Кьеркегор цитата еще по одной
Обновлено: 07.11.2024
Василий Степанов о крепости духа и крепком алкоголе в фильме «Еще по одной»
6K 3 мин. .В прокат выходит «Еще по одной» Томаса Винтерберга — датский хит о скандинавском алкоголизме, его причинах и последствиях: Мадс Миккельсен в роли учителя истории закладывает за воротник не от хорошей жизни
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранФото: Zentropa Entertainments
Фото: Zentropa Entertainments
Мартин (Мадс Миккельсен) — усталый школьный учитель, который наконец дожил до своего кризиса среднего возраста. Счастье уже не дается ему так легко, как раньше, да и вообще скучновато: два белобрысых ребенка-подростка и жена-красавица живут не вместе, а как будто рядом с угрюмым отцом семейства. В каждом взгляде — немой укор, а в школе, где Мартин преподает историю, его предмет считается одним из самых неувлекательных — учитель читает по учебнику, а его юные ученики тупят в телефонах в страхе перед приближающимся экзаменом. Есть у Мартина и друзья — трио ровесников: учитель музыки Петер (Ларс Ранте), учитель психологии Николай (Маунус Миллан) и физрук Томми (Томас Бо Ларсен) — и они в похожем раздрае. Одному вроде повезло, у него жена богата и дома на море, но он устал от идеальной семьи и маленьких детей, которые каждую ночь писаются в супружеской постели, другой воет от одиночества и нянчится с умирающей собакой, а у третьего школьный хор голосит, как стадо коров. В общем, всех четверых заела жизнь.
Выход находится случайно. День рождения сводит товарищей в ресторане, где они сердечно напиваются, попутно обсудив противоречивую гипотезу норвежца Финна Скэрдеруда, который как-то предположил, что людям от рождения для счастья недостает примерно 0,5 промилле алкоголя в крови (граница трезвости для автомобилистов в большинстве европейских стран, в том числе и в Дании). По мнению норвежца, трезвенник хронически недобирает радости и выход один — хорошенько набраться.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранФото: Zentropa Entertainments
Фото: Zentropa Entertainments, Topkapi Films
Фото: Zentropa Entertainments
Фото: Zentropa Entertainments
Фото: Zentropa Entertainments, Topkapi Films
Фото: Zentropa Entertainments
Первым проверить выкладки Скэрдеруда решается Мартин. Пропустив в школьном туалете стаканчик, он идет на урок, и алкогольная эйфория дает потрясающий эффект: ученики наконец-то обращают внимание на учителя. Дальше к эксперименту присоединяются его друзья. Действуют они строго научно: во-первых, обещают себе постоянно вести дневник наблюдений и измерять уровень алкоголя в крови, во-вторых, пить только в рабочее время и останавливаться до восьми вечера. Ориентиром служит продуктивный Эрнест Хемингуэй, хотя можно было бы вспомнить и одного из героев последнего фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу», который делился своими наблюдениями с бутылкой водки: «Я люблю пить. Не могу не менять состояния. Это интересно, когда сначала хорошо, потом плохо, потом снова хорошо» (о России в фильме Винтерберга напоминает и фигурирующий в забавной нарезке мировых лидеров подшофе президент Ельцин). Со временем дозы, конечно, увеличиваются, и школьные коллеги, кажется, начинают что-то подозревать. По крайней мере, сторож обнаруживает алкогольный схрон.
Можно предположить, что главный месседж нового фильма Томаса Винтерберга, сподвижника Ларса фон Триера по «Догме 95», автора нашумевших фильмов «Торжество», «Охота» и «Дорогая Венди», а также куда менее впечатляющих, почти голливудских «Курска» и «Вдали от обезумевшей толпы», заключается исключительно в дестигматизации алкоголя и алкоголезависимых. По крайней мере, первый эпизод с праздничными датскими старшеклассниками, которые участвуют в пивной гонке вокруг озера (команда подростков должна прийти первой к финишу, распив по дороге ящик лагера и не заблевав округу), настраивает на весьма либеральный лад. Прекрасно осведомлен зритель скандинавского кино и о глубоких питейных традициях Северной Европы: текст о фильме, в котором центральное место занимает алкогольная норвежская теория,— замечательная возможность вспомнить расхожую фразу финского писателя Эрно Паасилинны, который когда-то сказал о своей родной стране: «Нигде в мире нет такой потребности в алкоголе, как здесь».
Однако «Еще по одной» — фильм отнюдь не про алкоголь как бытовой допинг, а скорее про сам быт, его изматывающую скуку и поиски лекарства от нее. О паутине жизни, в которой запутались четыре викинга. Когда скупая слеза сползает по каменной, словно растрескавшейся от времени и непогоды щеке Миккельсена, ей-богу, хочется заплакать с ним вместе. Его печаль экзистенциального свойства, и унять ее нельзя ни комфортом прогрессивного общественного устройства, ни счастливой семейной жизнью, ни любимым делом, ни, конечно же, лишним стаканом. Скука и рутина быта разъедают все.
Эту энтропию нельзя унять, но можно принять: финал фильма — гимн молодости и одновременно элегия ее утраты. Поминки перетекают в выпускной вечер, который объединяет учителей, учеников и выпивку на берегу моря, и Миккельсен в танцевальном номере под потенциально хитовую композицию «What A Life» заставляет забыть о всех невзгодах. Неспроста и начинается «Еще по одной» цитатой отнюдь не из Финна Скэрдеруда, а из Сёрена Кьеркегора: «Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Содержание этого сна».
Своей мужественно-беспечной документальной интонацией и трогательно запечатленными бытовыми сценками отдаленно напоминающий «Мужей» Джона Кассаветеса, фильм Томаса Винтерберга, конечно, не идеален, но в нем есть обаяние предельно несовременного кино, имеющего смелость плевать на актуальные тенденции. Исход эксперимента четырех взрослых мужчин понятен, но к этому финалу Винтерберг движется со скандинавским достоинством — никого не поучая, не ставя диагнозов, не зная правильного ответа. Алкоголь — плохо? Ну да, конечно. Но в жизни совершенно точно есть вещи и похуже. Например, отчаянье одиночества и привычка к нему, постепенное расчеловечивание и банальная скука. Как с ними бороться? Любыми подручными средствами. Если хочется опрокинуть стаканчик — что ж поделать? Главное, знать свою меру с точностью до десятой промилле.
4. "За яркую жизнь !".
"Концепция страха - это то, как человек воспринимает своё падение".
Мартин.
Его жена стала для него чужим человеком, они почти не общаются и на протяжении нескольких лет игнорируют друг друга. В добавок, как уже было сказано, родные дети не интересуются жизнью отца. Который для своей семьи является невидимкой.
Пётр.
Он живёт жизнью одиночки, у него никого нет. Его дом всегда пустой и беззвучный, жизнь проходит мимо главного героя.
Николай.
Его жена вечно занята с детьми, которые не оставляют им ни минуты. Он полностью погряз в бытовой жизни, события которой повторяются из раза в раз, с каждым новым днём.
Томми.
Он живёт бесцельно, как его парализованная собака, сам это осознаёт, но ничего не может сделать.
Историк боится будущего.
Музыкант боится тишины.
Психолог боится собственной семьи.
Спортсмен боится активности.
"Что такое юность ? Сон.
Что такое любовь ? Содержание сна".
У всех героев на лицо наблюдается кризис среднего возраста, они готовы на всё, ради того, чтобы снова почувствовать себя молодыми и свободными, одним словом счастливыми.
Друзья затеяли весь этот эксперимент, чтобы попытаться вернуть ту самую яркую искру в их действительность. И по началу у них это получается, личная жизнь героев налаживается, их снова любят, уважают. Но это лишь временный эффект, друзья хотят большего, переступить точку не возврата.
"Только тот, кто осознал себя упавшим, может любить других и жизнь".
Пётр.
Герой преодолел свою неуверенность в общении, стал более коммуникабельным, заботившись о Себастиане, как о родном сыне. Так же, он смог завести отношения с девушкой. Теперь, его ждёт семейное счастье и истинная жизнь, о которой тот мечтал.
Николай.
Герой смог разобраться в себе. Трудности, которые испытал он и Амалия в ходе эксперимента, только сплотили их вместе. Для семьи Николая, как и для Петра, наступило время счастья, идиллии, истиной жизни.
"Стремиться означает на веки утратить покой. Не стремиться значит утратить себя".
Преодолев кризис среднего возраста, совпавший с их необычным экспериментом, четверо друзей смогли разобраться в себе, других. И прийти к единственному возможному для них решению. Выбрав между добром и злом, драмой и комедией, жизнью и смертью.
3. Отцы и Дети.
Четыре друга - учителя, у каждого из которых, помимо своих личных проблем, имеется явный конфликт с современным поколением подростков. Которое, по их мнению, только пьёт и пялится в свои телефоны, не имея никаких знаний, стремлений.
Особенно ярко это было показано на примере Мартина и его сыновей. Братья постоянно конфликтуют между собой, не видя и не слыша ничего, либо просто игнорируют отца.
То же можно наблюдать на примере учеников главных героев. Им не дела до преподавателей, они способны замечать лишь чужие ошибки, с их стороны можно услышать лишь критику и неприязнь.
Но эта картина нарисована глазами Мартина, Томми, Николая и Петра.
Что если дело не в их окружении, а в них самих ?
"Это всё, конечно, весело. Но тут есть смысл, он очень важен и вы когда-нибудь его поймёте. Мир гораздо сложнее, чем может показаться".
Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020. Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020. Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020. Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020.Следующая цитата
Я представляю вам прекрасный фильм, "Ещё по одной" !
Надеюсь вы уже его посмотрели, а если нет, то у вас всё ещё есть такая возможность. Это я к тому, что в статье присутствуют спойлеры.
Погнали !
Моё необычное мнение.
Я не буду пересказывать сюжет картины, как это делают обычно. В конце, концов, думаю, если вы читаете эту статью, то и так его прекрасно знаете. Сюда будет прикреплен лишь трейлер, который оказал на меня большое впечатление.
Обычно мои походы в кинотеатры расписаны на месяцы вперёд, но не с этим фильмом. Как и все, я смотрю YouTube. Именно на нём я наткнулся на рекламу "Ещё по одной", при этом подумав: "Какая-то плохая рекламная компания у этого фильма". И в ту же секунду мысленно рассмеялся, так как понял, что уже ищу полный трейлер картины. А через два дня я сидел в кинотеатре, вот так и живём.
С пятого октября прошлого года я не видел столь хорошего фильма.
Актёрская игра главных героев, глубокий и тонкий посыл, сюжет и сама идея, музыкальное сопровождение, операторская и режиссёрская работа, всё это просто вызывает восторг !
Я не жалею ни минуты потраченной на эту картину, для меня она шедевральна и этим всё сказано. ну почти всё )
2. Алкоголь.
Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020. Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020.Фильм.
1. Драма и комедия.
От смеха до слёз меньше одного шага и в этой картине смогли показать этот тонкий переход от радости к скорби. В нём как бы проводится параллель с алкоголем. Когда человек пьян, он может быть счастливым, а вот последствия этого счастья могут быть менее оптимистичными. Один момент может скрутить вас от смеха, а например концовка (о которой мы поговорим ниже) может довести вас до слёз. В этом заключается огромный плюс этого проекта, совместившего в себе несовместимое, комедию и трагедию.
Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020. Кадр из фильма "Ещё по одной" 2020.Следующая цитата
На этой неделе в прокат выходит трогательный и меланхоличный фильм Томаса Винтерберга о пьющих учителях. О Кьеркегоре, Хамфри Богарте и антиалкогольной сути происходящего на экране рассказывает Максим Семеляк.
Следующая цитата
«Что такое юность? Сон. Что такое любовь? Содержание сна».
«И немедленно выпил».
Как-то раз собрались четыре старых друга-учителя и пошли в дорогой ресторан, чтобы отметить сорокалетие одного из них. И всем вроде было весело и хорошо, пока Мартин (Мадс Миккельсен) после нескольких бокалов вина не признался, что из его жизни, кажется, ушли весь смысл и радость. А Николай (Магнус Милланг) вспомнил, что читал одного норвежского философа и психиатра по имени Финн Скэрдеруд, и так вот у него есть теория, согласно которой человек с самого своего рождения страдает от нехватки алкоголя в крови. Так что изменить свою жизнь в лучшую сторону можно с помощью каких-то жалких 0,5 промилле – правда, поддерживать их для достижения должного эффекта нужно регулярно. Весело погуляв ночью, на следующее утро Николай, Мартин, Томми (Томас Бо Ларсен) и Петер (Ларс Ранте) собираются вместе, чтобы начать уникальный эксперимент. В правилах: пить только в рабочее время и не притрагиваться к алкоголю по выходным и после шести.
При пересказе сюжета нового фильма Томаса Винтерберга постоянно рискуешь скатиться в анекдот – тем более, что и рекламная кампания картины пытается продать непросвещённому зрителю что-то вроде беззаботной комедии об интеллигентных мужиках, решивших подбухивать каждый день. Но если и можно назвать «Ещё по одной» анекдотом, то это будет анекдот настолько пронзительный и горький, что уж никак не смешной. В конце концов, в оригинале фильм честно называется «Запой» (Druk), а в этом процессе, как известно, весёлого мало. Всё это не значит, что здесь вообще нет юмора и комических моментов, совсем наоборот – просто наблюдая за происходящим, сильнее тянет не смеяться, а плакать. Тем более, что Винтерберг ещё и постоянно цитирует Кьеркегора ( «что страшнее процесса падения? сам факт падения» и тд.), словно всё время трезво и жёстко одёргивая зрителя, разомлевшего от алкогольной эйфории. Надо думать, в этой двойственной природе фильма, на нетвёрдых ногах балансирующего между лихой трагикомедией о бытовом алкоголизме и абсолютно безысходной экзистенциальной драмой про кризис среднего возраста, и скрыто его невероятное очарование. Конечно, тут смешно говорить о спойлерах – ведь даже ежу с самого начала должно быть понятно, что когда взрослые, почти уже пожилые мужчины начинают пить как старшеклассники, ничем хорошим это закончиться не может.
И тем не менее. Известно, что Дания считается чуть ли не самой пьющей страной в Европе – но, думается, до России ей всё равно далеко. Забавно представлять себе, как бы тот же самый сюжет выглядел у нас; в любом случае вообразить, чтобы четыре русских мужика для чистоты эксперимента стали бы фиксировать в ноутбуке последствия своих каждодневных возлияний, довольно трудно (хотя, конечно, чем чёрт не шутит). К слову, шуток про Россию в «Ещё по одной» просто море: от восхитительной в своей правдивой жестокости фразы «Россия создана людьми, пьющими за рулем» (!) до упоминания русского царя и реальных документальных кадров с воодушевляющими пьяными выходками генсека Леонида Ильича Брежнева и первого президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что и политикам других стран тут тоже достаётся как следует.
Мартин же в исполнении Миккельсена, на глазах теряющий любимую жену, погрязший в трясине рутины и не способный самостоятельно из неё выбраться, оказывается и вовсе идеальным героем, чья жизненная трагедия будет близка и понятна в любом уголке земного шара. Но чем «Ещё по одной» особенно ценен, так это тем, что фильм – вовсе не социальный памфлет и даже не философско-бытовая энциклопедия алкоголизма, а скорее вообще глобальное высказывание на тему того, что мир гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и что не все правила одинаково подходят каждому. Всем известно: пить – плохо, но кому-то может быть и хорошо, а пьяному вообще закон не писан. Чрезмерное употребление алкоголя вредно для здоровья, но умеренное распитие спиртного может превратить зануду в остроумнейшего собеседника. Ну а целенаправленный поиск истины в вине может привести как к окончательному затмению, так и к яркой вспышке; скрытых возможностей своего организма никто не знает наверняка. Ведь и Черчилль, и Гитлер, и Хемингуэй, как рассказывает своим ученикам Мартин, одинаково любили выпить, а кончили при этом каждый по-разному.
Что и говорить, рано или поздно жизнь из каждого выпьет все соки, а Мартин, Николай, Томми и Петер просто понимают это лучше других. Но раз уж погибать, так с музыкой; выбранная Винтербергом в качестве гимна головокружительная What a Life датской группы Scarlet Pleasure для этого подходит идеально. И в итоге «Ещё по одной», посвящённый трагически погибшей в автокатастрофе незадолго до съёмок дочери режиссёра, в своём феерическом финале неожиданно оказывается не просто одой свободному падению в бездну, но ещё и фильмом о выходе из тупика.
Читайте также: