Личный конфликт комедии цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Афоризмы из «Горе от ума» А. С. Грибоедова помогают раскрыть проблематику, отраженную в комедии. Все высказывания из текста художественного произведения можно разделить на группы по тому, кто произносит известную фразу.
О вранье
Всё врут календари.
Послушай, ври, да знай же меру!
Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи.
Об отношениях
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Герой не моего романа.
Улыбочка и пара слов, И кто влюблен — на все готов.
Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!
Скажите лучше, почему Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?
А у меня к тебе влеченье, род недуга.
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Просил я помолчать, не велика услуга.
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.
О пожилых
Старушки все – народ сердитый..
Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать.
Не весел я. В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку!
На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!
Чай, пил не по летам.
Ох! глухота большой порок.
О разном
Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
Шел в комнату, попал в другую.
Попал или хотел попасть?
Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
Хоть душу отпусти на покаянье!
Певец зимой погоды летней.
Деревня летом — рай.
Дистанция огромного размера.
Не поздоровится от этаких похвал.
Как видим, большинство цитат из «Горе от ума» отличаются не глубиной мысли, а социальной меткостью и жизненной убедительностью.
Чацкий
Устам главного героя принадлежат высказывания на тему службы, чинов и положения в обществе. Чацкий уверен: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Центральный персонаж не отрицает значение службы, однако не поддерживает принципы, по которым живет общество: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Наблюдая за поведением Молчалина, Чацкий рассуждает: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Главный герой подметил сущность общества: «Молчалины блаженствуют на свете».
Наиболее яркая из всего произведения цитата принадлежит главному герою. Он начинает свой знаменитый монолог со слов «А судьи кто?».
О солдафонах
Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили.
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.
Я князь-Григорию и вам Фельдфебеля в Волтеры дам, Он в три шеренги вас построит, А пикните, так мигом успокоит.
Вот, например, полковник Скалозуб: И золотой мешок, и метит в генералы.
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы.
По моему сужденью Пожар способствовал ей [Москве] много к украшенью.
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый!
О преклонении перед иностранным
Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!
Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?
Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных.
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.
Фамусов
Фамусов в комедии «Горе от ума» становится выразителем мировоззрения «века минувшего». Герой считает, что новое поколение должно ориентироваться на принципы старого поколения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца». Рассуждая о браке своей дочери, герой убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Это демонстрирует то, что в обществе важны были богатства и положение в обществе.
Известны также и высказывания Фамусова относительно образования: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».
О Москве и москвичах
Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток.
Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
В Москве ведь нет невестам перевода.
В Москве прибавят вечно втрое.
Что за тузы в Москве живут и умирают!
Решительно скажу: едва Другая сыщется столица как Москва.
Молчалин
Цитаты «Горе от ума» помогают раскрыть основную сущность героев. Главный принцип Молчалина – «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
А. С. Грибоедов показывает, что герой боится общественного мнения: «Ах! злые языки страшнее пистолета».Софья
Фразы, посвященные теме любви, принадлежат речам Софьи, влюбленной в Молчалина. После ночи, проведенной вместе, героиня говорит следующее: «Счастливые часов не наблюдают». В произведении показано, что девушка не боится общественного мнения: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
Афористичной стала фраза служанки Лизы, которая рассуждала о положении низших слоев населения относительно высших кругов: «Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь».
О любви
Тот скажи любви конец, кто на три года в даль уедет.
Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко?
Счастливые часов не наблюдают.
И кто влюблен — на все готов.
Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я любви до смерти трушу, — А как не полюбить буфетчика Петрушу!
Судьба любви — играть ей в жмурки.
Следующая цитата
О слухах
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют - и вот общественное мненье!
В глазах темно, и замерла душа; Грех не беда, молва не хороша.
Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
Ну, милый друг, с тобой не надобно газет.
О модах
А все Кузнецкий мост, и вечные французы.
Губители карманов и сердец!
Фамусов и Чацкий в комедии "Горе от ума", столкновение, конфликт взглядов Чацкого и фамусовского общества
". между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.
Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.
Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него. ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии "Горе от ума". <. >
По своему общественному положению Фамусов - богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он - представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п. Также смотрел на службу Фамусов.
Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах.
В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить. <. >
Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты "минувшего века", так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I. <. >
Направление идей и понятий, явившееся в тогдашней России. получило название либерального, а лица, бывшие сторонниками нового направления, назывались либералистами. <. > По своей осмысленной жизни, по своему просвещению, справедливости, честности и благородству, они возвышались над другими. <. > К числу таких личностей первой четверти . [XIX] века, живших осмысленной жизнью, принадлежит Чацкий.
В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а . для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве.
Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.
Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; . он. целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву.
Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. . он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой.
Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. <. > Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова. <. >
Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение. <. > В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива. <. >
Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.
Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке."
Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. <. >
Драматург-реалист . предвидел ближайшее будущее. : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами."
О посредственности
А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных.
В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
Умеренность и аккуратность.
День за день, завтра, как вчера.
Свой талант у всех.
Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы?
Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых.
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья —. Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалины блаженствуют на свете!
О ретроградах
Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.
Уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь.
Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь.
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Что слово — приговор!
А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.
Поспорят, пошумят, и… разойдутся. Прямые канцлеры в отставке — по уму!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.
Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
О браке
Кто беден, тот тебе не пара.
Бал вещь хорошая, неволя-то горька; И кто жениться нас неволит!
Да этакий ли ум семейство осчастливит…
А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
Мне все равно, что за него, что в воду.
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
Брат, женишься, тогда меня вспомянь! От скуки будешь ты свистеть одно и тоже.
Бывало, я с дражайшей половиной Чуть врознь — уж где-нибудь с мужчиной!
О патриотизме
Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки.
О жизненной этике
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
Где ж лучше? - Где нас нет.
Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.
Делить со всяким можно смех.
А горе ждет из-за угла.
Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, - а беды медленьем не избыть.
Об образовании
Чтоб наших дочерей всему учить, всему - и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле?
Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Следующая цитата
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Представляю вам подборку цитат из комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
Можно сказать, что «Горе от ума» быстро стало чуть ли не одной сплошной цитатой.
Цитаты сведены по темам: лишние люди, ретрограды, отношения, посредственность, брак, солдафоны, жизненная этика, любовь, женщины, отцы и дети, Москва и москвичи, пожилые, преклонение перед иностранным, слухи, жизнь, чиновники, люди, прошлое, образование, либералы, вранье, сны, патриотизм, моды, высокие материи.
Цитаты про Грибоедова и «Горе от ума»
- И. Крылов: Нет, этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила.
- А. Бестужев-Марлинский: Я проглотил эти отрывки; я трижды перечитал их. Вольность русского разговорного языка, пронзительное остроумие, оригинальность характеров и это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души. «Нет, - сказал я себе, - тот, кто написал эти строки, не может и не мог быть иначе, как самое благородное существо».
- В. Одоевский: До Грибоедова слог наших комедий был слепком слога французских; натянутые, выглаженные фразы, заключенные в шестистопных стихах, приправленные именами Милонов и Милен, заставляли почитать даже оригинальные комедии переводными; непринужденность была согнана с комической сцены; у одного г-на Грибоедова мы находим непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного в слоге находим мы колорит русский. В сем случае нельзя доказывать теоретически; но вот практическое доказательство истины слов моих: почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли - стихи из «Горя от ума».
- П. Вяземский: Признаюсь, мне оскомину набили эти стереотипные прилагательные: бессмертная, гениальная, которые, по заведенному единожды порядку, привешивают к комедии "Горе от ума". Хотелось бы спросить этих господ: из каких доходов раздают они эти дипломы на бессмертие и гениальность? Какие личные права имеют они на подобные производства?
- В. Кюхельбекер: Гениальный, набожный, благородный, единственный мой Грибоедов!
- А. Пушкин: Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.
- Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны. (кстати, цитаты Пушкина)
- А. Луначарский: Несмотря на то что прошел целый век, комедия Грибоедова «Горе от ума» и сейчас числится лучшей комедией в нашей литературе, наряду с гоголевским «Ревизором». Не знаю, можно ли поставить рядом с этими двумя жемчужинами первейшего калибра хотя бы одну какую–нибудь другую комедию, не исключая комедий Щедрина, Островского, Сухово–Кобылина и Чехова.
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
О либералах
Шумим, братец, шумим!
Об чем бишь нечто? – обо всем.
Да умный человек не может быть не плутом. Когда ж об честности высокой говорит.
О женщинах
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой.
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей;
Скромна, а ничего кроме Проказ и ветру на уме.
У девушек сон утренний так тонок.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали.
Она не родила, но по расчету По моему: должна родить.
О снах
Бывают странны сны, а наяву страннее.
Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
Да, дурен сон, как погляжу. Тут всё есть, коли нет обмана: И черти, и любовь, и страхи, и цветы.
Следующая цитата
Цитаты героев «Горе от ума» помогают раскрыть основной конфликт комедии А. С. Грибоедова, построенный на споре между отцами и детьми. Также цитаты раскрывают проблемы любви, воспитания и службы.
Об отцах и детях
Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца.
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!
Вам, людям молодым, другого нету дела, как замечать девичьи красоты.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам.
О людях
О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
На лбу написано: Театр и Маскерад.
Ба! знакомые все лица!
О жизни
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
К перу от карт? и к картам от пера?
Подумаешь, как счастье своенравно!
Кому назначено-с, не миновать судьбы.
Приданого взял — шиш, по службе — ничего.
Отношение к службе
Фразы Чацкого по поводу службы стали афористичными. Главный герой комедии говорит про Молчалина так: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
Чацкий против такой общественной привычки, он говорит следующее: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Все это связано с тем, что «Чины людьми даются, А люди могут обмануться».
О высоких материях
Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй — ум вскружится;
О Байроне, ну о матерьях важных.
Нравственные ценности
Цитаты из произведения «Горе от ума» посвящены и нравственным проблемам.
Слова Фамусова помогают раскрыть проблему воспитания: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».
София поднимает в своих высказываниях тему любви: «Счастливые часов не наблюдают».
Чацкий поднимает проблему любви к Родине: «И дым Отечества нам сладок и приятен!».
О чиновниках
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки.
Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти - так был бы деловой.
О прошлом
Свежо предание, а верится с трудом.
Век нынешний и век минувший.
Тогда не то, что ныне.
Прошедшего житья подлейшие черты.
Конфликт отцов и детей
Цитаты, которые запомнились русскому человеку, связаны с темой отцов и детей. Они хорошо раскрывают образы персонажей.
Чацкий, наблюдая за современным ему обществом, не поддерживает приверженцев Фамусова, считая, что в поколении отцов нет примеров для подражания: «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?». Главный герой отмечает также: «Дома новы, но предрассудки стары». Чацкий произносит свой знаменитый монолог, начинающийся известной всем строкой «А судьи кто?». Этот монолог вновь посвящен конфликту отцов и детей.
Когда Чацкий узнает, что его приняли за сумасшедшего, он произносит следующую фразу: «И вот общественное мненье!
О лишних людях
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Кто служит делу, а не лицам.
Что говорит! и говорит, как пишет!
Да он властей не признает!
Ах! Боже мой! он карбонари!
Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам.
Я странен, а не странен кто ж?
Я глупостей не чтец, а пуще образцовых.
Да, мочи нет: мильон терзаний.
Есть от чего в отчаянье прийти.
Сюда я больше не ездок!
Карету мне, карету!
Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!
Читайте также: