Какое средство художественной выразительности используется в цитате губы его подернутые маслом
Обновлено: 06.11.2024
3. Воспитывать бережное отношение к слову, к культуре речи, любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с текстом, таблицы с заданиями
Организационный момент. Приветствие.
Слово учителя:
- Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны его слова сегодня, когда (эпиграф)
… Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
- Поэт писал в стихотворении «Устная речь»: Слайд 2
Гаснет устная словесность,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в наши дни.
- Чтобы речь не скудела в наши дни, и изучаем мы русский язык во всём его многообразии, изучаем Слово, ибо, как сказал тот же Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Мы хорошо знаем, что слово может спасти погибшего, обогреть замерзшую душу человека, но слово может не только и полки за собой повести, как это не раз было на фронтах Великой Отечественной Войны, но словом можно унизить, обмануть, разрушить веру и даже погубить человека. Слово – это Дело, поступок, мелкое оружие. Никогда не надо забывать об этом. « Слово, слово – великое дело».(Ф. Достоевский)
Когда потеряют значения
Слова и предметы,
На землю для их обновления
- Какое отношение эти поэтические сточки могут иметь к нашему уроку?
Слова, как и предметы, могут изнашиваться, ветшать, становиться неяркими, не- образными, и только поэты (в широком смысле) в состоянии придать слову блеск, новое звучание, яркость и образность.
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
Так какая же проблема стоит перед нами, перед теми, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. - Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.
- Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь»)
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
II . Актуализация знаний
В течение ряда лет мы изучали различные стили речи, сферу их применения и средства, которыми один стиль отличается от другого.
Проведем проверочный тест. Я буду говорить утверждающие формулировки, а вы в тетрадях будете под цифрами записывать: верное или неверное это утверждение.
Например: 1 – верное, 2 – неверное.(слайд)
- 1. Стили речи отличаются один от другого только наличием или отсутствием средств художественной выразительности
+ 2. Средства художественной выразительности – это тропы и стилистические фигуры.
- 3. Изобразительные средства присущи только художественному стилю речи.
+ 4. Все изобразительные средства делают устную или письменную речь яркой, образной, выразительной.
+ 5. Изобразительные средства необходимо применять умело, не превращая речь в цветистую, не увлекаясь «красивостью».
- 6. Стилистические фигуры трудно отличить от тропов, они практически одинаковы.
III . Итак, нужно ли уметь отличать тропы от стилистических фигур?
(Нужно, потому что при определенной схожести назначения стилистические фигуры отличаются от тропов значением и ролью в речи)
В древности фигуры речи называли “узорами красноречия”. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов.
Полной чёткости в классификации тропов и фигур речи нет. Поэтому предлагаемая группировка таких языковых средств в известной мере условна. Рассмотрим не все известные средства художественной изобразительности, а только главные.
Некоторые приемы могут быть в стилистике и тропах, или в синтаксисе и стилистике – надо быть внимательным и различать: переносное значение (образное) – это тропы; если строение самого предложения, его построение – это синтаксис. А если нужно произвести на читателя эффект, выделить особенность фразы как ключ к проблеме текста – это стилистика.
1. Работа с определениями.
Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.(слайд)
- Что такое тропы? Назовите их.
- Какие стилистические фигуры, или фигуры речи, вам известны? Назовите их.
2. Работа по памяткам.
Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).
Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов.Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)
3. Задание. В каждой паре – троп и стилистическая фигура.
Найдите стилистическую фигуру
Аллегория – рефрен
Метонимия – градация
Эвфемизм – многосоюзие
Ирония – парцелляция
Умолчание – эпитет
Эпифора – метафора
Эллипсис – синекдоха
Инверсия – гипербола
Сравнение – риторический вопрос
Олицетворение – риторическое обращение
Символ – анафора
Лексический повтор – перифраз
Литота – бессоюзие
Антитеза – оксюморон
4. Определите, в каком столбике перечислены только тропы:
а) метонимия; б) метафора; в) метафора;
гипербола; анафора; эпитет;
эпифора; сравнение; метонимия;
олицетворение; олицетворение; гипербола;
перифраза; ирония; аллегория.
5. Укажите, в каком столбике перечислены только фигуры речи:
а) эпитет; б) риторическое в) анафора;
эпифора; восклицание; олицетворение;
риторическое градация; риторический
обращение; параллелизм; вопрос;
метонимия; умолчание; оксюморон.
IV . Тренировочные упражнения
1. Какой троп используется в тексте?
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком. (С.Есенин)
2. Какой троп используется в тексте?
Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.”(С.Есенин)
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
многосоюзие;
5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
олицетворение;
6. Какие средства художественной изобразительности использованы в строках А.С. Пушкина « Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…» ?
7. Сколько сравнений в отрывке из поэмы А.С. Пушкина
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют?
1. 3 2. 2 3. 4 4. 1
8. Выражения, играющие эмоционально- оценочную роль – «душа - девица, слёзы горючие, отчаянная головушка» – являются:
4. эпитетами
9. Какой приём использован в предложении «Его перо любовью дышит»?
4. метонимия
10. Как называется приём, использованный в данном отрывке «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла!» ?
11. Как называется приём, использованный в данном отрывке «Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума»?
2. аллитерация
12. Какое художественно- изобразительное средство использовано в строчках стихотворения А. Пушкина «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»?
3. перифраза
V. Найдите соответствие.
1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.
2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:
3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?
VI . Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
1. Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет. Антитеза
2. И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня. Парцелляция
3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. Градация
4. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает. Метафора
5. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? Синекдоха
6. Он громко рыдающе засмеялся. Оксюморон
7. Я был освещен беспомощным солнцем сентября. Эпитет
8. Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский). Гипербола
9. Градоначальник) был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.С.- Щедрин). Литота.
10. Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова). Оксюморон.
11. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев). Параллелизм.
VII . 1. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в выделенном предложении? Укажите его в тексте.
Прищурив меткий глаз. Мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта, он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, отрывисто бьется крохотное сердце в перьях.
Ответ: Б Метафора (услышал ладонями).
2. Какие тропы использует автор для усиления выразительности речи? Укажите их в тексте.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры, на березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются.
Ответ: А Сравнение (словно добрые призраки); В Эпитет (золотые столбы).
3. Какой троп используется чаще других?
По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельно белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы в последний раз взглянуть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути.
Ответ: А Олицетворение (бежали отдельно белесовато-серые облака, протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево).
VIII . Работа с заданиями в формате ЕГЭ
Рекомендации для выполнении задания.
Внимательно прочитайте текст и фрагмент рецензии.
Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте слова-определения, но и помните их суть, специфику построения и роль в речи, научитесь их дифференцировать).
Внимательно изучите предложенный список терминов.
Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. (Синтаксическое, фонетическое, лексическое и др.)
Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.
Помните о времени, на это задание вам потребуется 7-8 минут.
А сейчас я предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ, так как оно будет выглядеть на экзамене (материал из работы «Тексты произведений Солженицына на уроках русского языка»)
1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. 8) А между тем - тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером.
12) А мы - мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем.
14) Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка.
В каком предложении выражена ирония автора над стремлением современников подчинить себе мир космоса?
Следующая цитата
Определите, какие средства выразительности использованы в предложениях. Установите соответствия.
Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов)
Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка. (Н. Гоголь)
Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский)
Анализ текста
Прочитайте текст. Определите, какие средства выразительности использовал автор.
Контрабас – это та же скрипка. Только очень большая и громкая. Его и в руки-то нелегко взять. Того и гляди: или ты его уронишь или он тебя придавит. Я дёрнул за струны. Контрабас загудел, заурчал, захрипел. Я дёрнул ещё раз. Он рванулся из моих рук, стукнул грифом по голове, сбил с ног и, ухнув, словно самбист на ковре, навалился на меня всем своим деревянным корпусом. (Б. Антонов)
Метафора и сравнение
Распределите примеры на 2 группы.
Метафора
Сравнение
наш двор как сад тучи комаров иней будто серебро зеркало льда лавина жалоб хвост очереди лёд как зеркало бронза волос глаза словно небоЭпитеты
Найдите в тексте эпитеты. Выделите их цветом.
Рыхлые облака плывут в вышине , цепляясь за скалы , и синие тени их скользят по ледникам и ущельям . Там из тысяч ручейков зарождается буйная речка , что стремительно мчится по долине .
ЗеленыйМетафора
Прочитайте фрагменты стихотворений, найдите и подчеркните в них метафоры.
1 . Краской выкрашена крыша ,
Есть крылечко для певцов …
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов . (А. Барто)
2 . Люблю грозу в начале мая ,
Когда весенний , первый гром ,
как бы резвяся и играя ,
Грохочет в небе голубом . (Ф. Тютчев)
Определяем средства выразительности
Определите, какое средство выразительности использовано в каждом предложении.
Подсказка Печатайте строчными буквами.А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод. (Н. Заболоцкий)
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом. (С. Есенин)
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая. (С. Есенин)
Восстанавливаем текст
Прочитайте текст, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова.
Идём. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, за кормой. Погода , белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, в снастях настоящий морской, солёный ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь – везде море.
смывает свистит свежеетЗаголовок
Выберите наиболее подходящий вариант подписи к фотографии. Название должно передавать образ.
Прямое и переносное значение
Определите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова.
Славная осень! Здоровый , ядрёный
Воздух усталые силы бодрит ;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)
Анализ текста
Найдите в тексте средства выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты) и подчеркните их.
В уставшем от зимней тягости лесу , когда ещё не распустились проснувшиеся почки , когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль , но уже плачут , когда мёртвые бурые листья лежат пластом , когда голые ветви ещё не шелестят , а лишь потихоньку трогают друг друга , – неожиданно донёсся запах подснежника ! (Г. Троепольский)
Следующая цитата
Как называлось первая книга произведений А.П. Чехова, изданная в 1884 году?
«Сказки для детей изрядного возраста»
«Сказки бабушки Арины»
Биография А. П. Чехова
Выберите правильный ответ на вопрос.
Какую профессию получил А. П. Чехов, окончив Московский университет?
Рассказы А. П. Чехова
Подставьте слова на фоновое изображение.
Подберите правильное название к произведению и разместите на иллюстрации.
Сюжет произведения
Подставьте в текст название железной дороги, где встретились толстый и тонкий.
На вокзале железной дороги встретились два приятеля: один
толстый, другой тонкий.
Московской Петербургской Царскосельской НиколаевскойДействия персонажа
Восстановите последовательность действий в поведении тонкого.
Расположите в правильной последовательности действия тонкого при встрече с приятелем.
«Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены».
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры».
«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»».
«Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!»
«Я, ваше превосходительство. Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с».
Следующая цитата
Фигуры речи называют выразительными средствами на основе.
Средства выразительности
Соотнесите элементы стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой» и средства выразительности.
Метафора
Синекдоха
Эпитет
Олицетворение
в тумане моря белеет парус парус одинокой играют волны; ветер свищетТропы
Определите, какие тропы использованы в приведенном прозаическом фрагменте, и вы узнаете, кто является его автором.
Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами.
Оксюморон
В каком из названий художественных произведений не использован оксюморон?
«Живой труп» , «Мёртвые души» , «Тяжёлый песок» , «Горячий снег»
Средства выразительности
Расшифруйте средство выразительности, скрытое в приведённом тексте:
«В нашей школе ежегодно проходят литературные чтения. В следующем году я планирую исполнить монолог Отелло. А в прошлом учил стихи Бродского».
Средства выразительности
Сравнения
Выделите все сравнения в стихотворении Ф. И. Тютчева.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу ,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело .
О, сколько жизни было тут,
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени .
Поэтический отрывок
Заполните пропуски в комментарии к поэтическому отрывку.
«В надышанную сирость чайной
Картуз засаленный бредет.
Последняя труба окрайны
О праведности вопиет».
В приведенном отрывке из стихотворения «Заводские» Марина Цветаева использует метонимию и олицетворение .
Картуз бредет Труба вопиетСредства выразительности
Первая глава романа А. В. Иванова «Географ глобус пропил» называется «Глухонемой козлище». Какое средство выразительности использовано в названии главы?
Суффикс субъективной оценки
Тропы
Соотнесите цитаты из стихов Александра Кушнера с тропами.
Я и через сотни тысяч лет В темноте найду рукою свет.
Огненное солнце на столе.
И за словом, на два тона Взятом выше, – смрад обмана…
Словно с пальцев отпечатки, С нас – его черты и складки, Приглядевшись, можно взять.
Тропы
Прочитайте отрывок из стихотворения Д. С. Самойлова «Учитель и ученик». Распределите выделенные курсивом элементы по наименованиям тропов.
А шёрстка трав недавнего покоса
Как гривка жеребёнка. А спина
Холма, хребет кабаний выгнув косо,
Словно дремучий волос, зелена.
Метафора
Сравнение
Эпитет
шёрстка трав спина холма Как гривка жеребёнка Словно дремучий волос. кабанийОксюморон
Прочитайте предложения и заполните пропуски в комментарии к ним. Вписывайте авторов, использовавших оксюморон, в том порядке, в котором они расположены в задании.
- Бомбардов бросился бежать в полутьму, издали донёсся его тихий крик: ― Выстрела не читайте! И насморка у вас нет! (М. А. Булгаков)
- Песок медленно перекатывался с места на место, тёк, как сухая вода, но очертания этой бледной земли почти не менялись. (Л. Е. Улицкая)
- Странная, жестокая улыбка сквозь слезы озарила ее лицо, как ярко пылающий луч на закате сквозь последнее падение усталого дождя. (Ф. К. Сологуб)
- Мрачный свет проникал сюда сквозь закопченную стеклянную крышу. (А. Н. Толстой)
1) М. А. Булгаков использует оксюморон .
2) Л. Е. Улицкая использует оксюморон .
3) использует оксюморон .
4) И только у оксюморон в предложении отсутствует.
Синекдоха
Прочитайте отрывок из романа А. В. Иванова «Географ глобус пропил». Подчеркните слова, образующие синекдоху.
«На привокзальной площади было людно и тесно : громоздились автобусы , толклись у ларьков очереди , возле пригородных касс клубились дачники , навязчивые таксисты бодро кричали каждому второму: "Куда ехать?", одинокий певец надтреснутым голосом уверял спешащую публику в том, что не такой уж и горький он пропойца . Утреннее небо над вокзалом поднималось хрустальной призмой — пустое и бледное, как экран только что выключенного телевизора».
Средства выразительности
Прочитайте отрывок стихотворения И. А. Бродского и определите, какие средства выразительности используются в приведенном четверостишии. Если вы правильно определите все средства выразительности, то увидите, как выглядела скрывающаяся за инициалами М. Б. женщина, которой посвящено стихотворение.
Читайте также: