Когда труд удовольствие жизнь хороша когда труд обязанность жизнь рабство откуда цитата

Обновлено: 17.05.2024

Цитата из пьесы "На дне" (1902 г.) русского писателя Максима Горького (1868 – 1936). Слова Сатина о труде (действие 1):

Актер (Сатину). Эх ты. пятак! Вася! Дай нам двугривенный.

Пепел . Надо скорее дать. пока рубля не просите. на!

Сатин . Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров!

Клещ (угрюмо). Им легко деньги достаются. Они — не работают.

Сатин . Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать. да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

С близким значением

Без дела жить — только небо коптить

Русская пословица о важности труда, работы.

Вся жизнь наша есть служба

Цитата из статьи "Авторская исповедь" (1847 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852).

Дело мое — душа и прочное дело жизни

Цитата из «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»» (1843 – 1846 гг.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852), письмо 4. Писатель объясняет почему он сжег второй том поэмы "Мёртвые души" (1842 г.).

Единственный путь быть удовлетворенным собой это делать то, что Вы считаете великим делом
Жить честно своим трудом — великое благословение Божие!

Цитата из романа "Отверженные" (1862 г.) французского писателя Виктора Гюго (1802 – 1885), в переводе Виноградова А. К. (1888 – 1946). О молодой бедной девушке Фантине, которая нашла хорошую работу (глава 8, книга 5, часть 1).

Кто любит труд, тот, действуя в свою пользу, действует в пользу всего человечества

Цитата из статьи "Мыслящий пролетариат" (1865 г.) русского публициста и литературного критика Писарева Дмитрия Ивановича (1840 – 1868), III.

Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни

Цитата из романа "Обломов" (1859 г.) русского писателя Гончарова Ивана Александровича (1812 – 1891). Слова Штольца, обращенные к Обломову.

Следующая цитата

Константину Петровичу Пятницкому

Действующие лица:

Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна, его жена, 26 лет.

Наташа, ее сестра, 20 лет.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел, 28 лет.

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна, его жена, 30 лет.

Настя, девица, 24 года.

Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов, картузник, 45 лет.

Барон, 33 года.

Сатин, Актер— приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука, странник, 60 лет.

Алешка, сапожник, 20 лет.

Кривой Зоб, Татарин— крючники.

Несколько босяков без имен и речей.

Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь, в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем — перед наковальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.

Начало весны. Утро.

Барон. Дальше!

Квашня. Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала… и теперь уж — ни за сто печеных раков — под венец не пойду!

Бубнов (Сатину). Ты чего хрюкаешь?

Сатин рычит.

Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский — не подумаю замуж за него идти.

Клещ. Врешь!

Квашня. Чего-о?

Клещ. Врешь. Обвенчаешься с Абрамкой…

Барон (выхватив у Насти книжку, читает название). «Роковая любовь»… (Хохочет.)

Настя (протягивая руку). Дай… отдай! Ну… не балуй!

Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.

Квашня (Клещу). Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?

Барон (ударяя книгой по голове Настю). Дура ты, Настька…

Настя (отнимает книгу). Дай…

Клещ. Велика барыня. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…

Квашня. Конечно! Еще бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ. Молчать, старая собака! Не твое это дело…

Квашня. А-а! Не терпишь правды!

Барон. Началось! Настька — ты где?

Настя (не поднимая головы). А. Уйди!

Анна (высовывая голову из-за полога). Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!

Клещ. Заныла!

Анна. Каждый божий день! Дайте хоть умереть спокойно.

Бубнов. Шум — смерти не помеха…

Квашня (подходя к Анне). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?

Анна. Оставь… отстань…

Квашня. Ну-ну! Эх ты… терпеливица. Что, не легче в груди-то?

Барон. Квашня! На базар пора…

Квашня. Идем, сейчас! (Анне). Хочешь — пельмешков горяченьких дам?

Анна. Не надо… спасибо! Зачем мне есть?

Квашня. А ты — поешь. Горячее — мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… захочешь когда, и покушай! Идем, барин… (Клещу.)У, нечистый дух… (Уходит в кухню.)

Анна (кашляя). Господи…

Барон (тихонько толкает Настю в затылок). Брось… дуреха!

Настя (бормочет). Убирайся… я тебе не мешаю.

Барон, насвистывая, уходит за Квашней.

Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?

Бубнов. А тебе не все равно.

Сатин. Положим — так… А за что били?

Бубнов. В карты играл?

Сатин. Играл…

Бубнов. За это и били…

Сатин. М-мерзавцы…

Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты — болван.

Актер. Почему?

Сатин. Потому что — дважды убить нельзя.

Актер (помолчав). Не понимаю… почему — нельзя?

Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру… чего нежишься?

Актер. Это дело не твое…

Клещ. А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело…

Актер. К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться… Барон!

Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.

Актер. Это меня не касается… иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь… я за других не стану работать…

Барон. Ну, черт с тобой! Настёнка подметет… Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин…

Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?

Настя (уходя в кухню). Очень нужно… как же!

Квашня (в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без тебя… Актер! тебя просят, — ты и сделай… не переломишься, чай!

Актер. Ну… всегда я… не понимаю…

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело…

Сатин. Стоило тебе родиться бароном…

Квашня (Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)

Актер (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин. Организм… органон…

Анна. Андрей Митрич…

Клещ. Что еще?

Анна. Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней). А ты — не будешь?

Анна. Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…

Клещ. Боишься? Не бойся… может, еще…

Анна. Иди, кушай! Тяжело мне… видно, скоро уж…

Клещ (отходя). Ничего… может — встанешь… бывает! (Уходит в кухню.)

Актер (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм — совершенно отравлен алкоголем…

Следующая цитата

Цитата из статьи «Авторская исповедь» (1847 г.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852):

"Итак, после долгих лет и трудов, и опытов, и размышлений, идя видимо вперед, я пришел к тому, о чем уже помышлял во время моего детства: что назначенье человека — служить и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем государю небесному и потому иметь в виду его закон. Только так служа, можно угодить всем: государю, и народу, и земле своей.".

С близким значением

Без дела жить — только небо коптить

Русская пословица о важности труда, работы.

Дело мое — душа и прочное дело жизни

Цитата из «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»» (1843 – 1846 гг.) русского писателя Гоголя Николая Васильевича (1809 – 1852), письмо 4. Писатель объясняет почему он сжег второй том поэмы "Мёртвые души" (1842 г.).

Единственный путь быть удовлетворенным собой это делать то, что Вы считаете великим делом
Жить честно своим трудом — великое благословение Божие!

Цитата из романа "Отверженные" (1862 г.) французского писателя Виктора Гюго (1802 – 1885), в переводе Виноградова А. К. (1888 – 1946). О молодой бедной девушке Фантине, которая нашла хорошую работу (глава 8, книга 5, часть 1).

Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!

Цитата из пьесы "На дне" (1902 г.) русского писателя Максима Горького (1868 – 1936). Слова Сатина о труде (действие 1).

Кто любит труд, тот, действуя в свою пользу, действует в пользу всего человечества

Цитата из статьи "Мыслящий пролетариат" (1865 г.) русского публициста и литературного критика Писарева Дмитрия Ивановича (1840 – 1868), III.

Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни

Цитата из романа "Обломов" (1859 г.) русского писателя Гончарова Ивана Александровича (1812 – 1891). Слова Штольца, обращенные к Обломову.

Следующая цитата

Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! © Максим Горький


Горький хорошо знал, как важно заниматься в жизни любимым делом. Он сам перепробовал много ремёсел, пока не выбрал работу, приносящую наибольшую удовольствие. Хорошо ведь быть знаменитым писателем: и работа вроде бы непыльная, и слава тебе обеспечена! Правда, чтобы добиться широкой известности, ему понадобились реализовать свой талант в сочетании с работоспособностью и упорством. А ещё сыграли свою роль везение, личное обаяние…

Когда труд не приносит удовлетворения, весь день превращается в кошмар, в котором ключевые слова: ненавижу, надоело, не хочу. Пусть кто угодно делает работу, только не я! Не буду даже напрягаться за такую зарплату (независимо от фактического размера зарплаты)! Как правило, человек не любящий свою работу, на работе ничего не решает, не хочет ни во что вникать, от него мало что зависит, и, как следствие, такие кадры оказываются в числе кандидатов «под сокращение».

Но это общие слова. Педагогическая истина в том, что учитель, воспринимающий свою профессиональную деятельность как тяжёлую обязанность, как рабский труд, не будет успешен в работе с детьми, поскольку никогда не добьётся их уважения. Ну как можно уважать человека, который добровольно стал рабом!
Другой афоризм Горького

Читайте также: