Казачество в романе тихий дон цитаты
Обновлено: 06.11.2024
А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это назвали подвигом.
Сучка не захочет – кобель не вскочит.
Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.
Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем – вот и вся мелеховская семья.
Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.
Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолоченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и тот же качает ветер…
В годину смуты и развратаНе осудите, братья, брата.
Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое. Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем – вот и вся мелеховская семья.
Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.
Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.
Следующая цитата
Исследовательская работа показывает особенности казачьих этикетных формул, которые отражают уникальные культурно-языковые особенности жителей Дона.
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Гриши Акулова
«Формулы речевого этикета донских казаков в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Работа выполнена учащейся 6 класса
МБОУ СОШ №1 им. Гриши Акулова
г. Донецка Ростовской области
Руководитель Мальцева Н.Е.
Оглавление. Стр. 1
- Введение. Стр. 2-3
- Формулы речевого этикета донских казаков в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Стр. 3-10
- Формулы приветствия. Стр. 4-6
- Формулы прощания. Стр. 6-7
- Формулы выражения благодарности. Стр. 7-8
- Формулы вежливости. Стр. 8 -9
- Формулы приглашения. Стр. 9
- Формы обращения. Стр. 9-10
- Заключение. Стр.11
- Список используемой литературы. Стр.12
Этикет (от фран. ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). – Словарь по этике. М., 1975.
По-вед-ение соотносится с глаголом ведать, т.е. знать нечто тайное и быть способным пользоваться этими знаниями в зависимости от обстоятельств. В процессе формирования общечеловеческого и национального опыта в языке выделялись стереотипы, образцы речевых ситуаций, отражавшие различные варианты вербального поведения человека, соответствующие определенным культурным и социальным нормам языкового сообщества.
Речевой этикет в узком смысле – это национально специфические правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признаком коммуникантов и характеру их взаимоотношений.
Прежде чем приступить к содержательному обмену информацией, т.е. собственно общению, человек должен каким-то образом включиться в общение, привлечь внимание собеседника, обратиться к нему. Речевой этикет выполняет, главным образом, именно эту контактоустанавливающую функцию.
Общество вырабатывает ритуальные формы поведения (в том числе и речевого) при установлении и поддержании контакта с собеседником и требует от носителей языка соблюдения этих правил. С раннего детства люди приучаются пользоваться этикетными знаками, формулами приветствия, прощания, извинения, благодарности и негативно реагируют на несоблюдение или нарушение таких правил со стороны собеседника. В свою очередь, использование формул речевого этикета создает благоприятный микроклимат общения, повышает настроение людей в коллективе.
Участники разных социальных групп дифференцируются с точки зрения постоянных (статусных) социальных признаков: возраста, социальной принадлежности, рода занятий, уровня образования, места жительства.
В обращении людей друг к другу проявляется их воспитанность и уважительность и вообще та совокупность человеческих свойств, которая делает человека представителем определенной культуры, определенной национальности, определенного социального положения.
Слова, связанные с общением в быту и в официальной обстановке, настолько неотторжимы от самого общения, что невозможно их разъяснить, не касаясь поведения человека. Какими старинными ни кажутся нам все эти слова, сложились они, о общем, недавно, стали приметой современного культурного общества. Но создавались они долго; отливались в законченные
формулы исподволь, накапливая в себе содержание, мысли и чувства, вынесенные из разных культурных слоев, из разных эпох.
Язык народа представляет собой не только инструмент общения и воздействия, но и средство усвоения культуры, получения, хранения и
передачи культурно-значимой информации, которая составляет содержание ценностной картины мира отдельного этнического сообщества.
Народная речь как феномен культуры может фиксировать и отражать опосредованным образом систему значимых понятий, этнически обусловленные типы поведения и настроения, не только существующие в конкретном социокультурном сообществе на данный момент, но и сложившиеся исторически, на протяжении многих столетий, обусловленные культурными традициями многих поколений.
Цель данной работы: выявить своеобразие формул этикета в языке донских казаков.
Следующая цитата
Казачество было сложным, многоплановым социально-политическим и социокультурным феноменом восточноевропейской (евразийской) истории. В Большой Советской Энциклопедии термин «Казачество» определяется следующим образом: «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнёта крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства. Казачество окончательно сложилось в XVI-XVII веках. Казаки сражались с врагами Русского государства. За оборону границ казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов».
Казаки известны в частности, на территории современной России и Украины, расселившиеся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, Сибири и Дальнего Востока. Казаки принадлежали к казачьему сословию и состоянию, имевшему особые права и обязанности. В более узком смысле казачье войско — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия.
Феномен казачества до сих пор не разгадан до конца. Точное происхождение казаков неизвестно: существует много теорий, о днако ни одна из различных теорий происхождения казачества на сегодняшний день не является общепризнанной. Все имеющиеся на сегодняшний день теории доказывают самобытность казаков, что позволяет в любом случае говорить о них как о специфическом явлении: будь это - самостоятельный этнос, субэтнос внутри русских, сословие или особая этносословная группа населения. Замечательно то, что при всех своих различиях, практически каждая из теорий и гипотез открывает новые грани такого сложного феномена, как казачество, подчеркивает его своеобразие, глубокое отличие от остального российского населения.
В ходе XVIII века растущая Российская империя требовала от казаков службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей. Например, после восстания Булавина, Донское войско было официально лишено независимости.
К началу XIX века казаки образовались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали на стороне СССР и некоторая часть на стороне нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после политики хрущёвской оттепели.
После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие воевали во множестве постсоветских конфликтов. В своих регионах казаки имеют параллельную администрацию и являются полноценной частью российского общества. Существуют также множество казачьих обществ в Казахстане, на Украине и в других странах.
Изображение казачества в русской литературе
В народном представлении образ казака позитивен, он наделен чертами былинного героя - лихостью, удалью, сноровкой, смекалкой. В XVIII веке после пугачевского восстания слово «казак» стало синонимом слов «разбойник», «каторжанин», «убийца». Казачество XVIII века изображено как неорганизованная стихийная сила, которая может проявлять свои уродливые стороны. В начале XIX века меняется отношение к казакам: в литературе преобладает изображение казаков в романтическом ореоле, как славных воинов-героев.
В России XIX века было два больших всплеска интереса общества к истории, в частности к теме казачества, что отразилось в литературе. Они приходятся на первую треть и 50-70-годы XIX века.
Первая мощная волна интереса (в основном в поэзии) к теме казачества прокатилась по России после войны 1812 года, когда вся Европа увидела «бравых» казаков. Таким образом, Отечественная война переменила отношение к казакам в обществе.
Переходным этапом между изображением казачества в первой трети XIX века и во второй половине XIX века выступает творчество Н.В.Гоголя. Писатель дает романтическое изображение казачества. У Гоголя хуторское (земледельческое) казачество и запорожское (воинское) существуют отдельно друг от друга, практически не пересекаются и являются экзотикой друг для друга. Это связано с судьбой малороссийского казачества. У писателя в изображении казаков внутренние противоречия есть, но они редко оказываются гибельными, безысходными («Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть», «Тарас Бульба»). Малороссийское казачество, разделено на две ветви, но каждая из них остается цельной, почти лишенной внутренних противоречий. Конфликты, конечно, есть, но в большинстве случаев они преодолеваются.
Писатель показал, как со временем жизнь Малороссии становится более спокойной, и наряду с запорожцами появляется казачество хуторское, свободное от ратной службы. Гоголь изображает тот период, когда Запорожье утрачивает былую силу, мощь, влияние, когда героическое казачество катится к своему закату, а в настоящем все больше утверждается казачество мирное, оседлое. Специфика гоголевского подхода заключается в том, что писатель показывает две ипостаси казачества разведенными и в пространстве, и во времени. Мир казачества изображен Гоголем в мифопоэтическом ключе: в «Вечерах» преобладают песенно-легендарно-сказочные традиции, в «Миргороде» - песенно-легендарно-былинные, во всей своей эпической мощи, прозвучавшие в «Тарасе Бульбе» и совершенно редуцированные, пародийно трансформированные - в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В циклах бытовое тесно переплетается с фантазийным, реальное - с ирреальным, книжные традиции неразрывно связаны с народными, исторические факты и подробности демонизированы и гротескно соединены с чертовщиной.
Кавказская война дала новый фактический материал и мощные импульсы для разворачивания, разработки казачьей тематики в литературе. В жизни терского казачества в повести «Казаки» Толстой показал обе ее стороны - воинский стан и бытовую повседневность. Мирная и воинская стороны существования терцев показаны в единстве, своеобразной связи, что отвечало реалиям действительности данной разновидности казачества на определенном историческом рубеже. Специфику терского казачества Толстой увидел в своеобразном симбиозе восточной (горской) и европейской (русской) культур, обусловленном сложным, пограничным положением данной части народа.
Для творчества Толстого характерно частое изображение казаков в эпизодах, как правило, ближе к финалам, в напряженные или кульминационные моменты. При эпизодических подступах к теме казачества Толстой также стремился раскрыть противоречивость, пограничность, сложность этого феномена. Он раскрывает, с одной стороны, лихость, отвагу, товарищество, а, с другой, жестокость, стихийность, бесшабашность, мародерство. Казаки оказываются и спасителями, и жертвами, и конвоирами, и охранниками.
Толстой продолжил тему «народной героики», поднятую Гоголем. Но у него героика не противопоставляется повседневности, быту. Он раскрывает в обыкновенном, простом - величественное и героическое. Толстовские традиции в свою очередь развил Шолохов, который в новых условиях по-своему показал соприкосновение и взаимосвязь обыденного с героическим.
Мир казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культуру и нравы. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями, сильно отразившимися на судьбе донского казачества. Эти потрясения как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, их вечные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак: любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость.
В романе М. А. Шолохов рисует масштабную картину народной жизни, раскрывает в полной мере духовный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника: «С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг» . Писатель обращает внимание читателя на яркую, нарядную одежду казаков, подчеркивает единство народа в крестьянском труде (на работу казаки выходят всем хутором). Это добрая вековая традиция («так повелось исстари» ). Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор казаков. Радостное состояние переживает Дуняшка, ощущая общее настроение: «Дуняшка подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывая луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо её, весёлое, тронутое загаром и у переносицы веснушками, словно говорило: «Мне весело и хорошо оттого, что день, подсиненный безоблачным небом, тоже весел и хорош; оттого, что на душе вот такой же синий покой и чистота. Мне радостно, и больше я ничего не хочу». Атмосфера труда - родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей. Писатель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотворяет землю, такую любимую донским казачеством. Тема крестьянского труда проходит через весь роман. На войне Григорий бесконечно тоскует о нем: «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на тёплую куртку домотканый зипун, поедет в поле. Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы. В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному» .
Донские казаки не только труженики, но и воины. С детства мальчиков учат сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Из века в век ходят казаки на службу, приходит очередь и Петра с Григорием Мелеховых. Их отец Пантелей Прокофьевич - бывалый казак некогда он получил в императорском полку первый приз за джигитовку. Служба - важное, значимое событие в жизни казака. Пантелей Прокофьевич - уже старик, но отправляя письму сыну, он непременно подписывается не только именем, но и указывает свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» . Огромное, радостное потрясение для него - письмо от сына, в котором тот сообщает о своих воинских заслугах. Пантелей Прокофьевич, как замечает автор, просто «ошпарен радостью»: «Он, сграбастав оба письма, ходил с ними по хутору, ловил грамотных и заставлял читать, - нет, не для себя, а радостью поздней хвастал старик перед всем хутором.
Ага! Вишь, как Гришка-то мой? А?- Он поднимал торчмя копытистую ладонь, кода читающий, спотыкаясь, по складам, доходил до того места, где Петро описывал подвиг Григория, на себе протащившего шесть вёрст раненого подполковника.
Первый крест изо всего хутора имеет, гордился старик…» .
Таким образом, иметь сына — достойного воина — большая честь для любого казака.
Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни к мужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле, которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казаками.
Вообще, свобода для казачества – не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю. Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Ему не удалось испытать какое-либо принуждение. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.
Хотя Шолохов и поэтизирует мир казачества, но не идеализирует его. Перед читателем проходит страшная картина расправы над женой Прокофия Мелехова, которую казаки по темноте своей нарекли ведьмой и беременную забили до смерти: «Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот её, распяленный в крике, бегом протащил её через сени и кинул под ноги толпе. Тонкий вскрик просверлил ревущие голоса.
Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку. Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев. Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору. Через полчаса осмелевшая толпа подступила ко двору. Двое разведчиков, пожимаясь, вошли в сенцы. На пороге кухни, подплывшая кровью, неловко запрокинув голову, лежала Прокофьева жена; прорезе мученически оскаленных зубов её ворочался искусанный язык. Прокофий с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу попискивающий комочек – преждевременно родившегося ребёнка.
Жена Прокофия умерла вечером этого же дня…»
Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва от ружья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молитвы — удивительное сплетение колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной молитвы. Здесь органично сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь»:
Есть море-океан, на том море-океане есть белый камень Алтор, на том камне Алторе муж каменный тридевять колен. Раба божьего и товарищей моих каменной одеждой одень от востока до запада, от земли до небес; от вострой сабли и меча, от копья булатна и рогатины, от дротика калёного и некалёного, от ножа, топора и пушечного боя; от турецких боёв, от крымских и австрийских . Святые отцы и небесные силы, соблюдите меня, раба божьего. Аминь» .
Передавались они веками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками. Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодейственную силу.
Привычное дело в казачьей среде — избиение жен: «Что из того, что муж, заложив руки за спину, охаживает собственную жену сапогами. Шёл мимо безрукий Алёшка Шамиль, поглядел, поморгал и раздвинул кустастую бороденку улыбкой: очень даже понятно, за что жалует Степан свою законную».
Аксинья знает, какое наказание ее ждет за измену, она приветствует мужа словом «бей». Бьет Степан Аксинью неистово: «Страшный удар в голову вырвал из-под ног землю, кинул Аксинью к порогу. Она стукнулась о дверную притолоку спиной, глухо ахнула.
Аксинья, залитая кровью, ветром неслась к плетню, отделявшему их двор от мелеховского. У плетня Степан настиг её. Чёрная рука его ястребом упала её на голову. Промеж сжатых пальцев набились волосы. Рванул и повалил на землю
Издали на Степана глядеть – казачка человек вытанцовывает».
Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава семьи, отец — авторитет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчиной в семье главное слово. Так ведется исстари. Взрослого парня Григория недрогнувшей рукой протягивает Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Григорий дает отпор отцу, то потом все же женится согласно его воле на Наталье Коршуновой: «Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, закичилял к дому.
Гришку он нашёл в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылём вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.
Не пакости соседу! Не срами отца! Не таскайся, кобелина! – хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.
Драться не дам! глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и – хряп.
Пантелей Прокофьевич – сына по шее тугим кулаком».
Род, семья — священные понятия для казаков. Несмотря на строгие, жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бедами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не случайно писатель сообщает читателю историю мелеховского рода. Однако, несмотря на то, что в семье жесткая власть главы, и здесь у Шолохова в известной мере присутствует тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделенной определенными представлениями о свободе. Именно таковы в романе Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша же по отношению к родителям ведет себя более почтительно. Ее стремление к свободе выплескивается наружу уже после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.
Таким образом, родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляющие духовного мира казаков, мастерски воспроизведенные Шолоховым. Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уровня — Нобелевской премией.
Следующая цитата
А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные.
Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся.
Свои неписаные законы диктует людям жизнь. Через три дня ночью Евгений вновь пришел в половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула.
– Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.
Но они жили почти не таясь, вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан – узелок развяжет.
Аксинью выдали за Степана семнадцати лет. Взяли ее с хутора Дубровки, с той стороны Дона, с песков. За год до выдачи осенью пахала она в степи, верст за восемь от хутора. Ночью отец ее, пятидесятилетний старик, связал ей треногой руки и изнасиловал.
Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто, – поучал Чубатый, смеясь глазами. – Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить, не спрашивая. В бою убить врага – святое дело. За каждого убитого скащивает тебе Бог один грех, тоже как и за змею. Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, – а человека унистожай. Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки.
Григорий глянул на кружок, вдавленный в сукне оторванной пуговицей; пронизанный воспоминанием, в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал.
Читайте также: