Кочегар цитаты из фильма

Обновлено: 22.12.2024

Фильм, ставший тринадцатой работой Великого Балабанова, вышел на большие экраны в 2010. Картина получила признание в кругах именитых кино-критиков, но была неоднозначно принята большим зрителем.

Факт второй

Главным продюсером предстоящего фильма выступил сооснователь кинокомпании «СТВ» и давний друг Балабанова Сергей Сельянов. Изначально, прочитав сценарий товарища, Сергей отказался от продюсирования, считая, что из «Кочегара» может получиться только короткометражное кино. Но, ещё раз обсудив все детали, напарники пришли к согласию, и «Кочегар» получил зелёный свет. К слову, итоговая версия фильма длилась около девяносто минут.

Следующая цитата

Война – это другое: там «наши» и «враги», а здесь… все наши.

цитата из фильма «Кочегар»

Доброго времени суток и всех с наступившим Новым Годом, друзья!

Несколько недель назад я писала отзыв о фильме "Морфий" Алексея Балабанова. И вот буквально перед каникулами меня посетила мысль, что не все его фильмы я оказывается видела.. Так-с, времени свободного сейчас много, надо пополнять фильмотеку.

Итак, 13-ый фильм А.Балабанова "Кочегар".

Не удивлюсь, что я одна из немногих, кто его не смотрел среди вас, т.к. фильм среди российского зрителя был достаточно на слуху. И особенно, благодаря прочному ярлыку - "фирменная режиссерская чернуха"!

Однако, я из тех кинозрителей, кто не делит фильмы на "чернуху" и "не чернуху", моя классификация намного примитивнее - "тронул фильм за душу или оставил равнодушной".

О фильмах, оставивших меня равнодушной я не пишу, ибо писать особо нечего, а о второй категории пишу, но если только считаю, что данное кино заслуживает бОльшего внимания со стороны зрителей или неоправданно раскритикованного (опять же по моему скромному мнению) общественностью.

Вкратце о героях: Санкт-Петербург, по режиссерской традиции лихие 90-е..

Картина повествует прежде всего о двух приятелях, прошедших Афган, с различной сложившейся судьбой на гражданке.

Один из них, снайпер по кличке "Сержант", продолжает заниматься своим военным ремеслом.. но в мирное время, говоря простым языком, становится бандитом (наемником). Скрябин Иван Матвеевич ("Майор"), же после полученной на войне контузии работает в кочегарке, поддерживает огонь в печи и пишет свою странную рукопись о Хайлахе на древней печатной машинке.

Периодически, пользуясь своим старым знакомством, "Сержант" с "коллегами" привозит в кочегарку тела убиенных им людей и цинично сжигает, объясняя тем временем своему приятелю, указывая пальцем на мешки, запихиваемые в печь - « Смотри, майор, тот первый - бизнесмен.. двух друзей заказал, исполнителя взяли — а тот откупился… Ну как я мог мимо пройти. А тот второй, как твой Хайлах, людей за деньги резал, с..ка. У него все менты купленные были». На что "Майор" отвечал: "Хорошее ты дело делаешь. а я вот тут второй год в кочегарке книжку пишу.."

Также у наших главных героев есть дочери, по воли судьбы, ставшие совладелицами бизнеса "Меха Якутии". Генератором идеи была Александра, дочь "Майора", а Мария, благодаря отцу (вышеупомянутому "Сержанту"), спонсировала затею.

Отдельно еще можно выделить одного персонажа, это молчаливый напарник, по "грязному бизнесу" "Сержанта" с кличкой "Бизон", и в принципе, зрителю будет ясно и понятно почему он так назван. Примечательно то, именно этот персонаж, сказавший за фильм 2 или три предложения, и приведет к трагичному финалу фильма.

Так как вся соль в этом фильме не в героях (это заметно по тому, что некоторым даже имен автор не дал, да и вообще получились они весьма стереотипными), а в ситуации , сюжет раскрывать не смотревшим этот фильм не буду.

Впечатление о самой картине.

Откровенно если, показанные взаимоотношения людей и в принципе весь фон фильма, в виде обшарпанных тусклых питерских улиц, серой и мрачной кочегарки - отвратительны ( в рамках картины).

Бандит, прикрывающий свои преступные дела под благим намерением.. Дочь, в шикарных мехах, тянущая из отца-кочегара последние деньги.. Бизнесмен, что не нашел лучшего выхода решить свои рабочие дела, кроме того как убрать конкурента физическим способом. И все, почти все персонажи такие, вызывающие одно чувство - омерзения. Все кроме одного, молчаливого контуженного якута Скрябина Ивана Матвеевича, пишущего на древней печатной машинке рукопись о "Хайлахе", что означает "Бандит" (по прочитанным ранее рассказам Вацлава Серошевского о якутском народе).

- Дядя кочегар, а можно мы с Верой посмотрим на огонь?

- А.. Лена. Здравствуйте. Проходите пожалуйста. А это кто?

- Это Вера, папа у нее полковник-летчик. Дядя кочегар, а расскажи нам с Верой про плохих людей?

-Плохих людей много, дочки, я вот рассказывал тебе Лена, про русского разбойника, который обижал якутов. Я, вот про него книгу и пишу. Не про него, а про якутов у которого он жил.

- Вера, дядя кочегар - якут, герой Советского Союза.

- До революции убийц и бандитов поселили каторги селили к якутам. Которых считали малым народом и которые должны были кормить и содержать каторжников, этих людей звали хайлахи. Этот человек презирал якутский народ, обижал хозяина издевался над его женой, презирал князя, который его боялся..

Очень противны в этом фильме сексуальные сцены, они показаны в высшей степени эстетически неприглядно и обыденно правдоподобно. Это тебе не "9 с половиной недель" с Ким Бессинджер..

Трупы холодно и цинично запихиваемые бандитами в печь, можно даже рассматривать не как обескураживающий эпизод фильма, а как фон, своеобразные "декорации".

Герои, повторюсь, играют стереотипные роли. Эта ироничная стереотипность схожа с героями фильма "Жмурки". Ни один герой не ни вызывал восхищения или жалости (кроме этого пресловутого якута), до того они были нелицеприятные, что от души хотелось для них самой жестокой кары.. в духе фильма "Пила").

Спросите вы, ну и правильно говорили, что "чернуха" и что это я буду это смотреть?

А смотреть надо по той простой причине, что это фильм-метафора, где примитивизм внешний, в виде "топорных героев" и незамысловатого сюжета дает ощутить буквально всем своим естеством всю безнадёгу бытия не кинематографического.

Объясню как.. Посторонние детали, нагромождение фильма ненужными персонажами, каких-то неуместных взаимоотношений не дадут проникнуться четкой затеей фильма, а фильм этот о бандитском произволе конца 90-х. Здесь всё четко, если бандит, то типичный бандит, без розовых соплей, слюней и излишних душевных терзаний, циничный, жадный на деньги, беспринципный .. Если это контуженный пожилой солдат, то он уже слабо ориентируется в жизни реальной, становится наивным по детски, которого эксплуатируют все кому не лень, он видит только кочегарку, печатную машинку с начатым рассказом о хайлахе и красавицу-дочь, единственную, кто связывает его с этим миром.

Всё.. Или так или этак! Очень жизненно и без приукрас.

Цель картины не показать этот весь треш и мерзость, чтобы зрителю покривиться и поплеваться.

Истинная цель картины - почувствовать.. А почувствовать у Вас наверняка получится , благодаря таланту режиссера, что из банального сюжета смог сделать целую притчу, невероятно эмоциональную и обескураживающую своей откровенностью. Это фильм невероятно сильный и достойный. Подтверждение тому ряд кинонаград, о которых, если интересуетесь, вы можете почитать в Интернете.

Отмечу еще тот момент, что особую атмосферу фильму несомненно придали саундтреки от гитариста-виртуоза ДиДюЛи, что играют чуть ли не на протяжении всего фильма.

Смотреть советую, но не всем.. детям до 16 лет, впечатлительным людям, любителям романтичных французских драм, а также идеалистам от просмотра лучше отказаться.

Факт девятый

Несмотря на небольшие прокатные сборы (около $180 000), при необычайно маленьком бюджете в пятьдесят тысяч долларов, «Кочегару» всё же удалось окупиться в кинотеатрах. Хотя, как мне кажется, сборы и покрытие расходов интересовали Балабанова в последнюю очередь.

Факт восьмой

Балабанов, знаменитый своим скоростным подходом к созданию кино, снял «Кочегара» меньше чем за месяц. К слову, Балабанов, не любивший «цифру», снял «Кочегара» на тридцати пяти милл-ю плёнку. Съёмки фильма проходили в Ленинградской области (в Санкт-Петербурге, Кронштадте и посёлке Лосево).

Факт третий

Характерной чертой фильма стало то, что в нём практически отсутствовали профессиональные актёры. Аида Туманова, исполнившая роль дочери Якута, до съёмок в «Кочегаре» работала моделью, а Анна Коротаева, исполнившая роль «подруги», училась в театральном институте и не имела за плечами серьёзного актёрского опыта. Актёры, ответственные за роли Бизона и Сержанта, в действительности были ветеранами афганской войны и не имели ничего общего с большим кино.

Следующая цитата

Режиссер и сценарист: Алексей Балабанов
В главных ролях: Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Павлють, Алина Политова, Варвара Белокурова, Вячеслав Тельнов, Петр Семак
Продюсер: Сергей Сельянов
Оператор: Александр Симонов

Премьера: 13 октября 2010

Время и место действия: Санкт-Петербург, середина 90-х годов ХХ столетия, главный герой — майор в отставке, работает в кочегарке, и в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости…

Цитата из фильма:
«Я знал хорошего человека — он людей в печке сжигал, и думал, что он хороший. А оказалось — плохой»
_____________________________________

Личное мнение:

Так уж сложилось, что один из самых ярких представителей независимого кино в России, Алексей Балабанов не знает хороших добрых историй о замечательных людях, чья благодетель взяла бы верх над порочной сущностью мрачных времен, представителями которых они являются. Находятся те, кто ругает каждый фильм этого режиссера именно за «чернушность» тем и нежелание показывать на экране светлые и вечные чувства. Однако, фильмы Балабанова всегда становились небольшими, но ожидаемыми событиями в кино, ведь у одного из немногих, у него есть тема, которой он следует всю свою фильмографию, и сколь неприятной бы она не была, уже ее наличие вызывает уважение к этому человеку, наивно пытающемуся достучаться до масс, что «не надо искать тут смысла». Конечно же, не все менты упиваются собственной властью, и сельские врачи не поголовно подсаживаются на морфий, но в напряженные времена такие случаи имели место быть, но совершенно иной вопрос, с какой точки зрения это принимать. Вообще, в «Кочегаре» часто звучат слова «хороший» и «плохой», а саму идею фильма можно даже сформулировать, как желание некоторых, для собственной пользы видеть в плохом «хорошее», а в хорошем «плохое», потому что искренность бедна, а у убийц — деньги, власть и пушки. Но в 90-ых Балабанова понятия сбились, словно, чтобы научиться отличать добро от зла надо быть контуженным.

Впрочем, Балабанов, очень осторожен с материалом и вопреки мыслям, навеваемых его кино, вовсе не склонен пропагандировать жестокость или очернять действительность, максимально абстрагируясь от собственных героев. Из отдаленного укрытия, за кинокамерой, он смотрит на них, исключительно, как на персонажей. Это не те фильмы, о том, как надо жить, или как живет большинство, это байки жестокого времени о том «как иногда бывает», и, в силу жестоких обстоятельств бывает часто. Сам же Балабанов не устает утверждать, что не стоит искать философию в его историях, и максимум, что можно сделать, извлечь из них урок. В конце концов, его фильмы — это лишь истории, занятные, сбалансированные истории, где все линии тщательно продуманы, и в чем-то даже каноничны. Порой, как в «Кочегаре», в них даже нельзя выделить главных героев, и несколько интересных личностей просто пересеклись в одном неприятном деле, и для некоторых из них оно стало роковым. А если хочется подумать над фильмом, то хорошим вопросом станет: почему никто из них не вызвал сострадания.

И все-таки режиссер не упустил шанса в «Кочегаре» постебаться над теми, кто желает видеть в жизни и кино только светлые стороны, потому его якут-кочегар как раз старается видеть хорошее там, где его нет. Даже в шкафе в кожаной куртке, возящим в его кочегарку трупы на сожжение, этот старичок наблюдает только положительные стороны, ведь криминальный авторитет всегда по-доброму относился к дедушке, присаживался рядышком и рассказывал чудесные истории о том, какими плохими были убитые им люди, а сам он — Робин Гуд 90-ых. Другое дело, когда пришедшие посмотреть на огонь девочки просят старика рассказать им о «плохих людях», и кочегар начинает со слов: «плохих людей много». И в этом моменте отражается весь Балабанов, у которого, как и у этого дедушки с печатной машинкой найдется очень много историй про то, что «плохих людей много». Настолько много, что в авторских фильмах режиссера, «хороших» можно по пальцам пересчитать, а если скептически относится к реальности, то даже по пальцам одной изувеченной руки.

Кинематографичность Балабанова кроется в умении рассказывать просто. Он не акцентируется на убийствах или насилии, они идут ровно так, как будто и особенного-то ничего не происходит. Даже закадровая музыка носит лишь внешний характер, ее едва ли можно назвать уместной или неуместной — она добавляет ритма, создает настроение, но это ничуть не говорит об ее уникальности или незаменимости. В «Кочегаре» даже нет каких-то изысканных приемов и подтекстов, и это совершенно не вредит незамысловатой истории, являющейся тем, что она и есть. Даже с таким символичным элементом, как огонь, режиссер, явно не понимает, что делать — просто его все поддерживают, а он горит. А чукча оказался умным! Все естественно.

Смысл концовки

Кочегар, узнавший в одной из «посылок» свою дочь, надевает награды и идет мстить снайперу. Тот, не ведая, что творится, легко пускает его в дом, а Якут закалывает убийцу своей дочери лыжной палкой, сказав страшные слова: «Война – это не издалека стрелять. Не умели вы воевать».

Школьницы, которые давно ходили к Якуту, снова приходят к нему – перед этим, встретив одну из подруг, он признался, что совершил дурное дело, убил тех, кто не умел воевать. А значит, он такой же дурной человек, как и они.

Якут умирает перед своей печью, разрезав вены, под вспышки камер айфона в руках легкомысленной девчонки. Рассказ, который он так и не дописал, девочка унесет с собой. Это ее голос за кадром будет зачитывать нам фрагменты рассказа, сцены из которого разыгрываются на экране. И в главной роли –тот же актер, что играл Якута.

Итак, что же рассказал нам Балабанов об этом мире? Огонь, который горит в топке у кочегара, в печке у его дочери и в тех печках, что у снайпера – это страшный, адский огонь. На фоне замогильного колорита всего остального мира, что виден нам в кадре, эта метафора абсолютно понятна. Мы живем не в добре, не в божьем мире и не в мире древнего Мифа. Мы сами устроили себе ад на Земле и не думаем из него выбираться.

Факт седьмой

Многие люди, отметившиеся ролями в тринадцатой работе Балабанова, играли в фильме совершенно бесплатно.

Следующая цитата

Смысл фильма

Факт первый

Работая над фильмом «Кочегар», Алексей Балабанов, как и во множестве своих предыдущих картин, выступил не только как режиссёр, но и как сценарист.

Факт шестой

В одном из интервью А. Тумутова рассказала о том, что во время съёмок эпизодов «кремации» ей по-настоящему пришлось заползать в печь. Изначально на её месте был манекен, но Балабанову не понравилось то, как из труп-мешка выпирают его «конечности».

О чем фильм Кочегар

Действие происходит в Санкт-Петербурге, который в кино выглядит как неприметный северный город. Здесь работает кочегаром Якут – бывший майор-афганец и герой, несостоявшийся писатель. Его работа – следить за кочегаркой. Призвание и дело жизни – рассказ, который он все время перечитывает и перепечатывает на старой пишущей машинке. Это якутская легенда о давнем преступлении…

Одна из жен Бизона – дочь Якута, вторая – дочка снайпера. Обе работают в меховом салоне. Именно дочь Якута придумала привозить в салон вещи из Якутии и так получать огромную прибыль. Ее партнерша и соперница, узнав, с кем ей муж изменяет, настраивает отца против дочери Якута, уговаривая устранить ее. Вот тут кочегар и узнает страшную правду о людях, которые, якобы, очищали мир от скверны и злых людей…

Смысл фильма Кочегар

Балабанов в своем 13-м фильме поднимается на истинно философский уровень. Кино рассказывает об основе человеческой жизни, ее единственно прочном фундаменте – огне, куске хлеба, любви к ближнему, воздаянии за добро и отмщении за зло. Да, это фильм о мести, на которую имеет право именно такой человек, как Якут. Пока испорченные дети цивилизации юлят и предают друг друга, поддаваясь модной расплывчатости моральных норм, этот наследник шаманов и охотников вершит свой правый суд над негодяями. Фильм скуп на декорации, перед нами Человек, как он есть. Эта история проста и глубока как древний миф, как легенда тундры. Режиссер подчиняет сюжет главному и не распыляется на второстепенных героев и малозначимые события.

До того, как в действие вступает древний закон крови, Якут не живет, он существует. И даже легенда о русском преступнике, который ограбил и изнасиловал людей, приютивших его в далеком заснеженном краю, кажется какой-то вымученной, неправдоподобной. Может, поэтому Якут никак не может ее дописать. Люди в фильме бесчувственны еще и потому, что почти мертвы – задолго до своей реальной гибели. То, что жизнь их механистична и бессмысленна, подчеркнуто вечно дребезжащим трамваем №12, который мотается туда-сюда по улице.

И даже музыка в кино, как в одном из Довлатовских рассказов, «среднего типа», словно издевается над всеми – она никакая, просто шум из набора пошлых звуков, которые сопровождает нас изо дня в день. Она звучит почти все время и добавляет ощущение тошнотворности от такой жизни. Вы притерпелись к ней, стараетесь не замечать. И вдруг, она умолкает. Умолкает тогда, когда начинается жизнь настоящая.

Факт десятый

Балабанов, имевший своё необычной видение на кино, после завершение съёмок попросил актёров переозвучить собственных персонажей. Исключением стала Аида Тумутова, исполнившая роль дочери якута. Озвучку её героя Балабанов решил доверить Елизавете Боярской.

Факт пятый

Эпизоды, в которых действия разворачивались в жилищах дочери Якута и главного бандита, снимались в одной квартире – ленинградском «убежище» Балабанова. Интересно, что из-за разведённого в печах огня, комнаты мгновенно наполнялись едким дымом, из-за чего съёмочная группа была вынуждена работать в респираторах.

Факт четвёртый

Изначально эпизодическая роль заказчика-богатея была предложена К. Эрнсту. Но, ознакомившись со сценарным амплуа своего героя, гендир «Первого канала» отказался от участия в проекте.

Читайте также: