Кропоткин петр алексеевич цитаты

Обновлено: 31.10.2024

С несколькими фунтами хлеба и маленьким запасом чая в переметных сумах, с котелком и топором у седла, с кошмой под седлом, чтобы покрыть ею постель из свеженарезанного молодого листвяка, человек чувствует себя удивительно независимым даже среди неизвестных гор, густо поросших лесом или же покрытых глубоким снегом.

Я уже давно решил, что не поступлю в гвардию и не отдам свою жизнь придворным балам и парадам. Пошлость светской жизни тяготила меня.

Следующая цитата

Александр II ненавидел ученых женщин. Когда он встречал девушку в очках и в гарибальдийской шапочке, то пугался, думая, что перед ним нигилистка, которая вот-вот выпалит в него из пистолета.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига капитала и государства.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Без равенства нет справедливости, без справедливости нет нравственности.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Белоха никому из нас не привил любви к географии, а между тем преподавание географии можно было бы сделать интересным и увлекательным. Учитель географии мог бы развернуть перед учениками всю картину мира во всем ее разнообразии и гармонической сложности. К сожалению, школьная география до сих пор является одной из самых скучных наук.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Большинство читателей этого романа, а также и литературных критиков с большой похвалой отзываются о психологическом анализе души Раскольникова и мотивов, приведших его к отчаянному поступку. Я, однако, позволю себе заметить, что уже одно нагромождение Достоевским случайных причин указывает на то, что автор сам чувствовал трудность проведения в романе той идеи, что пропаганда материалистических воззрений может в действительности довести честного молодого человека до такого преступления, какое совершил Раскольников. Раскольниковы не делаются убийцами под влиянием подобных теоретических соображений.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

«Братья Карамазовы» — наиболее обработанный в художественном отношении роман Достоевского, и в этом романе все внутренние недостатки, присущие уму и воображению автора, нашли свое полнейшее выражение. Философия этого романа заключается в изображении неверующей Западной Европы, дико-страстной, пьянствующей дореформенной России, преступной России, и, наконец, России реформированной при помощи веры и молитв; каждое из этих изображений воплощено в одном из четырех братьев Карамазовых. Главная идея автора, насколько она самому ему ясна среди бездны живущих в нем противоречий, та, что в человеке столько низких страстей, что удержать его от полного безобразия может не идеал, даже не вера, не христианство, а только могучая церковь.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Будь силен, будь велик во всех твоих поступках; развивай свою жизнь во всех ее направлениях; будь, насколько это возможно, богат энергией и для этого будь самым общественным и самым общительным существом - если только ты желаешь наслаждаться полной, цельной и плодотворной жизнью. Постоянно (руководствуясь) широко развитым умом, борись, рискуй - риск имеет свои огромные радости; смело бросай свои силы, давай их, не считая, пока они у тебя есть, на все то, что ты найдешь прекрасным и великим, и тогда ты насладишься наибольшей суммой возможного счастья. Живи заодно с массами, и тогда, что бы с тобой ни случилось в жизни, ты будешь чувствовать, что заодно с твоим бьются те именно сердца, которые ты уважаешь, а против тебя бьются те, которые ты презираешь.

«Нравственные начала анархизма»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

"Власть портит даже самых лучших людей, - утверждал Кропоткин. - Вот почему мы ненавидим всякую власть человека над человеком и стараемся всеми силами… положить ей конец". Но как это сделать в обществе, где осуществляется власть государства и капитала, где главенствуют отнюдь не самые лучшие представители рода человеческого, где отдельные кланы и личности, целые социальные группы готовы всеми средствами взобраться на вершину социальной пирамиды, добиваясь господства над людьми? Какие катастрофы суждено пережить человечеству, прежде чем восторжествует та правда, которая заключена в анархических идеях Кропоткина? Или для этого потребуются какие-то духовные потрясения и озарения?

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Во всех закрытых учебных заведениях новичков преследуют. Они проходят своего рода искус. «Старики» желают узнать, какая цена новичку. Не станет ли он фискалом? Есть ли в нем выдержка? Затем «старички» желают показать новичкам во всем блеске могущество существующего товарищества. Так дело обстоит в школах и в тюрьмах. Но под управлением Жирардота преследования принимали более острый характер, и производились они не товарищами-одноклассниками, а воспитанниками старшего класса — камер-пажами, то есть унтер-офицерами, которых Жирардот поставил в совершенно исключительное, привилегированное положение. Системе полковника заключалась в том, что он предоставлял старшим воспитанникам полную свободу, он притворялся, что не знает даже о тех ужасах, которые они проделывают; зато через посредство камер-пажей он поддерживал строгую дисциплину. …За одно все-таки следует добром помянуть Жирардота. Он очень заботился о нашем физическом воспитании. Гимнастику и фехтование он очень поощрял. Я ему обязан за то, что он приучал нас держаться прямо, грудь вперед. Как все читающие, я, конечно, имел склонность горбиться. Жирардот спокойно, проходя мимо стола, подходил сзади и выпрямлял мои плечи и не уставал делать это много раз подряд.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

В ранних произведениях Достоевского его излюбленными героями являются люди, которым обстоятельства жизни создали такое положение, что они потеряли всякую надежду снова подняться. Вы чувствуете, однако, что Достоевский находит истинное удовольствие в описании моральных и физических страданий этих униженных, что он наслаждается, изображая те умственные страдания, ту полную безнадежность и ту придавленность человеческой природы, которая характеризует невропатологические случаи.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

В современных фабриках машина убивает личность работника. Он превращается в пожизненного раба известной машины и никогда уже не бывает ничем иным.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Города, - а не императоры, - были действительными созидателями национального единства.

«Взаимопомощь как фактор эволюции»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Государство, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда!

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Даже и теперь нам случается встречать людей, отказывающих себе в необходимом ради того, чтобы приобрести какой-нибудь пустяк и доставить себе какое-нибудь удовольствие, или же умственное или материальное наслаждение. С христианской, аскетической точки зрения, это стремление к роскоши можно осуждать, но в действительности именно эти мелочи нарушают однообразие жизни и делают ее привлекательной. Стоит ли жить и переносить неизбежные жизненные горести, если человек никогда не может доставить себе, помимо своей ежедневной работы, ни одного удовольствия, никогда не может удовлетворить свой личный вкус?

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Для охраны царя [Александра III] была основана тайная лига. Офицеров различных чинов соблазняли тройным жалованьем поступать в эту лигу и исполнять в ней добровольную роль шпионов, следящих за различными классами общества. Бывали, конечно, комические эпизоды. Два офицера, например, не зная, что они оба принадлежат к одной и той же лиге, вовлекли друг друга в вагоне в революционную беседу, затем арестовывали друг друга и к обоюдному разочарованию убедились, что потратили напрасно время.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Должен сознаться, что я иногда завидовал тем писателям, которые могут не стесняться числом страниц для развития своих мыслей и имеют возможность воспользоваться хорошо известным извинением Талейрана: «У меня не хватило времени быть кратким».

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Достоевский писал с такой быстротой и так мало заботился об обработке своих произведений, что, как указал Добролюбов, их литературная форма иногда бывает ниже всякой критики. Речи его героев не отличаются последовательностью; они часто повторяют самих себя, и всякий раз при появлении героя вы чувствуете за его спиной самого автора.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin

Достaточно прочесть некоторые из рaсскaзов Горького, кaк, нaпример, "Мaльвa", "Челкaш", "Бывшие люди" или "Двaдцaть шесть и однa", чтобы срaзу понять причины его быстрой популярности. Мужчины и женщины, описывaемые Горьким, вовсе не герои: это сaмые обыкновенные бродяги и босяки; и сaми произведения Горького нельзя нaзвaть повестями в собственном смысле этого словa: это - лишь очерки, кaртинки жизни.

Следующая цитата

Александр II ненавидел ученых женщин. Когда он встречал девушку в очках и в гарибальдийской шапочке, то пугался, думая, что перед ним нигилистка, которая вот-вот выпалит в него из пистолета.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига капитала и государства.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Без равенства нет справедливости, без справедливости нет нравственности.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Белоха никому из нас не привил любви к географии, а между тем преподавание географии можно было бы сделать интересным и увлекательным. Учитель географии мог бы развернуть перед учениками всю картину мира во всем ее разнообразии и гармонической сложности. К сожалению, школьная география до сих пор является одной из самых скучных наук.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Большинство читателей этого романа, а также и литературных критиков с большой похвалой отзываются о психологическом анализе души Раскольникова и мотивов, приведших его к отчаянному поступку. Я, однако, позволю себе заметить, что уже одно нагромождение Достоевским случайных причин указывает на то, что автор сам чувствовал трудность проведения в романе той идеи, что пропаганда материалистических воззрений может в действительности довести честного молодого человека до такого преступления, какое совершил Раскольников. Раскольниковы не делаются убийцами под влиянием подобных теоретических соображений.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

«Братья Карамазовы» — наиболее обработанный в художественном отношении роман Достоевского, и в этом романе все внутренние недостатки, присущие уму и воображению автора, нашли свое полнейшее выражение. Философия этого романа заключается в изображении неверующей Западной Европы, дико-страстной, пьянствующей дореформенной России, преступной России, и, наконец, России реформированной при помощи веры и молитв; каждое из этих изображений воплощено в одном из четырех братьев Карамазовых. Главная идея автора, насколько она самому ему ясна среди бездны живущих в нем противоречий, та, что в человеке столько низких страстей, что удержать его от полного безобразия может не идеал, даже не вера, не христианство, а только могучая церковь.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Будь силен, будь велик во всех твоих поступках; развивай свою жизнь во всех ее направлениях; будь, насколько это возможно, богат энергией и для этого будь самым общественным и самым общительным существом - если только ты желаешь наслаждаться полной, цельной и плодотворной жизнью. Постоянно (руководствуясь) широко развитым умом, борись, рискуй - риск имеет свои огромные радости; смело бросай свои силы, давай их, не считая, пока они у тебя есть, на все то, что ты найдешь прекрасным и великим, и тогда ты насладишься наибольшей суммой возможного счастья. Живи заодно с массами, и тогда, что бы с тобой ни случилось в жизни, ты будешь чувствовать, что заодно с твоим бьются те именно сердца, которые ты уважаешь, а против тебя бьются те, которые ты презираешь.

«Нравственные начала анархизма»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

"Власть портит даже самых лучших людей, - утверждал Кропоткин. - Вот почему мы ненавидим всякую власть человека над человеком и стараемся всеми силами… положить ей конец". Но как это сделать в обществе, где осуществляется власть государства и капитала, где главенствуют отнюдь не самые лучшие представители рода человеческого, где отдельные кланы и личности, целые социальные группы готовы всеми средствами взобраться на вершину социальной пирамиды, добиваясь господства над людьми? Какие катастрофы суждено пережить человечеству, прежде чем восторжествует та правда, которая заключена в анархических идеях Кропоткина? Или для этого потребуются какие-то духовные потрясения и озарения?

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Во всех закрытых учебных заведениях новичков преследуют. Они проходят своего рода искус. «Старики» желают узнать, какая цена новичку. Не станет ли он фискалом? Есть ли в нем выдержка? Затем «старички» желают показать новичкам во всем блеске могущество существующего товарищества. Так дело обстоит в школах и в тюрьмах. Но под управлением Жирардота преследования принимали более острый характер, и производились они не товарищами-одноклассниками, а воспитанниками старшего класса — камер-пажами, то есть унтер-офицерами, которых Жирардот поставил в совершенно исключительное, привилегированное положение. Системе полковника заключалась в том, что он предоставлял старшим воспитанникам полную свободу, он притворялся, что не знает даже о тех ужасах, которые они проделывают; зато через посредство камер-пажей он поддерживал строгую дисциплину. …За одно все-таки следует добром помянуть Жирардота. Он очень заботился о нашем физическом воспитании. Гимнастику и фехтование он очень поощрял. Я ему обязан за то, что он приучал нас держаться прямо, грудь вперед. Как все читающие, я, конечно, имел склонность горбиться. Жирардот спокойно, проходя мимо стола, подходил сзади и выпрямлял мои плечи и не уставал делать это много раз подряд.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

В ранних произведениях Достоевского его излюбленными героями являются люди, которым обстоятельства жизни создали такое положение, что они потеряли всякую надежду снова подняться. Вы чувствуете, однако, что Достоевский находит истинное удовольствие в описании моральных и физических страданий этих униженных, что он наслаждается, изображая те умственные страдания, ту полную безнадежность и ту придавленность человеческой природы, которая характеризует невропатологические случаи.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

В современных фабриках машина убивает личность работника. Он превращается в пожизненного раба известной машины и никогда уже не бывает ничем иным.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Города, - а не императоры, - были действительными созидателями национального единства.

«Взаимопомощь как фактор эволюции»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Государство, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда!

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Даже и теперь нам случается встречать людей, отказывающих себе в необходимом ради того, чтобы приобрести какой-нибудь пустяк и доставить себе какое-нибудь удовольствие, или же умственное или материальное наслаждение. С христианской, аскетической точки зрения, это стремление к роскоши можно осуждать, но в действительности именно эти мелочи нарушают однообразие жизни и делают ее привлекательной. Стоит ли жить и переносить неизбежные жизненные горести, если человек никогда не может доставить себе, помимо своей ежедневной работы, ни одного удовольствия, никогда не может удовлетворить свой личный вкус?

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Для охраны царя [Александра III] была основана тайная лига. Офицеров различных чинов соблазняли тройным жалованьем поступать в эту лигу и исполнять в ней добровольную роль шпионов, следящих за различными классами общества. Бывали, конечно, комические эпизоды. Два офицера, например, не зная, что они оба принадлежат к одной и той же лиге, вовлекли друг друга в вагоне в революционную беседу, затем арестовывали друг друга и к обоюдному разочарованию убедились, что потратили напрасно время.

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Должен сознаться, что я иногда завидовал тем писателям, которые могут не стесняться числом страниц для развития своих мыслей и имеют возможность воспользоваться хорошо известным извинением Талейрана: «У меня не хватило времени быть кратким».

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Достоевский писал с такой быстротой и так мало заботился об обработке своих произведений, что, как указал Добролюбов, их литературная форма иногда бывает ниже всякой критики. Речи его героев не отличаются последовательностью; они часто повторяют самих себя, и всякий раз при появлении героя вы чувствуете за его спиной самого автора.

«Идеалы и действительность в русской литературе»

Петр Алексеевич Кропоткин /quotes/person/Petr-Alekseevich-Kropotkin/1

Достaточно прочесть некоторые из рaсскaзов Горького, кaк, нaпример, "Мaльвa", "Челкaш", "Бывшие люди" или "Двaдцaть шесть и однa", чтобы срaзу понять причины его быстрой популярности. Мужчины и женщины, описывaемые Горьким, вовсе не герои: это сaмые обыкновенные бродяги и босяки; и сaми произведения Горького нельзя нaзвaть повестями в собственном смысле этого словa: это - лишь очерки, кaртинки жизни.

Следующая цитата

Имя Петра Кропоткина, так или иначе, знает каждый интересующийся историей левого движения в России и анархизмом в частности. Несмотря на то, что до Кропоткина, идеи безвластного общества развивали такие личности как: Михаил Бакунин, Жозеф Прудон, Макс Штирнер и многие другие, отцом русского анархизма принято считать именно Петра Кропоткина.

Прудон, Штирнер, Бакунин

Прудон, Штирнер, Бакунин

Пётр Алексеевич, стал не просто основоположником анархо-коммунизма, но едва ли не иконой анархического сообщества по всему миру. Его труды изучались от корки до корки: «Анархия, её философия, её идеал», «Хлеб и воля», «Взаимная помощь как фактор эволюции» .

Будучи князем по роду, географом по профессии, путешественником по Восточной Сибири Пётр Алексеевич, всегда горел идеей революции и пылал необузданной жаждой изменений, желанием сделать мир лучше, чем он есть сейчас.

Пётр Алексеевич всегда считал, что человек способен свернуть мир в нужном направлении, верил в силу науки и прогресса. Многое можно сказать о Кропоткине, лишь услышав его высказывание об утопии: «Нет понятия утопия, есть нежелание двигаться к прогрессу».

В серии очерков, мы рассмотрим личность Петра Кропоткина, его историю и судьбу великого революционера.

В первой части, речь пойдёт о детстве, юношестве и основных идеях, изложенных в самых популярных его работах.

(В тексте будет присутствовать значительное количество ссылок на автобиографическое произведение Петра Алексеевича «Записки Революционера», а также на иные его произведения.)

1. Детство и Пажеский корпус

Как многим читателям, наверное, известно Пётр Алексеевич Кропоткин принадлежал роду Рюриковичей и родился в далеко не в бедной семье.

В этой Старой Конюшенной родился я в 1842 году; здесь прошли первые пятнадцать лет моей жизни. Отец продал дом, в котором родился я и где умерла наша мать, и купил другой; потом продал и этот, и мы несколько зим прожили в наемных домах, покуда отец не нашел третий, по своему вкусу, в нескольких шагах от той самой церкви, в которой его крестили и отпевали его мать.

Его отец, Алексей Петрович Кропоткин — генерал-майор, имел имения в трёх губерниях и располагал тысяча двумястами крестьянами. Отец гордился своим положением и родословной. Но,особыми знаниями в истории не владел и гордился скорее состоянием, нежели именем.

«Отец мой очень гордился своим родом и с необыкновенной торжественностью указывал на пергамент, висевший на стене в кабинете. В пергаменте, украшенном нашим гербом (гербом Смоленского княжества), покрытом горностаевой мантией, увенчанной шапкой Мономаха, свидетельствовалось и скреплялось департаментом Герольдии, что род наш ведет начало от внука Ростислава Мстиславича Удалого, и что наши предки были великими князьями Смоленскими.»

Кропоткин Алексей Петрович

Кропоткин Алексей Петрович

Мать же, Екатерина Николаевна Сулима, умерла когда Петру было всего три года.

Наша мать умирала от чахотки. Ей было всего тридцать пять лет. Прежде чем покинуть нас навсегда, она пожелала видеть нас возле себя, ласкать нас, быть на мгновение счастливой нашими радостями; она придумала это маленькое угощение у своей постели, с которой уже не могла более подняться. Я припоминаю ее бледное, исхудалое лицо, ее большие, темно-карие глаза. Она глядит на нас и ласково, любовно приглашает нас есть, предлагает забраться на постель, затем вдруг заливается слезами и начинает кашлять. Нас уводят.

Кропоткина Екатерина Николаевна

Кропоткина Екатерина Николаевна

Позднее, после смерти жены, отец Кропоткина женился снова. Мачеха Петра Алексеевича, на дух не переносила родственников покойной Екатерины Николаевны, потому порвала все связи с семьёй Сулимы.

Именно в это время, Пётр Алексеевич занялся изучением французского языка и историей.

Дом Кропоткиных постоянно полнился гостями и праздниками, а отец был знатным игроком и постоянно залезал в огромные долги.

Гости собирались почти каждый вечер. В зале раскрывались ломберные столы. Молодежь же и дамы оставались в гостиной или же собирались возле рояля. После ухода дам картежная игра продолжалась до рассвета, и значительные суммы переходили тогда из рук в руки. Отец мой постоянно проигрывал. Опасной для него, однако, являлась игра не дома, а в английском клубе, где ставки были выше. В особенности опасно было, когда отца звали на партию «с очень почтенными господами» в один из наиболее уважаемых домов в Старой Конюшенной, где большая игра шла всю ночь. В подобных случаях отец проигрывал очень много.

В 1857 году, Пётр Алексеевич вступает в Пажеский корпус. Именно с этого события, начинается его сближение с революционными идеями и вспыхивает чёткое понимание всей той несправедливости, что твориться в мире.

Камер-пажи сильно наказывали всякого мальчика, если ловили его с папиросой, но сами постоянно сидели у огня, курили и болтали. Любимым их временем для курения было после десяти часов вечера, когда все остальные уже ложились спать. Заседание в «башне» продолжалось до половины двенадцатого, а чтобы охранить себя от неожиданного посещения Жирардота, они заставляли нас дежурить. Пятиклассников поднимали поочередно, парами, с постелей и заставляли их бродить по лестнице до половины двенадцатого, чтобы поднять тревогу в случае приближения полковника
Пётр Кропоткин в пажеском корпусе

«Хорошо было бы, если бы все господа, строящие планы государственной дисциплины, прежде чем расписывать свои утопии, прошли бы школу действительной жизни. Тогда меньше было бы проектов постройки будущего общества по военно-пирамидальному образцу.» — Пётр Кропоткин

Пажеский корпус показал молодому Петру, что посредством объединения и консолидации, люди могут свернуть даже самую непоколебимую, несправедливую и ужасающую систему. Он осознал, что авторитет диктаторов зиждиться на страхе окружающих, что им необходимо разделять, стремящихся к соединению личностей.

2. Идеи Петра Кропоткина: «Солидарность», «Довольство для всех».

Одним из самых известных лозунгов Петра Кропоткина, стал лозунг: «Довольство для всех», изложенный в труде «Хлеб и воля».

Суть лозунга заключается в том, что человечество при должном подходе, может абсолютно безвозмездно снабдить всех и каждого ресурсами первой необходимости, что промышленные мощности уже позволяют нам обеспечивать огромные массы населения всем необходимым для свободного развития личности.

В труде, много времени уделено критике капитализма, кризису перепроизводства, намеренному уничтожению капиталистами продуктов и вещей, дабы создать их искусственный дефицит.

Мы знаем, что уже теперь производительные рабочие, составляющие в каждой образованной стране менее трети населения, производят достаточно продуктов для того, чтобы обеспечить некоторое довольство в каждой семье. Мы знаем, кроме того, что, если бы все, кто расточает теперь чужой труд, были вынуждены сами заниматься каким-нибудь полезным трудом, наше богатство возросло бы в несколько раз, больше даже, чем возросло бы число рабочих рук

Не меньше времени, уделено в работе и организации общества и труда, критике иерархично выстроенного общества. В этом же труде, он выразил, пожалуй, самую свою известную формулу:

Анархизм неизбежно ведет к коммунизму, а коммунизм — к анархизму, причем и тот и другой представляют собой не что иное, как выражение одного и того же стремления, преобладающего в современных обществах, — стремления к равенству

Пётр Алексеевич считает, что вся собственность произведённая в обществе, не может принадлежать кому-либо лично, тем более, если она предполагает общее пользование: мосты, дороги, здания, фабрики и заводы, всё это, по мнению Петра Алексеевича, плоды общественного, совместного труда огромного количества людей и, соответственно, принадлежать они должны всем, а не отдельным лицам.

Было время, когда крестьянская семья могла считать выращиваемый ею хлеб и выделываемую дома шерстяную одежду плодами своего личного труда. Правда, даже и тогда такой взгляд был не совсем верен: уже тогда существовали мосты и дороги устроенные сообща, были луга, осушенные общими силами, общинные пастбища и загороди, поддерживавшиеся общими усилиями. Всякое усовершенствование в ткацком станке или в способе окраски холста шло на пользу всем; и крестьянская семья не могла существовать иначе как при условии, что ей не в том так в другом будет оказана мирская поддержка.

Участники Государственного совещания П. Н. Милюков и П. А. Кропоткин. Москва, август 1917.

Участники Государственного совещания П. Н. Милюков и П. А. Кропоткин. Москва, август 1917.

Кропоткин был глубоко убеждён, что общество, может не просто существовать без жёсткой надстройки в виде государственной власти, но и успешно развиваться и совершенствоваться.

Он уверенно заявлял, что нежелание, страх и отторжение анархических идей, есть не более чем предрассудок посеянный в глубокой древности и пронесённый через века.

А между тем, как только мы перейдем от печатной бумаги к самой жизни, как только мы взглянем на окружающее нас общество, мы будем поражены тем, что правительство играет такую незначительную роль. Еще Бальзак заметил, что миллионы крестьян живут всю свою жизнь, не зная относительно государства ничего, кроме того, что они вынуждены платить ему большие налоги

Свободно организующиеся общества. Кропоткин верил, что люди способны к самоорганизации, верил, что как и любой другой вид, в основе которого лежит коллективизм, человек может успешно организовываться и действовать сообща.

Эти свободные, до бесконечности разнообразные организации представляют собою настолько естественное явление; они растут так быстро, группируются так легко и составляют такой неизбежный результат постоянного возрастания потребностей образованного человека; и на конец, они так легко и выгодно заменяют собою правительственное вмешательство, что мы неизбежно должны признать в них явление, которого значение в жизни обществ неизбежно должно расти с каждым годом.

Выступал Пётр Алексеевич и за экспроприацию. Экспроприация была для Петра Кропоткина гарантом, что каждый родившийся на Земле человек, сможет получить образование, будет накормлен и одет, а не раздавлен царящим в капиталистическом обществе неравенством.

Когда крестьянин сможет пахать землю, не отдавая царю и помещику половину жатвы, когда все машины, нужные для того, чтобы вспахать и удобрить землю, будут в изобилии в распоряжении самого пахаря, когда фабричный рабочий будет производить для общества, а не для тех, кто пользуется его бедностью, — тогда рабочие перестанут ходить впроголодь, в лохмотьях; и ни Ротшильдов, ни других эксплоататоров больше не будет. Раз никто не будет вынужден продавать свою рабочую силу за такую плату, которая представляет лишь часть того, что он выработал, тогда и Ротшильдам неоткуда взяться

В труде были затронуты и такие базовые темы анархизма, заложенные задолго до Петра, как: децентрализация производства или свободный труд.

Пусть только Париж, охваченный социальной Революцией, окажется на год или на два отрезанным от остального мира усилиями царей — лакеев буржуазного порядка; и парижане, еще не забитые, к счастью, на крупных фабриках, а привыкшие изощрять свою изобретательность на всевозможных мелких ремеслах, покажут миру, чего может достигнуть человеческий ум, не требуя ниоткуда ничего, кроме двигательной силы освещающего нас солнца и уносящего наши нечистоты ветра да тех сил, которые работают в недрах попираемой нами земли! Люди увидят, что может сделать скопление на одном пункте земного шара этих бесконечно разнообразных и взаимно дополняющих друг друга ремесел, вместе с оживляющим духом революции, — для того, чтобы прокормить, одеть, поместить и окружить всею возможною роскошью два миллиона разумных существ

3. Пётр Кропоткин и его анархия

«В самом деле, мы очень хорошо знаем теперь, что, пока существует экономическое рабство, нечего толковать о свободе.»

Базовым, по моему мнению, и необходимым для понимания философии Петра Кропоткина, является его работа «Анархия, её философия, её идеал». Достаточно ёмкая для широкого читателя, она в сжатой форме рассказывает о том, чем же является анархизм для Петра Алексеевича.

Несомненно, в первую очередь, анархизм — освобождение от экономического рабства, зависимости эксплуатируемых от эксплуататоров. Анархизм — способность человечества взять собственную судьбу в свои руки.

Что общество, взявши в свои руки все накопленные богатства, может свободно обеспечить всем довольство, под условием четырех или пяти часов в день физического труда в области производства — в этом согласны все те, кто только думал об этом вопросе. Если бы каждый человек привыкал с детства знать, откуда берется хлеб, который он ест, дом, в котором он живет, книга, по которой он учится, и т.д., и если бы каждый привыкал соединять умственный труд с трудом физическим, в какой бы то ни было отрасли производства, — общество могло бы легко достигнуть этого, даже помимо расчета на упрощения в способах производства, которые принесет нам более или менее близкое будущее.

Во-вторых, анархический-коммунизм для Кропоткина — освобождение от предрассудков, стереотипов, переход на новый уровень организации не только общества, но и самой личности. А, соответственно, развитие пацифизма, солидарности и взаимопомощи.

Мы так много учились и читали о необходимости власти, так запуганы и боимся самих себя (христианство) и еще более того «неразумной толпы» (история), мы так много наслышаны об ужасах бунтов, беспорядков «хаоса», «анархии», что мысль безвластия нас пугает с первого раза…
Культурный человек, которого Фурье с презрением называл «цивилизованным» — трепещет при мысли, что общество может остаться в один прекрасный день без судей, без жандармов и без тюремщиков.

Пётр Алексеевич уверен, что людям, как таковым, не свойственно совершать преступления, что на подобные действия их толкает именно власть и экономическое неравенство.

Мы далеко не живем в мире видений и не представляем себе людей лучшими, чем они есть на самом деле: наоборот, мы именно видим их такими, какие они есть, а потому и утверждаем, что власть портит даже самых лучших людей и что все эти теории «равновесия власти» и «контроля над правительством» не что иное, как ходячие формулы, придуманные теми, кто стоит у власти, для того, чтоб уверить верховный народ, будто правит именно он.

К тому же, в труде, Кропоткин, насмешливо поворачивает термин «утопия», который было принято применять к социалистическим учениям в обратную сторону.

Какая прекрасная утопия, какая чудная святочная сказка создается в нашем воображении, как только мы предположим, что люди, стоящие у власти, представляют собою высший класс людей, которому чужды или почти чужды слабости простых смертных. Вся наука государственного управления, созданная самими правителями, проникнута этой утопией…

Таким образом, анархизм для Петра Алексеевича был ничем иным, как высшей точкой организации общества, как неизбежным исходом человеческой цивилизации. Он видел его, как идеал, как собственную философию, которую он пронёс через всю свою жизнь.

4. К заключению первой части

В первой части наших очерков, мы рассмотрели основные события, повлиявшие на развитие социалистических наклонностей Петра Алексеевича Кропоткина, рассмотрели три его основных и монументальных труда.

Во второй же части, мы углубимся в практическую работу Петра Кропоткина, расскажем об участии в «Чайковцах», о заключении и побеге из Петропавовской крепости и об отношениях с большевиками.

Обязательно коснёмся его трудов: «Взаимная помощь как фактор эволюции» и «Речи бунтовщика».

Читайте также: