Казаноко жабаги цитаты на кабардинском

Обновлено: 19.09.2024

Бои за историю: геноцид адыгов. До конца 1810-х гг. российская политика на Кавказе была однозначно оборонительной. В течении почти 50 лет Россия стояла на правобережье Кубани, на землю Черкесии никак

АПН - Агентство Политических Новостей

0 комментариев

13 раз поделились

2 класса

Класс 0

добавлена 17 мая 2019 в 18:10

История адыгов, черкесов и их фамилий.

1 комментарий

21 раз поделились

20 классов

Класс 5

добавлена 16 мая 2019 в 20:05

В ноябре 1552 г. в Москву прибыло первое черкесское посольство во главе со старшим князем Бесленея Машуком Кануко: «Того же месяца приехали к государю царю и великому князю черкасские госуда

natpressru.info

0 комментариев

15 раз поделились

6 классов

Класс 2

добавлена 15 мая 2019 в 21:02

В 1561 году совершилось событие, которое еще более связало Московское государство с Кавказом и главным образом с Кабардинскими Черкесами: в этом году царь Иван IV вступил во второй брак с дочерью Кабардинского князя Темгрюка Мариан-.

0 комментариев

14 раз поделились

6 классов

Класс 0

добавлена 14 мая 2019 в 21:03

Представленный вашему вниманию текст – это не попытка научно-исторического анализа событий XIX века. Это не способ умалить чье-то национальное достоинство. Это всего лишь реакция на действия отдельных сетевых «ге.

0 комментариев

16 раз поделились

7 классов

Класс 2

добавлена 13 мая 2019 в 21:42

Плодовитая миграция, провокаторы и восторженные идиоты

2 комментария

19 раз поделились

8 классов

Класс 1

добавлена 27 января 2019 в 20:30

ЧАСТЬ 3 Победившие кемалисты оказались вполне нацистской, ультрашовинистической партией. Само имя черкесов оказалось под запретом: вся последующая история Турции вплоть до президенства Тургута Озала — это история грубой насильственной ассимиляции черкесов, курдов и прочих нетюркских этносов. 1920 год — последний год существования черкесской элиты в Константинополе и Анатолии. Ее формирование и чрезвычайно длительная история целиком связаны с историей Османской империи. Основы существования это

Класс 9

загрузка

Всё 2 074

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

+ 1 минута

за просмотры фотографий!

23 мая 2015

В группе 4 579 участников

Вот некоторые из высказываний Казаноко Жабаги: 1. Мужчина истинный лишь тот, кто в ногу с временем идет. 2. Истинный мудрец лишь тот, кто смотрит далеко вперед. 3. Не взывай к тому, что прошло. 4. Человек врачует человека. 5. Вцепились в око — вцепись в горло. 6. Не гляди, что вид убогий, не узнав, что в нем от бога. 7. Сокрытием изъянов унизишь достоинства. 8. Дураков я обхожу, умный сам меня обходит. 9. Первым не бей, но «сдачи» не жалей. 10. Ум гнездится в умении учиться. 11. Не стой к врагу спиной. 12. Не с кем держать совет — спроси свою шапку. 13. Лучше двое дюжих, чем четверо неуклюжих. 14. Не бывает дел ничтожных. 15. То за правило слывет, что народ признает. 16. Мужчина — корень рода. 17. Чужую жену не кради и дважды об одном не суди. 18. Старое русло найдет себе воду. 19. Муж настоящий лаской берет, женоподобный бабу лишь бьет. 20. Лучше нет, когда ладен сосед. 21. Широкий рот и скудный ум — какое несчастье! 22. Скажут «хорошо» — подумай еще! 23. Близкое соседство дороже дальнего родства. 24. Кто за оружие возьмется, тому кровью отольется. 25. Укорачивает язык — значит, думать привык. 26. Богатством осень славится. 27. Невинного не брани. 28. Ты не гони из дома честных жен, и пса не бей, коль невиновен он. 29. Не будь мягок с сыном. 30. Врага сразить еще не значит победить. 31. У кого слово бесхитростное, у того и совесть чистая. 32. Старшинство — что колода. 33. Чего не получишь ладом, того не добьешься скандалом. 34. Славу и почет никто не раздает. 35. Верность слову — чести основа. 36. Правда глаза колет. 37. Нетрудно добро нажить, труднее хранить. 38. Судить о муже по жене, а о жене — по мужу.

Следующая цитата

DELETED

Нравится Показать список оценивших Нравится Показать список оценивших

Артур Катин

Нравится Показать список оценивших Нравится Показать список оценивших

ЖАБАГИ КАЗАНОКОВ
Четверо мужчин пленительным весенним днем подрядились вывезти пчел в поле. Купили козу у чабана, чтобы прихватить с собой, поделили ножки. Было решено откармливать ее все лето, а по осеннем возвращении — зарезать. Тем временем одна а у козы сломалась. На нее наложили деревяшку и перевязали. Резвилась, скакала коза, пока не угодила в огнь, пламя охватило пасеку, и все сгорело.-
Козлом отпущения сделали обладателя сломанной ножки.
— Твоя ножка разорила нас,— сказали ему и представили трое дело на суд Оридады. Валий рассмотрел дело и принял решение: виноват владелец больной ножки, и с него надо потребовать возмездие за последствия пожара. Тот возместил. В поисках правды он поочередно обращался к другим мировым судьям по всей Кабарде, однако те оказались непреклонны: решений одного судьи другой отменить не может.
Тогда правдоискатель поехал к верховному валию Кайтукову:
— Подсоби чем-нибудь.
— Подсобить наверное не смогу,— был ответ.— Нельзя отменять раз принятое решение.
Невольным свидетелем их разговора стал Жабаги, тот сказал невинному «виновнику»:-
— Для человека с понятием твое дело не стоит выеденного яйца. На его решение по требуется три дня.
— Будь моим судебным защитником, молодой человек,— взмолился мужчина.
— Буду, ежели согласятся.
Когда вернулся воспитатель Жабаги, мужчина попросил его: пусть воспитанник выступит адвокатом.
— Не примут. Больно уж молод,— засомневался аталык.— Но если сам пожелает, пусть пойдет с тобой.
— Пойду,— сказал Жабаги.
Вместе с новоявленным адвокатом мужчина пошел к Оридаде.
— Я нашел адвоката. Прошу тебя пересмотреть мое дело.
— Твой адвокат слишком молод, еще ни усами не оброс, ни бородой,— отрезал судья. Но, посмотрев на юношу попристальней, добавил:
— Сейчас я задам тебе несколько вопросов. Ответишь на три из них, беру тебя адвокатом. Первый: мальчику исполнилось десять лет. Что он представляет собой и с чем его можно сравнить?
— Он похож на воробышка, что беззаботно сидит на верхушке дерева.
— А когда ему пятнадцать?
— Резвится, как сытый весенний козленок.
— А в сорок лет?
— Похож на льва.
— А в шестьдесят?
— Тигр.
— А в восемьдесят?
— Сидит под забором и ворчит: «И это не так, и то не сяк».
— А если ему стукнет сто?

Нравится Показать список оценивших ЖАБАГИ И ВАРИЙ
В те времена все сколько-нибудь значительные споры решались мировым судьей. При жизни Жабаги эту должность занимал один человек по имени Варий.
Когда он достиг преклонных лет, ему присвоили имя Ори-дада (Дед Орий). Он пользовался большим уважением за мудрый ум и справедливость.
Однажды четыре человека договорились объединиться и построить в поле один шалаш, чтобы coвместно держать свои пасеки. Как-то они нашли заблудшего козленка, поделили его поровну и, каждому досталась ножка. Козленка они кормили, холили, тот рос. Но случилась беда: в мирно гулявшего козленка какой-то прохожий запустил палкой. Злодей остался неузнанным, а ножка — перебитой. Тот, кому она досталась, наложил деревянную планку и крепко перевязал тряпкой. Теперь козленка не выпускали из шалаша, и целыми днями] он околачивался возле очага. И вот случайно загорелась тряпка на больной ножке. Гонимый огнем, козленок выскочил из шалаша и запрыгал по ульям, которые, охваченные огнем, сгорели дотла.
Поговорили, поспорили пасечники и кончили тем, что трое обладателей здоровых ножек обратились к мировому с жалобой на четвертого — хозяина перебитой ножки. Его-то и признал Варий виновным и обязал возместить нанесенный пожаром ущерб.
Прошло лето, прошла осень, наступила зима. Группа мальчишек играла на льду в альчики. В ту пору «мальчишками» считались и такие, кто вполне сходил за женихов. Игроки за что-то не поладили между собой, перессорились. В это время они заметили проходившего мимо Жабаги.
Рассказывают, было ему тогда лет 25: если так, случай, о котором идет речь, мог произойти году в 1711 -м.
Ум и скромность снискали Жабаги всеобщую известность, и игроки его окликнули.
Никак не можем столковаться, скажи нам, кто из нас прав.
Хорошо, я скажу, но не буду судить по примеру Ори-дады,— проговорил Казаноко.
Он рассудил спорщиков, и те помирились.
Зато на всю округу прокатился слух об умении Жабаги найти верное и справедливое решение.
«Такого бы нам судью»,— добавляли люди. Узнал об этом и Варий, вызвал к себе Жабаги:
- Скажи на милость, что тебе не нравится в моих судебных делах?
Жабаги неторопливо изложил свое мнение.
Я считаю, что ты неправильно решил дело о Козленке. Суди сам: ты обвинил во всех бедах перебетую ножку и приговорил ее обладателя к возмещению убытков от пожара. Разве это справедливо? Я говорю нет и нет. Если бы козленка не понесли здоровые ножки, ничего бы не случилось, верно? Не загорелись бы пчелиные ульи. Выходит, виноваты здоровые ножки, а больная тут ни при чем.
Ежели так, то убыток должны возместить владельцы здоровых ног.
Ори даде понравилось суждение Жабаги.
Раз в Кабарде появился такой умница, как ты,— заключил он,— то теперь мы не пропадем.
Мне приятно узнать тебя. Я уже стар и немощен, ты займешь мое место.
Ори-дада собрал людей и объявил о своем решении, назвал Жабаги своим преемником и вручил ему трость и кресло — символы полновластного судьи. Никто другой не мог ни носить такую трость, ни сидеть в таком кресле.
Ори-дада обратился к людям с просьбой:
— Помяните мое имя в одной из ваших песен,
Его просьбу исполнили. С тех пор на свадьбах поют «Ори-дада».. Нравится Показать список оценивших

Жабаги Казаноко - адыгский мудрец

В садике Свободы в Нальчике установлены надгробия первому кабардинскому просветителю Жабаги Казаноко и его жене. Вот что пишут о нем известные кабардинские ученые Заур Налоев и Адам Гутов, составители монументального труда «Сказания о Жабаги Казаноко»: «История знает немало национальных героев, которые с наибольшей полнотой воплощали в себе прогрессивные тенденции эпохи, и одним из них был знаменитый кабардинский мудрец Жабаги Казаноко, чей образ вошел в устное творчество многих народов Северного Кавказа как эталон мудрости, справедливости и рыцарской доблести и до сих пор продолжает оказывать благотворное влияние на мышление и поведение людей.

Еще при жизни он так полюбился простому народу, что после его смерти разноязыкие племена региона стали причислять его к своим этническим героям. Характерно в этом смысле балкарское предание, согласно которому Чегемское и Баксанское ущелья оспаривали честь считаться родиной мудреца. В Кабарде же слово, приписываемое ему, всегда пользовалось авторитетом истины: чтобы прекратить самый жаркий спор, было достаточно привести соответствующее казаноковское изречение».

Рассказывают: как-то построили в Кабарде большой красивый склеп и искали того, кто скажет о нем лучший хох. Победителем признали Жабаги, произнесшего следующее: «Пусть этот склеп будет всегда красивый снаружи и пустой внутри. К Жабаги приехал гость, искавший ответ на вопрос: что закон, что правда. Вот как ответил Казаноко: «Если в селе живут две тысячи человек и если тысяча пятьсот человек остались без штанов, а остальные пятьсот ходят в штанах, бесштанных нельзя срамить. Срамны те, кто в штанах, потому что они не похожи на большинство. Что большинство делает, то и закон, что большинство говорит, то и правда. Народ всегда прав».

Жабаги Казаноко (чьи даты жизни ученые определяют лишь примерно - 1685-1749) в истории отведено место гражданского реформатора, дипломата, но в первую очередь - народного мудреца, моралиста.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Aдыгэ

Aдыгэ

вернуться к странице

Aдыгэ

Aдыгэ запись закреплена

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Самоназвание-Адыгэ Иноназвание-Черкес

Следующая цитата

Чужой компьютер

Просмотр темы 80

Псалъэжьхэр -Пословицы

Янна Петрова

Нравится Показать список оценивших

Янна Петрова

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Без пастуха нет и стада
2. Болезнь приходит легко, но уходит трудно
3. Брата лишнего не бывает
4. В лес дров не носят
5. В одном месте яйца несет, в другом - цыплят высиживает
6. В чужом хлеву нечего считать скот
7. Всё, что уносит на тот свет – болезнь
8. Ворота из железа, а иголки не имеют
9. Вслед топору кинул и рукоятку
10. Всякое дело имеет конец
11. Выброшенную золу вновь в дом не заносят
12. Высоко торчащий колос часто бывает пустым
13. Говоря дочери, намекает невестке
14. Даже игла может доставить человеку и приятное и неприятное
15. Два глаза одного человека и те бывают неодинаковы
16. Двум кинжалам в одних ножнах не поместиться
17. Дым велик - костер мал
18. Если бы ты знал, где упадешь, подостлал бы ковер
19. Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим
20. Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра
21. Если наступишь на хвост собаке, то она укусит
22. Если огурцу не суждено стать хорошим, он растет крючком
23. Если слово поставить на ноги, то оно подобно быку, а положишь - подобно вше
24. Если тощий скот откормишь, губы у тебя будут в масле, а людей худых если поправишь - по губам тебя же ударят
25. Если ты молод, будь как молодой; если ты дед, будь как дед
26. Желудок пуст - ноги без движения
27. Золото и в навозе не ржавеет
28. И грач своих птенцов считает красивыми
29. И капкан если не обманет, то не поймает
30. И маленькая птичка способна произвести снежный обвал
31. И собственные глаза иногда могут обмануть
32. И тем, кто имеет одного ребенка, и тем, кто имеет сто, они одинаково дороги
33. Из шапки вора дым идет
34. Каждому свое место кажется красивым
35. Как начнешь, так и кончишь
36. Как ни велики усы, ими бороды не закрыть
37. Какова мать, такова и дочь
38. Кого река уносит, тот хватается за колючку
39. Кое-что лучше, чем совсем ничего
40. Комар виден едва, да сосет кровь у льва
41. Кому по душе твоя голова, тому и ноги твои будут по душе
42. Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
43. Кто любимый, тот красивый
44. Кто может украсть твои путы, тот и коня твоего украдет
45. Кто не имеет брата, обнимает палку
46. Куда прошла голова кошки, туда и туловище пройдет
47. Лучше кончик, чем ничего
48. Лучше крупный негодяй, чем мелкий
49. Лучше хорошая и долгая дорога, чем короткая, но плохая
50. Львы и тигры - и те муравьев боятся
51. Мачеха, точно снег, холодная
52. Мех лисы ее враг
53. Молодое красиво, а старое добротно
54. Не говори о головной боли тому, у кого не болела голова
55. Не согнешь прутом - когда станет колом, уже не заставишь гнуться
56. Не суйте свою лопату в мой котел
57. Неплачущего ребенка не убаюкивают
58. Нет такого, кто никогда не ошибается
59. Неудачника и на верблюде собака укусит
60. Обман родит обман
61. Один тянет на восток, другой - на запад
62. Одно дерево леса не составляет
63. От колючки колючка рождается
64. Парней столько же, сколько девушек
65. Плохая весть быстро разносится
66. По части живота и детей все люди одинаковы
67. Пока младенец не заплачет, ему соски не дают
68. Получится - хорошо, не получится - еще лучше
69. Пусть лучше меня волк съест, чем лиса
70. Разве станет коза овцой, а овца козой
71. Роет колодец иголкой
72. Рукоять плети и та предохраняет от ветра
73. Сажает вола в наперсток
74. Сделавши зло, не жди добра
75. Сердце не почует - глаз не увидит
76. Сколько мяса у воробья, столько и навара из него
77. Собаку ругают за всё: и за то, что съела, и за то, чего не ела
78. Сума нищего не наполняется
79. Сын видит много такого, чего не видел отец
80. Сын кошки становится охотником за мышами
81. Твоя погибель - моя погибель, твое спасение - мое спасение
82. Того, кто будет хорошим волом, узнаешь еще теленком
83. У одного девять шуб, а девять других - без шубы
84. Укушенный змеей боится веревки
85. Ум глазам тропу пролагает, а глаза следую

Читайте также: