Какой тезис подтверждает приведенная выше цитата

Обновлено: 07.11.2024

2. По каким деталям можно судить о том, что автор «Жития. » был образованным и глубоко верующим человеком? Изображению врагов Руси автор не уделяет слишком много места и для их характеристик не использует богатых образных средств. Их описание кратко, но весьма точно п исторически, и художественно.

Автор знал историю государства, литературу, разбирался в военной стратегии и тактике. Ему хорошо известны литературные каноны, в том числе и Северо- Восточной и Северо- Западной Руси.

Автор с почтением относится к святым, сие заметно по тому, как он их представляет читателю, отмечает их благочестие. Ясно, что он был христианином.

3. Составьте словарь слов и словосочетаний, в которых даётся характеристика враждебных для Руси сил. Откуда, по утверждению создателя «Жития. », исходила угроза для Отечества? Центральной фигурой «Жития. » является князь Александр.

Он показан и как христианин, и как князь, и как полководец.

Поганые язычники - под язычеством подразумевались народы или «языки», противополагаемые первохристианским общинам.

Иноплеменники - тот, кто принадлежит к иному племени, народу, иной народности.

Злопыхая духом ратным - наполненные боевым духом.

Несмотря на силу противников, Александр Невский со своей дружиной всегда одерживал победу над неприятелем.

4. Составьте цитатный план к теме «Личность Александра Невского в „Житии. "».

2.Обращение Александра к Господу с просьбой о помощи в борьбе с врагами Земли Русской.

4.Битвы с немцами и со шведами и ос­вобождение русских городов.

5.Ледовое побоище на Чудском озере.

6.Смерть Александра Невского и по­смертное чудо

5. Какие изобразительные средства присутствуют в описании сражений со шведами и немцами? Назовите их.

"Житие Александра Невского" представляет собой не просто памятник древнерусской литературы, но и ценное историческое свидетельство, которое было написано свидетелем всех происходящий событий.

В сценах сражения Александра со шведами, которые в тексте Жития названы римлянами, мы находим множество изобразительных средств, особенно гипербол и эпитетов.

Вот примеры гиперболы из текста "Жития": бесчисленное множество

Вот самые красивые эпитеты из сцен битвы на Неве и Чудском озере: Немцы дерзкие, Воины храбрые, Дух ратный, Сеча великая, Шатер златоверхий.

Вот яркие сравнения: Как сердца львов, Гоня, как по воздуху

А вот и метафоры: Озеро покрылось и двинулось.

Ну и наконец перифраза Божьи рыцари вместо немцев-крестоносцев.

В «Житии. » есть вставной эпизод — рассказ Пелгуя о видении. Имеются и другие сцены, свидетельствующие о том, что Творен способствует победам князя Александра.

6. Подробно перескажите эти эпизоды. Почему Спаситель, святые Борис и Глеб помогают великому князю Александру?

"Мертвые. ничего не знают. "- они не находятся в состоянии сознания. Мозг- центр мыслительной деятельности- не работает. Мертвый не может никому не помочь, не навредить. А "святыми" их сделали люди. У Бога свои критерии святости.

7. В повествовании довольно чётко проводится мысль о том, что победы князя Александра были следствием героизма его дружинников, часто простых русских людей. Разверните этот тезис, подтверждая его примерами из текста.

Я думаю, что это правда, даже не смотря на то, что Александр Невский был безупречным дипломатом и бесстрашным войной, без помощи своих войск он бы не справился в одиночку. Я думаю , что следствием героизма его дружинников являлась цель защитить свою родину, также в этом сыграл роль и сам Александр Невский, ведь именно от князя всё начинается , князь своими поступками вдохновляет народ , своим героизмом и мудростью поддерживает боевой дух государства.

8. О каком чуде повествуется в «Житии Александра Невского»?

В исторических литературных источниках, известных сегодня широкому кругу читателей, встречается немало чудных явлений и превращений. Один из таких источников представлен Житием Александра Невского. В рассматриваемом произведении перед читателями встает чудо, проявившееся в том, что в ходе собственного погребения Невский самостоятельно разжимает кулак для принятия народной грамоты.

9. Какими словами передана скорбь людей по поводу смерти Александра Невского?

митрополит Кирилл ""Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!"

Вопросы и задания

1. К какому историческому времени относятся произведения литературы Древней Руси?

2. Назовите основные жанры древнерусской литературы и определите своеобразие каждого из них.

- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;

- слово – образец торжественного красноречия;

- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;

- повесть – повествование о важных исторических событиях;

- хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;

- летописный рассказ – развернутое описание;

- летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;

3. Какие события и какие люди были в центре изображения произведений древнерусской литературы?

Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Нам известны лишь несколько отдельных авторов, писателей книг, которые скромно ставили свое имя в конце рукописи.
Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо". Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом.

4. Как вы думаете, сохранились ли традиции древнерусской литературы в литературе современной? Если сохранились, то какие и в чём они проявляются? Приведите примеры.

В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения). А еще анонимность этих памятников. Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников - писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков. Конечно, воровство, стяжательство и меркантильность современных прозаиков далеки от этих традиций.

Следующая цитата

- объяснение ключевых слов темы
- общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
- выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)

2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

• проблемы произведения;
• характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
• можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной жизненной философии;
• можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)
Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
3. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу. » и т.п.

3. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!


Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения

Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема .
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

- Автор повествует
- Автор описывает
- Писатель размышляет
- Писатель обращает наше внимание
- Писатель заостряет наше внимание
- Писатель акцентирует внимание читателя на
- Автор подчеркивает
- Писатель утверждает

Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Следующая цитата

• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

• Автор размышляет над проблемой
• Автор текста затрагивает проблему
• В центре внимания автора проблема
• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
• Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о том, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что

• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает
• Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Авторская позиция

• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что
• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю , что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах.

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.

Следующая цитата

Чем менее история правдива, тем больше она доставляет удовольствия.
Ф. Бэкон
История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Марк Туллий Цицерон
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес
История пишется для установления строгой истины. Плиний Младший
История народов есть шкала человеческих бедствий, деления которой обозначаются революциями. Ф. Шатобриан
То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. О. Хаксли
История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.
Гегель Г. Ф.
Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство. А. Камю
Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти. Леонид Андреев
История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее. Аллан Блум
Глубокое изучение прошлого помогает нам понять настоящее, впрочем, при условии, что мы будем остерегаться ошибочных аналогий и разыскивать в истории причины, а не законы. Автор Анри Бергсон

Читайте также: