Конфликт недоросль с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.
Ход урока
– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I , временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.
В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.
Сегодня мы будем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.
Ответы учащихся ( написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства ).
- Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?
Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ ).
- Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?
- Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.
В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.
- Какова она в комедии? С кем из героев связана?
У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.
София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.
Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.
В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.
- С какими же образами комедии связана эта тема?
- Кто играет роль учителей в комедии?
Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун
Слово учителя.
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.
Слово учителя.
На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы .
Слово учителя
Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.
- Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)
- Как Простакова относится к воспитанию своего сына?
Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7
Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.
Слово учителя
В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: « Разве я не властна и в своих людях? ». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: « Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен ». И тут она неожиданно ссылается на закон: « Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства ?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
Манифест о вольности дворянства
01 марта 1762 г.
18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I .
Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.
Согласно Манифесту Петра III , все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.
В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.
Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.
Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.
Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.
Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?
Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.
Слово учителя
Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.
- Когда появляется Стародум в комедии?
В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.
- В чем заключается роль героя?
Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.
- Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.
Исследовательская работа с текстом. (работа в парах . Таблица у каждого на парте.)
Работа с таблицей
«Отец мой у двора Петра Великого. »
«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
На военной службе. Отставка
«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку»
Рассуждения о
современной жизни
О подлинной знатности
«Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»
О воспитании молодого дворянина
«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании. Оно должно быть залогом благосостояния государства»
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности
«Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди»
О крепостном праве
«Угнетать рабством себе подобных - беззаконно»
- Нужны ли государству такие люди, как Стародум?
Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.
Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.
Итоги урока
Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:
- Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?
Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
- Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
- Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?
1 . Заполнить таблицу
2. Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им.
ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.
События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.
Кто для вас главный герой пьесы?
Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум — от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».
1) Роль государственной власти — знать, в чём её роль: защищать права человека. Царь и большой свет “больны неисцельно”, “премелкие души” вместо служения государству заботятся о своей карьере.
Стародум не скрывает своего оппозиционного отношения к екатерининской монархии. В армии наслаждаются знатные бездельники, не бывшие ни в одном бою, а боевые офицеры находятся в пренебрежении. При дворе парят лесть, соперничество, взаимная ненависть. Тот, кто не хочет лгать, лицемерить, льстить в борьбе за тёплое место, выходит в отставку, как сделал Стародум. Итак, чтобы быть в милости при дворе, надо быть бесчестным. Трудно более резко охарактеризовать положение. И хотя Стародум ни слова не говорит об императрице, ясно, что награды бесчестным могут сыпаться при дворе либо глупого, либо бесчестного монарха. Глупой Екатерину II никто не считал.
Фонвизин, как секретарь Панина, до 1773 года жил при дворе и воочию видел лютую борьбу придворных групп и отдельных лиц на узкой дороге к милостям государыни, “где двое, встретившись, разойтись не могут. Один другого сваливает”.
Продолжение разговора Стародума с Правдиным завершает мрачную картину. На слова Правдина, что людей, подобных Стародуму, надо призывать ко двору с той целью, с какой к больным призывают врача, Стародум отвечает: “Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.
Произвол правительства как результат неограниченной власти императрицы и её фаворитов, произвол чиновничества, естественный в стране, где нет твёрдого законодательства, произвол в крепостной усадьбе, где власть одних людей над другими ничем не ограничена и никем не контролируется, произвол в семье, повсюду погоня за властью, неутолимая сила богатства, мера которого определяет силу власти, — таковы звенья единой цепи, воспитывающий раболепие, низость души, подлость — всё, что угодно, кроме человечности.
2) Крепостное право беззаконно. Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь.
«Недоросль» лишь требовал человеческого отношения к крепостным. “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”, — говорит Стародум. Но Фонвизин понял, что моральная проповедь не доходит до сознания крепостников, что одним убеждением нельзя воздействовать на самодуров, развращённых бесконтрольной властью. По мнению писателя, необходимо вмешательство правительства. А закон в то время запрещал помещику лишь убить крестьянина. Простакова же никого не убила, не покалечила, не жгла щипцами своих горничных, как графиня Козловская, не заставляла лакеев щекотать в своём присутствии девушек, пока те не испускали дух, не выгоняла обнажённых на мороз, не пришивала пальцы неумелой швее к её телу, даже не засекала до смерти, как это делали многие и многие дворяне.Простакова — не Салтычиха, замучившая 140 крестьян. Она обычная рядовая помещица, и в том, что Фонвизин изобразил её именно такой, — большая сила комедии, её глубокая жизненная правда. О Салтычихе, Козловской и других извергах говорили как об исключениях. Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был, по замыслу автора, стать живым укором господам, в чьих домах творилось то же самое. И не только господам. Заставив в конце комедии Правдина взять имение Простаковой в опеку, Фонвизин подсказывает правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крестьянами. Все, а не только оголтелые убийцы.
3) Служба. Главное не чины, а дела.
“ Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану”. “Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества. ”
4) Богатство не в деньгах.
Огромное влияние на человеческие отношения ещё одной страшной силы — власти денег. В «Недоросле» Фонвизин показал, что “деньги суть первое божество”, полновластные господа над крепостными — сами рабы денег. Госпожа Простакова груба со всеми, кто зависит от неё, и она лебезит перед Стародумом, узнав, что у него есть десять тысяч. Она помыкает Софьей в начале пьесы и заискивает перед ней — невестой, имеющей богатство. Она с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”. “Богач. тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного” , — говорит Стародум.
5) Богатство в душевных качествах. Достоинства человека — его душа, сердце.
Что может противопоставить всему этому Фонвизин? Веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего; надежду на силу совести — верного друга и строгого судьи человека; моральную проповедь: “Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время” и тому подобное.
На замечание Правдина — “Итак, вы отошли от двора ни с чем?” — Стародум отвечает: “Табакерке цена 500 рублей. Пришли к купцу двое. Один заплатил деньги, принёс домой табакерку. Другой пришёл домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришёл домой ни с чем? Ошибаешься. Он принёс домой свои 500 рублей целыми. Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правила”.
Стародум уходит в отставку, не желая угнетать рабством себе подобных, он уезжает в Сибирь, приобретает там небольшое состояние и, вернувшись, проповедует свои взгляды в узком кругу близких ему людей. Фонвизин поступает мужественнее: он пишет «Недоросль». И он понимает значение своего поступка, устами Милона поставив неустрашимость государственного деятеля, который говорит правду государю, рискуя его разгневать, выше бесстрашия солдата, идущего в бой. Смерть в бою почётна. Опала грозит бесчестием, клеветой, обречённостью на бездействие, нравственной смертью.
Фонвизин не боится опалы. Но, произнеся суровый приговор екатерининскойPeseta, что он мог предложить взамен? Каковы те новые, не похожие на европейские, пути и формы жизни, о которых он писал Булгакову? Драматург не поднялся выше идеи замены плохих советников царя — Стародумами, дурных чиновников — Правдиными, карьеристов военных — Милонами, скверных помещиков — хорошими.
Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными и сегодня?
Следующая цитата
Цыфиркин является одним из трёх учителей Митрофанушки — сынка помещиков Простаковых в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Его фамилия намекает нам на то, что он – учитель арифметики. А её уменьшительная форма с иронией говорит о том, что он не настоящий учитель, хоть и хорошо знает арифметику.
Цыфиркин – отставной солдат, прослуживший в армии около двадцати семи лет. Он неплохо разбирается в расчётах, и в свое свободное время он подрабатывает, обучая детей арифметике. Одним из его учеников как раз и является Митрофан.
Помещики Простаковы наняли Цыфиркина за гроши и даже задолжали за год ему жалование, но несмотря на это, он порядочно выполняет дело, давая уроки непутёвому и ленивому Митрофану. К сожалению, ему так и не удалось ничему обучить этого невежду за два года. Хотя виноват во всём только Митрофан – он ленился на уроках и постоянно отказывался их учить. Но так как Цыфиркин – человек честный и порядочный, он не взял своё жалование, считая, что не заслужил его, что было на руку Простаковым.
Его мудрое решение высоко оценивает Стародум, который понял, что старому солдату совесть не позволила взять деньги за его работу. Он, называя учителя Митрофана добрым человеком, приятно удивлён тем, что тот сделал и поэтому за такой честный и искренний ответ наградил его высокой платой. А солдат, в свою очередь, с благодарностью принял от него награду.
Автор на примере Цыфиркина показывает, что очень важно быть умным и образованным человеком и немаловажно быть мудрым, справедливым и честным даже в наше время. Как я уже упомянула, Цыфиркин не был настоящим учителем, но Фонвизин поставил его другим персонажам в пример как достойную личность. Даже сам Стародум описал его как хорошего, порядочного человека, из чего мы можем сделать вывод, что Цыфиркин обладал важными качествами для учителя – он был предан своему делу и объективно оценивал свой труд.
Кроме того, что Цыфиркин честный и мудрый, он ещё и отзывчивый. Он сочувствует бедной Еремеевне, которую Простаковы всячески обзывают, а в особенности их сынок Митрофанушка. Но, к сожалению, он ничем не может ей помочь.
Цыфиркин является немаловажной фигурой в комедии. Несмотря на то, что он – второстепенный герой и появляется не во всех сценах, автор с помощью него выражает свою мысль о том, что учителя должны быть такими же, как и Цыфиркин – преданными своему делу.
Герои комедии Фонвизина “Недоросль” на Сёзнайке.ру
Комедия «Недоросль» принесла известность и популярность своему автору, Денису Фонвизину. Почему же так произошло? Я считаю, что самую важную роль здесь сыграли образы героев произведения.
Именно они, эти герои, придают комедии своеобразие. Можно по нескольку раз перечитывать диалоги героев, и каждый раз открываются новые стороны их личности.
Именно в диалогах они высмеивают, зачастую, сами себя.
Вот, к примеру, Митрофанушка. Его фраза «не хочу учиться, хочу жениться» получила очень большое распространение, её часто можно встретить в разговорах нашего времени.
Митрофанушка – избалованный, ленивый и неграмотный недоросль, тщательно опекаемый своими родителями, которых он, впрочем, не ценит совсем. Это видно из его высказывания относительно своих снов.
«Такая дрянь в голову лезла – то ты, матушка, то батюшка», – говорит он. Но и его родители – далеко не пример для подражания.
Матушка его – глупая, скупая помещица Простакова. Она ни во что ни ставит своих слуг, считает образование бесполезным делом. Выше всего она ставит, пожалуй, лесть. Это видно и из того, как быстро меняет она своё отношение к Софье и к её дядюшке Стародуму, когда узнаёт, что тот оставляет Софье богатое наследство. Ещё одно её качество определил сам Стародум – злонравие.
Брат Простаковой – Скотинин. Полностью соответствует своей фамилии. После известия о Софьином наследстве хочет на ней жениться. Причём он не скрывает прямой интерес к наследству. «Суженого конем не объедешь, душенька!» – говорит он Софье «Тебе на свое счастье грех пенять.
Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».
Софья же среди своей родни выделяется. Живёт она среди своей родни практически приживалкой, так как осталась сиротой. Дядя Стародум для неё – самый близкий человек. Софья образованная, любит читать книги.
Очень важна для комедии её беседа со Стародумом, где фактически раскрывается смысл произведения.
Для того, чтобы дать Митрофанушке образование, Простакова нанимает учителей: Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана.
И если первые двое действительно пытаются Митрофанушку научить каким-то наукам, то Вральман даже открыто заявляет Простаковой, что науки – вещь бесполезная, и только он, Вральман, Митрофанушке необходим как учитель, ибо он может рассказать ему об обществе и о том как живут люди. Простакова с ним в этом соглашается. Как мы узнаём позже, Вральман – бывший кучер.
Герои комедии – личности очень запоминающиеся, в том числе благодаря своим фамилиям. Их Фонвизин сделал «говорящими». Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Цыфиркин, Вральман – все фамилии указывают либо на характер их владельца, либо на его профессию.
Комедия «Недоросль» – очень интересное и, как и положено комедии, забавное произведение. А его героев я запомню надолго.
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?
Повинную голову меч не сечёт.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Где гнев, тут и милость.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Нашёл деньги, ни с кем не делись!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Образ Митрофанушки в комедии “Недоросль”
Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слово «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Образ Митрофанушки – это действительно образ «маменькиного сынка».
Интересующий нас герой обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.
У этого героя, как и у матери, мы водим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня — вот чем ограничиваются его потребности.
Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха.
Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова “дверь” и “дурак” у него — имена прилагательные.
За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Всем известно категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Этот герой, однако, не лишен хитрости. Зная, что все его благополучие напрямую зависит от Простаковой, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.
Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», — кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тираном всех окружающих.
В последнем действии обнаруживается еще одна черта образа Митрофанушки — его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, тот резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…
» Уродливое воспитание принесло свои плоды. Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Этот герой, как мы выдели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным.
Приблизительно так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотининым:« Что ты, дядюшка, белены объелся?»
Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным.
Мало того, само слово “недоросль”, служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения подростков из дворян возрастом до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок.
Недорослями стали называть вообще людей, которые не обнаруживают охоты к ученью.
Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. М.: “Грамотей”, 2006
«Недоросль», анализ комедии Фонвизина
Замысел комедии «Недоросль» возник у Дениса Фонвизина в 1778 году, а четыре года спустя он представил пьесу своим друзьям. Но путь произведения на сцену оказался тернистым. В Петербурге и Москве комедию сразу ставить отказались. Цензоры испугались некоторых смелых реплик.
В сентябре 1782 года пьесу рискнул поставить Вольный Российский Театр на Царицыном лугу. Успех был ошеломительный. Правда, эта смелость стоила театру закрытия, но было уже поздно – комедия Фонвизина приобрела огромную популярность. С тех пор пьеса не сходит со сценических площадок.
«Недоросль» вызвал серьезное недовольство Екатерины II. Фонвизину не позволили больше опубликовать ни одного произведения, даже перевод на русский язык трудов римского историка Тацита.
Название комедии связано с указом Петра I, согласно которому дети дворян, не получившие образования, не имеют права служить и вступать в брак. Таких молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни.
Основные проблемы, которые поднимает в комедии автор: порочное воспитание и разложение дворянства в условиях крепостного строя. Воспитание, по мнению Фонвизина, определяет нравственный облик молодого поколения.
Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам и сомнительным иностранцам, дворянское сословие погружается в пучину невежества, тупости, стяжательства и безнравственности.
Скотинины и Простаковы способны воспитывать только Митрофанушек.
Фонвизин на простых примерах показывает, что помещики в большинстве своем забыли не только о дворянской чести, но даже о человеческом достоинстве. Вместо служения интересам страны, они не соблюдают ни нравственные, ни государственные законы.
Особую остроту комедии придает случайная победа сил добра. Если бы Правдин не получил предписание взять имущество Простаковых под опеку, а из Сибири вовремя не вернулся бы Стародум, все могло закончиться далеко не так благополучно.
Комедия «Недоросль» построена по законам классицизма. Здесь только одна сюжетная линия, одно место действия и все события происходят в течение суток.
Но в пьесе проявляются и некоторые черты реализма: достоверное изображение быта, далекие от схематичности персонажи, отдельные элементы драмы. Фонвизин создал новый жанр – социально-политическую комедию.
В центре сюжета, вопреки канонам классицизма, находится не любовная интрига, а острый социальный конфликт.
Пьеса состоит из пяти действий. В первом автор знакомит нас с основными персонажами, происходит завязка сюжета – письмо от Стародума, в котором Софья названа богатой наследницей. Кульминация наступает в пятом действии, когда Правдин зачитывает письмо о переходе имения Простаковых под его опеку. Развязкой становятся последние слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
В «Недоросли» показаны практически все сословия Российского государства. Здесь есть крепостные Тришка, Палашка и Еремеевна, помещики Простаковы и Скотинин, офицер Милон и отставной сержант Цыфиркин, чиновник Правдин, священнослужитель Кутейкин.
Согласно традициям классицизма, все действующие лица четко разделены на отрицательные и положительные, а их имена указывают на основные черты характера.
Правдин олицетворяет справедливость, Стародум – мудрость и мораль, а фамилии Вральман и Скотинин понятны даже ребенку.
Отрицательные и положительные персонажи комедии создают пары-антагонисты: «дети» – Митрофан и Софья, «женихи» – Скотинин и Милон, «главные» – Простакова и Стародум, «помощники главных» – Простаков и Правдин, «учителя» – бескорыстный Цыфиркин и жадный Кутейкин.
Госпожа Простакова – наиболее яркий комедийный образ. Злобная, хитрая, наглая и чрезвычайно деятельная помещица постоянно ругается и бьет слуг. Простакова стремится все прибрать к рукам, единовластно распоряжается не только крепостными, но и родными.
Ее муж – бесправное существо, которое не смеет и шагу ступить без приказа жены. Простакова распространяет свою власть на всех, у кого не хватает сил дать ей отпор: Софью, Скотинина, учителей. Главный девиз помещицы: «Что захотела, поставлю на своем».
Героиня слепо любит единственного сына и на все готова ради его блага. Простакова бросается с кулаками на брата, защищая Митрофанушку, заботится, чтобы «дитятко» хорошо питалось и не утруждало себя науками. Она принимает за сына все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши.
При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом.
Невежество и тупость Митрофана заставляют сквозь смех ужаснуться: какое будущее у страны, где подрастает такое поколение? При этом «недорослю» хватает ума манипулировать своей деспотичной мамашей и вызывать умиление отца.
Он, как и мать, понимает только власть сильного, может прикинуться любезным, воспитанным, любящим, благодарным. Но только Простакова теряет свою власть, любимый сынок грубо ее отталкивает.
На фоне ярких образов отрицательных персонажей положительные Стародум, Правдин, Милон, Софья выглядят бледно и невыразительно. Но они необходимы для развития сюжета, динамики событий. В то же время эти действующие лица говорят от имени самого автора. Их поучительные беседы показывают правильный путь честного человека, объясняют истинные обязанности дворянина и правила семейной морали.
Противопоставление мира Простаковой и Стародума наиболее четко видно в их отношении к образованию. Помещица сама не умеет читать и сыну своему говорит: «Не учись этой дурацкой науке!» Стародум получил прекрасное образование и называет воспитание «залогом благосостояния государства».
Фонвизин – большой мастер слова. Каждый его герой имеет свою языковую характеристику. Простакова сыплет грубыми и простонародными выражениями. Свободно и красиво говорят Стародум, Софья, Правдин.
Речь Митрофана и Скотинина, как и речь крепостных, – бедна, примитивна. Словарный запас Кутейкина богат церковнославянскими словами, а отставной сержант Цыфиркин щеголяет военным жаргоном.
Безграмотность немца Вральмана передана его характерным косноязычием.
Название пьесы, а также имя Митрофана еще при жизни автора стали нарицательными. Мы и сегодня вспоминаем о «Тришкином кафтане», упоминаем другие крылатые фразы из замечательной социальной сатиры Фонвизина.
По произведению: «Недоросль»
По писателю: Фонвизин Денис Иванович
Стародум
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
В большом свете водятся премелкие души.
Начинаются чины — перестает искренность.
Вот злонравия достойные плоды.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом.
Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Наличные деньги – не наличные достоинства.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
Анализ комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”
В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д.И.Фонвизин выводит на сцену представителей дворянства, развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде.
Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны.
А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался.
Чему мог выучиться Митрофан у кучера-немца Вральмана, для того чтобы стать офицером или чиновником? Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.
Часто высказывалось мнение, что Стародум, Милон, Софья, Правдин — это идеальные герои, что русская действительность не имела таких людей и что автор выдумал их.
Но среди знакомых Фонвизина были деятели, похожие на Стародума и Правдина, встречались образованные и чуткие девушки, напоминающие Софью.
Писатель обобщил их черты, представил в одном образе то, что находил у нескольких реальных прототипов.
С еще большей уверенностью изображал он Простако-вых и Скотининых: такие персонажи встречались гораздо чаще среди русского провинциального дворянства второй половины XVIII века.
Для современников Фонвизина речи Стародума звучали политически остро и мудро. Автор устами этого героя излагал патриотические убеждения лучшей части общества.
Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обращаясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» должен я вашей особе.
Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьей составил я целые явления».
Фигура Простаковой изображена Фонвизиным с необычайной верностью и реалистичностью. Он понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, — любви, которая, в сущности, губит ее сына. Отвратительна Простакова в сценах с крепостными крестьянами, жалка при встречах с Правдиным и Стародумом. Фонвизин ясно показывает, что Простаковы не должны управлять людьми.
Читайте также: