Лихачев цитаты о краеведении
Обновлено: 21.11.2024
Симутова Юлия перейти к странице
Симутова Юлия запись закреплена
Лекции академика Лихачёва о краеведенииИстория Тучково
АКАДЕМИК Д.С.ЛИХАЧЁВ О КРАЕВЕДЕНИИ.
На протяжении всех лет своей деятельности он являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
Цитата: «краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались».
Следующая цитата
Нужны знатоки в Тучково времён 1940-г. В 1940 г.В Тучково (Любвино) располагался лагерь Военно-политической академии имени В. И. Ленина. Ищу фотографии, информацию об этом. Куда дели детишек, которые там должны были учиться в лесной школе?
1 862 просмотра
Ниже видео-экскурсия по музею Военного университета как теперь называется это учебное заведение.Автор экскурсии Борис Воробьев.
Класс 4
добавлена 12 января 2020 в 00:28
Сегодня на митинге в честь освобождения п.Тучково от неприятеля были прочитаны замечательные стихи Сергея Скаредова "На маленькой станции". За станцию Тучково бился Скаредов Фёдор Павлович, в далёком 1941 году.Его сын Сергей Скаредов написал эти стихи. Но мало кто знает, что внук Фёдора Павловича -Алексей Скаредов тоже написал стихи о п.Тучково. 7 ноября 1941 Скаредов Алексей Моему деду Фёдору Павловичу, участнику памятного парада. Мороз щипал за острия штыки, Но в полушубках было даже жарко
Класс 8
добавлена 13 ноября 2019 в 11:33
Ищу информацию-может у кого сохранились фотографии крупным планом- фамилии, имена героев, что были написаны на памятнике танкистам в центре Тучково. Эти ли фамилии,что указаны в статье там были? Сколько их было на памятнике и были ли там указаны имена?Некоторые старожилы говорят, что имён на памятнике не было.
Класс 21
добавлена 7 октября 2019 в 20:35
Как менеджеры от культуры уничтожают наше достояние. Посёлок Тучково имеет давнюю и славную историю. Он появился в 1904 году на месте полустанка Мухино, через который проходила Смоленская железная дорога. Название населённый пункт получил в честь братьев Тучковых, героев войны 1812 года. Первый тучковский музей был открыт в 1964 году в Картино в старом доме, когда – то принадлежавшем известному журналисту и писателю Гиляровскому В.А. Ему был подарен земельный участок с домиком, расположенны
Класс 20
добавлена 14 сентября 2019 в 07:52
Вчера в Тучково была встреча с 80-летним краеведом Игорем Васильевичем Гавриловым, на которой он поведал о том, что ко времени празднования 690-летия Рузы его попросили написать книгу, что он и сделал, но в прошлом году напечатать её ему отказал глава округа Максим Тарханов. В этом же году ему предложили смехотворный тираж в 18 экземпляров вместо 1000 экземпляров. Это считай насмешка над трудом нашего краеведа, ЕДИНСТВЕННОГО краеведа округа, который большой специалист по Тучково и Рузе. 16 книг
Класс 16
добавлена 31 июля 2019 в 15:49
Класс 29
добавлена 31 июля 2019 в 12:40
Вот такие открытки я нашла на сайте. Раритетные, Тучково-Париж. Если бы у нас был музей и он бы финансировался и развивался - их бы стоило для него купить. А, особенно картины с Тучковскими видами, созданными знаменитыми художниками. Эти картины сейчас продаются на разных сайтах. А, о чём это я размечталась? Чиновникам это не нужно. Им всё равно, что картины художника Борисова В.А. украшают коридоры Государственной ДУМы РФ и Совета Федерации, многие картины разошлись по частным коллекциям де
Класс 12
добавлена 28 сентября в 08:55
0 комментариев
6 раз поделились
24 класса
Класс 0
добавлена 27 сентября в 17:07
Что связывает Марину Цветаеву и подмосковное Голицыно? Многие знают о болшевском периоде в жизни поэта, менее известен эпизод, связанный с писательским посёлком под Одинцово. Редкие встречи, переводческая ра.
0 комментариев
5 раз поделились
4 класса
Класс 0
добавлена 24 сентября в 13:49
0 комментариев
3 раза поделились
11 классов
Класс 0
добавлена 17 сентября в 21:51
4 комментария
2 раза поделились
81 класс
Класс 1
добавлена 10 июня в 11:49
14 комментариев
13 раз поделились
124 класса
Класс 6
добавлена 29 мая в 06:37
Свершилось.
14 комментариев
4 раза поделились
56 классов
Класс 1
добавлена 20 мая в 16:32
Наконец-то! Делают дорожку по Лебеденко! Пешеходы смогут ходить тут, ибо историческая лужа аккурат у памятной доски генерала Лебеденко портила весь вид! Ура, товарищи? Я ее лет 5 ждала!
1 933 просмотра
6 комментариев
2 раза поделились
25 классов
Класс 2
добавлена 15 мая в 10:38
3 комментария
5 раз поделились
76 классов
Класс 3
добавлена 10 мая в 16:20
9 мая 2021 года была вскрыта капсула времени на воинском мемориале в Тучково. Вот текст послания к потомкам: "Дорогие соотечественники граждане поселка Тучково! Этот голос обращен к вам из далекого 1995 года. Мы только что отпраздновали 50-летие Великой Победы и сегодня 2 сентября 1995 года в день 50-летия окончания второй мировой войны на братской могиле закладываем основание памятника-обелиска. Нам досталось трудное для России время-ХХ век. Революция, гражданская война, первые пятилетки, В
Следующая цитата
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку.
Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры). Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила краеведения. +
В самом деле, география обходится без оценок. География как наука "спокойнее", строже и бесстрастнее. Но это и является своего рода ее "общественным недостатком". Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д.) С этой точки зрения "моральная отдача" краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. И при всей необходимости географии как науки, краеведение гораздо более "воспитывающая наука", наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения. +
Есть еще одна чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения как науки. В ней нет "двух уровней". Одного уровня — для ученых-специалистов и другого — для "широкой публики". Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и его восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место. +
Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах. Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу. +
В собирании материалов для краеведения могут участвовать как высококвалифицированные ученые разных специальностей (науки, участвующие в создании краеведения, перечислены мною выше), так и ученики средних школ, собирающие различные данные по заданию более опытных исследователей например, ведущие опрос населения, устанавливающие наличие тех или иных старинных предметов, валяющихся по чердакам или хранящихся в "бабушкиных сундуках", а также просматривающие старые газеты, регистрирующие мемориальные деревья и пр., и пр. Всего не перечислишь. +
Участие людей всех возрастов в такого рода собирании краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры. +
Краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки. Это основа для развития добровольных обществ друзей того или иного памятника, той или иной темы, для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще — "добрососедства" с историей, культурой или природой. +
Краеведение — научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения единственно своим изучением. Биолог, исследующий любые явления жизни, не вносит никакого нового начала в самый объект исследования. Можно применить открытия биолога для изменения тех или иных форм жизни, но само по себе одно только исследование не изменяет предмет изучения. Литературоведение и искусствоведение любых объектов открывает в них что-то новое для читателя, зрителя, слушателя. Но это "новое", если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора Предмет искусства благороден сам по себе. +
Иное дело краеведение. Краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались. Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал И. Левитан. Мы по особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. +
Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. +
Существует экология биологическая, т.е. экология, необходимая для элементарной жизни, но есть и экология культуры, без которой невозможна для человека культурная, духовная жизнь — жизнь, воспитывающая в нем нравственность, уважение к окружающему, к прошлому, заботу о будущем… +
Надо быть крайне осторожным со всякого рода "декоративно-театральными" проектами восстановлений. Следует помнить, что самый последний, один подлинный камень дороже всякой декоративной мишуры. +
Подлинное народное искусство не должно быть подменено производством сувениров по плановой системе, без свободного творчества. Предоставьте народным мастерам большую свободу работать над чем они хотят, по своему вкусу, вечерами, в свободное время. Я, например, всегда предпочитал за границей покупать народные вещи на базаре, а не в сувенирных киосках. Если народное творчество мы подменим производством однотипных сувениров по разработанным профессионалами-художниками образцам, — мы убьем настоящее народное искусство… +
Между тем воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным. А настоящее хранение не может осуществляться без изучения; изучение же не может осуществляться без научных конференций, иногда широкой тематики, ибо нет памятников "местного значения". Все музейные центры принадлежат всей стране, и местные власти отнюдь не собственники картин, скульптур, предметов прикладного искусства. +
Воспитание школьников проходит в школах, воспитание студентов — в вузах; воспитание же и школьников, и студентов, и "взрослых" — в музеях, художественных галереях, мемориальных квартирах и домах, лекториях… +
Город без художественного музея — ущербный город, еще в большей мере, чем город без театра. Это город — слепой к эстетическим ценностям, глухой к прошлому. +
На музеях лежит ответственейшая задача нравственного воспитания людей, развития у них эстетического вкуса и поднятия культурного уровня. +
И еще одно: состояние наших кладбищ. Разве оно не вызывает у нас чувство возмущения отношением к нашему прошлому? Почему мы боимся мертвых? Почему так плохо храним родные могилы? Что мы, суеверны? Верим в привидения, в вурдалаков? Ведь кладбища в маленьких городах, селениях всегда были любимыми местами прогулок Посмотреть на близкие могилы, прочесть чью-то фамилию, имя и отчество, даты жизни — почему все это стало нас страшить и пугать? Неужели мы думаем, что никогда не умрем? Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим. +
Но если мы верим, что не оставим по себе памяти, тогда и делать можно что угодно, живи мгновением или, как говорят разные пошляки, "лови момент". А нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она "частная", небольшая, но все же добрая для окружающих,. Каждый может сделать что-то доброе в жизни и оставить по себе добрую память. Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе… +
Словом, проблем в деле сохранения и использования памятников много, и их необходимо решать быстро, конструктивно и компетентно. Но мое твердое убеждение: пока охраной памятников истории и культуры будут заниматься различные организации, дублируя друг друга, — реально, а не бумажно, в государственном масштабе дело с места не сдвинется. "У семи нянек дитя без глазу", — к сожалению, эта пословица в данном случае применима. Решать проблему необходимо не откладывая. Она связана с духовным воспитанием народа, с нравственным климатом советского общества. Пора навести здесь соответствующий нашему времени и благотворным современным общественным тенденциям порядок. Бережливость должна распространяться и на памятники истории: они во многом наши маяки… +
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах. +
Но экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила. +
А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. +
Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего. +
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит намять о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране… +
Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает. Это чиновники, призванные заниматься культурными проблемами, но никакого отношения к культуре не имеющие, некомпетентные и невежественные. Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить "свое творение" на выигрышном месте. Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбрать себе наиболее "выгодные" объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте и исторической подлинности. +
Мы должны более последовательно заботиться о том, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских, областных, республиканских и союзных организаций — знали, какие памятники доверены их знаниям, их общей культуре, их чувству ответственности перед будущим. +
Итак, в экологии есть два раздела. Экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда? +
Но есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно. +
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань. +
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосполнимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя… +
"Запас" памятников культуры, "запас" культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, равнодушными, могут нанести вред тому, что в земле уже не открыто, и тому, что есть на земле, уже служившему людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями… +
Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена. +
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда". Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. +
Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении. +
Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов, педагогической деятельностью, объединением молодежи в кружки и общества, развитием туризма, созданием хоров и кустарных артелей. Культура из лежащей втуне становится действенной и "работающей". +
Краеведение не только наука, но и деятельность! +
Источник: Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173
Следующая цитата
История Тучково вернуться к странице
История Тучково запись закреплена
АКАДЕМИК Д.С.ЛИХАЧЁВ О КРАЕВЕДЕНИИ.
На протяжении всех лет своей деятельности он являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
Цитата: «краеведение придает местности, не имеющей "авторского происхождения", историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нем происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались».
Читайте также: