Как писать сочинение по цитате

Обновлено: 21.11.2024

ЕГЭ. Обществознание. Как выполнить задание № 29 (мини-сочинение по цитате).

Вступление и завязка темы

Это отправная точка рассуждений. Можно начинать говорить об актуальности предмета, его значимости для общества. При необходимости совершается экскурс в историю, приводятся примеры из книг, журналов, исследований, подбирается база для аргументации в основной части.

Например: «Мама — первое слово, которое говорит ребенок. Первый и самый нужный человек, к которому бегут с радостью или с горем, — это мама. Отношение с родителями определяет, как растущий ребенок видит мир и кем он станет, творя свою судьбу, поэтому я согласен с автором строк «Мир держится на ласке матерей».

Следующая цитата

Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.

СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.

Цитаты о языке.

  • Цитаты о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретного знака.
  • Цитаты о строении текста (например, о роли абзацев в нём).
  • Цитаты о богатстве русского языка.
  • Цитаты о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
  • Цитаты о лексических средствах (например, о роли фразеологизмов, синонимов и т.д.)

СОВЕТ № 1.

Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.

Как писать вступление в сочинении по заданию 9.1?

Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.

Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.

  • Цитату можно оформить как предложение с прямой речью.

Пример.

Пример.

  • Можно не приводить цитату полностью, а использовать только фразы из неё. Помните: слова или фразы из цитаты пишутся с маленькой буквы, берутся в кавычки; если идёт пропуск слов, то на его месте ставится многоточие.

Пример.

Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитатыгруппы предложений или отдельные предложения».

СОВЕТ № 2.

Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.

  • Любое сочинение лучше всего писать по принципу: «от общего к частному» - вступление и основная часть - и «от частного к общему - заключение).

Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.

Пример.

  • Далее приводите цитату (по одному из способов цитирования, о которых говорилось выше).
  • Объясняете смысл цитаты. Это можно делать, опираясь на саму цитату, перефразируя её, от есть говоря другими словами. Лучше начинать со слова «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО».

Пример.

  • Далее можно использовать следующее клише.

Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.

Совет № 3.

Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.

Как писать основную часть сочинения?

  • Оба аргумента вы приводите по материалу предложенного текста. Не нужно вспоминать пример из литературы или из жизненного опыта. Просто надо внимательно прочитать текст.
  • Важно: примеры должны раскрывать смысл цитаты с разных сторон, то есть не доказывать одно и то же.
  • В данном случае нужно в скобках писать номера всех предложений абзаца.

Пример.

Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.

Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.

СОВЕТ № 4.

Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.

  • Новая часть вашего сочинения не должна начинаться с местоимения 3лица (например, автор использует их – имея в виду абзацы).
  • Каждое ваше предложение должно быть понятно, проверяющий не должен догадываться, о чём это вы пишете.
  • Не забывайте в конце каждого аргумента делать микровывод.
  • Начать легче со слов «таким образом», отметить правоту выказывания лингвиста.

Пример.

  • Далее вспоминаем принцип, о котором шла речь в начале статьи, помните? «От частного – к общему ». Ошибку допускают учащиеся, которые в заключении снова начинают писать о важности абзацев в тексте (об этом уже было написано во вступлении).
  • Закончить сочинение нужно своеобразными «рекомендациями» сверстникам, да и самим себе: нужно вырабатывать умение деления текста для абзацы (то есть ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок).

Пример.

Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.

СОВЕТ № 5.

Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.

НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.

Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.

Следующая цитата

Задание № 9.1. на ОГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения по цитате. Рассмотрим, какие цитаты могут быть предложены и как нужно писать по ним сочинение.

СОВЕТЫ по подготовке к написанию сочинения 9.1.

Цитаты о языке.

  • Цитаты о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретного знака.
  • Цитаты о строении текста (например, о роли абзацев в нём).
  • Цитаты о богатстве русского языка.
  • Цитаты о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
  • Цитаты о лексических средствах (например, о роли фразеологизмов, синонимов и т.д.)

СОВЕТ № 1.

Повторите ТЕОРИЮ, необходимую для написания сочинения по данным темам цитат.

Как писать вступление в сочинении по заданию 9.1?

Вам необходимо во вступлении объяснить смысл цитаты.

Для этого нужно приводить её или фразы из неё в своём объяснении.

  • Цитату можно оформить как предложение с прямой речью.

Пример.

Пример.

  • Можно не приводить цитату полностью, а использовать только фразы из неё. Помните: слова или фразы из цитаты пишутся с маленькой буквы, берутся в кавычки; если идёт пропуск слов, то на его месте ставится многоточие.

Пример.

Современный лингвист Л. Ю. Максимов, говоря о роли «абзацного отступа», отмечает, что с его помощью можно выделить «наиболее важные пропуск цитатыгруппы предложений или отдельные предложения».

СОВЕТ № 2.

Хорошо знайте способы цитирования, чтобы грамотно воспользоваться ими во вступлении при анализе смысла цитаты.

  • Любое сочинение лучше всего писать по принципу: «от общего к частному» - вступление и основная часть - и «от частного к общему - заключение).

Начинает сочинение с предложения, содержащего ОБЩИЕ сведения по теме цитаты.

Пример.

  • Далее приводите цитату (по одному из способов цитирования, о которых говорилось выше).
  • Объясняете смысл цитаты. Это можно делать, опираясь на саму цитату, перефразируя её, от есть говоря другими словами. Лучше начинать со слова «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО».

Пример.

  • Далее можно использовать следующее клише.

Приведу примеры из предложенного текста (называете автора) в качестве доказательства сказанного.

Совет № 3.

Лучше начинать сочинение по принципу «от общего к частному», объяснять смысл цитаты, перефразируя её, заканчивать вступление заготовленным клише.

Как писать основную часть сочинения?

  • Оба аргумента вы приводите по материалу предложенного текста. Не нужно вспоминать пример из литературы или из жизненного опыта. Просто надо внимательно прочитать текст.
  • Важно: примеры должны раскрывать смысл цитаты с разных сторон, то есть не доказывать одно и то же.
  • В данном случае нужно в скобках писать номера всех предложений абзаца.

Пример.

Текст Н. Аксёновой посвящён тому, как автор, от чьего лица ведётся повествование, с течением времени изменил своё отношение к отцу. Так, в первом абзаце (предложения № 1-5) отмечено, как ребёнок стыдился отца, его внешности, когда тот приходил играть на баяне в детском саду, как все ребята «давились от смеха», смотря на него. Данный абзац полностью раскрывает микротему: отношение ребёнка к отцу в детстве.

Абзац № 3 (предложения 11-24) посвящён событию, круто изменившему отношение девочки к отцу. В трудную минут, когда ей угрожала опасность, когда застряла машина в метель, а водитель растерялся («Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал»), отец пошёл пешком за помощью. Он проявил настоящее мужество. В данном абзаце уже другая микротема – поведение отца в трудную минуту, но в то же время это часть общего текста.

СОВЕТ № 4.

Приводите аргументы из текста, раскрывающие смысл цитаты лингвиста с разных сторон. Можно приводить яркие цитаты и из текста. Главное: передавая содержание абзаца, не пересказывайте его, а именно доказывайте вашу главную мысль о роли абзаца в тексте.

  • Новая часть вашего сочинения не должна начинаться с местоимения 3лица (например, автор использует их – имея в виду абзацы).
  • Каждое ваше предложение должно быть понятно, проверяющий не должен догадываться, о чём это вы пишете.
  • Не забывайте в конце каждого аргумента делать микровывод.
  • Начать легче со слов «таким образом», отметить правоту выказывания лингвиста.

Пример.

  • Далее вспоминаем принцип, о котором шла речь в начале статьи, помните? «От частного – к общему ». Ошибку допускают учащиеся, которые в заключении снова начинают писать о важности абзацев в тексте (об этом уже было написано во вступлении).
  • Закончить сочинение нужно своеобразными «рекомендациями» сверстникам, да и самим себе: нужно вырабатывать умение деления текста для абзацы (то есть ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок).

Пример.

Нужно учиться правильно выделять микротемы в письменной речи (в сочинении, изложении и др.), понимая, что от этого во многом завит восприятие текста.

СОВЕТ № 5.

Помните, что вступление и заключение сочинения – это совершенно разные его части. Если во вступлении вы разъясняете смысл цитаты, то в заключении подводите итог, выказывая свою позицию по поводу того, ЧТО нужно делать, чтобы не допускать ошибок, почему это так важно уметь.

НЕЛЬЗЯ в заключении писать то же, что и во вступлении, только разыми словами. Нужно подводить итог: для чего вы вообще рассуждали на данную тему, какие для себя сделали выводы.

Таковы мои советы и рекомендации по написанию сочинения № 9.1.

Следующая цитата

Сочинения

Эссе является одной из самых трудных письменных работ в школе. Ученик должен проявлять новаторские и интеллектуальные способности при его изложении, ведь на это дается всего пара уроков. Хотя учитель в классе объяснял, как писать рассуждения по шаблону статьи, многие пункты со временем могли позабыться. Писать сочинение-рассуждение по высказыванию с полным раскрытием темы легко, если следовать структурному плану.

Содержание

Основная часть

Здесь приводится аргументация своих убеждений, надо убедить читателя в правильности своих суждений. В этом блоке текста можно в меру употреблять вводные слова и термины, такие как:

  • допустим,
  • в качестве примера,
  • во-первых, во-вторых,
  • потому что.

Для доказательства используются примеры из личной жизни и литературы, мнение из авторитетных источников и авторов. Эта часть занимает порядка 70% статьи.

Например: «Я верю этому утверждению, потому что очень люблю мать и хочу, чтобы она была счастлива. Я осознаю, что никогда не встречу того, кто будет любить меня так самоотверженно. Сотни поэтов писали о матерях. Они возвышают мамину безусловную любовь, ласку, нежность и открытое сердце.

Конечно, хочется, чтобы так было в каждой семье. Но к сожалению не все мамы одинаковы. Я говорю о тех случаях, когда детей в семьях обижают, относятся к ним как к собственным вещам, а не к маленьким, но людям, у которые есть собственные мечты и переживания».

Заключение и выводы

В заключение надо красиво и искренне подвести итог всем своим аргументам. Объяснить, насколько эта тема важна для общества, почему люди должны обращать на нее внимание.

Надо описать свои резюмирующие впечатления от темы в двух-пяти предложениях.

К примеру: «Я бы хотел, чтобы ласка матерей действительно поддерживала мир, чтобы он опирался на нравственность и доброту, которую закладывают в своих детей их любящие родители. Чем больше счастливых семей и детей, тем лучше и счастливее общество, в котором мы живем…».

Содержание и состав эссе

В самом слове «сочинение» заключена суть. Иными словами, ученик должен составить текст по выбранной тематике, включить внутреннего автора и красочно описать состояние героя, предмет размышления, окружение. Например, в эссе-повествовании необходимо создать мини-историю, описание из разряда «Как я провел лето». Если мы говорим о сочинении-рассуждении, следует рассмотреть себя в качестве журналиста, который доказывает собственную точку зрения.

Как построить структуру текста? Учитель дает цитату или высказывание для размышления. С ним можно согласиться или опротестовать его и защитить свою идею. Здесь же необходимо показать свою позицию в соответствии с определенной схемой-структурой текста:

  1. Введение — это тезис, иначе говоря, принципиальная идея для доказательства.
  2. Основная часть в виде доказательства тезиса, где приводятся аргументы.
  3. В конце обобщается вышесказанное.

Памятка при написании рассуждения

Одним из главных факторов для успешного написания сочинения по высказыванию должно быть отличное понимание предмета. В противном случае абсолютно нечего будет обдумывать, ученик не сможет представить и защитить свое независимое мнение, показать свои рассуждения и доказать правоту своего рассуждения. Без понимания предмета работа будет слабая.

Во время написания эссе следует распределить объем текста так, чтобы начало и конец составили в сумме около трети общего текстового содержания. То есть если сочинение рассчитано на 3 страницы, то объем его вводной и заключительной части не должен превышать половины листа.

Нежелательно использовать заумные слова, может потребоваться много времени, чтобы найти правильную фразу. Лучше донести свою мысль простыми словами, чем ошибиться с понятием термина и неверно его применить.

Можно начать с черновика и написать его кратко, используя слова и предложения, как если бы тема обсуждалась с близким знакомым, а затем отредактировать полученный текст, используя подходящие термины.

Приводя многочисленные аргументы, надо помнить, что они должны быть взаимосвязаны и дополнять содержание эссе.

Написав эссе-рассуждение на черновике, его надо перечитать как минимум пару раз, мысленно проговаривая, чтобы убедиться, что текст является цельным, а компоненты произведения логически перетекают друг в друга, и никаких резких изменений в ходе концепции не было.

Лучше перепроверить все текстовое содержание на наличие грамматических и орфографических ошибок, и если нет уверенности в значении или написании слова, заменить его синонимом. Исключениями являются используемые в тексте цитаты или точные формулировки из исходных источников, которые были использованы в качестве доказательной базы.

Алгоритм написания сочинения по цитате.

  • Выбираем цитату: её нужно хорошо понять, знать термины по теме, а также примеры для аргументов. Если хоть одно условие не подходит, лучше выбрать другую цитату.
  • В первой части сочинения даём своё понимание смысла цитаты : о чём она, о каком ключевом понятии пишет автор, какую основную мысль (или какие мысли), связанную с этим понятием, подчёркивает. Обратите внимание: в критериях оценивания НЕТ указания на то, что нужно определить проблему, поднятую автором.

Читаем в задании: «Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их)».

Вспомним, что ИДЕЯ – это основная мысль, то, что хотел высказать автор по теме.

Пример.

Тема: природа.

Проблема: необходимость охраны природы, её защиты.

Идея: охрана природы – необходимое условие жизни человечества, его главнейшая задача.

  • Во второй части сочинения доказываем своё понимание цитаты на теоретическом материале. Помним, что термины, понятия должны быть только по теме цитаты, не нужно расширять их количество; не забываем, что это сочинение, а не ответ на уроке по теме, поэтому используем термины, теорию для доказательства своего понимания цитаты.
  • В третьей части приводим не менее ДВУХ аргументов для подтверждения своего понимания смыла цитаты.

Помним следующее:

  • В последние части сочинения подводим итоги , отмечая важность, актуальность, выказывания автора, на что нужно обращать внимание по данной темпе, о чём помнить, о чём задуматься.

Применение аргументов и доказательств

Рассуждая, желательно использовать конкретные примеры. Это могут быть ситуации из жизни, отрывки из работ, критика авторитетных людей, статистика и так далее. Сочинение по цитатам пишут с приведением примеров подтверждения или опровержения, указанных в разных источниках.

Надо конкретизировать свое мнение, особенно если оно отличается от мнения автора. Однако в этой ситуации совершенно необходимо прояснить, почему оно отличается, простого отрицания будет недостаточно.

Необходимо обращать внимание на точное написание цитат: ошибочное цитирование, изменение или пропуск фразы будет рассматриваться как фактическая ошибка.

Вывод в заключении должен практически суммировать весь текст. В своем эссе автор выступает в роли исследователя, который предлагает доказательства для подтверждения гипотезы. Следовательно, не исключено, что конечным результатом может стать другой тезис.

Требуется воздерживаться от повторения аргументов, а также перепроверить объемное соотношение основных элементов сочинения, чтобы не получить слишком длинного начала и конца или недостаточного количества основного смыслового текста.

Способность к ясному выражению своих мыслей и аргументированному отстаиванию своих позиций приходит не сразу. Для развития навыков надо читать больше литературы, участвовать в диалогах, уметь слушать и говорить, не теряя нити рассуждения.

Общие рекомендации.

  • Термины в сочинение должны быть «видны», поэтому используйте не меньше трёх.
  • Объём сочинения не указан, но отмечено в задании, что это мини-сочинение. Поэтому пишите чётко, только самое основное.
  • За ошибки (орфографические, пунктуационные, речевые) баллы не снижаются. Но старайтесь писать грамотно.

Примеры сочинений по самым разным темам можно найти на данном сайте ЗДЕСЬ.

Читайте также: