Как изменилась татьяна в 8 главе цитаты
Обновлено: 06.11.2024
В огромной зале, среди людей, Онегин стоит один. Рядом с ним ни друзей, ни женщин. Он давно не был в столицах. Кто его знал – забыли, иные вовсе не были с ним знакомы. Но стоящий в стороне мужчина привлекал к себе внимание, о нем судачили.
В этой главе образ Татьяны восхитителен. С какой любовью, с каким почтением описывает Пушкин ее появление в этой зале:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок.
Такова характеристика Татьяны. И потому, как «по зале шопот пробежал», Татьяна и ее муж пользовались уважением в свете. Это уважение читается в следующих строках:
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
За два года в ней произошла удивительная метаморфоза. Из грустной, романтической уездной барышни она превратилась в светскую даму, настоящую леди, вызывающую восхищение общества.
И Онегин загорелся. Он моментально уехал с раута домой. Спал тревожно. Не мог поверить в то, что та самая девочка, которая писала ему, которая смотрела на него жадными и влюбленными глазами, сейчас была с ним «так равнодушна, так смела».
Наутро ему принесли записку. Князь приглашал его к себе на вечер. Вечером он раньше указанного в записке времени полетел к ней. Татьяна была одна. Где тот надменный Евгений, читавший ей когда-то проповедь. Рядом с Татьяной он потерял дар речи. Она, стараясь поддержать светскую беседу, задавала ему какие-то вопросы, на которые он едва отвечал.
Наконец, пришел князь, который по случайному стечению обстоятельств, был родственником и одновременно считался другом Евгения. Приехали остальные гости. На вечере у князя присутствовал весь цвет московского светского общества, велись разговоры на самые различные темы.
Но Евгений весь вечер наблюдал только за Татьяной. В последующие дни он часто встречался с нею в свете, старался бывать там, где бывала она. От любви он был болен, и врачи отсылали его на воды. Татьяна была с ним холодно учтива и не более.
Не зря же в свое время Татьяна читала французские романы, да 2 года вращалась в высшем свете. Она имела представление о том, как герои-любовники обольщают женщин. Евгений не был особо оригинален. Она, конечно, замечала его ухаживания и попытки соблазнить. Но пока он не выходил, за рамки приличий, она была учтива и приветлива с ним. Но не более.
Наконец, не выдержав мук ее холодности, он пишет ей письмо. Это письмо Онегина к Татьяне перекликается с ее письмом. Но Татьяна ответила молчанием. Он пишет второе письмо, третье. Ответа не было. И наконец,
После этой встречи Евгений заперся в своем доме, читал запоем. Но мысли его были рядом с Татьяной. Пролетела зима, весеннее солнце его вернуло к жизни, и первое, что он сделал, поехал к ней без приглашения и предупреждения. Татьяна была одна. Князь уехал на службу, или по своим делам, прислуга занята своей работой, и Татьяна могла позволить себе быть самой собой. Здесь он встретил Татьяну. Не светскую даму с холодным взглядом, а прежнюю Таню, которую он знал в деревне. Она держала в руках письмо. Пушкин не говорит, что за письмо это было, но можно было догадаться, что это письмо Евгения.
Приезд Онегина был неожиданным, и ей потребовалось какое-то время, чтобы придти в себя перед стоящим на коленях Евгением. Она припомнила ему, какой урок он ей преподнес, в саду, и тоже ответила ему тем же. Но это не было местью, платой за ту отповедь. Перед нею Евгений стоял на коленях, бледный, поверженный. Одного этого достаточно, чтобы насладиться местью. Но она не мстительна. Она искренна с ним, признается, что блеск и богатство охотно променяла бы на возможность оказаться в родной деревне, будь на то ее воля. Она говорит о том, что продолжает его любить, но она не позволит себе бесчестить имени мужа, давшего ей имя, титул и положение в свете. Она прекрасно понимает, что любовь Онегина – это не любовь к ней. Это – любовь к себе. Татьяна замужем, а значит, связь с нею ни к чему его не обязывает. Зато позор Татьяны «теперь бы всеми был замечен».
Последняя встреча Татьяны с Онегиным – это урок ответственности за судьбы людей, рядом с которыми мы живем. Урок для нынешних поколений. Татьяна на правах жены несет ответственность за честь и счастье мужа, с которым повенчана, и потому она говорит Онегину:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Онегин так и не женится, не проявит себя ни на службе, ни в искусствах. Это – первый литературный герой, которого критики причислят к лишним людям, бесполезным для общества.
Следующая цитата
Княгиня смотрит на него.. .
И что ей душу не смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был также тих ее поклон.
Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась,
Иль стала вдруг бледна, красна.. .
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка.. . иль это сон?. .
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
Он с трепетом к княгине входит;
Татьяну он одну находит,
И вместе несколько минут
Они сидят. Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва, едва
Ей отвечает. Голова
Его полна упрямой думой.
Упрямо смотрит он: она
Сидит покойна и вольна.
Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
Следующая цитата
На фоне светского общества, в доме князя, мужа Татьяны, Пушкин
рисует и новую Татьяну – "равнодушную княгиню","неприступную богиню. "
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал…
И Онегин загорелся. Он моментально уехал с раута домой.
Спал тревожно. Не мог поверить в то, что та самая девочка,
которая писала ему, которая смотрела на него жадными и
влюбленными глазами, сейчас была с ним
"так равнодушна, так смела".
Но свет не испортил, не искалечил Татьяну, душа её осталась прежней,
Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна – скорее внешне.
Она повзрослела, стала сдержанней, спокойней, научилась оберегать
свою душу от чужого взгляда. И эта внешняя сдержанность при том
же внутреннем богатстве, той же красоте душевной, которой она
обладала в юности, ещё больше привлекает к ней Онегина.
Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен страстью.
Обновлённый Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.
Теперь перед читателем предстаёт изменившийся герой.
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности – любовь?
Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить.
Счастье возможно только теперь, с обновлённым Онегиным, но (поздно! )
Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради
своего счастья. Она с твердостью говорит:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…)
Но обращаюсь к нашей даме.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.
«Ужели, — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
«Да кто ж она?» — Жена моя. —
«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» — Около двух лет. —
«На ком?» — На Лариной. — «Татьяне!»
— Ты ей знаком? — «Я им сосед».
— О, так пойдем же. — Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был также тих ее поклон.
Следующая цитата
Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» давно стал символичным для русской литературы. Именно она, как правило, открывает галерею прекрасных женских характеров, созданных отечественными писателями. По тексту романа видно, что Пушкин создавал этого персонажа очень трепетно и внимательно. Достоевский писал, что в заглавии романа должно стоять имя не Онегина, а Татьяны – именно ее знаменитый романист считал главной героиней произведения. Образ Татьяны не просто возникает как застывший во времени и пространстве портрет, она показана в своем развитии, в мельчайших чертах характера и поведения – от романтичной девочки до сильной женщины.
В начале «Евгения Онегина» автор показывает нам юную семнадцатилетнюю девушку (стоит отметить, что возраст Татьяны прямым текстом не указан, однако письмо Пушкина Вяземскому, в котором он пишет о героине своего романа, дает ответ на этот вопрос). В отличие от своей веселой и легкомысленной сестры Ольги, Татьяна очень тиха и застенчива. С детства ее не привлекали шумные игры со сверстницами, она предпочитает одиночество – именно поэтому даже с членами семьи она чувствовала себя отстраненной, будто бы чужой.
Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,
А впрочем очень недурной…
Однако эта девушка, такая молчаливая и малопривлекательная, имеет доброе сердце и способность очень тонко чувствовать. Татьяна любит читать французские романы, и переживания главных героев всегда находят отклик в ее душе.
Влюбленность Татьяны раскрывает ее нежную натуру. Знаменитое письмо, которое она пишет Онегину, является свидетельством ее смелости и искренности. Надо сказать, что для девушки того времени признаться в любви, тем более написав первой, практически приравнивалось позору. Но Татьяна не хочет таиться – она чувствует, что должна рассказать о своей любви. К сожалению, Онегин просто не может этого оценить, хотя, надо отдать ему должное, он и сохраняет признание в тайне. Его равнодушие ранит Татьяну, которая с трудом справляется с этим ударом. Столкнувшись с жестокой действительностью, так не похожей на мир любимых французских романов, Татьяна замыкается в себе.
И меркнет милой Тани младость:
Так одевает бури тень
Едва рождающийся день.
Интересным эпизодом в романе является сон Татьяны, предрекший гибель Ленского от руки Онегина. Чувствительная душа Татьяны, улавливающая любую тревогу, откликается на напряжение в отношениях двух бывших приятелей, и выливается в тревожный, странный кошмар, приснившийся девушке во время святок. Сонники не дают Татьяне разъяснений о жутком сновидении, но героиня боится толковать его буквально. К сожалению, сон сбывается.
Финальная глава «Евгения Онегина» показывает нам совершенно другую Татьяну – повзрослевшую, рассудительную, сильную женщину. Ее романтичность и мечтательность исчезают – несчастная любовь стерла эти черты из ее характера. Поведение Татьяны при встрече с Онегиным вызывает восхищение. При том, что любовь к нему еще не угасла в ее сердце, она остается верной своему мужу и отвергает главного героя:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Так, лучший образ романа, который прекрасно описывает цитата «Татьяны милый идеал», сочетает в себе прекрасные и достойные подражания черты: искренность, женственность, чувствительность, и при этом – удивительную силу воли, честность и порядочность.
Читайте также: