Карион истомин полис си есть цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Карион Истомин (1640–не ранее 1718) – духовный писатель, переводчик, педагог, игумен. Один из самых значительных религиозных деятелей и поэтов предпетровской Руси, тесно связанный с Сильвестром Медведевым и Димитрием Ростовским. Родился в «непородной» семье. С 1679 года служил на Печатном дворе, в кремлевском Чудовом монастыре преподавал в Типографской и Заиконоспасской школах, был справщиком, а в 1698–1701 годы стал начальником Печатного двора. Придворный поэт-монах при царевне Софье Алексеевне, воспитатель царевича Алексея Петровича. Помимо этих высоких придворных должностей с его именем связаны печатные буквари (1694, 1696) и подносные рукописные буквари (1692, 1693, 1695), вошедшие в историю как «Буквари Кариона Истомина», а также многочисленные молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны, переводные и оригинальные книги. Написанное им в 1696 году воспитательное руководство в дальнейшем получило широкую известность под названием «Домострой». В царствование Петра I его поэзия уже не соответствовала духу эпохи, и он еще при жизни оказался в числе «забытых», но зато и не сожженных и не казненных как староверов, так и нововеров, включая его земляка и свояка Сильвестра Медведева, о котором он запишет 11 февраля 1691 года: «Отсечеся глава его. на Красной площади, противу Спасских ворот. Тело его погребено в убогом доме со странными (странниками, бродягами) в яме близ Покровского убогого монастыря».
Из «Домостроя»
От сна скоро встав, яко сотворенный,
Бога помяни, яко в то вчиненный.
Крест свят образуй на себе рукою,
моли же и зри Творца пред тобою.
Елико мощно, держи ум и мысли,
сует и соблазн в то время не числи.
С молитвою же умывайся, одевайся,
главу очесав, мый уста, не смейся,
И родителем чинно поклонися,
приятством ко всем в дому си явися.
Дева ли, отрок сице не содеет,
ударений седмь за то возымеет.
Сладкая беседа ко Христу Богу
Сотворена виршами, или стихами
Христе мой, сладости велия утеха,
В беседу Твою даруй ми поспеха,
В ней же мене услади в вечное время,
Да не отяготит всегда греховное бремя.
Ты убо к Себе вся призывавши,
Щедроты Твоя нам изливавши,
Тем же всеусердно мы к Тебе прибегаем,
С Тобою быти всюду в беседе желаем.
Иисус себе всем людем являет,
В добротворство же образ подавает;
Воля бысть Отца Бога спасти человеков,
Христос тыя небесных удостой веков,
За единую безмерную си благость
Чрез ведение даде оным радость.
Ведения Твоего сподоби, о Боже,
В нем же мудрости святы пресладкое ложе.
Любы безмерна Ты, Христе Иисусе,
Даждь искати Тя в сокрушенном дусе.
Души любящей Господь является,
О нем же она сладце утешается.
Дает любезный знак благодати.
Усердствует кто ему благоугождати.
Искати Христа зело подобает,
Яко жизнь наша в нем пребывает.
Простирает Он свое учение
Во всегдашнее всем утешение.
Желающий, тщание творити
Како Господу праве угодите,
Он на то помощь дати есть готовый,
И наследствит всяк Иерусалим новый.
Горяще сердце душа свое носит,
Свершенны любви у Господа просит.
Истинно душа темностей решится,
Егда прияти дух свят сподобится;
Приход бо духа вся увеселяет,
Даров великих оны исполняет.
Рая порода зело есть избранна,
Всеми святыми тая пожеланна.
Мария где со Иисусом – тамо рай совершенный,
Буди, человече всякий, о том извещенный.
Во оном рае восхощи с ним быти,
Потщися присно Христу послужити, –
Прекрасна рая имать наследие дати
И веселием вечным тамо услаждати.
В царстве небеснем красота:
С сыном мать, Дева пресвята,
Лики (хоры) небесных чинов воспевают,
Святые купно честь им приношают.
Оно аще кому созерцати,
Весьма внутрь себе искати.
Велия суть зде людем смущения,
Жизнь бо исполнь (полна) есть многого льщения,
Тем же достоит в том умудрятися,
Помнив смерть, время грех удалятися.
Добре размышляй – не согрешиши вовеки,
Излиются от чрева ти веселия реки.
Иисус Христос душу венчевает,
Яже усердно любви и желает.
Любит бо Господь зело таковую,
Дает той сладость и радость благую.
Возлюби нас, о царю Христе! Тя просим,
В любовь бежественную Твою носим.
Готовящийся непрестанно к Богу
Приемлет бездну милости многу,
Истинно многа, щедрот Его бездна –
В таинстве святом благодать безмездна,
Таковых бо есть безмерна утеха,
Яко дается им блаженство спеха (успеха).
Еще что Богу благоугодится,
Кто от человек не возвеселится?
Зело изрядно в веселии быти,
Токмо тщися евангельски жити,
Часто бо на земле живых ти готова,
Держися присно божественна слова.
О человече, ими ся работы,
Аще хощеши небесны доброты,
Ибо Иисус егда в плоти бяше,
В таковых делех присно всегда пребываше,
Нам образ дая, да труд подымаем,
Мудрование плоти умерщвляем.
Тем отженеши злолютыя страсти,
Не лишишься же сим благия части.
Светлый Иисус, победитель ада,
Да избавит люд от греховна яда.
О нем мыслити – сладость превелика,
Иже желает небеснаго лика
Услаждайтеся в Христе Иисусе,
Да не постигнет и смерть страшная в трусе.
Идеже любовь Бога пребывает,
Тамо болезни и страсть отбегает
И гоним быти всякий не стыдится,
Якоже злаго будет очищенно
И яко солнце в любовь просвещенно.
Сеющих в дусе блаженны суть плоды,
Напоеннии от слезныя воды.
В радости пожнут, яко себе вдаша
Господу Богу, тем царство прияша.
Рай Божественный пресветл красотою,
Текущим в него отверст правотою.
Рая Божия пресветла красота,
Текущим в него отверсты врата.
Он сокровище всех святых драгое,
Приятелище (пристанище) умных есть благое.
Всюду никого доброе не срящет,
Аще кто внутрь ся рая не обрящет.
Создан человек Всетворца властию,
Спасен же Его бысть благодатию.
Не может Творцу тварь чесо воздати,
Аще не может и не будет в любовь и метати.
Благодати же и тамо не успеет,
Идеже солнце правды, Христос, греет.
Кто непрестанно Бога поминает,
Той благость Его во всем созерцает.
Подобитися Ему той потщится,
Да любви Его вовек не лишится.
Господь же за то таких душ венчает:
В небесных селех жити устрояет.
Уповающии души Бога любят,
Мзду себе в Царстве Небесном сугубят.
Не постыдится жаждущь в то блаженство,
Получит всюду изрядно священство.
Не разлучится от любви Христовы
Со утвердишися евангельски словы.
Пришедши к любви достоит смотряти,
Со усердием Его усретати.
Бог человек бысть человека ради,
Терноносный путь крестом си углади,
По нем же тещи, крест носити удобно,
И отверзается ему рай благоутробно.
Спасительны суть нам Христовы страсти.
Память бо оных хранит нас от напасти,
В язвах врачевство Его известное
Мирския страсти прогонит лестное.
Тем же достойно тыя поминати
И вся соблазны ими отревати (отгнонять).
Кого противность кая соблазняет,
Язвы Христа той да размышляет,
В них же возможет злобу победити,
Бед же скорбей себе свободити.
Господи, крест Твой в сердце вообрази,
Да расточатся душегубнии врази.
В любовь Христову человек, учася,
Должен внимати, како Он создася,
И в первых веру Ему несумненну
Стяжати годно к Богу неизменну.
Подобствовав же в делах благих,
Исполнится сокровищ драгих.
Зде человеку законно зерцало
Ангел являет, дабы его спасало,
В него же смотряся бело, черно знати,
И камо мысли своя обращати.
В законных делах аще той пребудет,
Мира сего злоб конечно избудет.
Егда истинна Христос народы учаше,
Христос знамением свободу даваше,
И во правду кто истинну познает,
Прелесть жизни удобь презирает,
Сам убо в себе оный удивится,
Во Господе же сладце умудрится.
Егда дух святый в сердца наши сходит,
Благодатию мысли святы родит;
От действа его сердце воспалится,
Во всяку детель (добродетель) благу поспешится.
Тем сего от нас, Боже, не остави,
Пути в волю Твою наши исправи.
Вси праведнии о Господе Бозе
Лета си живут в радости мнозе;
Идеже любовь Бога пребывает,
Ту вся добрая и благая Господь посылает.
Кто деланию Божиему внемлет,
Непрестанно той в жизни сей не дремлет.
Очеса своя возводит к Богу,
Размышляет к нам милость Его премногу.
Всегда годствует (подобает) всякому человеку
Усердно тещи к будущему веку,
Сердцем ко Христу выну (всегда) уповати,
И не будет зла коего страдати;
Ангел хранитель того стрежет присно,
Да узрит Христа в небе очевидно.
Вся люди Господь к Себе призывает,
Приходящих же упокоевает,
Зане в мире сем житие зело неполезно
Любящим Его от напастей и бед слезно,
Того ради Его всякий отрицайся,
Ко Христу царю званный поспешайся.
Человек зрети Бога сотворися,
Греха же ради от онаго лишися,
Тем же Христос Бог смертну пиет чашу,
Дая зрение в горнюю жизнь нашу.
Отвергших убо зло греха пианство
Не постигнет тех мира окаянство.
Иисус благость изволил явити,
Умнословесных светом просветити.
Ловить оныя в свою ограду,
Соединяя их небесному стаду.
В благости Бога крепце утвердимся,
Аще Ему во службу предадимся.
Идеже Иисус – ту утешение,
С ним всегда радость и наслаждение;
Аще ли душа беседы и жаждет,
Нигде оная беды не постраждет,
Утешится бо якоже о друзе
И вовеки будет на небесном крузе.
Следующая цитата
Америка часть четверта
Ново земля в знань отперта.
Вольнохищна Америка
людьми, в нравах, в царствах дика.
Никто же бо что успеет,
где глупость, сквернь и грех деет.
Примечания
- ↑ Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков / Общая редакция П. Н. Беркова. — М., 1935.
- ↑ Балвохвальство — язычество (древнерусск.)
- ↑ Недбальство — халатность, небрежность, пренебрежение (укр.)
«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.
Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики.
Следующая цитата
Учащие пиитику,
творят стихи песней клику,
Каков ирмос в коей песни,
вся подобны стихов уместни.
Сия наука творение
и Богу, творцу ума, смотрение.
Краткословна риторика
Полна в словах сладка крика.
Действо, кое в ней пространно,
глаголется все сохранно.
Бог устроил сие в пользе,
да в доброте живем долзе.
Витийство слов ся имеет,
изрядство всем людем деет.
Примечания
- ↑ Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков / Общая редакция П. Н. Беркова.— М., 1935.
- ↑И́рмос, также ирмо́с (греч. εἱρμός — сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица[1]. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф (тропарей) данной песни. Тексты ирмосов гимнографические (в основном, парафразы Священного Писания). Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия.
«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.
Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики.
Следующая цитата
Карион (Истомин), иеромонах Чудова монастыря, скончался не ранее сентября 1717 г. Он родился, приблизительно, в конце четвертого десятилетия XVII века в городе Курске от незнатных родителей. На основании того, что мать Кариона Евдокия и другие члены фамилии Истоминых (Ипполит, Феофан) ушли в монастырь, можно заключить, что Карион подрастал в религиозной семье. Свое образование он довершил в Москве, – по всей вероятности, – сначала в Спасской и Патриаршей школах, а потом гораздо позднее, – с приездом братьев Лихудов в 1686 г., – в Славяно-греко-латинской Академии. Довольно рано он принял монашество (когда и где, – точно неизвестно) и в первое время нуждался в сторонних увещаниях не оставлять принятого им на себя ангельского звания 29 . С 1679 г. началась служба Кариона на книжном печатном дворе сначала в низшей должности книжного писца о чтеца, с которою он соединял должность учителя греческого языка в типографской школе 30 . 4-го марта 1682 г. указом государя Карион был назначен справщиком печатного двора; в это время он имел сан иеродиакона, и годовой оклад его жалованья равнялся 40 руб. Выступив на литературное поприще, Карион обратил на себя внимание патриарха (Иоакима), который стал давать ему разные поручения (преимущественно по письменной части) и увеличил оклад его жалованья к 1684 г. до 60 руб. Особое доверие патриарха к Кариону выразилось в том, что последнего вместе с игуменом Игнатием Иоаким 31 декабря 1684 г. послал вести следствие над смоленским владыкою Симеоном. В 1689 г., – приблизительно за год до своей смерти, – Иоаким успел сделать своего секретаря иеромонахом. Но в том же году Кариона постигло серьезное испытание: по подозрению в соучастии с Феодором Шакловитым и Сильвестром Медведевым, который приходился ему родственником, он временно (с 11 декабря 1689 г. по июль 1690 г.) был удален с печатного двора. По смерти Иоакима († 17 марта 1690 г.), Карион сумел еще более приблизиться к новому патриарху (с 24 августа 1690 г.), Адриану, который должен был хорошо знать Кариона, как бывший настоятель Чудова монастыря. На основании сохранившихся в черновых бумагах Кариона списков с грамот и писем, писанных им от лица патр. Адриана, и на основании помещенных там же копий с писем к Адриану царя Петра и других, мы, не рискуя ошибиться, можем судить, что Карион и при новом патриархе играл роль секретаря или делопроизводителя. Конечно, Карион старался поддержать и усилить расположение к себе патриарха и каждый праздник писал ему прозаическое или стихотворное поздравление. Характерно, что патриарх поручил Кариону написать для него духовное завещание (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 294–300). При такой своей близости к патриарху, Карион Истомин имел обширное знакомство в духовном мире и приобрел дружбу многих иерархов, которые ценили его почтительность, сердечность, обилие и разнообразие знаний. Он был, напр., в дружественных отношениях с митрополитом казанским и свияжским Маркеллом, с митроп. киевским Варлаамом и с ростовским св. Димитрием. Последний, при писании Четьих-Миней возымев нужду в какой-то справке, пишет монаху Феологу: „А о чем совета прошу, о том подумай с благоразумными, якоже с пречестнейшим господином Карионом и с господином Феодором Поликарповым, им же низко челом (бью)“ (Св. Димитрий, митрополит Ростовский, Москва 1849, стр. 49–50). А вот отрывок из стихотворного письма Кариона к св. Димитрию, свидетельствующий о самых дружественных между ними отношениях: „Не видехомся давно уже право. Живи много лет во Господе здраво. В любви кланяемся“ (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 244). Пользуясь благоволением патриарха и приобретая обширные знакомства в духовном мире, честолюбивый и даровитый монах упорно в то же время старался снискать себе расположение у всех членов многочисленного царского семейства и писал каждому „по потребе их“ (на дни рождения, тезоименитства, венчания, погребения и пр.); можно даже думать, что он особенно добивался чести быть учителем царевича Алексея Петровича (см. у С. Н. Брайловского, Один из пестрых XVII столетия, стр. 72–76). Подношением сочинений, писанием надгробных эпитафий (или, – по выражению самого Кариона, – стихов „на гроб“) и оказанием других услуг Карион приобрел обширные знакомства в среде разного рода служилых людей. При таких связях, знания и разносторонняя деятельность Кариона должны были встретить справедливую оценку и награду 31 . 4 марта 1698 г. патриарх назначил Кариона Истомина начальником печатного двора с годовым вознаграждением в 100 р., кроме особых доходов, напр., за услуги патриарху (см. хотя бы расходн. книги печатн. двора, хранящ. в библ. Синод. типогр. за 207 г., № 99, л. 2). Эту многотрудную должность 32 Карион исполнял недолго: лишившись в 1700 г. своего покровителя-патриарха, он должен был 15 ноября 1701 г., по указу царя Петра Алексеевича, уступить место начальника типографии Феодору Поликарпову. Петр I видимо не благоволил, да и не мог с доверием относиться к монаху, который был родственником Сильвестра Медведева, панегиристом царевны Софьи (Брайловский, стр. 68) и доверенным лицом последнего всероссийского патриарха, при том же, как кажется, разделявшим его взгляды об отношении к иностранцам 33 . Карион Истомин продолжал оставаться в тени до 1712 г., когда он по просьбе митрополита Иова был послан в Новгород в помощь братьям Лихудам, обучавшим новгородское юношество и занимавшимся переводом книг с греческого и латинского языков на русский. О деятельности Кариона в Новгороде достоверных сведений нет. В сентябре 1717 г. мы застаем его в Чудовом монастыре, где им в это время было еще написано слово об иконах Оковецких (Строев, Библиологический словарь, изданный Бычковым, Спб. 1882, стр. 164). Теперь обратимся к сочинениям Кариона 34 . До нас дошли (на л. 308–343 (353) 35 Сборн. Чуд. мон. № 99/301) отрывки катехизиса Кариона, изложенные, впрочем, не в форме вопросно-ответной и представляющие собою смесь стихов и прозы: В первом отделе излагается учение о Боге и Св. Троице (при чем Карион прибегает к сравнению с солнцем, в котором три „лица“: круг, луч и свет) и учение о каждом лице Св. Троицы отдельно. Во втором отделе излагаются 10 заповедей Моисея и противополагается учение Христа закону ветхозаветному. В третьем отделе говорится о семи таинствах, в четвертом – о семи основных грехах и в пятом – о 141 добродетелях (семи духовных и семи телесных) 36 . Катехизис предназначался, по-видимому, для школьного употребления (Брайловский, стр. 232) и, как школьное руководство, имел своими достоинствами краткость и ясность. Из богословских сочинений Кариона упомянем „Имя новое“ (т. е. имя Иисуса Христа), написанное в 1687 г. и посвященное патриарху Иоакиму (рук. Синод. библ. № 265, по ст. кат. № 471), сочинение, направленное против кальвинистов и лютеран, отрицающих архиерейство (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 92–101), и неоконченную пасхалию (ibid. л. 106–116). Проповеди Кариона дошли до нас в сборнике, который озаглавлен автором именем „Веселиил“ (Сборн. Чуд. мон. № 98/300, л. 1–147), и частию отдельно от „Веселиила“ (№ 98/300, л. 170–256, 513–532; № 99/301, л. 70–91, 265–271; № 100/302, л. 142, 236). Слова большею частию написаны на тексты Свящ. Писания; некоторые приурочены к праздникам; излагаются вообще в них обязанности христианина. Кроме книг библейских, Карион Истомин в подтверждение своих мыслей приводит свидетельства из отцов церкви (что показывает его „ученость»); но кроме того он прибегает изредка к разным „историям“ и баснословным рассказам (напр., о карфагенском жителе Псафоне). Хотя Карион Истомин следовал теории и образцам западнорусских схоластиков, но не чуждался и современной ему действительности: обличал непочитание церковных учителей и родителей, пьянство, безверие и др. пороки, с грустию отмечал пьянство священников и советовал им заняться учительством. Нужно заметить, что некоторые проповеди Кариона Истомина, как видно из приписок к ним, произносились в присутствии великих государей и даже самим патриархом; понятно, что Карион Истомин использовал некоторые темы, так сказать, историко-общественного характера и написал слова по поводу первого и второго крымских походов, по поводу усмирения стрелецкого бунта 1698 г. и по поводу заключенного в 1700 г. о турками перемирия. Карион написал еще сочинение против раскольников, которое можно также считать проповедью и которое содержит несколько интересных исторических подробностей (Брайловский, стр. 245–247). Остается сказать о других трудах Кариона. Ему, но всей вероятности (Брайловский, стр. 318–323), принадлежат записки о стрелецком бунте, редактированные, впрочем, Сильвестром Медведевым, озаглавленные автором „Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся, во гражданстве“. „Созерцание“ считается драгоценным источником для истории царствования Петра I (издано г. Прозоровским в 1894 г.); Кариону же Истомину приписывается и „Летописец великие земли Российские. из древних ветхих и продолженный до 1705 г.“ (Из этого летописца на страницах „Памятников Древней Письмен.“ г. VII за 1881 г. † архимандритом Леонидом Кавелиным напечатан „Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича“). В виду того, что по большей части сочинения Кариона Истомина оставались рукописными и имели ограниченный круг читателей, не лишне указать на принадлежащую ему „Службу и житие св. Иоанна Воина“, выдержавшую 6 изданий (первое – 1695 г., последнее – Москва 1762). Много произведений Кариона Истомина написано силлабическими стихами. Таковы: 1) Отрывки из наставления детям, как держать себя (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 49), названные одним исследователем „Домостроем XVII в.“ (см. у Брайловского, стр. 261 sgg.); книга Едем (№ 98/300, л. 279 – обор. л. 283), заключающая в себе краткую евангельскую историю с добавлением апокрифического характера и имеющая целию дать объяснение к иконам; 3) книга Вразумление (№ 99/301, л. 172 – об. л. 178), поднесенная царю Петру Алексеевичу в 1683 г. и содержащая разные наставления; 4) книга Стамна духоносная (№ 100/302, л. 77), состоящая из отдельных стихотворений в честь святых; 5) акафисты, молебны и моления некоторым святым, стихи на праздники, стихи о чудотворцах, мучениках и мученицах, надписи на различных религиозных предметах, поздравительные и похвальные стихотворения, обращенные к разным лицам из царской фамилии, стихи „на гроб» и другого содержания стихотворения. Из педагогических трудов Карионом Истоминым написаны: 1) рукописный Малый букварь 1692–1693 37 г. с рисунками; 2) печатный Малый букварь, изданный дважды в течение одного 1694 г. 38 , имеющий некоторые, иногда довольно значительные, отличия от предыдущего; 3) Большой букварь, изданный в Москве в 1696 г. и 4) Полис си есть град царства небесного (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 17–25 и об, л. 26) 39 . Кроме оригинальных произведений, Кариону принадлежит довольно свободный перевод книги Юлия Фронтина Stragematicon – О случаях военных (Библ. Моск. Гл. Арх. М. И. Д., № 257/462) 40 .
Личность Кариона Истомина замечательна в том отношении, что он был одним из даровитых людей своего времени, подготовивших эпоху преобразований Петра I своим стремлением и заботами о просвещении. Пусть в виршах Кариона мы не видим поэтического таланта: – он шел по стопам Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, решив сделаться придворным стихотворцем. Нельзя назвать его вполне самостоятельным и оригинальным и в области проповеднической, хотя здесь выгодно отличает его от ближайших предшественников простота плана. Для нас важно то, что он не затворился в своей келье от жизни, ратовал за просвещение и настаивал на необходимости ввести в России свободную и совершенную науку (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, обор. л. 12). Карион Истомин не ограничился одними пожеланиями, но и своим трудом послужил делу просвещения, сколько мог, издав буквари и сделав попытку изложения правил орфографии в Малой грамматике, если только она ему принадлежит. Характерно для букварей Кариона Истомина то, что в них есть некоторое осуществление принципа наглядности с целию облегчить усвоение грамоты учащемуся юношеству и что они одинаково предназначены для мальчиков и для девочек. Карион Истомин видимо признавал необходимость более гуманных воспитательных приемов, чем те, которые употреблялись в его время: для родителей, не желающих „давать ран“ своим детям, он рекомендовал в качестве воспитательного средства вместо „ударений“ – поклоны. Но при всех своих симпатиях к просвещению и прогрессу, Карион Истомин крепко держался за традиции православной церкви. В его сочинениях нравственно-религиозный элемент все-таки преобладает над общественно-практическим, который он старался примирить и совместить с первым. В Полисе Карион Истомин пытался охватить всю современную ему науку, как духовную, так и светскую. Конечно, ученость его была далеко не глубокая и характер имела чисто компилятивный, а по разнообразию тем, на которые писал Карион, его можно назвать энциклопедистом своего времени. Как в представителе переходной эпохи, в нем нет резко обозначенных черт: не был он бойцом и видным вожаком какой-либо партии. Мы видели, что некоторое влияние имел на него Сильвестр Медведев; но, с другой стороны, он учился и у братьев Лихудов. Так как Карион не принадлежал ни к партии „западников“, ни к партии „восточников“, то это дало повод г. Брайловскому отнести его к числу „пестрых“. Навсегда останется памятною удивительная любовь к просвещению этого „пестрого“ чудовского иеромонаха, личного секретаря последних двух всероссийских патриархов, труженика печатного дела, педагога и писателя Кариона Истомина.
Такой именно характер увещания носит послание к нашему Кариону Каменевича-Рвовского, о котором см. А. А. Титова, Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. II, (Москва 1892), стр. 239 (№ 451, л. 171) и которое напечатано там же в приложон. на стр. 40–52 под интересным заглавием: „Книга, глаголемая Божий град. от смиренного иеродиакона Тимофея московского к падшему брату нашему, иеродиакону же, Кариону. в лето 7189, марта 18“.
Так полагает С. Н. Брайловский (Один из пестрых ХVII ст., стр. 64), но его рецензент С. Ф. Долгов не согласен с ним („Отчет о 37-ом присуждении наград гр. Уварова», Спб. 1897, в „Записках Императорской Академии Наук по историко-филологическому отделению“, т. П, № 1, стр. 240–241).
С. И. Бранловский в своем сочинении (Один из пестрых XVII столетия, стр. 89) утверждает, что Карион Истомин 17 января 1697 г. был избрав архимандритом Симонова монастыря, признавая Кариона Истомина за одно лицо с Карионом Заблонским. Но о необходимости отличать Кариона Истомина от других одноименных ему монахов, живших в то же время, см. ниже статьи: „Карион Заблонский, архимандрит Симонова монастыря“ и „Карион, архимандрит калужского Лаврентиева монастыря“.
О книгах, напечатанных во время службы Кариона Истомина на печатном дворе, см. Брайловский, стр. 39–59.
В одной из проповедей Карион убеждает не читать книг „еретических“ – люторских, кальвинских и римских (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 2–9) и не водить знакомства с „проклятыми еретиками по Кокуем» (№ 98/300, об. л. 76): а в Кукуе, цемецкой слободе, по свидетельству Гордона, часто пировал Петр I (Браилов., стр. 249, прим. 2).
Полный перечень сочинений Кариона в хронологическом порядке см. у Брайловского, стр. XXXI-XXXVII [но в б-ке Чудова монастыря имеются еще неизвестные в библиографии сочинения Кариона Истомина].
Цифра, заключенная в скобах, показывает неправильный (вследствие недосмотра) счет листов в самой рукописи.
В последних двух отделах, а также в решении вопроса о времени пресуществления Св. Даров (в третьем отделе) сказывается католическое влияние. Это место из Карионова катехизиса о пресуществлении приведено у Брайловского, стр. 223; оно почти буквально заимствовано из „Хлеба Животного“ Сильвестра Медведева (см. ibid., стр. 226). Вообще, сходство между отрывками катехизиса Кариона и „Хлебом Животным“ Сильвестра Медведева настолько близко, что может возникнуть вопрос, не являются ли отрывки катехизиса Кариона просто выписками из тетрадей Сильвестра Медведева, уничтоженных после его осуждения? (Рецензия на сочинение С. Брайловского у С. Долгова в „Отчете о 37-ом присуждении наград гр. Уварова», Спб. 1897, в „Записках Импер. Ак. Н. по Ист.-фил. Отдел.», т. II, № 1, отр. 249).
Собственно букварь написан в 1692 г.; но подлинник не сохранился, а дошла копия 1693 г. (Хранится в Библ. Моск. Гл. Архива Мин. Иностр. Дел, № 248/249).
Одно из этих изданий 1694 г. воспроизведено в конце прошлого века под следующим заглавием: Д. Ровинский. Букварь, изготовленный монахом Карионом Истоминым, для обучения царевича Алексея Петровича, в 1692 г. Гравирован Леонтием Буниным. Спб., 1891. Ц. 10 р. [Но есть издание 1692 года: 40 листов Букваря и 3 листа предисловия, гравировал Леонтий Бунин в Москве в 1692 году с своих рисунков. Большая редкость!].
С. Брайловский еще приписывает Кариону Истомину „Малую грамматику“ в Импер. Эрмит. № 89), снабженную авторскою подписью „иеромонах Карион Заулонский“ (или Заболонский; последнее слово написано неразборчиво), – считая, что Карион Истомин и Карион Заулонский одно лицо (Один из пестрых XVII стол., стр. 4, 300 и др.). С. Долгов же, различая этих двух Карионов (Отчет о 37-м присуждении наград гр. Уварова, стр. 236–237), конечно, сомневается в принадлежности Малой грамматики Кариону Истомину (ibid., стр. 253).
В Сборн. Чуд. мон. № 291, л. 41–42 помещен еще взятый Карионом Истоминым с белорусской рукописи и исправленный им перевод сочинения блаж. Августина „о видении Бога“; но в сочинениях блаж. Августина нет соответствующего переведенному Карионом Истоминым.
Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.
Читайте также: