Кому на руси жить хорошо образ савелия цитаты

Обновлено: 21.12.2024

Произведения Н.А.Некрасова – кладезь народной русской мудрости. «Кому на Руси жить хорошо» - цитаты (с кратким пояснением) помогут представить жизнь разных сословий. Нелегкие судьбы и тяжелый труд крестьян более понятен через пословицы, поговорки, песни и загадки.

О пьянстве

Жизнь простого народа наполнена горем, вином и бедностью. Их быт нерадостен, а веселья для души хочется. Как найти счастье? Есть простой способ – напиться. Автор показывает хмельных мужиков и объясняет, почему на Руси так много пьют.

«… Нет меры хмелю русскому…» Но никто не пытался измерить горе и работу. По канавам валяются, лежат измученные крестьяне не только от вина, но и от горя и работы. «. Он до смерти работает, До полусмерти пьет. » Мужик не всегда пьет, он выбирает время: в период страды редкий крестьянин будет заливать усталость хмельным напитком. Если взять ведро с водкой и пройтись по селам и деревням в «жаркое» время, найдется мало охотников до предложенного. Трезвый период проходит и тогда бедные люди «…пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся —

Страдают от пьянства семьи, быстро стареют матери, нищает дом:

. Тут плачут дети малые.

Тоскуют жены, матери:

Легко ли из питейного

Продаются и исчезают целые усадьбы.

«…Взамен их… размножаются…питейные дома!»

Образ и характеристика князя Утятина в поэме "Кому на Руси жить хорошо": описание в цитатах

Главные герои поэмы, семеро мужиков, путешествуют по родной земле в поисках тех, кому хорошо живется на Руси. Однажды мужики встречают бывших крестьян князя Утятина. Крестьяне рассказывают путниками историю своего барина.

Князь Утятин является богатым помещиком:
". Помещик наш: Утятин князь. "
". со всею свитою, / С детьми и приживалками, / С кормилкою и нянькою, / И с белыми собачками. "

Утятин - потомственный дворянин. Его семья принадлежит к древнему дворянскому роду:
". Права свои дворянские, / Веками освященные, / Заслуги, имя древнее / Помещик поминал. "

У князя Утятина есть 2 сына, которые служат в гвардейском полку:
". Приехали сыны, / Гвардейцы черноусые. "
". Гвардейцы черноусые, / Последыша сыны. "

У князя Утятина есть также три незаконнорожденные дочери (этот факт характеризует князя как развратного человека): ". У князя в Питере / Три дочери побочные / За генералов выданы. "

Князь Утятин - спесивый, высокомерный человек:
". Известно, не корысть, / А спесь его подрезала. "

Помещик Утятин не знает меры ни в чем:
". Давно уж меру всякую / Как в гневе, так и в радости / Последыш потерял. "

Князь Утятин - суровый, жестокий помещик. Он грубо обращается с крестьянами:
". Добро господское / Гноить? Я вас, мошенников, / Самих сгною на барщине! / Пересушить сейчас. "
". Как был я мал, наш князюшка / Меня рукою собственной / В тележку запрягал. "

Узнав об отмене крепостного права, князь Утятин настолько переживает, что с ним случается удар (инсульт). Врачи говорят, что Утятину остается жить всего 2-3 месяца:
". Старик больной, расслабленный, / Не помнит ничего. "
". Язык его не слушался: / Старик слюною брызгался, / Шипел! И так расстроился, / Что правый глаз задергало, / А левый вдруг расширился. "
". Недолго жить сердечному, / Навряд ли два-три месяца, / Сам дохтур объявил. "

Крестьяне и родственники составляют договор, по которому крестьяне за свою услугу получают помещичьи луга:
". Уважьте нас, послушайтесь, / Мы вам луга поемные / По Волге подарим; / Сейчас пошлем посреднику / Бумагу, дело верное. "

Крестьяне притворяются крепостными Утятина, надеясь получить за это в награду луга:
". мир решил помалчивать / До смерти старика. "
". Все поле сенокосное / Помещик обошел. / Крестьяне низко кланялись. "

Больной князь Утятин верит в то, что крепостное право вернулось. Старик не догадывается, что его крестьяне притворяются его крепостными:
". барыня <. > Возьми и брякни барину, / Что мужиков помещикам / Велели воротить! / Поверил. "
". Да невдомек Последышу, / Что уж давно не барская, / А наша полоса. "
". Куражься, колобродь! / Не знай про волю новую. "

Крестьяне притворяются крепостными. И князь Утятин снова чувствует себя барином. Он, как прежде, ведет себя сурово с крестьянами:
". Пошли порядки старые. "
". И силы словно прибыло, / Опять: охота, музыка, / Дворовых дует палкою, / Велит созвать крестьян. "

В конце концов князь Утятин умирает:
". Скончался старый князь. "

Народные приметы и загадки

Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат, помогающих проникнуть в суть характера простого народа. Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.

«…Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом —

Не будешь куковать!»

Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С помощью пословицы:

«…нашей-то сторонушки, Три года черт искал».

В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:

«Живет, а без тела, кричит, а без языка». «Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет» Часть – уже с отгадками: «Замок – собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»

Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:

«..Погнул один – не нравится, Погнул другой, потужился. А обод как распрямится — Щелк по лбу мужика! Мужик ревет над ободом, «Вязовою дубиною» Ругает драчуна»

Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.

О России

«В минуты унынья, о Родина-мать!» - эти слова становятся обращением к России уже много веков. Люди пытаются обрести надежду на будущее, изучая историю великой страны, умеющей подниматься из руин, восстанавливаться после войн и катастроф. Некрасову обидно современное состояние родины, но за словами прячется надежда: «Селенье незавидное»: избы с подпорками напоминают странствующих по дорогам нищих. «А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома»

У мужиков небольшой выбор, три дороги:

«…кабак, острог и каторга» Мужик «…беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди» Работает народ, не заглядывая в будущее, не рассчитывая свои силы. Он надрывается и гибнет, оставляя сирот и вдов. Интересно, что, по мнению автора, вера в будущее и свободолюбие не умирают. Они живут в душе самого обездоленного старика: «Клейменный, да не раб!» Народ терпит, но насколько еще его хватит, ответ не известен: «У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…»

Жизнь бедных меняет барский быт:

«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику. » Появляются еще самодуры: «Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню» Но в большинстве они начинают понимать, на ком держится страна. «И рад бы в рай, да дверь-то где?»

О женской доле

У женщин судьба не лучше – шелковая петля на шею. Только цвет материала для петли может быть разным: белый, красный, черный. Значение цветов несложно понять, смысл один: потеря свободы и запрет на желания и душевные порывы. Где спрятано женское счастье простой русской крестьянки? Неизвестно:

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

С какой любовью описывает автор поэмы женщин:

«Чисто серебро - Чистота твоя, Красно золото —Красота твоя, Бел-крупен жемчуг —Из очей твоих Слезы катятся…» Горечь в словах, когда звучат судьбы матерей: им запрещают кормить детей грудью в «постные» дни, отдают замуж без любви и согласия.

Играют хозяева жизни женскими судьбами: находят им женихов для издевательства и насмешки:

Следующая цитата

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Савелия в поэме "Кому на Руси жить хорошо": описание внешности и характера, портрет богатыря святорусского Савелия.

История жизни Савелия описана в главе "Савелий" (часть "Крестьянка").

Следующая цитата

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика князя Утятина в поэме "Кому на Руси жить хорошо": описание .

Истории князя Утятина посвящена отдельная часть в поэме под названием "Последыш".

Следующая цитата

В поэме Н.А.Некрасова странники ищут счастливых. За поиском их скрывается сложная тема народного счастья.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены несколькими персонажами. Каждого из них автор представляет по-своему, но все они близки и понятны поэту. На них он надеется, им доверяет русскую землю.

История жизни богатыря Савелия

В поэме "Кому на Руси жить хорошо" крестьянка Матрена рассказывает историю жизни богатыря Савелия. Ниже представлена эта история.

Молодой богатырь Савелий живет в селе Карежине хорошо и спокойно. Хозяин-помещик не беспокоит своих крепостных:

Яким Нагой

Труженик, крестьянин Яким – один из тех, на кого надеется автор. Яким может стать заступником простого народа, привести Русь к счастью и достатку. Мужик сросся всей душей с землей. Он внешне стал с нею схож: морщины как трещины на высушенной почве, шея – пласт, срезанный сохой, волосы – как песок, кожа рук – кора деревьев. Сам землепашец - ком земли на сохе. Сравнение у автора многозначительно. Мужик не просто черный и тяжелый как труд пахаря. Земля дарит хлеб, кормит людей. Яким – тот, чьими руками земля это делает, другими словами, Яким – это душа земли. Создавая персонаж, автор обратился к народному творчеству. Он делает героя схожим с былинными героями, защитниками Руси. Они все трудятся на земле до тех пор, пока не требуется их сила. У Якима своя судьба, но она типична для описываемого времени. Крестьянин ушел на заработки в Питер. Он умен, наблюдателен и внимателен. Яким получает свой опыт, пытаясь потягаться с купцом. Есть в характере мужика смелость, строптивость, не каждый мог бы решиться на это. Результат – тюрьма. Там оказываются многие храбрецы. Автор подчеркивает индивидуальность персонажа. Мужик любит красивое, он сохраняет картиночки от пожара. Духовность героя подчеркивается и выбором спутницы. Она тоже бережет от огня не деньги, а иконы. Чистота помыслов, надежда на справедливость – основа семьи Якима Нагого.

Некрасов удивительно талантлив: он завершает рассказ о Якиме песней о вольности. Великая река Волга – это символ широты и мощи народа, сила мужиков неисчерпаема, ее невозможно спрятать, остановить. Она как речной поток вырвется наружу.

Ермил Гирин

Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.

Образ и характеристика Савелия в поэме "Кому на Руси жить хорошо": описание, портрет богатыря святорусского Савелия

Главные герои поэмы, семеро мужиков, встречают крестьянку Матрену Тимофеевну Корчагину. Она рассказывает крестьянам свою историю жизни, а также историю своего родственника, богатыря Савелия.

Савелий - простой крестьянин, бывший крепостной (то есть бывший "барский" крестьянин):

". Мы были тоже барские. "
". С крестьянином Савелием. "

Савелий - больной старик, но когда-то он был крепким богатырем:
". Как ныли кости старые, / Лежал я на печи. "
". Спина в то время хрустнула, / Побаливала изредка, / Покуда молод был, / А к старости согнулася. "

Савелий - долгожитель. Он прожил 107 лет:
". Он жил сто семь годов. "

О внешности богатыря Савелия известно следующее:
". Я вспомнила / Про богатырство дедово. " ". С большущей сивой гривою, / Чай, двадцать лет не стриженной, / С большущей бородой, / Дед на медведя смахивал. "

". Дугой спина у дедушки <. > Да распрямиться дедушка / Не мог. "
". Не правда ли, Матренушка, / На очеп* я похож. " (*деревенский колодец)
". спину старую / Пытался разогнуть. "


Савелий - добрый человек:
". Один Савелий, дедушка, / Родитель свекра-батюшки, / Жалел меня. "

Савелий - грамотный крестьянин. Он умеет читать, что было редкостью среди крестьян:
". острог в Буй-городе. / Там я учился грамоте, / Пока решили нас. "
". Увидела я дедушку: / В очках, с раскрытой книгою. "

Савелий - верующий человек:
". Уйдет в свою светелочку, / Читает святцы, крестится. "
". А с Богом спорить нечего, / Стань! помолись за Демушку! / Бог знает, что творит. "

Савелий - человек с сильным характером:
". Сдавались люди слабые, / А сильные за вотчину / Стояли хорошо. / Я тоже перетерпливал. "

Савелий - свободолюбивый человек. Он не хочет быть рабом:
". Клейменый, да не раб. "

Савелий - храбрый и сильный человек. Он не боится ходить на медведя:
". да с медведями / Справлялись мы легко. / С ножищем да с рогатиной / Я сам страшней сохатого. "
". наступил на сонную / Медведицу в лесу. / И то бежать не бросился, / А так всадил рогатину. "

Савелий - терпеливый человек:

Старик Савелий

Наделила русская земля мужиков силой. Живут они долго, но непросто. Скупа земля на счастливые моменты. Крепостное право тяжело и жестоко. Савелий вышел из мест, где было меньше крепостного права, в самой глубине русской земли. Он живет среди природы, которая воспитывает его свободным и сильным. Савелий крепкий как медведь или сохатый. Знания и здоровье он берет от природы. Лес наделяет его духом и особыми качествами, за это мужик любит лес по-настоящему, так, как могут не многие. Мужик не смог рассмотреть хитрость немца управляющего, но не стал терпеть его измывательства. Бунт Савелия резкий, как взмах меча богатыря. Плечом он сталкивает немца в колодец, живого закапывают его крестьяне. Итог бунта – каторга и поселения. Савелий обретает мудрость и становится человеком, который ожжет объяснить сложные понятия. Его речь – образец русского слова. «Клейменный, да не раб!» - основа характера народного заступника. Савелия не сломали, он вернулся домой, но родня ценила в жизни только деньги. Судьба крестьянина – пример того как сложно заступникам среди людей, сдавшихся и потерявших (или не обретших) настоящих целей в жизни. Савелий – символизирует скрытую до поры мощь народа, его ум и мудрость.

Григорий Добросклонов

В поэме Некрасова образ Гриши особенный. Ему доверяет автор будущее страны. Он должен стать настоящим заступником народа. Герой вырос в семье дьяка. В этом можно увидеть крепкое православие страны. В становлении характера большая роль принадлежит матери. В этом - женское начало русской души, доброта и отзывчивость. Гриша понял, к чему нужно стремиться, уже в юности. Дальше он только двигается к своей цели. Молодой заступник готов отдать жизнь за народное счастье. Поэт так показывает его, что становится понятно, Григорий добьется поставленной цели. Интересно, что мысли о патриотизме и борьбе юноша передает через песни. Он поднимает дух народа, объясняет проблемы и ведет к их решению. Кто-то не слышит пения Григория. Другие не вдумываются в слова. Поэт надеется, есть те, кто поддержат Григория и пойдут с ним.

Читайте также: