Ленин что такое социализм цитата
Обновлено: 21.11.2024
Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
Следующая цитата
Конкретнее — аппарат классового принуждения и насилия. Поэтому с исчезновением классов оно отомрет. Выступая на III Всероссийском съезде профессиональных союзов 7 апреля 1920 года, Ленин точно выразился: Марксизм есть теоретическое обоснование уничтожения классов. В той же степени марксизм есть и теоретическое обоснование отмирания государства. Как писал Фридрих Энгельс: Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним
Но отсюда вытекает и то, что пока есть классы, пока есть классовые различия, государство неминуемо сохранится. Только после Победы рабочего класса это будет уже не государство диктатуры буржуазии, а государство диктатуры пролетариата. Пролетариат выражает волю всех трудящихся, волю большинства населения. Диктатура пролетариата — впервые в истории диктатура большинства. А после построения социализма исчезает класс, который нужно подавлять. Поэтому, как выразился Владимир Ленин: Государство диктатуры пролетариата — полугосударство
Но с середины прошлого века в СССР начался процесс перерождения, закончившийся победой контрреволюции и реставрацией государства диктатуры буржуазии
На это были и объективные причины. Классики марксизма не предусмотрели, что социалистическое государство будет десятилетиями находиться в капиталистическом окружении, вести войны с огромными потерями наиболее активных сторонников коммунизма. Что такое положение потребует развития кадровой армии, репрессивного аппарата, спецслужб. Что вынужденное засекречивание многих видов деятельности сделает невозможным рабочий контроль в этих областях
Но были и субъективные ошибки. Что было сделано не так?
Под влиянием успехов начального периода социалистического строительства ослаблялось внимание к классовому характеру государства, который особо подчеркивал Ленин
В работе «Великий почин» Владимир Ленин писал: Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддается преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками…
Предполагать, что все «трудящиеся» одинаково способны на эту работу, было бы пустейшей фразой или иллюзией допотопного, домарксовского социалиста
А в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал: Рабочий класс, дабы не потерять снова своего только что завоеванного господства, должен… обеспечить себя против своих собственных депутатов и чиновников, объявляя их всех, без всякого исключения, сменяемыми в любое время
Относительно интеллигенции Владимир Ленин четко выразился в работе «Как организовать соревнование»: Надо, чтобы рабочие и крестьяне ясно поняли разницу между необходимым советом образованного человека и необходимым контролем «простого» рабочего и крестьянина за разгильдяйством, столь обычным у «образованных» людей
И в работе «Великий почин» еще прямее: Не с помощью интеллигенции, а вопреки ее противодействию (по крайней мере, в большинстве случаев) пролетариат победит
В последние десятилетия появилась мода «считать себя пролетариями, рабочими» у интеллигентов, пенсионеров и других трудящихся, не являющихся рабочими. Ленин, когда встал конкретный вопрос — кого считать рабочим при приеме в правящую партию писал: Я бы советовал установить решением партконференции более строгие условия для приема в члены Партии: срок кандидатства 1½ года для рабочего (считая рабочим того, кто не меньше 10 лет своей жизни работал в крупной промышленности простым наемным рабочим и теперь работает не меньше 2-3 лет), для всех остальных — 3 года
В книге «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»: Мы боимся чрезмерного расширения партии, ибо к правительственной партии неминуемо стремятся примазаться карьеристы и проходимцы
А в Политическом докладе ЦК на VIII Всероссийской конференции РКП(б) 2 декабря 1919 года Владимир Ленин говорил: Партия должна быть узкой настолько, чтобы вбирать в себя вне рабочего класса только тех выходцев из других классов, которых она имеет возможность испытать с величайшей осторожностью
Нетрудно видеть, что это ленинское требование было нарушено…
А как же сделать так, чтобы диктатура пролетариата на деле была диктатурой рабочего класса? В той же работе Удержат ли большевики государственную власть? Ленин писал: Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту
И в работе Государство и революция: При социализме многое из «примитивной» демократии неизбежно оживет, ибо впервые в истории цивилизованных обществ масса населения поднимется до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении. При социализме все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял
В статье «О борьбе внутри Итальянской социалистической партии»: Вытеснять этих представителей рабочей аристократии или обуржуазившихся рабочих со всех их постов и заменять их хотя бы даже самыми неопытными рабочими, лишь бы они были связаны с эксплуатируемой массой и пользовались ее доверием в борьбе с эксплуататорами. Диктатура пролетариата потребует назначения именно таких, не имеющих опыта, рабочих на самые ответственные государственные посты, иначе власть рабочего правительства будет бессильна, и оно не будет поддержано массой
А как это обеспечить? В работе «Государство и революция» Ленин писал: Мы придем к полному разрушению бюрократизма!
Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поднимет массы к новой жизни, поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять «государственные функции». В замечаниях и добавлениях Ленина к проектам Положения о рабочей и крестьянской инспекции говорилось: Постепенно вызывать крестьян с мест (обязательно беспартийных крестьян) для участия в Госконе в центре: начать хотя бы (если нельзя больше) с 1-2 от губернии, а потом, в зависимости от транспорта и других условий расширять. То же для беспартийных рабочих
Конечно, здесь колоссальное значение имеет постановка народного просвещения. В Программе РКП(б) говорится:
Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установленных уже Советской властью следующих основ школьного и просветительного дела:
1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет;
2) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, то есть свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества;
3) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства;
4) Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма;
5) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и так далее);
6) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и тому подобное);
7) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями;
8) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой;
9) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти
Важнейшее условие просвещения рабочего класса — наличие у него свободного времени. В «Великом почине» Ленин писал: Маркс противопоставляет пышным декларациям прав простую, скромную, деловую, будничную постановку вопроса пролетариатом: государственное сокращение рабочего дня». Но как реализовать это на деле? Для этого и нужна диктатура пролетариата
Если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение диктатура пролетариата на более простой язык означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов. (Заметим в скобках: научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его)
В работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» Владимир Ленин так охарактеризовал диктатуру пролетариата: Диктатура пролетариата есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества
В «Великом почине» Ленин разъяснял: Диктатура пролетариата есть тоже период классовой борьбы, которая неизбежна, пока не уничтожены классы, и которая меняет свои формы, становясь первое время после свержения капитала особенно ожесточенной и особенно своеобразной. Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классовой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов — но, разумеется, в иной обстановке, в иной форме, иными средствами
Ясно, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить еще и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это — дело очень долгое
В работе «Экономика и политика» в эпоху диктатуры пролетариата подчеркивается та же основополагающая мысль: Социализм есть уничтожение классов. Диктатура пролетариата сделала для этого уничтожения все, что могла. Но сразу уничтожить классы нельзя… И классы остались и останутся в течение эпохи диктатуры пролетариата. Диктатура будет не нужна, когда исчезнут классы. Они не исчезнут без диктатуры пролетариата
кандидат технических наук
Иван Герасимов
Социализм и коммунизм — две ступени экономической зрелости нового общества
Карл Маркс в 1875 году в «Критика Готской программы» научно обосновал, что социализм и коммунизм — это две ступени развития, две фазы одной, коммунистической общественно-экономической формации
Низшая фаза развития коммунизма — это социализм, высшая — это полный, развитый коммунизм. Ленин писал по этому поводу: То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал «первой» или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм…
В первой своей фазе, на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым, вполне свободным от традиций или следов капитализма
Социализм — это новое общество, только что вышедшее из недр капитализма, поэтому оно во всех отношениях еще сохраняет родимые пятна, следы, пережитки старого строя: в экономике, быту, в сознании людей. Характеризуя социализм, Карл Маркс писал: Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое, наоборот, только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло
Коммунизм означает более высокую, чем социализм, ступень развития нового общества, когда оно уже достигло экономической зрелости, когда обеспечено изобилие материальных благ и осуществлен переход от распределения их по труду к распределению по потребностям. При коммунизме полностью исчезнут пережитки капитализма как в экономике, так и в сознании людей. О высшей фазе коммунизма можно сказать, что это общество, которое развилось на своей собственной основе, не унаследованной от прошлого, а созданной социализмом
Всякий общественный строй имеет свою историю развития от низшей ступени к высшей. Коммунизм как общественный строй также имеет свои фазы развития, где социализм первая ступень в построении бесклассового общества
Документальный фильм СССР
Следующая цитата
Поэтому вопрос о коммунизме – это вопрос не о том, что для людей лучше – капитализм, социализм или коммунизм.
А о том, насколько возможно их построить.
Каков ответ на этот вопрос применительно к дореволюционной России?
Именно его задала Марксу Вера Засулич.
Маркс дал Вере Засулич неопределенный ответ.
С одной стороны, действительно, для коммунистических преобразований нужна соответствующая база.
С другой стороны, социальный эксперимент провести интересно.
Наконец, были дополнительные соображения, которые позволяли надеяться на успех.
Фактически идея Маркса реализовалась применительно к Монголии.
Не было никаких предпосылок для построения в Монголии социализма. Но это удалось, под влиянием более высокоразвитых стран – СССР.
Точнее, здесь необходима оговорка. А действительно ли социализм это был? А если не социализм, то какой строй был построен в СССР?
И лучше всего советский строй охарактеризовал Ленин:
«Социализм в известном смысле».
В вопросе, был ли социализм в СССР, нужно выделить 2 аспекта:
- в чьих классовых интересах действовал советский строй;
- какой была с истема с точки зрения устойчивости
Ранний СССР управлялся сознательными коммунистами.
Это было первое в мире правовое, социальное государство.
Пример СССР активизировал классовую борьбу во всем мире. Именно благодаря примеру СССР трудящиеся Запада обязаны своим высоким жизненным уровнем.
Это – результат классовой войны, локомотивом которой стал СССР, а первой победной битвой которой стала большевистская Великая Октябрьская революция.
Советский строй функционировал в интересах пролетариев – наемных работников. В этом смысле там был социализм.
А с точки зрения устойчивости системы? А с этой точки зрения социализм в СССР был достигнут не был. То есть это были новые отношения на старой капиталистической базе . Капитализм, функционирующий в интересах не буржуазии, а пролетариата .
Ленин это хорошо понимал.
Поэтому в ленинской конституции были слова
«Социализм в названии нашего государства есть не констатация факта наличия социализма, а декларация нашего стремления его построить».
Одна из причин, почему сложно ответить на вопрос, был ли социализм в СССР, состоит в том, что термин Социализм в марксизме не определен. Наше исследование показывает, что в марксизме в разное время предложено как минимум 4 разных определения социализма .
Но то же исследование показывает, что буква марксизма, дух его справедлив, и ответить на вопрос, что такое социализм, все же можно.
Из этого следует, что социализм в СССР не был достигнут никогда .
Важнейшая причина – товарно-денежные отношения несовместимы с социализмом . А с теми ,кто считает, что советские деньги претерпели столь существенные изменения, что их нельзя считать буржуазными деньгами, мы поспорили в статье « Социализм и деньги. В СССР и по Марксу »
Причина – именно та, что вызывала сомнения Маркса в успехе революционных преобразований в России: отсталость России того времени.
Новая формация строится на достаточной индустриальной – и соответствующей социальной – базе.
Эту базу должен подготовить капитализм .
Но строй отсталой Россия характеризовался многими феодальными пережитками.
Индустриализация – вот одно из достижений Октябрьской революции.
Но это означает лишь одно.
Октябрьской революция, задуманная как коммунистическая революция, взялась решать задачи, свойственные буржуазной революции.
Ленин и Сталин были сознательными коммунистами.
Их целью было построить коммунизм.
По теории коммунизм строится на базе, созданной капитализмом.
Но на практике конкретно в России того времени капитализм такую базу не создал, поскольку был недостаточно развит .
Поэтому то, чем вынуждены оказались заниматься Ленин и Сталин – достраивать капитализм .
Сталин закончил выполнение этой задачи. И сразу же умер.
Но за время построения капитализма коммунистическая элита СССР приобрела психологию обычной буржуазной политической элиты .
Поэтому уже преемник Сталина Хрущев совершил контрреволюционный буржуазный переворот .
Скорее всего даже неосознанно. Он просто преследовал свои личные интересы. Это ничего не меняет. Имеют значение лишь объективные процессы, а не субъективные мнения их участников.
ХХ съезд стал по сути первым собранием акционеров капиталистической корпорации «КПСС»
Есть возражение, что советский строй не похож на обычный капитализм, и поэтому это не капитализм?
Особенности советского «социализма» - по сравнению с рыночным капитализмом (отсутствие рыночной конкуренции, частной собственности на средства производства) – это специфика капитализма при наличии ЕДИНСТВЕННОЙ капиталистической корпорации -монополиста. ВНУТРИ корпорации нет никакого рынка и частной собственности, там действует план.
Коммунистические отношения построены не были.
Великие достижения СССР – это достижения самой успешной в мире буржуазной революции и по сравнению с предшествовавшим феодализмом.
Времена Ленина и Сталина – революция, гражданская, голод, репрессии, форсированная индустриализация, насильственная коллективизация, репрессии, голод, ВОВ, голод – это 7 кругов ада.
Но именно эти времена имели важную характеристику: это было движение советского общества к прогрессу .
Именно последующие времена характеризуются как высокими достижениями – в том числе полет в космос – так и чрезвычайно высоким жизненным уровнем – за что люди, жившие тогда, вспоминают СССР с благодарностью.
Эти достижения оказались возможны не благодаря установившимся тогда порядкам, а благодаря предшествующему движению к прогрессу . Следствием же порядков послесталинского СССР стали брежневский Период застоя и горбачевская Перестройка.
Это был период БУРЖУАЗНОГО процветания. Гибель остатков ростков социализма была неизбежна .
Итак, можно сказать, что большевистская Октябрьская революция:
- по субъективным устремлениям ее участников была коммунистической,
- но по объективно-исторической роли – самая успешная в мире буржуазная революция.
Справедливости ради – с одним важным уточнением.
Что было бы, если бы вместо большевистской Октябрьской революции была обычная буржуазная революция, без коммунистической составляющей?
В этом случае мы имели бы точно такой же высокий уровень техники .
Но. Не было бы такого высокого уровня жизни трудящихся, не было бы записано в законах таких прав трудящихся, ни на территориях бывшего СССР, ни на Западе. И не было бы в капиталистической идеологии идей «социального, демократического, правового государства» .
Это – тот «вирус», которым Октябрьская революция «заразила» капитализм.
И это то, от чего капитализм во всем мире все более избавляется после гибели СССР . Потому что теперь некому помешать их реваншу. Полицейские ушли - грабители распоясались.
Тем не менее. Для будущего успеха важно не предаваться гордости за достигнутые, но утраченные, успехи, а понимать причину неудач. А она - в том, что социализм в СССР достигнут не был . И именно поэтому советский строй погиб.
А что нужно для успеха? Прежде всего – понимание марксистской теории.
Для коммунистических преобразований в России того времени условия не созрели. Они созрели сейчас . Но нужно грамотное применение марксистской теории. Для этого – ее глубокое понимание. Очищенное от стереотипов, порожденных советской идеологией .
Ранее мы рассматривали главный принцип коммунизма : если это невозможно, от коммунизм - утопия.
Но, вообще говоря, капитализм обречен , а выходов у человечества осталось лишь два: коммунизм либо неофашизм .
Следующая цитата
Очень многие высказывания Ленина вошли в повседневный обиход, став расхожими фразами. Люди цитируют их, зачастую не зная источника. Я собрал сто самых известных высказываний Владимира Ильича Ленина. Проверьте себя - если какие-то из них вам нравятся и вы регулярно их используете - то, может быть, вы сами - большевик? ;)
1. У нас же один только лозунг, один девиз: всякий, кто трудится, тот имеет право пользоваться благами жизни. Тунеядцы, паразиты, высасывающие кровь из трудящегося народа, должны быть лишены этих благ. И мы провозглашаем: все - рабочим, все - трудящимся!
2. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна
3. Все на свете имеет две стороны
4. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях
5. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное
6. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества
7. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом
8. Без революционной теории не может быть и революционного движения
9. Богатые и жулики - это две стороны одной медали
10. Больших слов нельзя бросать на ветер
11. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации
12. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль
13. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции
14. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете
15. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше
16. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их
17. Слова обязывают к делам
18. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды
19. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет
20. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя
21. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами
22. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует
23. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни
24. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла
25. Из всех искусств для нас важнейшим является кино
26. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их
27. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим
28. Книга - огромная сила
29. Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства - и в то же время беречь его, как зеницу ока
30. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов
31. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам
32. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс
33. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы
34. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут
35. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине
36. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение
37. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок
38. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться
39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой
40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше
41. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками
42. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств
43. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства
44. Политика есть самое концентрированное выражение экономики
45. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны
46. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд
47. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих
48. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу
49. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство
Читайте также: