Какова основная мысль поэмы цитата
Обновлено: 21.11.2024
Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.
И первым термином для нас является тема текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А. Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни. Другой пример – мама у сына спрашивает, что рассказывала учительница в этот день на литературе, а сын отвечает: «Да что-то о Лермонтове». Вот это «что-то о Лермонтове» – тема устной лекции учительницы.
То есть, как понятно из выше приведенных примеров, тема – это то, о чём текст. Она может быть широкой: «М.Ю. Лермонтов», «Творчество М.Ю. Лермонтова» – или узкой: «Юность М.Ю. Лермонтова», «Стихотворение «Парус» М.Ю. Лермонтова» и т.п. (слишком много Лермонтова здесь). Часто тема выносится в заглавие.
Проблема в тексте – это какой-то вопрос, значимый для автора и даже общества. Чтобы ее выделить, надо постараться понять, что в затронутой теме волнует автора, что он хочет обсудить. Учитывайте, что в тексте может рассматриваться несколько вопросов, но самый главный из них будет являться основной проблемой текста. И да, бывают тексты без проблемы. Например, понравился писателю осенний лес и в тексте описаны березки, листочки, грибочки, красота природы и ВСЁ (нет рассуждений об увядании и старости или загрязнении окружающей среды или чего-то еще проблемного). На экзаменах беспроблемных текстов не встретится.
Теперь об идее. Она же основная мысль . Да, в одном задании найти идею и основную мысль вас не попросят, только что-то одно =) Это главная обобщающая мысль текста, можно сказать, это ответ на поставленный автором вопрос. Это основа авторской позиции. Это то, зачем автор написал текст, что он хотел донести до читателя. В принципе, до 9 класса термины «основная мысль» и «позиция автора» не разделяются.
Из идеи и эмоционально-нравственной оценки того, о чём говорится в тексте, складывается авторская позиция . Это мнение писателя по поставленной проблеме, раскрывающееся через всю систему речевого произведения (языковые и образные средства). Позиция автора далеко не всегда явно написана, бывает её нужно искать, через комплексный анализ (однако в текстах на экзаменах она выделяется легко).
Вот и всё на сегодня. Спасибо дочитавшим) Ставьте лайк и подписывайтесь, если интересны мои материалы по русскому языку)
Следующая цитата
Главная мысль надписи «К статуе Петра Великого» такова: о человеке говорят его дела, его достижения, памятник ничего не значил бы, если бы не было тех деянии, которые совершил Петр I.
Главная мысль отрывка из «Оды на день восшествия» - прославление отечественных наук, которыми должны овладевать молодые люди, потому что российская земля богата талантами.
Уровни размышлений
От простого: жизнь она вот такая, посмотрите на неё. Такое обычно в бытовых зарисовках. Ещё часто об этом писали классики. Какие-то вопросы, вроде отношения отцов и детей. То есть вечные темы, внутри которых строятся приземлённые размышления. Это не значит, что это плохо, нет. Просто это жизнь, а она происходит здесь, на земле, а не где-то в облаках витает.
Например, «Недоросль» Фонвизина, где темой является вопрос воспитания, а идеей – осуждение безнравственности и воспевание гуманизма.
Вызову небольшую пояснительную бригаду для тех, кто не видит разницы между темой и главной мыслью (идеей):
Тема — общее содержание произведения; то, ЧТО в нём изображается.
Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому. То есть то, как он это преподносит и что думает на этот счёт.
Давайте разберём это на примере игры The Last Of Us 2, так как сюжет этой игры весьма неоднозначен. Темой в данном случае является месть за… Там много за что, но в основном за убийство близких людей. Идея же заключается в том, что месть эта приводит к разрушению. То есть создатели хотели сказать, что месть ни к чему хорошему не приведёт.
На самом деле сюжет там гораздо глубже, но лезть в это мы не станем. Но надеюсь, что разница между темой и идеей стала ясна.
А теперь вернёмся к основной теме.
В них тоже говорится о жизненных вопросах, но с большей глубиной. Такие размышления я называю: витаю в облаках, обращая взгляд на землю.
Есть третий тип, который летает выше всех. Обычно это философские размышления о смысле жизни, о том, кто такой Человек и Бог, что есть Вселенная и тд. Примеры данных произведений довольно сложно привести, так как я не встречала их в «чистом» виде. Если только не брать в расчёт какие-то религиозные или же мифические книги.
Юрий Никитин и Ник Перумов. У каждого из них есть много книг и везде так или иначе поднята тема о Вселенной, Богах, высших силах и так далее.
И я заметила, что на подобные темы пишут в основном современники. Но возможно это связано с тем, что раньше была жёсткая цензура, да и у людей жизнь была тяжелее, так что им некогда было философствовать о высоком.
Следующая цитата
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскомуЧем различаются тема и главная мысль текста?
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Где главная мысль быть должна, а где можно обойтись без неё
Если пишите что-нибудь масштабное, то всё же было бы неплохо вложить какую-нибудь глубокую мысль. Возьмите тему, хотя бы банальное: «друзья помогут преодолеть любые трудности», - как в аниме, за что я его и люблю, пусть порой оно бывает несколько наивным. И добавьте к ней какие-нибудь свои личные размышления, то, как вы относитесь к этому. Может, верите в это, а может - нет. И таким путём потихоньку собирайте свой конструктор, а затем уже приступайте к написанию.
Если же у вас просто какие-то зарисовки, фантазия, которую хотелось бы выплеснуть на бумагу, то можно особо не заморачиваться с мыслью. Но это только в том случае, если перед вами стоит цель описать какую-то ситуацию, что-то именно показать. В большинстве своём это касается фанфиков, в которых главным является сам факт того, что эта ситуация произошла, кроме того они ориентированы на людей, которые уже знакомы с фэндомом и пришли сюда с целью почитать что-нибудь ещё по любимым персонажам. Я помню, как раньше я могла целыми сутками торчать на этом сайте и читать тонны разных фанфов от Наруто до BTS. Ах, молодость.
Ещё это касается сочинений, а-ля, опиши картину из упражнения 243. А изложения на экзаменах - отдельный вид искусства.
Можно и продолжить список, но суть и так ясна.
В общем, вывод таков: «Если хотите создать шедевр, то не поленитесь и вложите в своё произведение душу и глубокий смысл». И я говорю не о: «Убейся головой об стол, пока не продумаешь тему, идею и проблематику произведения». Нет, я говорю о том, что главное в книге, чтобы она отражала ваш взгляд на вещи и вызывала отклик в сердцах читателей.
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- Подчеркнуть ключевые слова
- Выделить микротемы по абзацам
- Постараться мысленно пересказать текст, постараться в 4-5 предложениях передать его суть
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-раному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем мы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Что такое «главная мысль произведения»
Это та мысль, которую автор хотел донести до своих читателей. Иронично, что большинство людей частенько даже не замечают послания.
Приведу пример из фильма, так как, в своё время, для меня это стало открытием. Я считаю, что «Пятый элемент» - шедевр, но лет до 14 даже не догадывалась, что идея тут гораздо глубже, чем я думала:
В природе есть 4 основных элемента: вода, воздух, огонь, земля.
При грамотном их сочетании возможно проявление нового элемента с намного большей силой и энергией. Это Женщина или Дива (от санскритского dev, devi - бог)
Но одного сочетания не достаточно, нужно вложить Душу. То есть полюбить искренне и бескорыстно, тогда энергия Дивы разовьётся с полной силой и сможет победить всё зло во Вселенной.
Но если не будет надёжных и крепких рук мужчины, который может сдерживать эту энергию в разумных пределах, Дива сама всё разрушит и себя в первую очередь. Так сказать, устроит большой "бада-бум".
И после этого, своего рода, прозрения, я взглянула на фильм иначе, подмечая для себя новые детали.
Другими словами, главная мысль - это не просто желание автора поделиться с миром какими-то своими размышлениями, она также придаёт произведению объём. Делает его более значимым и интересным, заставляет задуматься о чём-то и даёт толчок к личностному и духовному росту.
То есть главная мысль придаёт вашему рассказу смысл. И если диалоги и события - детали, из которых строится история, то идея – душа.
Следующая цитата
Думаю, все в школе писали тесты по литературе, где нужно было ответить на вопрос: «Какая главная мысль в произведении…». И уверена, что многие были от этих тестов не в восторге. Но что, если взглянуть на это с профессиональной точки зрения?
Читайте также: