Лара из доктора живаго характеристика в цитатах

Обновлено: 21.11.2024

В произведении Пастернака “Доктор Живаго” нашли себе место большое количество образов и характеров персонажей, что позволило автору донести до читателя мысль и идею наиболее точно и ярко, что даёт читателю возможность оценивать произведение в его полноте и ценности для восприятия. Следует акцентировать внимание на образе Лары.

Лара – женщина средних лет, которая играет в произведении роль некой мученицы, которая, несмотря на всё своё ужасное положение, и всё то, что с ней происходило, всё равно не унывает и продолжает жить так, как жила до этого, за что заслуживает уважения читателя.

Характером Лара весьма сильный, стойкий ко всему человек, который не боится трудностей, и с лихвой пройдёт через всё, что ей уготовит судьба. Хотя, в судьбу, как в таковую, Лара не верит. Она вообще не очень суеверный человек, ведь она привыкла верить и доверять только тому, что видела своими глазами, или в чём она уверена на все сто. В этом раскрывается ещё одна черта характера Лары – недоверчивость, что позволяет нам сделать вывод, что когда-то давно, возможно в прошлом, Лара разочаровалась в окружающих, что сделало из неё человека, который описан в произведении.

Также в её характере присутствует черта, характерная только умным и ответственным людям, что и раскрывается в её характере на протяжении всего произведения, что и даёт читателю возможность в полной мере поразмыслить над характером данной персоны, сделав выводы о её мотивации, целях, и способах достижения этих самых целей. Лара весьма и весьма самостоятельный человек, мнение которой не зависит от окружающих, что делает её привлекательной для многих людей из окружения, однако, так как она весьма нелюдима, она не спешит сходиться с людьми.

В итоге можно сделать вывод, что многие черты характера Лары и сам её образ формировался под влиянием неблагоприятной окружающей социальной среды, что сделало её очень нелюдимой, недружелюбной, недоверчивой, и очень необщительной особой, которую автор описал достаточно детально.

Я считаю, что Пастернак пытался донести именно данную мысль через образ Лары в произведении “Доктор Живаго”. Он пытался донести мысль того, что окружение весьма сильно влияет на формирование характера человека, на его мысли и суждения, и очень важно окружить себя правильными людьми, которые будут благотворно влиять на вас.

Сочинение Лариса в романе Доктор Живаго

Произведение “Доктор Живаго”, написано великим автором по имени Борис Леонидович Пастернак. Именно благодаря большому количеству персонажей в произведении, читатель может рассмотреть рассказ наиболее полно, так как изучая особенности каждого героя, становится понятно, какие идеи и мысли автора сокрыты в произведении.

Главная героиня Лариса — предстает читателям в виде женщины среднего возраста. Она является женщиной, которая постоянно вынуждена страдать, переживать и может даже показаться мученицей. Но несмотря на все это она старается, смотреть на жизнь с положительной стороны, не отчаиваться, идти вперед навстречу своей судьбе. Благодаря своему смирению, она вызывает уважение у читателя.

Данная черта, возможно, появилась у женщины не с рождения, а когда в ее жизни произошло, что-то такое, что заставило ее изменить свое отношение к окружающим ее людям и миру. По крайней мере она была изображена человеком, который не мог довериться просто так, без причины, для этого ей было необходимо время, за которое она возможно могла бы ближе познакомиться с человеком и довериться ему.

Также ее нельзя назвать глупой, он весьма умна и сообразительна, именно эти черты и показывают читателю, что она была ответственным и образованным человеком, которому просто по несчастливой случайности не повезло в жизни, от чего жизнь пошла наперекосяк и изменилась до неузнаваемости. Она предстает перед читателями тем человеком, который является усердным трудоголиком и не останавливается на том, чего достиг. Лариса, это персонаж, который не может не радовать читателя своей мотивацией по жизни, ведь именно ее настрой на самое лучшее не дает ей останавливаться на достигнутом.

Она весьма красива и привлекательна, многим посторонним людям она очень нравится, ведь что может быть лучше для женщины ее лет, как иметь привлекательную внешность, быть образованной и не зависеть от постороннего мнения.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Лары в романе Доктор Живаго

Популярные сегодня темы

Действие рассказа происходит осенний дождливый день. Старый тарантас подъезжает к избе, половину которой занимает почтовая станция, а вторую половину – гостевая комната. Из повозки выходит старый мужчина

Всю мою деревню окружает внушительных размеров лес, и пока дойдешь до дома от станции, можно в полной мере насладиться той красотой, что предлагает нам природа

Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.

Когда меня спрашивают кто из русских актеров мне больше всего нравится мне в голову сразу приходит Сергей Безруков.

Ребенок готовится к поступлению в школу и учит «Священную историю» Афинского. Он хорошо выучил Закон Божий, но очень робеет. Горкин ведает о страхе и просит рассказать что-нибудь из книжки. Хвалит за хороший ответ

Следующая цитата

Пастернак всегда потрясал читателей своей лиричностью, необычными деталями в творчестве. Главным для автора всегда была любовь! И это прекрасное качество он перенес на страницы известного всем романа под названием «Доктор Живаго». Произведение содержит ряд женских образов, с которыми следует познакомиться поближе.

Тоня Громенко

Итак, первая героиня, на которую стоит обратить внимание - это первая жена Юрия Живаго. Ее имя - Тоня Громенко. Они с раннего возраста не отходили друг от друга, всегда бегали по улице вместе. Лишь через определенное количество времени Живаго сумел разглядеть в Тоне настоящую спутницу жизни. Для персонажа она стала родной девушкой, на которую можно положиться.

Помимо этих обстоятельств еще одна ситуация взяла верх. Причиной скорой свадьбы стал предсмертный завет умирающей матери Тони. Та жаждала, чтобы Живаго и Громенко обрели друг друга. Анна Павловна решительно смогла убедить молодых, что они необходимы друг другу. Однако в героине для Юрия притягательным являлось не духовное, а материальное составляющее. Её запахи, искренние чувства. Несмотря на этот факт, герои создали семью, спокойную и чистую. Однако для полноценной радости Живаго мешала любовь к иной героини.

Лариса Антипова

Следующей в жизни Живаго стала Лариса Антипова. Она является сестрой милосердия. На войне не раз спасала человеческие души. По своей сущности женщина ласкова и нежна. Она образована и скромна. Ее история жизни довольна необычна. У героини был муж, который из-за революции потерял напрочь собственный разум. После чего она осталась одна с дочерью во время страшных годов. Ей пришлось пройти через ужасные испытания судьбы.

Полюбил Живаго Лару именно духовно. Для души Юрия такая любовь считалась настоящим спасением от нависших трудностей. Но простой жизни с героиней не могло и быть. В стране шли сначала революционные действия, затем гражданская война, потом разлука с женой. Все это пыталось в сознании героя. Оттого не смогли Лара, и Юрий построить семью в гармонии и радости. А Антипова до последнего дня была для персонажа истинным идеалом красоты! Но, к сожалению, жизнь жестока. Порой она не дает никакой возможности на продолжение.

Марина

Есть в конечном итоге и третья девушка в судьбе Живаго. Это героиня по имени Марина. Особая прелестная внешность у героини, по характеру довольно молчаливая, скромная женщина. Ее покорность Юрию Живаго действительно потрясала самого действующее лицо. Она принимала персонажа таким, какой он есть на самом деле, со всеми изъянами и недостатками. Девушку не смущали странности мужа. Ко многим вещам героиня относилась с непоколебимым спокойствием. И с такой женщиной Юрию тоже было хорошо.

Таким образом, Борис Леонидович Пастернак создал в собственном произведении три совершенно различных образа, которые примечательны по-своему. Каждая из героинь обладает удивительными качествами, которые завораживали сердце или мозг Живаго. Однако общее между всеми представительницами женского пола - это то, что они все без исключения дали Юрию свою невероятную любовь!

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы романа Доктор Живаго

Популярные сегодня темы

В 1452 году на юге Италии родился Леонардо да Винчи. Он был художником, инженером, ученым и знаменитым представителем эпохи Возрождения. После него остались не только картины и скульптуры, но и большое количество рукописей почти

Любовь не всегда приносит счастье влюблённым, особенно когда вмешиваются другие люди. Пусть и близкие родственники. И особенно, когда сильны предрассудки и родовая честь.

Молодая рыжая собака, помесь дворняжки и таксы, проживала в семье столяра Луки и его сына Федора. Она была к ним очень привязана, хотя зачастую ей приходилось терпеть побои, унижения и оскорбления.

В рассказе Чехова «Ионыч», на примере земского врача Старцева показано, как понемногу деградирует человек, попадая под влияние окружающей обстановки.

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Следующая цитата

Лариса Антипова образ и характеристика

1. Общая характеристика. Лариса (Лара) Федоровна Антипова (Гишар) - главная героиня романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".

Это жена Павла Антипова (Стрельникова) и возлюбленная Юрия Андреевича Живаго. Прототипом этого персонажа для Пастернака послужила Ольга Ивинская - его последняя любовь.

2. Внешний вид и характер. Лариса Федоровна - очень красивая женщина. У нее белокурые волосы и серые глаза. Особую грацию ей придает "незаметная быстрота движений".

Антипова отличается нежеланием и неумением сознательно выстраивать собственную жизнь. Оно покорно следует и полностью доверяет своей судьбе. При этом Лариса Федоровна обладает удивительной способностью к любой работе.

Юрия Федоровича поражает, насколько естественно и непринужденно выглядит его возлюбленная как во время переноски ведер, так и занимаясь в библиотеке.

По характеру Лариса Федоровна очень похожа на доктора Живаго. Она также старается сохранить независимость от исторической эпохи, скрыться от окружающей злобы и ненависти в воображаемом счастливом мире.

При всей своей мягкости и доброте Лариса Федоровна является роковой женщиной, которая обладает великой властью переплетать судьбы людей. Все главные герои романа (как мужские, так и женские) попадают под ее влияние, сталкиваясь между собой самым причудливым образом ("стукаются лбами", по выражению А. Эфрон).

3. Раннее падение. Молодая Лара живет вместе с матерью (вдовой Амалией Карловной Гишар) и братом Родей. Мечтательная девочка учится в гимназии и представляет собой "самое чистое существо на свете". Резкий перелом в судьбе Лары происходит после ее соблазнения адвокатом Комаровским.

Девочка очень рано становится женщиной, о чем гораздо позднее скажет Живаго: "Я - надломленная, я с трещиной на всю жизнь". Лариса мучительно переживает свое падение. Ей вдвойне стыдно от того, что внимание красивого известного мужчины доставляет определенное удовольствие. Чем дольше длится этот роман, тем больше девушка осознает, что Комаровский стал ее проклятием.

Параллельно развиваются отношения с Пашей Антиповым. В полусумасшедшем состоянии Лариса совершает попытку убить Комаровского. Только таким образом она избавляется от своего проклятия.

4. Недолгое счастье. Лариса Федоровна выходит замуж за Пашу из жалости и милосердия к нему. Но постепенно тихая и спокойная жизнь в Юрятине становится для нее идеалом. Внезапный и бессмысленный отъезд Антипова на фронт становится для Лары крушением самых лучших и светлых надежд.

Тоска по мужу толкает Ларису Федоровну на самый решительный поступок в своей жизни. Она заканчивает курсы сестер милосердия и тоже отправляется на войну. На фронте Лара узнает о смерти Паши. Здесь же происходит ее знакомство с доктором Живаго. Эта становится началом романа главных героев, хотя о любви между ними не было сказано ни слова.

5. Лара и Живаго. Очередное "столкновение лбами" происходит в Юрятине. Юрий Андреевич случайно встречает Ларису Федоровну в библиотеке, а затем решается прийти к ней домой. Женщина живет вдвоем с дочерью. Она знает, что под страшным именем комиссара Стрельникова скрывается ее муж. Лариса Федоровна безмерно уважает Пашу и мечтает вернуться с ним в прошлое. Муж, однако, полностью охвачен революционной стихией. Ему сейчас не до жены и ребенка.

Лара находит новое счастье в романе с Живаго. Пока доктора не мобилизовали партизаны, его отношения с Ларисой Федоровной были преступными. Живаго разрывался между семьей и любимой женщиной. Сама Лара даже не пыталась "подчинить" себе любимого, наслаждаясь каждым счастливым мгновением. Проведя в отряде год и совершив побег, Юрий Андреевич возвращается в Юрятин и вновь воссоединяется с любимой.

На какое-то время Живаго и Лариса Федоровна полностью выпадают из времени, всецело отдавшись любви. Постепенно вокруг влюбленных сгущаются тучи. Ради Кати Лариса Федоровна соглашается бежать с Комаровским, еще не зная, что больше не увидит живыми ни Юрия, ни Пашу.

В финале вновь совершенно случайно Лариса Федоровна заходит в дом, где стоит гроб с Живаго. Так происходит последняя встреча между влюбленными. Главная героиня несколько дней вместе с братом Живаго занимается разбором бумаг покойного, а затем бесследно исчезает: "Видимо, ее арестовали. и она умерла или пропала неизвестно где".

6. Значение образа. Лара для Пастернака - олицетворение русской женщины и всей многострадальной страны в целом. Доктор Живаго называет Россию "несравненной. знаменитой родительницей, мученицей, упрямицей, сумасбродкой. боготворимой". Все эти определения подходят к Ларисе Федоровне. Жена Юрия Андреевича говорит: "Лара родилась, чтобы "осложнять[жизнь] . и сбивать с дороги"".

На роковую женщину претендуют три совершенно разных типа мужчины: пошляк (Комаровский), борец (Антипов-Стрельников) и поэт (Живаго). Самим Богом Лариса Федоровна (Россия) предназначена поэту, но этот союз слишком хрупок и недолговечен.

Следующая цитата

Год написания – 1945-1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

Несколько интересных сочинений

  • Итоговые сочинения
  • Сочинение Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель Куприна
    Один из героев рассказа А. И. Куприна Белый пудель отличается от остальных, хотя автор уделяет ему внимания не меньше, чем другим. Этот герой является собакой, порода которой вызывает умиление и нежность и у детей, и у взрослых.
  • Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение
    Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.
  • Образ сада в пьесе Вишневый сад Чехова
    Образ Чеховского вишневого сада обусловлен тем, что он представлен не как хозяйственный объект одного из усадеб, а как один из объектов пьесы, чья судьба тесно переплетается с судьбами других действующих лиц.
  • Сочинение на тему Летний отдых на каникулах
    Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Доктор Живаго»
  • для самых компанейских — Главные герои «Доктор Живаго»

Суть: о чем роман?

Нетрудно догадаться, что книга Пастернака о враче — Юрии Живаго. Первые главы рассказывают нам о его учёбе, взрослении, становлении и семейной жизни героя. Он рано осиротел (его отец покончил с собой чуть ли не на глазах у сына) и стал воспитанником в интеллигентной и дружелюбной семье, где рос рядом с Антониной, которая и стала его супругой. Их отношения были теплыми, но скорее дружескими. Параллельно развивается история молодой девушки Ларисы, ставшей невольной любовницей престарелого адвоката Комаровского. Ее семья была менее благополучной: вздорная и истеричная мать, лишившаяся мужа, завела любовника, который проявлял повышенное внимание к ее дочери. Так, Лариса оказалась в заложницах у Комаровского, боясь раскрыть свои тайны нездоровой матери.

С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.

К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.

После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.

Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.

Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.

герои романа «доктор живаго»характеристика
юрий живагосын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни.
лариса антипова дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест.
антонина живагозаконная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии.
павел антипов сын простого рабочего, сосланного за участие в революции. в юности был жизнерадостным и застенчивым юношей. искренно любил ларису и женился на ней, однако не смог перенести правды о её безнравственном образе жизни до брака и отдалился от неё. участвовал в первой мировой войне как солдат. поддержал октябрьскую революцию и взял себе псевдоним стрельников. стал фанатичным приверженцем идей революции и самоотверженно сражался за её идеалы. ближе к концу повествования оказывается в опале, однако ни о чём не сожалеет и продолжает отстаивать революцию. кончает жизнь самоубийством.

В романе еще очень много героев, каждый из них по-своему интересен. Если Вы хотите более подробного описание кого-то из них, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон исполнит Ваше желание.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.

Проблемы

Проблематика романа «Доктор Живаго» обрисовывает колорит эпохи. Если ее стоит дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

Читайте также: