Лирические отступления мертвые души цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Лирическое отступление – это вне сюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение [4].
Лирические отступления, хоть и занимают малую часть текста, но играют одну из главных ролей. Они никогда не остаются без внимания. К ним обращаются как великие русские писатели – Пушкин, Гоголь, Шолохов, Толстой, так и современные писатели, такие как Ч. Айтматова, В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева и другие.
По мимо поэтов, писателей с лирическими отступлениями работают многие ученые, учителя, исследователи, пытаясь определить их роль в произведении. Так например Белинский В. Г. подчеркивает тот патриотизм и любовь к Родине, которыми пронизано все произведение. Он пишет следующее: « В мертвых душах он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» [1, с.218]. А ведь и правда читая поэму нельзя не признать, того, как поэт с любовью, с уважением относится к своей Родине, русскому народу. Практически каждое лирическое отступление посвящено Руси и людям, которые здесь живут.
Золотоуский же видел иное в лирических отступлениях, он указывает на исторические аспекты: «Вся поэма есть некая гигантская пародия на исторические события в мировом масштабе и, являясь русской Илиадой….» [4, с. 315]. И действительно если внимательно читать поэму, то можно заметить, что Гоголь пишет именно о тех событиях, которые имели место быть в России.
Даже школьники пытаются разобраться в значении лирических отступлений в поэме. Мартыщук Д. К. и Хацернов П. И. пишут следующее: «Начиная с третьей главы смех Гоголя, его ирония совмещается с лирическим вдохновением. Комическое переходит в трагикомическое, возникает жанр поэмы, который проявляется прежде всего в лирических отступлениях..» [6].
Из всего выше сказанного можно увидеть, что тема лирических отступлений актуальна по сей день. Многое сказано уже о них, но классифицировать лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» никто не брался и поэтому мы сами решили разобраться в них и предложить свою классификацию.
Мы классифицировали лирические отступления следующим образом. Ознакомившись с поэмой мы увидели, что в каждой главе имеются лирические отступления на разные темы и отношения автора. Классификацию мы осуществили по двум направлениям:
• По тиматическим доминантам
• По идейно эстетической направленности
Классификацию мы представили в виде таблицы:
«…Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены…. Наконец толстый послужив Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком…. . А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро…».
«Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей. Для него решительно ничего не значат все господа большой руки, живущие в Петербурге и Москве….. Не один господин большой руки пожертвовал бы сию же минуту половину душ крестьян и половину имений, заложенных со всеми улучшениями на иностранную и русскую ногу, с тем только, чтобы иметь такой желудок, какой имеет господин средней руки; но то беда, что ни за какие деньги, ниже имения, с улучшениями и без улучшений, нельзя приобрести такого желудка, какой бывает у господина средней руки».
Глава 9 [3, c. 175]
«Автор чрезвычайно затрудняется, как назвать ему обеих дам таким образом, чтобы опять не рассердились на него, как серживались встарь…. Какое не придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, благо велико. Кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть, станет говорить, что автор нарочно приезжал секретно, с тем чтобы выведать все, что он такое сам. Назови же по чинам – Боже сохрани, и того опасней…..»
Глава 10 [3, c. 192]
«Собравшись у полицеймейстера, уже известного читателям отца и благодателя города, чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог».
Глава 6 [3, c. 114]
Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту….. теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность….».
Глава 11 [3, c. 237]
«Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а насколько живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да руковицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась! …Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и отстается позади».
О слове Русском
Глава 5 [3, c. 113]
«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом не хитри и не облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высаживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губя, - одной чертой обрисован ты с ног до головы!».
Глава 8 [3, c. 162]
Образ русского народа
«но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера; там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ – и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых не уловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд».
«А Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей, а потом не диво, что он скоро погрузился весь в него и теплом и душою».
Глава 7 [3, c. 134]
«Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собраньям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы».
Сделав классификацию, мы увидели, что лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души» играют не мало важную роль. Здесь для автора представлен большой простор, для изложения своих мыслей на ту или иную ситуацию. Кроме того, читателям намного легче вос принимать текст, видя мысли писателя. Так же по лирическим отступлениям мы можем сделать вывод, что поэт был настоящим патриотом своей родины. Его волновали проблемы русского народа, то как пользуется русский народ словом и конечно же то как они относятся к Руси.
• Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. VI, 230 с.
• М. М. Бахтин «Литературно-критические статьи». - М.: Книги по требованию, 1986 – с.358
• Гоголь Н. В. «Мертвые души»: Поэма/ Вступ. Ст. и коммент. В. А. Воропаева. – М.: Сов. Россия, 1988. – 432 с.
Следующая цитата
Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.
Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.
Следующая цитата
Sanasar is a Free WordPress Theme designed for Blogs and Magazines. One of the most fastest theme ever built.
Следующая цитата
Примечание. Готовится таблица с кратким анализом лирических отступлений и их роли в произведении. Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Группа ВКонтакте
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ
Sanasar is a Free WordPress Theme designed for Blogs and Magazines. One of the most fastest theme ever built.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.
2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.
В приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы. Каким должен быть истинный писатель, как общество реагирует на правду жизни, отражённую в его произведениях, наконец, какова его судьба? На эти вопросы мы найдём ответы в данном лирическом отступлении.
3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.
Автор разделяет писателей на две категории. Одни пишут в угоду толпе, из многообразия характеров описывают лишь «исключения», показывая лишь те, которые олицетворяют собой «высокое достоинство человека», проходя «мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». Такой писатель уже при жизни окружён славой, чувствует себя «Богом».
Иная судьба у писателя, «дерзнувшего вызвать наружу всё», изобразившего «всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров», описывающего жестокую правду действительности. Одиночество, презрение, непризнанность, «жестокий суд» читателей – вот что ждёт такого писателя. Но, по мнению автора, именно таким и должен быть настоящий писатель, так как его предназначение – говорить людям правду, какой бы жестокой она ни была.
Таким образом, Н.В. Гоголь в данном лирическом отступлении отмечает сложность взаимоотношений художника и толпы, необходимость выбора, стоящего перед мастером: подчиниться вкусам толпы или встать выше её, говоря правду.
Читайте также: