Кому принадлежит цитата если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях то она должна

Обновлено: 21.11.2024

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. »(Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе. »(Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством. »(Конфуций)

«Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя. »(Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами. »(Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников. »(М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь. »(М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику. »(З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. »(М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. »(Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает. »(Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить. »(Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость. »(Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы. »(И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. »(А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. »(А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников. »(М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. »(В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка. »(В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного. »(Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели. »(Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. »(К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. »(К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. »(К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. »(Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. »(Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. »(Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. »(Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. »(Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. »(В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. »(Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»(А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. »(У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. »(Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность. »(П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. »(Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики. »(Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его. »(С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни. »(С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека. »(С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах. » (Ш. Амонашвили)

Следующая цитата

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)


Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. (А. Барбюс)

Школа это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы. ( Роберт Ингерсолл)

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует. (Альбер Камю)

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. (Дистервег А.)

Педагог — это инженер человеческих душ.

(Калинин М. И.)

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

( Сухомлинский В. А.)

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (Драгоманов М. П.)

. Воспитатель сам должен быть воспитан.

Учитель,если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Горький М.)

Уча других, мы учимся сами. ( Сенека)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(Ключевский В. О.)

Тот, кто мало знает, малому может и учить. (Коменский Я.)

Обучать — значит вдвойне учиться. (Жубер Ж.)

Мы учимся всю жизнь, не считая десятка лет, проведенных в школе. (Габриэль Лауб)

Нынешний школьный аттестат удостоверяет только, что его обладателю хватило способности выдержать столько-то лет школьного обучения. (Лоренс Питер)

Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица – требованиям сегодняшним, школа – требованиям, какие будут через 20 лет. (Михаил Гаспаров)

Вы говорите, это известно каждому школьнику? Если бы я знал все, что известно каждому школьнику, я бы мог учить академиков. (Максим Звонарев)

Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Многому я научился у своих учителей, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников. (Талмуд)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

(Тадеуш Котарбиньский)

Кто знает все, тому еще многому нужно учиться.
Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.
Лучшие уроки дают экзамены.

(Славомир Врублевский)

Экзамены: единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней. (Жорж Элгози)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики. (Пьер Гассенди)

Приходите на экзамены со свежей головой: во многом придется разбираться впервые.
Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)

Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ)

Старайся знать все о чем-нибудь и что-нибудь обо всем. (Генри Питер Брум)

То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование.

(Ральф Эмерсон)

Нужно много учиться, чтобы немного знать.

(Шарль Монтескье)

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. (М. Монтень)

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. (С. Батлер)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон)

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. (Р. Эмерсон)

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. (В. Распутин)

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. (Д. Писарев)

Педагог - человек, который лучше знает, как воспитывать чужих детей, чем своих. (Ж. Фалкенаре)

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)

Огромное преимущество экзаменатора состоит в том, что он сидит по лучшую сторону стола. (Эдуар Эррио)

Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может спросить больше, чем самый умный может ответить.

(Чарлз Калеб Колтон)


Ни один классик не сдал бы экзамена по собственным произведениям. (Болеслав Пашковский)

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хаббард)

Плох тот учитель, который не учится или учится совсем мало. (М. Горький)

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. (Р. Эмерсон)

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Хаббард)

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. (Саади)

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франс)

Хорошие учителя создают хороших учеников. (О ст роградский М. В.)

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. (Менделеев Д. И.)

Задача нашей советской школы не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить. (Крупская Н. К.)

Мы должны создать школу труда — школу, указывающую пути, как строить коллективный, покоящийся на достижениях современной науки труд.

(Крупская Н. К.)


. В социалистическом обществе труд и воспитание будут соединены, и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено разностороннее техническое образование, как и практическая основа для научного воспитания. (Энгельс Ф.)

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. (Калинин М. И.)

Я очень хотел бы, чтобы наша молодежь прочла древних философов. Там бы она увидела, с каким вниманием и почтением ученики относились к своим учителям.

(Калинин М. И.)


Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим. (Брежнев Л. И.)

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. (Писарев Д. И.)


Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Даль В. И.)

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. (Менделеев Д. И.)

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. (Толстой Л. Н.)


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. (Монтень М.)

Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает; малейшая его погрешность заслуживает порицания. (Декарт Р.)

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. (Ушинский К. Д.)


Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.

(Писарев Д. И.

Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. (Крупская Н. К.)

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.

(Макаренко А. С.)

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. (Макаренко А. С.)

Воспитатель всегда должен быть убежден, что сила воспитания так велика, что ею во всем объеме он и воспользоваться не может. (Ушинский К. Д.)


Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. (Ушинский К. Д.)


Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. (Корчак Я.)

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

Следующая цитата

Вели­кий педа­гог посвя­тил жизнь обще­ственно-педа­го­ги­че­ской работе, изу­че­нию про­блем вос­пи­та­ния, само­вос­пи­та­ния, обу­че­ния, нрав­ствен­но­сти. Педа­го­ги­че­ское насле­дие К. Д. Ушин­ского выра­жено в его науч­ных тру­дах, афо­риз­мах и выска­зы­ва­ниях о вос­пи­та­нии детей.

Следующая цитата

Часто случаются ситуации, когда ты встречаешь человека, начинаешь общаться с ним, и даже не задумываешься, что надо бы получше узнать его характер, привычки, наклонности. И однажды, в ситуации выбора или когда ты нуждаешься в помощи, этот человек вдруг проявляется совсем с другой стороны. Вот тогда и возникает чувство, что нужно было бы с самого начала ваших отношений проанализировать его психологические, интеллектуальные и личностные качества.

В педагогической науке давно известно выражение К.Д. Ушинского о том, что для воспитания человека во всех отношениях нужно сначала узнать его тоже во всех отношениях. Попробуем объяснить, что имел в виду великий педагог.

Процесс воспитания личности учащегося - процесс многосторонний и многофакторный. Однако основной его характеристикой можно считать целенаправленность, то есть ориентацию на достижение определенных целей. Поскольку в процессе достижения этих целей могут возникнуть различные внешние и внутренние факторы, отрицательно влияющие на его эффективность, необходимым представляется выявление эти факторов и их возможное блокирование. В высказывании К.Д. Ушинского имеются в виду внутренние факторы педагогического процесса, касающиеся личности учеников (воспитанников).

В связи с этим великий педагог предлагает "узнать человека во всех его отношениях". С позиций современной педагогической теории это высказывание можно трактовать так. Педагог (учитель, воспитатель) на старте образовательного или воспитательного процесса должен провести диагностику физиологических, умственных, психологических, социальных характеристик, а также склонностей, способностей, интересов ребенка. Данные такой диагностики К.Д. Ушинский рассматривает как необходимые для учителя знания и условие планирования и реализации воспитательного или образовательного процесса.

Если мы прочитаем высказывание до конца, то поймем, что великий педагог имел в виду еще и следующее. Воспитатель или учитель должны анализировать поведение, поступки, коммуникативные стратегии учащихся в их повседневной, внеурочной деятельности, то есть в привычной для них среде, не ограниченной рамками урока или школы. Также важен вопрос признания и принятия ребенка со всеми его слабостями, недостатками, возможно комплексами. Признание и принятие педагогом этих недостатков не означает пассивное созерцание или принятие нейтральной позиции по отношению к ребенку. Наоборот, именно учитель или воспитатель должны стать теми людьми, которые будут оказывать педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение таким детям.

Что же значит "воспитать человека во всех отношениях"? Я думаю, что главное состоит не в жестком контроле воспитывающего воздействия на ребенка, а в его всеобъемлющем воздействии, в комплексном влиянии на формирование всех сторон его личности. "Воспитать во всех отношениях" также можно трактовать как "воспитать ребенка гражданином своей страны, ответственным и компетентным специалистом, толерантной личностью".

Что означает "узнать человека во всех отношениях"? Я полагаю, что приоритетным здесь является понимание важности педагогической и психологической диагностики учащихся (воспитанников). Результаты таких исследований помогают педагогу выбрать оптимальную образовательную траекторию для каждого учащегося, провести в случае необходимости педагогический консалтинг с самим ребенком и его родителями, и, в конечном счете, гарантировать успешность ученика в освоении содержания образования и формировании важных личностных качеств.

Высказывание К.Д. Ушинского не потеряло своей актуальности в настоящее время и до сих пор считается одним из основополагающих постулатов организации образовательной и воспитательной деятельности.

Читайте также: