Как менялся евгений онегин в течение всего романа с цитатами
Обновлено: 07.11.2024
Дика, печальна, молчалива
Впервые Татьяна Ларина появляется на страницах романа во второй главе произведения, образ ничем не примечателен: молчаливая, внешне тихая, спокойная, обычная русская девушка.
Но героиня не похожа на других барышень, которые относятся к дворянскому кругу: не любительница рукодельничать, не испытывает желания жить на французский манер. Ей не нравятся пустые разговоры с подругами, которыми так увлечена сестра Ольга. Пушкин, изображая героиню, хотя и говорит, что такую, как Ларина, не встретить в современных романах о любви, пишет о Татьяне с особой любовью.
Героиня дичится ласк родителей, не любит шумных гуляний. Девушке нравится слушать нянины сказки, которые рисуют воображению картины русской жизни. Татьяна суеверна: верит в приметы и гаданья. Повзрослев героиня, зачитывается романами Ричардсона и Руссо. Мировоззрение девушки формируется под воздействием романтической литературы и народных преданий.
Волшебный яд желаний
При встрече с Онегиным, Татьяна переносит на него черты, подсмотренные в книжных романах, наделяет его иллюзорными качествами. Свое чувства по отношению к Евгению героиня сначала не может понять и объяснить даже самой себе, но страстность, заложенная в ее душе природой, заставляет Татьяну совершать импульсивные, но честные поступки. Пушкин, повествуя о встрече Онегина с героиней, о написании письма Татьяной, показывает читателю, как изменилась Татьяна: из молчаливой девочки превратилась во влюбленную девушку.
После того, как героиня признается в симпатии к Евгению, она долгое время находится в состоянии уныния, но «книжные чувства» превращаются в настоящие эмоции. После отъезда Онегина Татьяна знакомится с его библиотекой, желая понять своего «злого гения», только тогда приходит к выводу, что главный герой не такой, каким она его себе представляла. Любовь к нему не оставляет сердца Лариной: в душе разочарование соседствует с нежными чувствами.
Безупречная княгиня
Разуверившись в любви и людях, Татьяна после долгих уговоров и «ярмарки невест», решает последовать примеру своей матери и смириться со своей судьбой, став женой князя-генерала. Она переезжает в город, новое место заставляет поменять манеры: она становится внешне холодной, безупречной и непреступной. В такую княгиню влюбляется при новой встрече Онегин.
Но Татьяна только внешне меняется, ее внутренний мир все такой же, как раньше при жизни в деревне: она чистая, искренняя, страстная и любящая. Но такой героиня не может себе позволить быть в светском обществе. Ларина вынуждена закрываться от него, так как оно лживое, в дворянской среде важны только чины и деньги.
Онегин пишет несколько писем Татьяне, ответа не получает. Герой вынужден искать личной встречи, чтобы объясниться и попробовать начать все с чистого листа. Татьяна разрушает перед Евгением образ холодной светской дамы, признаваясь, ему в чувствах, плача. Но она остается верна себе и своим убеждениям. Для героини верность и честность стоят на первом месте.
В романе существует два параллельных плана эволюции главных героев: внешний и внутренний. Внешняя эволюция Татьяны – превращение из наивной, скромной девочки в светскую даму. Развитие внутреннего мира героини – формирование цельного и стойкого характера.
Следующая цитата
Роман «Евгений Онегин» повествует нам о 8 годах из жизни главного героя.
Если в начале романа перед нами предстает светский молодой человек восемнадцати лет, то в финале произведения это уже совсем взрослый, умудренный жизненным опытом мужчина.
Молодым людям в каждую эпоху свойственно слегка преувеличивать свою значимость, образованность и уверенность в некоторых суждениях. Это же можно сказать про Онегина.
Молодому Евгению нравится болтать о пустяках, придавая им больше смысла. Он учится «чему-нибудь» потому что это ставит его на более высокий уровень в глазах окружающих. Тот факт, что качество получаемых знаний получено «как-нибудь», говорит о невысокой ответственности юноши и низком уровне заинтересованности в получении подлинной информации.
Больше всего Евгению нравится крутиться в высших кругах. Именно поэтому он уделяет огромное внимание своему внешнему виду и модным костюмам.
Юноша влюбляется, но не проходит испытание первой любовью.
После того, как Онегин убивает своего друга Ленского в ходе дуэли, его мировоззрение тот час меняется. Евгений осознает, что жизнь подразумевает ответственность и серьезность по отношению даже к небольшим вещам.
После продолжительных путешествий к поискам своего настоящего «Я», Евгений возвращается совершенно другим человеком. Он научился чувствовать глубоко и тонко.
Встретив Татьяну, спустя несколько лет после разлуки, Онегин переживает чудовищную ревность и сильнейшую любовь. Но переиграть уже ничего нельзя. Он упустил свое счастье из-за юношеской глупости, самоуверенности и страха перед истинным собой.
По сей день это продолжает быть актуальной темой для разговоров. Только пройдя тернистый путь, можно выйти на спокойный морской берег.
Следующая цитата
Знакомство читателя с Евгением Онегиным начинается с первых страниц романа.
При внимательном прочтении первой главы кажется, что Пушкин пускает в своего героя все стрелы имеющейся иронии.
Признание Онегина в том, что он из корысти ухаживает за «полуживым» дядюшкой, описание распорядка дня героя, его воспитания и образования, привычек и внешнего вида – всё говорит о внутренней пустоте, морально-нравственном убожестве персонажа.
Однако жалеть или осуждать его никак не хочется. Евгений всё равно вызывает симпатию. Как это удаётся автору?
Во-первых, он не критикует героя прямо, предоставляя читателю возможность самому понаблюдать за Евгением.
Во-вторых, отношение Пушкина к своим героям очень человечное, родственное. Он подчёркивает, что у них с Онегиным много общего, прямо называет его своим «добрым приятелем». Мы понимаем, что и сами во многом похожи на Онегина, «мы все учились понемногу // чему-нибудь и как-нибудь».
В-третьих, герой остроумен, ироничен, правдив – и эти черты вызывают нашу симпатию.
Однако безобидная онегинская пустота, обозначенная в первой главе, оказывается не такой уж умилительной. Попадая в деревню, в иные для него условия существования, Евгений соприкасается с вещами, куда более серьёзными, чем то, к чему он привык.
Он знакомится с Ленским, между ними завязывается что-то похожее на дружбу. Но Онегин не умеет дружить, ведь для этого порой нужно забывать о себе, своей гордости и тщеславии. Из глупой привычки смеяться надо всем Онегин вызывает Ленского на дуэль и убивает невинного юношу.
…Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой…
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Что же помешало Онегину попросить прощения у друга?
«…Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шёпот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!»
Евгений боится общественного осуждения. Его сочтут трусом, он потеряет свою безупречную репутацию!
Здесь, именно в этом онегинском опасении, мы видим скелет его морали.
«Пружина чести», сжатая доселе, распрямляется и толкает Онегина на преступление.
Получив признание Татьяны, Онегин отвечает девушке отказом. Он тронут её чувством, но боится ответственности перед ней, его пугает возможность лишиться свободы, тяготят семейные обязательства.
Получается, что бесстрашный в рассуждениях, в своих поступках Онегин – трус.
Пушкин не говорит этого прямо, но со всей очевидностью демонстрирует это по ходу развития сюжета.
В завершении романа Онегин предстаёт перед нами изменившимся. Он вернулся из путешествия по России, которое помогло ему переосмыслить многое в себе.
В душе героя впервые рождается сильное чувство. Он наконец осознал, что внутреннюю пустоту необходимо заполнить, и это осознание влечёт его к Татьяне. Но в её лице Пушкин даёт своему герою заслуженный урок: «Всему своё время. За каждый наш поступок следует расплата».
Время было упущено Онегиным, и автор оставляет своего персонажа «в минуту, злую для него», так и не продолжив линию жизни Евгения в новых главах романа.
Возникает ощущение, что герой больше не интересен поэту, счёты с ним сведены. Однако богатый потенциал пушкинского образа стал основанием для появления галереи новых «героев времени» в последующей русской литературе.
Следующая цитата
Действие романа Пушкина «Евгений Онегин» не стоит на месте. Основной сюжет разворачивается в течение трёх лет, а в планах автора было, как минимум, целое десятилетие. Естественно, главный герой произведения на протяжении этого времени меняется.
Описывая петербургскую жизнь Онегина, Пушкин перечисляет удовольствия, доступные дворянину первой четверти 19 века: балы, театры, балет, ресторации с дружескими пирушками и карточной игрой, визиты на домашние вечера знатных семейств.
Отдавая дань радостям светской жизни, Онегин не успевает остановиться и задуматься, в чём его предназначение. Он не пытается выбрать свой путь, а плывёт по течению.
Из описания онегинского кабинета через предметный ряд мы узнаём кое-что о молодом человеке:
Изображу ль в картине верной
Уединённый кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
…
Всё, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, —
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Казалось бы, раз герой назван философом, далее должно следовать описание книг. Тем более что речь идёт о кабинете. Однако убранство комнаты скорее напоминает уборную или гардеробную:
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов…
В 18 лет Онегина больше всего заботит собственная внешность. Он настоящий франт: у него есть боливар – модный цилиндр с высокой тульёй, только-только вошедший в моду.
Генерал Симон Боливар был лидером освободительного движения в Южной Америке, а названный в его честь головной убор символизировал свободомыслие.
Кроме того, в тексте романа сообщается, что Онегин «как денди лондонский одет». Стремление соответствовать европейским образцам очень характерно для Онегина. Для него важно выглядеть безукоризненно.
Если говорить о чтении, то Евгений не предавался ему серьёзно и системно.
Позже, посетив кабинет возлюбленного, Татьяна легко угадает поверхностность его взглядов, неглубокое знание литературы, меж тем как для неё самой книги были всем.
Даже в выборе книг Онегин руководствовался тем, что диктует мода. Важно сказать несколько колких слов в адрес того или иного автора, чтобы показаться начитанным и произвести выгодное впечатление. «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умён и очень мил».
Дитя своей среды, Онегин был вполне благополучен в стихии большого света, пока ежедневные развлечения не наскучили ему. Лёгкие любовные победы, ещё недавно глубоко его волновавшие, потеряли свою цену.
На другом же поприще продвинуться Онегину не удалось. Раздражительность и тоска сделались его неизменными спутницами.
Молодого человека стала разъедать внутренняя пустота, которую многие ошибочно называли жизненным опытом.
К моменту приезда в деревню Онегину 26 лет. Все свежие молодые чувства в нём отбушевали. Остались одна рассеянная скука и привычка ко всему относиться шутя.
Однако именно в деревне судьба послала ему настоящие испытания: дружбу и любовь.
Дружба, которую предлагает Онегину чистосердечный Ленский, в один миг рушится из-за прихоти Онегина, вздумавшего от скуки и досады расшевелить в душе приятеля ревность.
Шутка заканчивается дуэлью, Ленский гибнет от руки Онегина.
Любовь же, которую он вызвал в Татьяне, кажется Евгению наивной и преждевременной, пугает своей серьёзностью. Он не привык к подобным признаниям и вынужден спасаться бегством.
Однако и гибель Ленского, и письмо Татьяны глубоко задели его, положив предел всем прежним привычкам и надолго погрузив Онегина в размышленья о правильности его пути.
Далее герой отправляется в путешествие. Известно, что он едет по Волге, затем – на юг, на Кавказ, позже вместе с Автором оказывается в Одессе, вслед за чем снова прибывает в Петербург. Такой маршрут намекает на желание Онегина глубже познать страну, в которой он живёт.
Он направляется не заграницу, и это символично: его путешествие – не дань моде, а странствие в глубину себя.
Возвращение в Петербург приносит новую встречу с Татьяной – уже замужней дамой, светской красавицей. Теперь она по-новому пленяет воображение героя, кажется воплощением его жизненного идеала.
В адресованном ей любовном письме мы читаем строки, как будто переписанные по черновику письма, полученного несколько лет назад от робкой Тани им самим:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
Своё прежнее поведение Онегин объясняет так:
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
…Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан…
Осознавая собственные ошибки, Онегин как будто просит Татьяну дать ему шанс на новую жизнь, но княгиня непреклонна.
«Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Оставляя своего героя «в минуту, злую для него», Пушкин вершит суд над прошлым Онегина и подводит его к порогу будущего перерождения.
В сцене объяснения с Татьяной мы впервые застаём Онегина бледным, страдающим, почти плачущим, почти покаянным. Для человека его склада это уже следы происходящей нравственной эволюции.
Татьяна сумела пробудить в Онегине живую душу, а в этом и есть настоящий смысл любви.
Читайте также: