Капитанская дочка анализ произведения с цитатами

Обновлено: 07.05.2024

Воспитание

Воспитанием Петруши начиная с пятилетнего возраста занимался крепостной Савельич, который смог обучить его грамоте.

«В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

Когда Петру исполнилось 12 лет, отец нанял ему гувернёра-француза, который из-за пьянства и лени почти не занимался мальчиком.

После отъезда гувернёра Пётр Гринёв был предоставлен сам себе, и никто не занимался его воспитанием вплоть до 16 лет.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

Несмотря на пренебрежительное отношение к своим обязанностям, Бопре смог выучить Петра французскому языку, преподать основы фехтования.

История создания

Пушкин решил начать работу над «Капитанской дочкой», вдохновившись успехами английского писателя Вальтера Скотта, чьи исторические романы в то время покорили всю Европу.

Внешность

Пётр Гринёв — юноша, которому едва исполнилось 16 лет.

«Между тем минуло мне шестнадцать лет».

До приезда в Белогорскую крепость Гринёв был одет в заячий тулуп и лисью шубу.

«Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу».

Во время службы в Белогорской крепости Пётр носит военную одежду — офицерский мундир и камзол.

«Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги».

Жанр, направление

Этот роман сочетает в себе элементы как романтизма, так и реализма. Несмотря на некую идеализацию главного героя и даже его антипода (Швабрин добивался брака с Марьей, хотя мог добиться своего и без венчания, будучи единственным и полновластным хозяином крепости), Пушкин в первую очередь стремится к созданию достоверной атмосферы тех событий и органичному вплетению в неё своих персонажей.

«Капитанская дочка» представляет собой достойный образчик исторического романа девятнадцатого века. Повествование органично интегрировано в реальные исторические события (крестьянская война 1773-1775 года, основной причиной которой было усиление контроля казаков и крестьян со стороны власти), а на страницах романа часто появляются и упоминаются реальные исторические личности: Емельян Пугачев, Екатерина Вторая и другие.

Однако до сих пор ведется спор о жанре произведения: некоторые литературоведы относят его к повести. Действительно, книга стоит на границе между двумя жанрами, потому что в ней не так много героев, не такой большой объем, нет разветвления сюжетной линии, как в типичных романах, но в то же время она слишком масштабна для повести, в ней описывается целая эпоха. Поэтому однозначно сказать, роман «Капитанская дочка», или все-таки повесть, сложно. Но в большинстве источников указано наименование «роман», поэтому Многомудрый Литрекон будет именовать его именно так.

Черты характера и поступки

В детстве и отрочестве Пётр Гринёв был очень беспечным, не знающим ни в чём запретов. Ситуация изменилась по достижении 16-летнего возраста, когда отец решил отдать его на службу для воспитания морально-волевых качеств.

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

Юный Гринёв представлял службу в розовом цвете и считал, что она связана лишь с многочисленными удовольствиями.

«Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого».

По дороге в Оренбург неопытный в жизненных вопросах Петруша стал лёгкой жертвой скучающего офицера. Он проиграл ему крупную сумму в бильярд, быстро опьянел от предложенного алкоголя.

Пётр отправился на службу в сопровождении своего наставника Савельича. Когда старик стал бранить молодого барина за недостойное поведение, Пётр впервые решился поставить его на место и отвоевать личную свободу.

Петруша Гринёв — порядочный юноша с чувствительным сердцем. Он страдает от того, что нагрубил Савельичу. Несмотря на юношеский максимализм, он умеет признавать свою вину.

«Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило».

Пётр Гринёв проявляет себя добрым, благодарным человеком. Он дарит собственный заячий тулуп бедному крестьянину, который помог им найти ночлег в сильную метель.

Во время службы в Белогорской крепости Гринёв увлёкся литературой, сочинением стихов.

«Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов».

«Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен».

Для юного Гринёва характерно самолюбие.

Гринёв — пылкий, горячий юноша.

«Мнение мое было принято чиновниками с явною неблагосклонностию. Они видели в нем опрометчивость и дерзость молодого человека».

Благодаря урока фехтования Пётр Гринёв оказывается опасным противником даже для опытного Швабрина, но в итоге получает ранение.

Гринёв не склонен к злопамятству, мстительности. Это открытый и добродушный молодой человек.

«Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».

Во время службы Белогорской крепости Пётр Гринёв влюбляется в Марью Ивановну, дочь капитана Миронова.

«Счастие воскресило меня. Она будет моя! она меня любит! Эта мысль наполняла всё мое существование».

Несмотря на то, что отец против брака с Машей Мироновой, Пётр Гринёв готов пойти против родительской воли и обвенчаться с возлюбленной.

После категорического отказа Маши выходить замуж без родительского благословения Пётр Гринёв впадает в сильную депрессию.

В Петре Гринёве сильны представления о воинской чести. Он готов отдать жизнь в сражении с разбойниками. Даже на волоске от смерти он не готов признавать предводителя шайки своим господином.

«Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин».

«Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

Пётр Гринёв честно и открыто заявляет Пугачёву, что не намерен ему служить, поскольку ему не позволяет воинская честь совершить измену государыне императрице, которой он присягал. Подобная отвага вызывает уважение у Пугачёва.

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

«На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

«Моя искренность поразила Пугачева».

Гринёв — верующий человек.

«Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу».

Когда Петру Гринёву предстояло сделать тяжелый моральный выбор между воинским долгом и любовью, он делает его в пользу службы. Но, не выдержав, решает бросить всё ради спасения возлюбленной.

Гринёв — благородный молодой человек. Ради спасения старого слуги Савельича он готов рисковать собственной жизнью.

«Бедный старик на своей хромой лошади не мог ускакать от разбойников. Что было делать? Подождав его несколько минут и удостоверясь в том, что он задержан, я поворотил лошадь и отправился его выручать».

Для честного и порядочного Гринёва не существует никакого оправдания убийству и разбою.

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Несмотря на то, что Пугачёв является беспощадным разбойником и убийцей, Гринёв испытывает к нему чувство благодарности за спасённую жизнь и помощь в спасении невесты. Но даже в этом случае он не готов идти против своей совести и поступать к нему на службу.

У Петра Гринёва чистая совесть, благодаря чему он не боится суда и готов открыто поведать судьям всю правду. Однако мысль о том, что честное имя Маши Мироновой может быть запятнано в ходе следствия, он решает не упоминать о ней.

Благодаря мужеству Марьи Мироновой Пётр Гринёв был освобождён. Молодые люди обвенчались и прожили долгую счастливую жизнь.

«Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии».

Смысл названия и эпиграфа

Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Это не удивительно, ведь личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Композиция

Прежде всего, стоит отметить «чистоту» и стройность произведения, в нём нет ни одной лишней сцены, ни одного лишнего персонажа. Все элементы романа гармонично связаны друг с другом.

Всё повествование построено на контрасте. Положение героев по отношению друг к другу меняется по ходу сюжета. Вначале зависимый от Гринёва простой казак Пугачёв в середине романа сам получает неограниченную власть над судьбой молодого человека. Мария Миронова, которая в начале романа была несравненно ниже Гринёва, в конце романа становится уважаемой дочерью героя, в то время как Пётр становится бесправным заключённым, обвиняемым в измене.

Портрет

Художественный портрет Петра Гринёва основан, прежде всего, на том, что он является дворянином, единственным наследником четы Гринёвых.

«Отец мой Андрей Петрович Гринёв в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина».

Гринёвы — богатые помещики, владеющие тремя сотнями крепостных крестьян.

Благодаря связям с влиятельными людьми Пётр Гринёв с рождения числился сержантом Семёновского полка.

Источник: Глава I

Во время службы в Белогорской крепости Гринёв становится офицером, получив чин прапорщика.

«Я был произведен в офицеры».

Суть и конфликт

Молодой дворянин Пётр Гринёв отправлен своим строгим отцом на офицерскую службу в район Оренбурга. В пути главный герой попадает в снежную бурю, от которой его спас простой казак Емельян Пугачёв.

Чуть позже крепость захватывают восставшие во главе с Пугачёвым. Выжившим предлагают присягнуть на верность лидеру мятежников. Комендант погибает, отказавшись предать свою честь. Швабрин же изменяет присяге. Гринёв отказывается и готовится принять смерть, однако Емельян узнаёт его и отпускает из-за личной симпатии.

Гринёв возвращается к своим и участвует в обороне Оренбурга. Во время осады он узнаёт, что его возлюбленная Маша находится в Белогорской крепости и подвергается истязанию голодом со стороны изменника Швабрина. Пётр отправляется в стан врага и просит у Пугачёва помочь. Емельян соглашается, спасает Миронову и отпускает пару восвояси.

После поражения восстания Пугачёва казнят, а Швабрин сообщает правительству об отношениях Гринёва с лидером мятежников. Петра арестовывают, но Маша вымаливает прощение для него в личном разговоре с императрицей Екатериной II и выходит за Гринёва замуж. Подробнее обо всех этих перипетиях Вы можете узнать из краткого содержания по главам от Многомудрого Литрекона.

Главные герои и их характеристика

Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

Проблемы

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

Главная мысль

Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству, если оно не хочет снова познать ужасов крестьянской войны. Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.

Историзм

Роман повествует о крестьянской войне 1773—1775 годов. Против царской армии вышли отряды под предводительством Емельяна Пугачёва, который объявил себя выжившим императором «Петром Третьим» (муж Екатерины Второй, которого убили ее приспешники в ходе дворцового переворота). Это восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

В целом Пушкин довольно точно отобразил происходившие в то время события, вроде осады Оренбурга. Изменению подверглись названия некоторых городов, так, Белогорская крепость на самом деле называлась Татищевской.

Маша Миронова

Маша Миронова сразу понимает, насколько порядочным, честным и благородным является Пётр Гринёв.

«Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь».

Пётр Гринёв своими исключительными качествами смог вызвать в Маше Мироновой сильное чувство, настоящую любовь.

Мораль

Роман учит нас всегда оставаться человеком, отстаивать свои убеждения и держать слово. В конце концов, именно такие люди достигнут вполне заслуженного счастья, как показывает финал романа.

Критика

Произведение Пушкина было высоко оценено, как современниками поэта, так и потомками. О романе с восхищением отзывались Достоевский и Гоголь.

Однако были и рецензенты, которые ожидали от метра большего, ведь «Капитанская дочка» занимала не первое место в творчестве Пушкина. Так, В. Ф. Одоевский писал самому автору в письме, что образ Швабрина не реалистичен: «Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного». Такой подлец не мог ждать согласия Марии на брак и наверняка воспользовался бы ее беззащитностью. Да и его переход на сторону врага критик не счет логичным: умный дворянин не мог поверить в успех гибельного предприятия Пугачева. Критиковал роман и В. Г. Белинский. Он назвал образ Марьи Мироновой «бесцветным и ничтожным» (с ним согласился и знаменитый музыкант П.И. Чайковский, который отказался писать оперу по «Капитанской дочке», считая Марью Миронову недостаточно интересной героиней для музыки). Впрочем, остальное в книге пришлось ему по душе:

Русский писатель В. А. Соллогуб выразил восторженное мнение о «Капитанской дочке»:

К нему присоединился Н. Н. Страхов, который выявлял особенности книги, сравнивая «Капитанскую дочку» с романом «Война и мир»: в них лишь мельком затрагивались исторические события, а основное внимание было приковано к хронике дворянских семейств и к тому, как они справлялись с тяготами смутного времени. Забавно, однако, что знаменитый историк В. О. Ключевский сказал о книге следующее:

Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.

Эту точку зрения разделял и А. М. Скабичевский, который подробно прокомментировал образ Петра Гринева:

В наше время роман кажется излишне прямолинейным и простым, но так или иначе является повсеместно узнаваемым образцом литературного творчества Пушкина.

Следующая цитата

Анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина: анализ героев и сюжета

(статья М. Гофмана из книги "Пушкин. Библиотека великих писателей")

. в повести совершенно не затронута социальная сторона движения, все ограничивается бродягой Емелькой, господами "енаралами" и башкирцами, весь бунт стянут к очень маловажному и начальному пункту: от. такого художника, каким был Пушкин, мы в праве требовать стихии бунта, картины того движения, которое захватило чуть ли не всю Россию, а эта-то стихия бунта как раз и отсутствует в повести Пушкина. Но геройская смерть простого русского человека, героизм смерти никогда не изображался до Пушкина так правдиво и такими простыми и величавыми словами.

Соединены оба плана в повести анекдотической благодарностью и великодушием Пугачева к автору записок - Петру Андреевичу Гриневу: завязкой служит заячий тулуп, подаренный Гриневым бродяге Емельке на постоялом дворе - и это соединение нельзя не признать мелодраматичным. Слишком неестественно и вредит правдивости образа Пугачева многократное спасение Гринева милостями Емельки. Но как прекрасно семейное предание Гриневых, по которому благодарный Пугачев и перед казнью кивнул головою Гриневу, как трогательна эта легендарность предания. <. >

П. А. Гринев - полная противоположность Швабрину. Если Швабрина мы можем назвать человеком по преимуществу головным, рационалистом - аналитиком, то Гринева - человеком душевным, сердечным: центр жизни Гринева находится в сердце, сердце - его единственное и драгоценное сокровище.

Подобно Марье Ивановне, он всегда руководится побуждениями сердца и даже в решительные, критические минуты - ум его "безмолвствует". В нем сильно чувство долга и сознание своих обязанностей - чувства эти он унаследовал от своего отца, в котором, однако, сердце никогда не господствует. Гринев - настоящий сын несколько крутого, но доброго

Андрея Петровича и мягкой доброй "матушки" Авдотьи Васильевны, и в обрисовке этого семейства. Пушкин оказался великим психологом. . семейство Гриневых иным мы не можем себе и представить. <. >

Швабрин только набросан, но набросан яркими, резкими чертами; Гринев нарисован гораздо тщательнее и тоньше. Тонкий рисунок Гринева и давал повод видеть в нем нашей критике совершенно бесцветное лицо, его незначительность. Между тем Гринев, автор записок, вырисовывается перед нами совершенно явственно; правда мы не знаем его внешнего облика. но внутренний мир его души, все его помысли и чувства - его чистое и своей простотой, целомудрием и свежей силой сердце мы знаем вполне. Гринев в высшей степени прост и в этом значение его образа.

Нельзя не видеть, однако, некоторых недочетов в повествовании Пушкина о Гриневе. Так, нам остается совершенно непонятным его слишком скорый физический и духовный рост. <. > . мы совершенно не можем уяснить себе, как этот 16-летний деревенский недоросль, который только то и делал, что гонял голубей, играл в чехарду. рассуждает о литературе с образованным и умным Швабриным. Трудно также понять, как умный и образованный Швабрин мог снизойти до нашего Петрушки, как мог серьезно драться, видя в 16-летнем мальчике опасного противника. <. >

С. чувством любви, с. нежным отношением, Пушкин создавал и образ Марьи Ивановны в "Капитанской дочке". Не потому ли и мы очаровываемся Марьей Ивановной, что Пушкин какою-то магической силой передал нам свое отношение, свою любовь к этой совсем простой и совсем не замечательной девушке и заставил нас проникнуть в это чудное простое сердце - в святое святых красоты. <. >

В самом деле, что, казалось бы, замечательного в девушке "лет осьмнадцати, круглолицей, румяной, с светло-русыми волосами. ". Такой представляется Марья Ивановна на первый, беглый взгляд. Швабрин описал ее Гриневу совершенной дурочкой, и вряд ли описание его далеко от истины.

По крайней мере, немногое можно сказать об уме Марьи Ивановны по ее разговору с Гриневым. <. > Пушкин сознательно лишает всякого ореола эту "благоразумную и чувствительную девушку". она не красива, не образована, не умна - и тем не менее всякий, прочитавший "Капитанскую дочку", никогда не забудет эту неумную, необразованную и некрасивую девушку.

. русская природа создала и воспитала. Марью Ивановну: Марья Ивановна вышла из сердца русской природы и из сердца простого русского народа, которых не поймет и не оценить гордый взор.

Марья Ивановна от дедов и прадедов усвоила свою красоту души, свой героизм и свою мудрость. Марья Ивановна не умна, но она мудра мудростью русской сказки и многовекового прадедовского опыта. Она только унаследовала от своих отцов-созидателей лучшие черты: "добродетели" Марьи Ивановны, если можно выразиться, не личные, не индивидуальные, а семейные, принадлежащие всему роду. Отсюда и проистекает та бессознательность, которая так характерна для героизма Марьи Ивановны; отсюда же проистекают и другие характерные ее черты: необычайная чуткость (при небольшом уме) и нежная, глубокая красота души.

Марья Ивановна, конечно, героиня, но как странно звучит это имя, прилагаемое к ней, и как удивилась бы она сама, если бы узнала, что ее называют этим громким именем. Героизм Марьи Ивановны совершенно не имеет личной инициативы.

Героизм Марьи Ивановны, истинный, подлинный, но скромный, бессознательный героизм сказался не только в ее путешествии в Петербург к императрице Екатерине с просьбой о помиловании ее жениха Гринева, но и в том особенном героизме любви, на который была способна природа Пушкина и которым он оделил Капитанскую дочку. <. >

Необычайная чуткость и мудрость сказывается в каждом поступке, в каждом слове капитанской дочки. Не умом своим, а мудростью и чуткостью она сразу угадала и оценила Гринева и Швабрина, и мы не удивляемся тому, что она отдала предпочтение бесхитростному, правдивому Гриневу пред блестящим, образованным, едким Швабриным. <. >

Швабрин. имеет много нравственно-чудесного. Швабрин чудесен, и не только нравственно-непонятно, чудесно появление этого мелодраматического злодея. Откуда Пушкин его взял, что хотел рассказать Пушкин, набрасывая, а не рисуя "чудесный" образ Швабрина? <. >

. надо признать, что этот образ не принадлежит к числу лучших, художественно-выдержанных созданий Пушкина.

Одно можно сказать с полною достоверностью. это то, что Пушкин хотел представить им чужое, чуждое, вторгающееся в мирную обстановку Белогорской крепости. Пушкин вводит Швабрина в мир Гриневых и Мироновых, чтобы оттенить им этот нравственно-здоровый мир.

Швабрин - это чуждая стихия. та чуждая стихия, которая производит всюду, где ни коснется, бурю и опустошение, стихия, разрушающая диссонансом первобытную гармонию. . он необходим для романа. без него мы не узнали бы так и не полюбили бы Гриневых и Мироновых. без него пропали бы лучшие страницы повести.

Швабрин оттеняет Марью Ивановну, как Онегин оттеняет Татьяну. Швабрин не имеет никакого очарования, его не окружает никакой романтический ореол. Швабрин не только не производит никакой бури и опустошения, он не может смутить ничей покой. Почему? Потому что Швабрин набросан, а не нарисован. <. >

Швабрин непонятен. <. > Спесивый дворянин-циник мог изменить долгу, но не мог вступить в союз со "смердами". Непонятна и история отношений Швабрина к Марье Ивановне. <. > Швабрин не живое лицо в портретной галерее Пушкина. <. >

. Емелька Пугачев нарисован. такими же правдивыми огромными чертами, какими рисует своих богатырей русская народная песня и сказка. Пугачев Пушкина не соответствует Пугачеву истории, но вполне соответствует тому богатырю, каким его создал народ. <. >

Пушкинский Пугачев - этот тот народный богатырь, у которого силы рвутся из груди от избытка, от переполнения и которому некуда деть их, некуда приложить свои силы, которые тяжело носить в груди. <. >

Пушкин не сделал Пугачева мелодраматическим злодеем, но он впал в другую крайность, в другую ошибку и сделал Пугачева мелодраматическим великодушцем. <. >

Как не подходит к этому "страшному мужику" женская чувствительность и сентиментальность. <. > Совершенно непонятно, почему Пугачев мог так растрогаться от подаренного ему заячьего тулупа, который ему стол нескольких рюмок водки и который ему не был вовсе необходим. <. >

. с точки зрения художественного творчества создание образа Пугачева является одним из значительных у Пушкина, хотя и обладает указанным нами существенным недостатком."

(Модест Гофман, статья в книге "Пушкин. Библиотека великих писателей" под ред. С. А. Венгерова, издание "Брокгауз-Ефрон", 1910 г.)

Следующая цитата

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Следующая цитата

Характеристика Гринёва

Главным героем исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является юный дворянин, русский офицер Пётр Гринёв. Это один из наиболее ярких образов в русской литературе, который на протяжении всего повествования не перестаёт развиваться. За короткий промежуток времени Гринёв превращается из беззаботного мальчика в отважного, сильного духом воина, способного брать ответственность за свои поступки и жизни других людей. Характеристика Гринева, его отношение к любви, долгу позволяет лучше понять авторский замысел: именно честь является главной нравственной ценностью, и воспитывается она с детства, ранней юности.

Швабрин

Когда Швабрин узнает о чувствах Гринёва к Маше, он начинает его высмеивать, унижать, надавливая на самые чувствительные точки: его творческое самолюбие, природную скромность и любовь к капитанской дочери.

«Самолюбивый стихотворец и скромный любовник!»

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Полное имя — Пётр Андреевич Гринёв.

Возраст — 16 лет.

Род занятий — боевой офицер в чине прапорщика.

Семья — отец Андрей Петрович Гринёв, мать Авдотья Васильевна.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из знатного дворянского семейства.

Воспитание — основано на свободе, вседозволенности.

Образование — характерное для детей из дворянских семей.

Внешность — 16-летний привлекательный юноша.

Характер — добрый, порядочный, жалостливый, прямодушный, поначалу беспечный, затем — очень ответственный, мужественный.

Положительные черты — добрый, миролюбивый, порядочный, честный.

Отрицательные черты — беспечный, горячий, самолюбивый.

Произведение — «Капитанская дочка».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Гринёва с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Характеристика Гринёва другими героями

Андрей Петрович Гринёв, видя, что Петруша может пойти по дурной дорожке, решает отдать его в гвардию. По мнению Гринёва-старшего, только там его сын сможет превратиться в достойного мужчину.

«— Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии!»

Андрей Петрович дает важное наставление сыну, которому тот будет следовать всю жизнь. Отцовский авторитет для Петра был очень силен.

Андрей Петрович со всей строгостью относится к воспитанию сына, формированию его личности. Для него дуэль, в которой участвовал Петр, является позором для офицера.

«Проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам».

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Петра Гринева вместе!

Биография

Пётр Андреевич Гринёв — потомственный дворянин, единственный наследник помещиков Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны. Гринёвы были знатными, богатыми помещиками: у них было большое имение в собственной Симбирской деревне, в их распоряжении было триста крепостных душ.

В возрасте пяти лет Петруша был отдан под опеку крепостному крестьянину Савельичу, полюбившему мальчика, как родного сына. С его помощью Пётр овладел русской грамотой. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец привез ему из Москвы гувернёра-француза. Тот смог обучить Петра французскому языку и азам фехтования. Однако из-за сильного пьянства француз был уволен, и Пётр несколько лет вёл совершенно беззаботную жизнь.

По достижении 16-летнего возраста Пётр Гринёв был отправлен отцом на службу. Гринёв-старший не хотел, чтобы его единственный сын предавался порокам в столице, и вместо Петербурга отправил его в Оренбург.

Пётр Гринёв отправился на службу вместе со своим верным дядькой Савельичем. Во время пути их настигла сильная метель, выбраться из которой им удалось лишь благодаря бедному крестьянину. В благодарность за спасение Пётр подарил ему свой заячий тулуп.

Гринёв прибыл в Белогорскую крепость под командование капитана Миронова. Он влюбился в его дочь Марью, из-за которой дрался на дуэли с подлым офицером Швабриным и был ранен. Пётр хотел обвенчаться с Машей Мироновой, но его отец был категорически против этого союза.

Вскоре на Белогорскую крепость было совершено нападение шайкой атамана Пугачева. В итоге многие её обитатели были убиты, в том числе и чета Мироновых. Петру Гринёву удалось спастись лишь благодаря тому, что Пугачёвым оказался тот самый крестьянин, которому Гринёв подарил свой тулуп.

Получив письмо от Маши, оказавшейся в полной власти предателя Швабрина, Гринёв поспешил ей на выручку и вновь оказался в плену у Пугачёва. Юный дворянин наотрез отказался служить повстанцу. Пугачёв, восхищенный смелостью и благородством Гринёва, отпустил его с Машей на свободу.

После подавления бунта Гринёв оказался в тюрьме из-за навета Швабрина. Лишь благодаря храбрости Маши, добившейся встречи с самой императрицей, он очутился на свободе. Пётр Гринёв обвенчался с Марьей и прожил с ней долгую жизнь.

Савельич

Старый слуга Савельич очень трепетно относится к Петру. Увидев, в каком состоянии Пётр оказался после пирушки в трактире, старик сокрушается о будущем молодого барина.

Савельич, хоть и любить побранить Петра, но всегда становится на его защиту. Он пишет Гринёвым, что их сын является достойным во всех отношениях человеком и лишь по досадной случайности совершил ошибку, ввязавшись в дуэль с Швабриным.

Образ Гринёва

Пётр Гринёв, несмотря на кажущуюся простоту и типичность, является достаточно сложным, многогранным персонажем, который не перестаёт развиваться на протяжении всего повествования. Автор подробно, в деталях демонстрирует основные этапы становления личности Петруши, закалки нравственных идеалов, формирования жизненных ценностей.

Как и большинство дворянских отпрысков, Пётр рос настоящим баловнем, свободолюбивым и беспечным «недорослем». Жизнь казалось ему полна самых удивительных приключений и удовольствий.

Поначалу Гринёв предстает безответственным, легкомысленным, самовольным юношей, не способным принимать взвешенные решения. Однако тяжёлые жизненные испытания смогли выковать в нем прочный внутренний стержень, развить всё самое лучшее, что было в нём заложено природой и строгим отцовским воспитанием.

Но наиболее ярко личность Гринёва раскрылась в его отношениях с повстанцем Емельяном Пугачёвым. Главный герой не раз оказывался перед сложным нравственным выбором, но неизменно он делал его в пользу чести и достоинства. Пётр не предал самого себя, свои нравственные идеалы. Достойно пройдя все суровые жизненные испытания, он из мальчика превратился в мужчину.

Пугачев

Предводитель крестьянского восстания, Емельян Пугачев, уважительно относится к Петру Гринёву, который в свое время проявил по отношению к нему милосердие. Так доброта Гринёва спасла ему жизнь.

«Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он; — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

Пугачёв, высоко оценивший моральные качества Петра Гринёва, готов взять его к себе на службу на самые высокие должности. Однако для юного дворянина гораздо важнее сохранить офицерскую честь и собственное достоинство.

« — Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?

— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Читайте также: