программы действия.

Юлия Королева цитирует 3 года назад

Столь же часто выполнение программы замещается бесконтрольно всплывающими инертными стереотипами, образовавшимися в ходе исследования больного. Патологическая инертность раз возникших стереотипов сближает поражения префронтальных отделов мозга с описанными случаями массивных поражений премоторной области. Принципиальное отличие заключается в том, что если при поражении

Юлия Королева цитирует 3 года назад

Распад программы у больных с массивными поражениями лобных долей мозга может вызываться не только факторами «полевого поведения», при которых выполнение программы срывается непосредственными впечатлениями или бесконтрольно всплывающими побочными ассоциациями.

Юлия Королева цитирует 3 года назад

Распад программы у больных с массивными поражениями лобных долей мозга может вызываться не только факторами «полевого поведения», при которых выполнение программы срывается непосредственными впечатлениями

Следующая цитата

Рассматривая ощущения животных, мы уже отмечали тот факт, что они носят не пассивный, безразличный характер и что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Мы уже говорили, что пчела реагирует на смешанные цвета гораздо активнее, чем на чистые цвета; что кобчик реагирует на гнилостные запахи, игнорируя запахи трав и зерен, в то время как утка проявляет обратные особенности в своих реакциях; что кошка активно выделяет поскребывание мыши, не реагируя на индифферентные для нее звуки камертона. Этот факт указывает на активный, избирательный характер ощущений.

Дальнейшие факты показывают, что физиологически ощущение вовсе не является пассивным процессом, но всегда включает в свой состав двигательные компоненты.

ipat цитирует 2 года назад

наши воспринимающие приборы специализировались на выделении только некоторых воздействий и остаются невосприимчивыми к другим воздействиям. Это имеет свое биологическое основание. Так, если бы сетчатка глаза воспринимала воздействие ниже и выше указанного диапазона, человек воспринимал бы тепло своего собственного тела как зрительное ощущение и превращал бы в зрительные ощущения те воздействия, которые не имеют для него биологического значения. То же самое относится к работе слуховых анализаторов: если бы человек воспринимал ухом ультразвуковые колебания, к его слуховым восприятиям добавилось бы много лишних шумов, которые затруднили бы выделение существенных для него звуковых раздражений.

Характерно, что у животных иные лимиты ощущений; например, летучая мышь, совершая в темноте полет и реагируя на препятствия, осуществляет это с помощью отражения ультразвуковых волн, ее слуховой аппарат служит ей радаром, и отражение ультразвуковых колебаний, не воспринимаемых человеком, воспринимается летучей мышью.

Таким образом, в эволюции организмов возникли приборы, специализированные на восприятии различных видов движения материи (различных «энергий»), и на самом деле мы имеем не «специфические энергии самих органов чувств», а специфические органы, объективно отражающие различные виды энергии.

ipat цитирует 2 года назад Если детей, рожденных слепо — глухими или лишенных слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их нормальное психическое развитие станет невозможным, и они не смогут самостоятельно развиваться. ipat цитирует 2 года назад функциональной система представляет собой сложное динамическое целое, в котором конечная постоянная («инвариантная») цель осуществляется изменчивой («вариантной») системой ее составных частей. ipat цитирует 2 года назад

Понятие функции имеет в биологии два совершенно различных значения.

В узком смысле под функцией понимается отправление определенной ткани. Известно, что функцией печени является регуляция углеводного обмена, функцией поджелудочной железы — выделение инсулина, а функцией легочной альвеолы — диффузия кислорода и передача его эритроцитам крови.

Однако понятие функции имеет и другое, более широкое значение. Оно может означать приспособительную деятельность целого организма. В этом смысле говорят о функции дыхания, функции пищеварения, функции локомоции. Совершенно понятно, что в этом втором, более широком значении функция представляет собой сложную деятельность, осуществляющуюся совместной работой целой системы органов, каждый из которых входит в эту «функциональную систему» (термин П. К. Анохина) на своих собственных ролях, обеспечивая ту или иную сторону работы этой функциональной системы.

Так, «функция дыхания» осуществляется совместной работой целой группы мышц и альвеол легкого. Характерно, что мышцы, принимающие участие в акте дыхания, могут взаимно замещать друг друга, и если из функциональной системы выпадает участие одной группы мышц (например мышц диафрагмы), этот дефект компенсируется усиленной работой другой группы мышц (например межреберных).

ipat цитирует 2 года назад кора головного мозга является весьма дифференцированным аппаратом, что различные области мозговой коры имеют неодинаковое строение и что нейроны, входящие в состав мозговой коры, часто оказываются настолько специализированными, что из их числа можно выделить такие, которые реагируют только на очень специальные раздражения или на очень специальные признаки (например, только на движения точки центра к периферии или от периферии к центру, только на плавные и округлые или только на острые, ломаные линии и т. д.). Эти данные, часть из которых является результатом находок, полученных в последнее время в результате физиологических исследований, проведенных на отдельных нейронах, сделали весьма маловероятными предположения об однородности всей массы мозга и утверждения, что мозг всегда работает как единое целое. ipat цитирует 2 года назад психические процессы являются функцией всего мозга в целом и не могут быть «локализованы» в ограниченных участках мозговой окры. ipat цитирует 2 года назад детальный анализ фактов клинических наблюдений показал, что прямое отнесение сложных психических процессов к ограниченным участкам мозговой коры не имеет оснований. Оказалось, что нарушения таких сложных психических процессов, как речь, письмо, чтение, счет, могут возникать при совершенно различных по местоположению поражениях коры головного мозга, что уже само по себе говорило против мысли об узкой «локализации» психических функций в изолированных участках коры головного мозга. Оказалось, что поражение ограниченных участков мозговой коры, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов, которые при первом взгляде кажутся совершенно различными. Так, поражение левой височной доли вызывает нарушение понимания речи, расстройства письма, трудности нахождения слов и т. д., в то время как поражение теменно — затылочных отделов коры левого полушария вызывает нарушение ориентировки в пространстве, трудности счета, невозможность понимания сложных логико — грамматических отношений и ряд связанных с этим расстройств интеллектуальной деятельности. ipat цитирует 2 года назад были высказаны справедливые сомнения в том, что такие сложные процессы, как речь, письмо, чтение, счет, не говоря уже об интеллектуальной деятельности, можно понимать как простые врожденные «способности» и искать их «локализации» в ограниченных участках мозговой коры. ipat цитирует 2 года назад поражение ограниченных участков мозговой коры приводит к преимущественному выпадению вполне определенных «психических функций». Эти находки дали основание исследователям выделить в коре головного мозга такие участки, которые стали рассматриваться как «центры письма», «центры счета», «центры понятий» и т. п. Такие попытки и были сведены в систему немецким психиатром К. Клейстом (1934), который на основании наблюдений, проведенных над раненными в мозг во время Первой мировой войны, представил их в сводной «локализованной карте», в которой даже наиболее сложные психические «функции» были приурочены к ограниченным участкам коры головного мозга ipat цитирует 2 года назад

Возникновение языка вносит по крайней мере три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека.

Первое из них состоит в том, что язык, обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, позволяет выделить эти предметы, направлять на них внимание и сохранять их в памяти. Следствием этого является тот факт, что человек оказывается в состоянии иметь дело с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Достаточно внешнего или внутреннего произнесения того или иного слова, чтобы возникло представление о соответствующем предмете и чтобы человек был в состоянии оперировать с этим образом. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, позволяет хранить полученную из внешнего мира информацию и создает мир внутренних образов. Легко видеть, какое значение имеет возникновение этого «внутреннего» мира образов, который появляется на основе языка и который человек может использовать в своей деятельности.

Второе изменение, подчеркивающее существенную роль языка в формировании сознания, заключается в том, что слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. Эта возможность обеспечить процесс отвлечения (абстракции) и обобщения является вторым важнейшим вкладом, который язык вносит в формирование сознания.

Например, слова «часы» или «стол» обозначают не только определенные предметы. Слово «часы» указывает на то, что этот предмет служит для измерения времени («час»); слово «стол» говорит о том, что данный предмет имеет отношение к настилу (корень «стл» — стлать, постилать). Более того, словами «часы» или «стол» обозначаются все виды этих предметов независимо от их внешнего вида, формы, размеров. Это означает, что слово, которое фактически выделяет (абстрагирует) соответствующие признаки предмета и обобщает предметы, разные по внешнему виду, но относящиеся к одной и той же категории, автоматически передает человеку опыт поколений и служит мощным средством для глубокого отражения мира, чем простое восприятие. Таким образом, слово совершает за человека ту грандиозную работу по анализу и классификации предметов,

Читайте также: