Лука на дне характеристика с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

Человек теряет свое имя, но помнит, чем занимался в прошлом. Образ и характеристика Актера в пьесе Горького «На дне» - пример попадания талантливого человека в ночлежку для нищих и бедных духовно и материально.

Театр Актера

Сценическое имя персонажа – Сверчков-Заволжский. Странное сочетание двух понятий - небольшое насекомое и огромная область, с одной стороны. С другой, это жучок с пением, знакомым в русской деревне. Сверчок - ассоциация с крепкой тихой Русью. Заволжье – с ее небольшой частью, но великой рекой – Волгой. Почему такое имя у Актера? Что хотел донести им автор пьесы? Можно много и сложно рассуждать. С таким интересным сценическим персонажем происходят простые вещи: он спивается. Забыто собственное имя. Актер жалеет себя:

«Даже собаки имеют клички…». Обидно за такую судьбу.

Актер называет только одну роль - могильщик. Что это? Символическая судьба: сыграл роль и выкопал себе могилу? Все сложно в театре героя. Была хорошая память – забыто даже любимое произведение, в голове крутится множество слов и понятий – их не к чему применить, гром аплодисментов заменился тишиной и насмешками обитателей ночлежки.

Талант и человек

Актер считает, что смысл не в образовании. Главное, иметь к чему-то талант. Мужчина приводит пример. Был артист, который не умел быстро читать, он складывал слова по слогам. Но передать силу слов мог так, что «театр трещал». По мнению актера, талант – это не то, что дано человеку свыше. Талант – это вера в себя, в свою силу. Если рассуждать как Актер, получится, что любой человек талантлив от природы. Он должен стремиться к тому, чтобы раскрыть в себе всю силу и природный дар. Удивительная вера в человека у пьяницы.

Актер и Лука

Сатин, Барон, Клещ и другие жильцы обвиняют старца-странника Луку в гибели Актера. Старик дал Актеру надежду. Он рассказал, что есть где-то лечебница для пьяниц. Ученые признали, что страсть к спиртному, - это болезнь. Главное, советует Лука, приготовиться к лечению – бросить пить. Актер пытается, но окружающие мешают. Не помнящий своего настоящего имени целый день подметал улицу, заработал 2 пятиалтынных. Целый день воздерживался от водки. Он не отдает деньги Сатину, начинает копить на дорогу в лечебницу. Актер представляет лечебницу не так, как обычная больница: белые халаты, кровати и доктора. В его фантазиях она ближе к театрам, дворцам: мраморный пол, свет, чистота и пища. Он на пути к возрождению, правда, персонаж, слова которого он произносит, трагедийный – король Лир.

Как объяснить финал пьесы? Актер портит песню – он уходит на пустырь и заканчивает жизнь самоубийством: «…удавился».

Жизнь и притча

Старец рассказывает обитателям ночлежки о бедном мужике, верящем в праведную землю. Там живут особые люди. Они хорошие, уважают друг друга, помогают. Все в их житье славно и хорошо. Праведная земля – это вера мужика. В трудные минуты он надеялся, что когда-то достигнет своей праведной земли. Ученый разубедил бедняка. Показал ему карты и схемы земли. Нигде не было того, что искал мужик. Сначала появилась злость, ударил бедный человек ссыльного ученого. Затем «удавился».

Актер как будто повторяет судьбу праведника. Сначала обретает веру в лечебницу, начинает готовиться. Даже делает первый шаг: бросает пить и идет работать. Но все завершается тем же – самоубийством. Лука создал утопический образ, но не помог его реализовать, исчез из подвала. Гибель персонажа предсказана историей старца.

Среди обитателей ночлежки на глазах у зрителя гибнут 3 человека: хозяин, Анна и Актер. Причины смерти везде разные. Актера жалко: талантливый человек превратился в горького пьяницу. Мужчина теряет смысл жизни, веру в помощь со стороны и уходит из жизни сам.

Следующая цитата

Барон - 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.

(см. Характеристика Барона) Настя - 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь "непристойной работой". Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли. (см. Характеристика Насти)

Бубнов - 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).

(см. Характеристика Бубнова) Клещ - 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.
(см. Характеристика Клеща)

Анна - 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, "зачахла" из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
(см. Характеристика Анны)

Квашня - 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.

(см. Характеристика Квашни) Медведев - 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает "темные дела", в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.
(см. Характеристика Медведева) Алешка - 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка - запутавшийся, несчастный молодой человек.

(см. Характеристика Алешки)

Татарин - обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин - законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.

Кривой Зоб - обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.

Это была краткая характеристика героев пьесы "На дне" Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки, информация о том, как персонажи попали в ночлежку, кем они были до этого и т.д.

Следующая цитата

В прошлом Актер работал в театре, играя в спектаклях. Так например, он играл эпизодическую роль могильщика в пьесе Шекспира "Гамлет":

Из-за пьянства у Актера ухудшилась память, и теперь он не помнит наизусть даже любимое стихотворение:

С некоторых пор Актер нигде не работает и вместо этого пьянствует со своим приятелем Сатиным и другими обитателями ночлежки:

При этом Актер пьянствует на чужие деньги - например, на деньги вора Васьки Пепла:

Актер называет себя конченным человеком. Он признает, что алкоголизм погубил его жизнь:

Актер должен хозяевам ночлежки крупную сумму за проживание, но не выплачивает свой долг, а продолжает пьянствовать и ничего не делать:

Актер считает, что главное для успеха - это талант, а не образование. При этом Актер поясняет, что талант - это вера в себя и в свою силу:

Судя по всему, Актер является небезразличным человеком. Так например, он помогает больной Анне выйти из комнаты, когда той становится душно:

"Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?

Анна. Душно.

Актер (задумчиво). Куда? Где это?

Актер искренне верит в существование города с бесплатной больницей. Когда его приятель Сатин говорит ему, что это ложь, тот отказывается это признавать:

Актер. Врешь!"

После разговора с Лукой Актер действительно бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в несуществующий город с бесплатной лечебницей:

Сатин считает, что Лука зря "навинчивает" Актера, давая ему ложную надежду. За это же Барон называет Луку шарлатаном:

В конце концов Лука исчезает из ночлежки, судя по всему, так и не назвав тот самый город. После этого Актер снова начинает пить:

Вскоре Актер кончает жизнь самоубийством:

Это был цитатный образ, характеристика Актера в пьесе "На дне" Горького: описание персонажа в цитатах.

Следующая цитата

Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

    Палка в руке (вместо посоха);

Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:

Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным.

Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному. Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

Характер странника

Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

Человечность: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

Ум. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

Проницательность. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

Доброта. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

Религиозность. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

Жалость к людям или обман

Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды. Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки. Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности. Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле.

Автор помогает представить жизнь героя по его рассказам и отдельным словам. Много указывает на Сибирь. У Луки к Сибири какое-то свое трепетное отношение. Он не боится ссыльного района, он посылает туда хороших людей. Можно предположить, что сам Лука оказался в Сибири давно. Туда ссылали только за преступления. Вероятно, странствовать стал после побега с каторги. В разговоре с Костылевым он четко проговаривает: «Беглого изловил». Жизнь у старика сложная: его много мяли. Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Причем Лука одинаков ко всем персонажам пьесы. Над кем-то подшучивает, с кем-то ласков, никому не грубит, ни с кем не вступает в драку.

Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

В каких еще землях бывал Лука, неизвестно. Старик намекнул, что двигается на Украину, но нельзя точно утверждать, что он пошел именно туда. Лука идет «куда глаза поведут (глядят)».

Смысл образа Луки

Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа. Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость. Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.

Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным. Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо. Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.

Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?

Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

Читайте также: