Как лучше вставить цитату в устном собеседовании
Обновлено: 21.11.2024
Ответ на вопрос, как включить цитату в пересказ задания 2 итогового собеседования дан в этой статье. Задание 2 предполагает пересказ прочитанного текста. На первый взгляд простое задание требует тщательной подготовки. Ведь это не простой пересказ. В основное содержание текста необходимо добавить постороннее высказывание. Как же это сделать правильно? Давайте узнаем.
СодержаниеЧто такое пересказ
Пересказом называется устное изложение прочитанного материала. Пересказ развивает речь, внимание, мышление. Однако этот вид работы тренирует не память, а умение оценить и понять прочитанную информацию. Ее не нужно зазубривать, а следует понять и воспроизвести своими словами.
Особенности задания 2
Как правильно пересказать текст
Как их не потерять? Как увидеть в тексте? К тому же тексты даются художественные, повествовательные. А в изложениях представлены рассуждения.
Подготовка к пересказу
На подготовку дается 2 минуты. Этого времени вполне достаточно. Кроме того текст уже минимум два раза был прочитан. Что нужно сделать в процессе подготовки?
- Обязательно использовать черновик. Его вместе с ручкой выдает собеседник. Как только истекают отведенные на подготовку 2 минуты, собеседник забирает исходный текст. Но у вас остается черновик! Его нужно использовать правильно.
- Советуем составить план текста. Это поможет сохранить все важные мысли, то есть микротемы. Пишите сокращенно, но разборчиво. Вы пишете для себя, поэтому можно даже ограничиваться одним словом, а не писать предложение. Важно в процессе пересказа не читать с черновика, а использовать его как подсказку.
- Выпишите на черновик все имена и даты. Благодаря такому ходу вы сможете избежать фактологических ошибок, которые чаще всего связаны именно с числами и именами. Если этого сделать не получилось, просто не упоминайте даты в пересказе. Ограничьтесь словами сначала, потом, через некоторое время и т.д.
- Выпишите трудные, но важные слова. Пусть даже не трудные, но несущие определенный смысл. Например, герой учился в академии, а вы забыли и сказали, что он прошел обучение в университете. Это опять неточность в фактах и, как следствие, потеря баллов.
Этот способ многим помогает. Нарисуйте в своем воображении те образы и события, о которых говорится в тексте. Чем ярче и эмоциональнее будет нарисованная в воображении картина, тем точнее получится пересказ. Благодаря этому вы будете делать акцент именно на содержании прочитанного, а не на конкретных фразах.
Что такое цитата?
Цитата представляет собой точную фразу какого-либо человека. Цитатой может быть как словосочетание, так и целое предложение, а иногда и несколько предложений. Цитаты используют в качестве эпиграфов к произведениям, аргументов при рассуждении. Существует даже цитатный план: пункты такого плана состоят из дословных выдержек из текста. В итоговом собеседовании используются цитаты, касающиеся именно того человека, предмета или явления, о котором говорится в тексте.
Предложения с прямой речью
При таком способе цитирования прямая речь может стоять как после слов автора, так и до них:
Формулировка задания
В задании указано, что в пересказ необходимо включить высказывание какого-либо известного, а иногда и не очень известного, человека о том, что или кто является объектом текста. Ниже отдельно помещены слова, которые необходимо включить в пересказ. Их не нужно выписывать на черновик или учить наизусть. Карточка с цитатой остается у выпускника после истечения времени, отведенного на подготовку. Начать подготовку к пересказу лучше с чтения самой цитаты. Прочитайте внимательно ее автора, а затем и саму цитату. Только после этого начинайте работать с текстом. Если оставить знакомство с цитатой на потом, можно просто не успеть это сделать. Так что лучше обратитесь к ней сначала.
Способы цитирования
В критериях оценивания есть такой пункт как использование способов цитирования. Не достаточно просто прочитать написанную на листочке фразу. Ее нужно грамотно вставить в свой пересказ. Да и не зря же вам указали на автора приведенных в качестве цитаты слов.
Существует несколько способов цитирования:
Как включить цитату в пересказ
Правильно процитировать фразу не достаточно. Ее нужно уместно включить в пересказ. Это можно сделать тремя способами:
- Начать с цитаты. Вставьте ее сразу перед ответом, использовав любой из способов цитирования.
- Процитировать артиста, исследователя или философа после пересказа определенной части текста. По смыслу можно понять, куда лучше подойдет эта цитата, чтобы стать единым целым с текстом.
- Закончить пересказ цитатой. После пересказа текста обратитесь к цитате и завершите свою речь именно фразой о том выдающемся человеке, о котором узнали на собеседовании.
Как уместно включить цитату в пересказ, зависит от содержания текста. Иногда конкретные фразы в тексте подсказывают, что цитата нужна именно здесь. Если вы не можете понять, куда вставить цитату, лучше сделайте это перед изложением прочитанного текста. Такой способ всегда будет уместен. К тому же вы не забудете о ней, как часто случается вследствие волнения.
Можно цитировать не весь предложенный в задании 2 текст. Иногда он бывает длинным и запутанным. Можно взять лишь фрагмент высказывания, несущий определенную смысловую нагрузку. Сокращать высказывание и убирать лишние слова можно лишь в том случае, если это не исказит смысл фразы. Использование фрагментов не будет ошибкой, ведь в задании не сказано о полном цитировании. Но это нужно делать с осторожностью, чтобы не допустить ошибку с выбором главного в высказывании.
Как подготовиться самостоятельно
Готовиться к пересказу, в частности к включению в него цитату, можно и самостоятельно. Например, выписывать в тетрадь цитаты о каком-либо литературном герое, историческом деятеле, ученом или писателе. А затем пересказывайте его биографию, включая в пересказ выписанные цитаты. Так вы научитесь использовать цитаты в речи, оперируя различными способами цитирования.
Научившись работать с цитатой и проведя несколько тренировок по ее включению в пересказ, вы точно получите высший балл по критерию. Не поленитесь, разберите самостоятельно несколько вариантов. Потренируйтесь включить цитату разными способами. Практикуясь, вы обязательно найдете подходящий для себя вариант и точно не забудете о цитате на собеседовании.
Предложения с вводными словами
По словам И. Э. Кио…
Как считал И. Э. Кио…
Следующая цитата
Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию значительна. С памятками школьники сталкиваются регулярно. Многие учителя используют их при объяснении нового материала, при отработке полученных на уроке знаний, при повторении материала. Вспомните, как вы на уроке русского языка или математики разрабатываете алгоритм решения образовательных задач. И памятки действительно являются хорошими помощниками не только для учителей, но и для школьников. При подготовке к итоговому собеседованию также можно продуктивно использовать памятки.
СодержаниеПредложения с косвенной речью
Косвенная речь представляется в виде сложносочиненного предложения с придаточным изъяснительным:
Игорь Эмильевич Кио считал, что Никулин привык достигать во всем…
Можно использовать и другие глаголы: говорил, утверждал, писал.
При таком способе слова автора могут находиться в начале предложения. В косвенной речи категорически запрещается использовать форму первого лица.
Что такое памятка?
Памятки считаются визуальным информационным материалом. Это средство визуальной или вербальной передачи информации. Мы называем памятками листок или брошюру, на которой помещена полезная информация:
краткие наставления на какой-либо случай
краткие сведения о чем-либо
сведения о том, что нужно обязательно запомнить
алгоритм выполнения какого-либо школьного задания
Виды памяток
Памятки используются во всех сферах деятельности. Их количество настолько многообразно, что все они объединяются в определенные группы. Условно памятки можно разделить на следующие виды:
- Памятка-алгоритм
Устанавливает последовательность действий при выполнении упражнения или решении задачи.
- Памятка-инструкция
Содержит необходимые указания по совершению определенных действий.
Дает рекомендации о том, при каких условиях совершаемое действие будет успешным.
- Памятка-разъяснение
В ней опровергаются устоявшиеся стереотипы и утверждаются новые, доказанные научно.
Содержащиеся в ней сведения стимулируют человека на совершение определенных действий.
При подготовке к итоговому собеседованию целесообразно использовать памятки-алгоритмы, памятки-инструкции и памятки-советы. Приведем конкретные примеры памяток для подготовки к каждому заданию собеседования.
Почему полезны памятки?
Есть ли какая-то польза в этом визуально-графическом материале? Давайте разберемся.
Памятки представляют собой советы опытных людей, поэтому их польза очевидна. Научиться тому, что другие хорошо знают, можно по памяткам. Прислушиваться к мнению компетентных людей всегда полезно. Памятки, используемые в образовательном процесс, составляются опытными специалистами, которые прекрасно разбираются в теме.
В процессе обучения школьники постоянно сталкиваются с трудностями: какую букву написать, каким членом предложения является слово, как определить часть речи. Случается такое, что трудности возникают и при чтении и пересказе текста, при составлении монолога и участии в диалоге.
Используя памятки при подготовке к итоговому собеседованию, вы сможете запомнить последовательность выполнения заданий, воспользоваться полезными советами, научиться последовательно формулировать мысли.
Памятка для подготовки к чтению научно-популярного текста
При подготовке к заданию 1 итогового собеседования можно использовать памятки-алгоритмы, в которых отражена последовательность действий при подготовке к чтению.
Памятка-алгоритм “Как подготовиться к выразительному чтению текста?”
- Вдумчиво прочитать текст и попытаться представить то, о чем в нем говорится.
- Определить основную мысль текста и его тему.
- Обратить внимание на структуру предложений (простые или сложные, осложненные или неосложненные).
- Обратить внимание на знаки препинания внутри предложений и знаки завершения.
- Найти в каждом предложении основные слова, на которые падает логическое ударение.
- Определить трудные для воспроизведения слова, подчеркнуть их, при необходимости расставить в словах ударения.
- Прочитать текст не спеша, соблюдая все паузы и логические ударения.
- Во время чтения не торопиться, выдерживать средний темп чтения.
Памятка-совет “Признаки выразительного чтения текста”
- Все паузы и логические ударения соответствуют коммуникативному замыслу автора.
- В зависимости от содержания текста голос меняется, некоторым фрагментам с помощью изменения тональности голоса придается соответствующая смысловая окраска.
- Каждое слово произносится достаточно громко, четко, прослеживается хорошая дикция.
Памятка для подготовки к пересказу текста
Памятка-инструкция “Как пересказать прочитанный текст”
- В первую очередь прочитайте цитату, указанную в карточке с заданием. Затем только приступайте к работе с текстом.
- Читая текст вслух и при подготовке к заданию 1 постарайтесь запомнить его основное содержание.
- Чтобы пересказать прочитанный текст, нужно определить в нем смысловые части, микротемы.
- Рекомендуется составить краткий тезисный или вопросный план прочитанного текста, количество пунктов которого будет соответствовать количеству микротем текста.
- Во время пересказа используйте записи, сделанные на черновике. Только не читайте их, а применяйте в качестве ориентира при изложении прочитанного.
Памятка алгоритм в виде схемы “Как включить цитату в пересказ?”
Памятка для подготовки к монологическому высказыванию
Монологическое высказывание является третьим заданием в итоговом собеседовании для 9 класса. Оно предполагает три альтернативных задания на выбор обучающихся: составить описание, повествование или рассуждение.
Памятка-алгоритм для подготовки к монологическому высказыванию
- Ознакомьтесь с предложенными для выполнения задания темами.
- Выберите ту тему, на которую Вам легко будет составить монолог.
- Озвучьте выбранную тему собеседнику.
- Используя выданную для подготовки карточку-помощницу, готовьтесь к ответу в течение 1 минуты.
- По истечении времени назовите еще раз номер задания и тему монолога.
- Громко и четко опишите фотографию, расскажите о случае из жизни или приведите рассуждение на поставленный вопрос в зависимости от выбранной темы.
- Во время ответа используйте информацию, находящуюся на выданной карточке.
- После окончания монолога сообщите об этом учителю-собеседнику.
- Сдайте карточку-помощницу собеседнику или отложите в сторону.
Памятка-рекомендация “Речевые клише для монолога”
На фотографии изображено…
Смотря на фотографию, я вижу…
Главными героями снимка являются…
На заднем плане виднеется…
Герои находятся в доме, на природе, в школе и т.д.
Я могу предположить, что …
Очевидно, что события происходят…
Фотографу удалось передать…
Примерный план монолога (памятка-инструкция)
- Небольшое введение в форме одного предложения. Можно сказать, что перед Вами интересный снимок, или что Вам предложили описать фотографию).
- Описание места действия событий и указание времени действия (время года, время суток).
- Описание участников фотографии:
- Занятия участников снимка (играют, беседуют, занимаются творчеством и т.д.).
- Общее настроение участников фотографии, атмосфера.
- Небольшое заключение в форме одного предложения. Можно сказать о том, понравилась фотография или нет, какие воспоминания она навеяла).
Памятка для подготовки к диалогу
Памятка-алгоритм “Как отвечать на вопросы собеседника?”
- Внимательно прослушать вопрос собеседника.
- Если вопрос непонятен, попросить разъяснить его суть, задать встречный вопрос.
- Ответ на вопрос начать с того, что использовать перестроенный в повествовательное предложение вопрос. Это будет тезисом.
- Подтвердить свои мысли аргументами, объяснить, почему вы так думаете. Можно использовать слова поэтому, потому что, поскольку.
- Закончить ответ и ждать реакции собеседника.
- Аналогично отвечать на каждый вопрос учителя.
Как видите, мы не только рассказали вам про роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию, но и разработали различные памятки для вашего удобства. Вы смело можете их использовать при самостоятельной подготовке к зачету. Но помните, что они являются лишь средством достижения результата. Лишь правильное их использование может привести к хорошему результату.
Следующая цитата
Костина Лилия Сергеевна делится опытом работы по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию.
Она разработала памятки, способствующие формированию коммуникативной и языковой компетенции учащихся, которые так необходимы для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.
Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию
Неоценимую роль при подготовке к ИС играет правильно выработанный алгоритм работы по предлагаемым заданиям. Каждый организует самостоятельную работу по-своему, так как она должна, на мой взгляд, носить индивидуализированный характер. Ученик использует источник информации в зависимости от своих потребностей.
В процессе работы мы часто сталкиваемся с трудностями при соблюдении грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей нам на помощь приходят памятки, которые рассчитаны на способность школьников сознательно управлять своей волей, эмоциями. При использовании памяток идет формирование «методики учащегося». Вашему вниманию будут предложены памятки, способствующие эффективной подготовке к ИС.
Задание 1.Чтение текста.
Памятка к чтению научно-популярного текста
Критерии оценки чтения текста
- выразительность речи во время чтения;
- соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм;
- искажение / верное прочтение слов;
- темп чтения.
Признаки выразительного чтения
- умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
- умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
- хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал
- замены,
- пропусков,
- перестановки,
- добавления,
- искажения,
- повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.
Алгоритм подготовки к выразительному чтению
- Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
- Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
- Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
- Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
- Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
- Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
- Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
- Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
Задание 2. Пересказ текста.
Памятка для подготовки к пересказу текста
- Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.
- Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
- Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
- Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.
Для того чтобы правильно вставить цитату в текст передайте чужую речь разными способами.
«Главная ценность жизни – сама жизнь» (В.М.Песков)
- В виде предложения с прямой речью (Василий Михайлович Песков говорил: «Главная ценность жизни – сама жизнь»).
- В виде предложения с косвенной речью (Василий Михайлович Песков говорил, что главная ценность жизни – сама жизнь.)
- В виде предложения с вводной конструкцией (По словам В.М. Пескова, главная ценность жизни – сама жизнь).
- В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о (В. М. Песков говорил о жизни как о главной ценности самой жизни).
- В виде части предложения.
- Введите цитату не полностью.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь.
Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания.
Основная задача – указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления.
Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.
Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.
Речевые стандарты
На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
В объектив фотографа попали …
В центре фотографии мы видим …
На заднем плане находится …
Вдалеке мы можем разглядеть …
Можно предположить, что …
Смотришь на фотографию и представляешь…
Фотография передаёт ощущение …
Фотографу удалось показать …
Алгоритм выполнения задания 3.1
- Внимательно рассмотрите фотографию.
- Подберите опорные слова и словосочетания для описания фотографии.
- Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы получилось монологическое высказывание.
Примерный план монологического высказывания – описания
Время высказывания – не более 3 минут.
- Вводные фразы по теме фотографии.
- Описание фотографии с учётом задания:
- время действия (когда? в какое время?)
- место действия (где? в каком месте?)
- внешний вид участников (кто? как выглядят?)
- занятие участников (что делают? чем заняты? как?)
- настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
- Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др.)
Обучающая работа.
Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание.
Перед нами фотография, тема которой «Мир увлечений».
Автор снимка запечатлел школьника в классе-мастерской.
Можно предположить, что ученик после уроков или во время каникул увлечённо занимается робототехникой.
Внешний вид участников
На мальчике одеты удобный серый свитер и джинсы.
Занятие и настроение участников
Фотограф показал зрителям заинтересованность подростка. Внимание зрителей приковано к его сосредоточенному умному лицу. Движения рук, которыми он держит инструменты, точны. Мальчик старается выполнить работу аккуратно.
Мне понравился этот снимок. Можно сказать, что таким лаконичным кадром, фотограф передал своё отношение к теме « Мир увлечений»: как же прекрасен человек искренне увлечённый интересным делом. ( 10 фраз)
Задание 4. Диалог.
Памятка при подготовке к диалогу
Единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге.
Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.
Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.
Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.
Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.
Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.
Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому - получается связный ответ объемом 3 фразы.
Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.
Обучающая работа
1. Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?
О чём в вопросе идет речь, нашли тему.( Что такое увлечение?)
Выделяем и запоминаем основные тематические слова. ( Привлекательность увлечений)
Повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Что такое увлечение? По моему мнению, увлечение – это такое занятие, которое человек выполняет с особым интересом. Я люблю русские народные песни, поэтому уже несколько лет занимаюсь народным пением в ДШИ в образцовом фольклорном ансамбле «Ладушки».
2. Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?
Среди моих друзей и одноклассников много тех, кто занят - танцами, пением, живописью, спортом, коллекционированием.
3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?
Безусловно, увлечение может повлиять на выбор профессии. Я после окончания девятого класса собираюсь поступать в Суджанский техникум культуры, так моё увлечение исполнением народных песен в будущем станет моей профессией.
Следующая цитата
Как подготовить учеников 9 класса к пересказу текста с включением приведённого высказывания? Делится своим опытом с коллегами Романова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска.
В задании 2 итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
Вот как сформулировано это задание в демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку, размещенном на сайте ФИПИ (федерального института педагогических измерений):
«Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…».
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования».
Цель включения задания 2 в контрольные измерительные материалы для проведения итогового собеседования по русскому языку за курс основной школы – проверить коммуникативную компетенцию обучающихся: пересказ текста с привлечение дополнительной информации.
Задание 2 можно разделить на две части: собственно пересказ и уместное введение предложенной цитаты в пересказ. По истечении отведенного времени ученик должен пересказать подробно или сжато полученный текст, сохранив все основные микротемы исходного текста.
В критериях оценивания сказано, что учащийся за верное выполнение задания 2 может получить максимальное количество баллов – 4 (четыре).
Критерий П 1 «Сохранение при пересказе микротем текста» – 1 балл.
Критерий П 2 «Соблюдение фактологической точности при пересказе» – 1 балл.
Критерий П 3 «Работа с высказыванием» – 1 балл.
Критерий П 4 «Способы цитирования» – 1 балл.
Критерий П 1 «Сохранение при пересказе микротем текста»
Если учащийся передает содержание прочитанного текста, не упустив и не добавив ни одной микротемы, он получает 1 балл. Если ученик пропускает хотя бы одну микротему или добавляет одну микротему и более, то не получает ни одного балла.
Критерий П 2 «Соблюдение фактологической точности при пересказе»
Если учащийся не допустил фактических ошибок, связанных с понимание текста, он получает 1 балл. Если допустил хотя бы одну фактическую ошибку, то получает 0 баллов.
Критерий П 3 «Работа с высказыванием»
Третий балл за задание 2 девятиклассник может получить, если приведённое высказывание он уместно и логично включил в свой пересказ. Если приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично – 0 баллов. Если приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа, учащийся также получает 0 баллов.
Критерий П 4 «Способы цитирования»
Если ошибок при цитировании нет – 1 балл. Если допущена хотя бы одна ошибка при цитировании – 0 баллов.
В апробации, которая проходила осенью 2017 года, данное задание было только в модели № 2 - проведение устной части ГИА-IX по русскому языку в форме собеседования, модель №1 – проведение устной части ГИА-IX по русскому языку на базе компьютерных технологий такого задания не содержала.
В апреле 2018 года девятиклассникам предстоит пройти итоговое собеседование по русскому языку по модели № 2 - в форме собеседования. Поэтому к заданию 2 нам необходимо серьёзно готовить учащихся.
Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.
На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое благоприятно влияет на развитие речи, памяти и мышления. Учителю важно помнить, что этот вид работы тренирует не память, а понимание прочитанной информации. Если ученик понимает то, что читает, слышит, то пересказать своими словами предложенный текст ему не составит труда.
Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?
Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.
Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1), ученик имеет две минуты.
За это время он должен:
1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);
2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет распечатать текст для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, он имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).
3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. (В спецификации контрольных измерительных материалов есть рекомендуемый порядок проведения итогового собеседования. Там, в пункте 5, рекомендуется собеседнику-экзаменатору переключить ученика на новый вид работы – пересказ текста. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения заданий 2.(Высказывание, которое необходимо включить в пересказ, надо будет распечатать отдельно, так как текст перед пересказом забирается) Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем. Также учащийся может составить небольшой план для пересказа).
Хочется обратиться к составителям контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку: необходимо подбирать тексты для чтения и пересказа равнозначные по трудности, а не так, как часто бывает у нас: первый вариант всегда легче. Так было и с текстами при проведении апробации собеседования осенью 2017 года. В первом варианте текст об Александре Васильевиче Суворове (имя которого у всех на слуху) не содержал сложных научных терминов, во втором варианте текст о Владимире Ивановиче Вернадском, ученом XIX – первой половины XX века, был насыщен сложными, редко встречающимися терминами: геология, кристаллография, минералогия, геохимия, ноосфера и другими. Поэтому при пересказе текста второго варианта были ошибки лексические: обучающиеся, вспоминая научные термины, образовывали несуществующие слова: «кристаллология», «естество-мыслитель». Конечно, с одной стороны, это говорит о том, что наши ученики мало читают, а с другой, указывает на то, что текст для второго варианта был перенасыщен терминами. Поэтому выписанные на листочек во время подготовки к выразительному чтению малознакомые ученику слова, даты дадут возможность избежать фактических, лексических ошибок при пересказе.
Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно, можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.
4) Следующий этап – выразительное чтение текста (задание 1). Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.
Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа, повторно – совершенно естественно. Ученые, которые изучают свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.
Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.
5) И ещё одно пожелание: во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.
После прочтения текста вслух у ученика есть 1 минута на подготовку пересказа. Её лучше использовать для того, чтобы найти место и способ включить предложенное высказывание в пересказ. Надо помнить, что это должно быть уместно и логично. Эти требования подразумевают, что ребенок должен включить в свой пересказ цитату так, чтобы она была связана с основным содержанием, продолжала предыдущую мысль и не создавала логической ошибки при переходе к следующей.
Помимо смысловой связи необходимо учить девятиклассников использовать формальные виды связи: местоимения, вводные слова, союзы.
Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».
Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.
Обязательно надо повторить с девятиклассниками два основных способа цитирования:
1) Прямая речь – дословно воспроизведённое высказывание с указанием автора.
Например: Русский военный историк генерал Модест Иванович Богданович утверждал: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».
2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Например: Александр Павлович Виноградов, ученик Владимира Ивановича Вернадского считал, что его учитель «видел в науке намного лет вперёд, создал новые отрасли науки о Земле, предвидел их огромное значение и связь с практической деятельностью человека».
Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного.
В своей практике задание уместного употребления цитат я отрабатываю на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагаю выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание помогает подготовиться к выполнению задания 2 итогового собеседования, а также настраивает ученика читать внимательнее.
Проработайте таким образом вместе с учениками несколько текстов (5-6). За это время девятиклассник приобретёт навык самостоятельной работы с ними.
И последнее – создайте на экзамене доброжелательную обстановку. Это избавит учеников от излишних волнений и даст им возможность успешнее пройти итоговое собеседование.
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку для обучающихся 9 классов
Романова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 имени А.А. Дейнеки» г. Курска
Литература
1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажер. Устное собеседование. – Экзамен, 2018.
Читайте также: