Краткое содержание с цитатами
Обновлено: 22.12.2024
Всё, что сейчас происходит в мире, по ощущениям и атмосфере напомнило мне роман Бориса Виана « Пена дней ».
"Пена дней" роман Бориса Виана за 2 минуты. Краткое содержание с цитатами.Эта история начинается в фантастическом сказочном идеалистическом мире, где главный герой Колен, у которого почти всегда было хорошее настроение, а в остальное время он спал, и его друзья жили праздной, безбедной и беззаботной жизнью: кто-то устраивал прием по случаю дня рождения пуделя; кто-то коллекционировал всё, что написал Жан-Соль Партр и всё, что с ним связано.
«Колен же обладал состоянием, достаточным для того, чтобы не работать на других и ни в чем себе не отказывать», у него был хороший дом «Застекленный с двух сторон коридор, ведущий на кухню, был очень светлый, и с каждой его стороны пылало по солнцу, потому что Колен любил свет», а на кухне повар Николя готовил изысканные блюда на кухне с приборной доской и пультом управления по поваренной книге Жюля Гуффе, и заодно кормил мышек – полноправных и почитаемых жителей дома.
У Колена было всё, кроме главного - любви. И вот на приеме по случаю дня рождения пуделя он встретил Хлою:
«У нее были синие глаза. Она тряхнула головой, чтобы откинуть назад свои вьющиеся блестящие волосы, и с решительным видом прижалась виском к щеке Колена. Кругом воцарилась гробовая тишина, и он почувствовал, что отныне весь остальной мир не стоит для него и выеденного яйца».
На первом свидании Колен и Хлоя гуляли по городу и смотрели на витрины в маленьком розовом облаке, спустившемся с неба и окутавшим их, внутри которого было тепло и пахло корицей с сахаром.
Потом они поженились и на белом лимузине отправились в путешествие. Путь их пролегал через медные рудники.
«Несколько рабочих остановились, чтобы поглядеть на проезжающую машину. Их взгляды не выражали ничего, кроме презрения и, пожалуй, насмешки.
<…>
– Они нас ненавидят, - сказала Хлоя. – Поедем скорей!
– Они на работе, - сказал Колен. – Ну и что? – сказала Хлоя.
<…>
– Почему они так высокомерны? – спросила Хлоя. – Ведь работать не очень-то приятно…
– Принято считать иначе, – сказал Колен. Работают по привычке и как раз для того, чтобы не думать.
– Во всяком случае, выполнять работу, которую могут делать машины, полный идиотизм.
– Должен же кто-то делать машины, сказал Колен.
<…>
– Надо бы узнать, что мешает выпускать машины. Вероятно, просто не хватает на это времени. Люди тратят все время на то, чтобы жить, а на работу у них не остается времени.
– А может быть, совсем наоборот? – спросила Хлоя.
– Нет, - ответил Колен. – Если бы у них было время сделать машины, они могли бы потом ничего не делать. Я хочу сказать, что они работают, чтобы жить, вместо того чтобы работать над созданием машин, которые дали бы им возможность жить, не работая».
И вдруг в один момент привычный мир вокруг героев начинает рушиться, сказка превращается в мрачную и трагичную историю.
По возвращении домой Хлоя заболевает. У нее нимфея, или водяная лилия в правом легком. А Колен обнаруживает, что из 100 тысяч инфлянков, которые были у него в сейфе, осталось 35 тысяч инфлянков: 25 тысяч отдал своему другу Шику (любителю Партра), 15 тысяч стоила машина, свадьба обошлась в 5 тысяч, остальное разошлось по мелочам.
И самое главное, в их доме всё как-то уменьшилось и потускнело, окна сузились, солнца стали тусклыми, бледными, испещрёнными темными пятнами. Кафельные плитки в коридоре сначала перестали блестеть, а потом стали превращаться в дерево. Повар Николя постарел на семь лет. Электроплита на глазах превратилась в дровяную печь. Потолок опустился почти до пола и так далее. «Люди не меняются. Меняются только вещи».
«При впадении реки в море всегда есть порог, который трудно преодолеть, где кипит вода и в пене кружатся обломки затонувших кораблей. Воспоминания нахлынули из темноты, натолкнулись на барьер между ночью за окном и светом лампы и то погружались в глубину, то выныривали на поверхность, оборачиваясь либо белесым брюшком, либо серебристой спинкой».
На лечение Хлои нужно много денег и Колен вынужден искать работу.
Начал он с канцелярской работы.
« – Но скажите, какое отношение имеет починка кресел к канцелярской работе? - спросил Колен.
– А вы что, позвольте вас спросить, на пол садитесь, когда занимаетесь канцелярской работой? - с издевкой спросил директор.
– Видать усердием вы не грешите, - подлил масла заместитель.
– Я вам прямо скажу, молодой человек, безо всяких обидняков, - сказал директор, - вы просто лентяй!
– Вот именно… Лентяй… - подтвердил заместитель.
– А лентяя мы ни при каких обстоятельствах на работу не примем! – заключил директор.
– Тем более что для лентяев у нас никакой работы и нет, - сказал заместитель.
– Позвольте, но это уже лишено всякой логики, - еще слабо отбивался Колен, хотя понимал, что он уже на крючке у этих крючкотворов.
– Это еще почему? - спросил директор.
– Потому что лентяю где бы ни работать, только не работать.
– Так вы что, намерены заменить здесь директора? – спросил заместитель».
После этого Колен решил, что лучше распродавать вещи, чем работать.
«– А не лучше ли было бы поступить вам на работу, зарабатывать деньги и сохранить эту вещь?
<…>
– Вы все равно к этому придете, сказал антиквар, когда вы все вконец распродадите.
– Если мои расходы перестанут увеличиваться… - начал Колен, подбирая слова, - если мои расходы не будут расти, то я смогу, загоняя вещи, жить, не работая… Не очень хорошо, но жить.
– Вы не любите работать? – спросил антиквар.
– Работать ужасно, сказал Колен. – Человек низводится до уровня машины».
Борис Виан писал «Пену дней » украдкой на нелюбимой работе, видимо именно поэтому в романе так много упоминаний о том, что работать – это ужасно и невыносимо.
«– А чем вы вообще-то занимаетесь?
– Учусь жить, ответил Колен. – И люблю Хлою.
– Значит, вы ничего не зарабатываете?
– Нет. У меня нет работы в обычном смысле этого слова.
– Да, - пробормотал профессор, - работа – вещь отвратительная, я это отлично знаю, но то, что делаешь для своего удовольствия, не может приносить дохода, поскольку… - Он умолк».
Потом Колен отправился работать на оборону, растить стволы для винтовок теплом человеческого тела.
« – Я пришел по объявлению.
– Вот как! – удивился старик.
– Уже целый месяц как печатают эти объявления, но без всяких результатов. Работа здесь, знаете ли, нелегкая…
– Знаю, сказал Колен. – Но за нее хорошо платят.
– Бог ты мой! – воскликнул старик. – Наша работа, видите ли, выжмет вас в два счета, и вряд ли эти деньги стоят того… Впрочем, не мне оговаривать нашу администрацию. К тому же я еще жив, как видите…
– А вы давно тут работаете? – спросил Колен. – Год. Мне двадцать девять лет. И он провел дрожащей рукой морщинистой рукой по испещренному глубокими складками лбу.
<…>
– Мне нужны деньги, сказал Колен.
– Весьма распространенный случай. Но эта работа настроит вас на философский лад. Месяца через три вам уже меньше будут нужны деньги».
Затем Колен стал работать охранником в подвале Золотого фонда, которому «вменялось в обязанность громко кричать при появлении грабителей».
В конце Колен нашел работу, за которую ему платили много денег, но это уже ничего не меняло.
Следующая цитата
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова (то есть кормилица).
Софья, племянница Стародума.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Цыфиркин, отставной сержант.
Пояснения.
Действующие лица.
Г-жа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Софья, племянница Стародума.
Скотинин, брат г-жи Простаковой.
Цыфиркин, отставной сержант.
Действие в деревне Простаковых.
Действие 3
Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом» . Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.
Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.
Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.
Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день.
Действие 1.
Действие происходит в деревне Простаковых.
Простакова ругает портного Тришку за то, что тот, как ей кажется, испортил кафтан для Митрофанушки, потому что «жмёт до смерти». Она груба с Тришкой: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире». Тришка пытается оправдаться, что он самоучка, что шить должен портной. На что Простакова говорит: «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
Скотинин, брат Простаковой, считает, что кафтан «сшит изрядненько».
Далее Простакова требует, чтобы Еремеевна накормила Митрофана, хотя тот уже пять булочек съел, да и живот вчера у него разболелся, поэтому он и не спал почти. Всё какая-то дрянь в голову лезла. На вопрос матери, что это за дрянь, он ответил: «Да то ты, матушка, то батюшка,… вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку». Митрофан сказал, что ему так жалко стало мать , ведь она устала , колотя батюшку. Простакова: «Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.»
Скотинин называет Митрофана «маменьким сынком». Простаков говорит о своей любви к сыну («…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник»).Митрофанушка побежал «порезвиться» на голубятню.
Простакова и Скотинин говорят о Софье, на которой скоро Скотинин женится. Софья осталась сиротой, Простаковы взяли её, как родственницу мужа, в дом, а сами, по словам Простаковой, «надзирают над её имением, как над своим».
Скотинин, как заметила сестра, «мастерски оброк собирает». Она просит его научить этому: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем.»
Скотинин говорит сестре ,что не по любви женится на Софье, а потому, что в её имении есть свиньи: «Люблю свиней, сестрица».
Простакова говорит о том, что уже 4 года обучают его учителя: грамоте учит дьячок Кутейкин, «арихметике»- отставной сержант Цыфиркин, французскому и всем наукам немец Вральман («он ребёнка не неволит»).
Появляется постоялец- Правдин. Правдин, с разрешения Софьи, читает письмо Стародума, из которого ясно, что тот скоро приедет, чтобы сделать племянницу наследницей состояния в 10 тысяч. Узнав об этом, Простакова меняется, обнимает Софью, поздравляет её, прочит её в женихи Митрофана: «…лучшей невесты и Митрофанушке не желаю». Скотинин понял, что сегодня вряд ли придётся сговориться о его свадьбе.
Следующая цитата
В этом разделе представлены материалы по пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума": анализ комедии, характеристика героев, цитаты, тест с ответами, краткое содержание пьесы по действиям, иллюстрации к пьесе и другие материалы.
Действие 5
Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.
Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски Катерины.
Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого.
«Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты. »
После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.
Люди кричат, что какая-то девушка бросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!» .
Следующая цитата
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.
Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Грозы» по главам, которое представлено ниже.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Действие 1
Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савеле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника Бориса и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савелом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.
« Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.»
Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.
Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калинов, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпетум-мобиле (вечный двигатель). Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…» .
Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.
На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.
«Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.
Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» . Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.
На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут» . Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.
Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, чтобы не давать повод для сплетен, поэтому Катерине пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.
Главные герои
- Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
- Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
- Кабаниха – Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
- Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.
Действие 2
Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.
Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови… , чтобы почитала свекровь, как родную мать , …чтобы сложа руки не сидела , …чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене (он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает). Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.
«Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!
Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!
Катерина. Ну, бери меня с собой, бери. »
Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги.
Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»
Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа. Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят» . Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.
Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.
Другие персонажи
- Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было.
- Кудряш – возлюбленный Варвары.
- Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
- Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
- Барыня – полусумасшедшая.
- Феклуша – странница.
- Глаша – служанка Кабановых.
для самых нетерпеливых -
для самых компанейских -
для самых любопытных -
для самых крутых -
Краткое содержание
Заключение
Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого наследия писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.
Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.
Тест по пьесе «Гроза»
После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.
Действие 4
(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся.)
Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» . Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.
Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.
Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт» . Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу, и свекрови. Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.
Читайте также: