Иван грозный цитаты и афоризмы

Обновлено: 20.11.2024

Россия | 1530 - 1584 гг. | Великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года).

Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов - множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!

О добре и зле

Я знаю, что я зол.

А нехороша пословица: "отними у того, у кого уже отнято", - из-за нее-то и происходит зло.

Если вы злы, то почему творите добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как своим?

О кровопролитии

Христианам не подобает радоваться крови и убийствам и действовать подобно варварам.

Мы никогда не желали и не хотим, чтоб кровопролитие в христианстве было; и божиим милосердием от младенчества нашего чрез много лет кровопролитие в христианстве не велось.

Следующая цитата

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат царя Ивана IV Грозного (1530 — 1586).

Это первый и наверное самый известный русский царь .

Цитаты сгруппированы по темам: религия, самодержавие, другим монархам, о себе и близких, войско, люди, добро и зло, кровопролитие, германцы, знать и двор. Приводятся также цитаты о Иване Грозном.

Цитаты о Иване Грозном

  • А. Курбский: О сын дьявола! Зачем человеческой природе, кратко говоря, жилы пресек и, всю крепость души его разрушить и похитить желая, такую искру безбожную в сердце царя христианского всеял, что от нее во всей Святорусской земле пожар лютости возгорелся?
  • Н. Карамзин: В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа! (кстати, цитаты Карамзина)
  • С. Соловьев: Иоанн сознавал ясно высокость своего положения, свои права, которые берег так ревниво; но он не сознал одного из самых высоких прав своих — права быть верховным наставником, воспитателем своего народа: как в воспитании частном и общественном, так и в воспитании всенародном могущественное влияние имеет пример наставника, человека, вверху стоящего, могущественное влияние имеет дух слов и дел его. Нравы народа были суровы, привыкли к мерам жестоким и кровавым; надобно было отучать от этого; но что сделал Иоанн? Человек плоти и крови, он не сознал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам.
  • В. Ключевский: Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана — одно из прекраснейших поначалу — по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени. (кстати, цитаты Ключевского)
  • М. Погодин: Что есть в них высокого, благородного, прозорливого, государственного? Злодей, зверь, говорун-начетчик с подъяческим умом, — и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей.
  • С. Платонов: Мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «избранной радой» Грозный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершал свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», — он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией.
  • Митрополит Макарий (Булгаков): Образец такого благочестия и вместе порочности представлял собою царь Иван Васильевич. Он был величайшим ревнителем церковных уставов, каждый день посещал все церковные службы и окроплялся святою водою, каждое дело начинал крестным знамением . Но в душе, казалось, у него не было ничего не только христианского, даже человеческого, ни искры христианской любви, чистоты, справедливости. Как лютый зверь, жаждал он крови человеческой, услаждался пытками и страданиями своих несчастных жертв, измучил и истерзал тысячи невинных.
  • А. Труайя: Живший в страхе почти сорок лет русский народ, несмотря на все преступления Ивана, по-прежнему считает его наместником Господа на земле. Его нельзя судить, как нельзя судить Бога. Он — отец народа и имеет право делать с ним все, что пожелает.
  • Э. Радзинский: Дорезал! До того дорезал, до того довел Иван свою „селекцию топором“, что остались вокруг трона одни жалкие молчальники, способные лишь к подковерной борьбе, забывшие навсегда, что такое достоинство, могущие лишь угодничать и предавать, предавать.

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

О самодержавии

Мы, царь и великий князь всея Русии по Божию изволенью, а не по многомятежному человечества хотению.

Горе дому, коим владеет жена; горе Царству, коим владеют многие!

Государствуем от великого Рюрика 717 лет.

Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?

Царь страшен не для дел благих, а для зла.

В том ваша воля: мятежом человеческим хотя бы кого и хуже родом выбрали – то вам государь; а нам с кем пригоже быть в братстве, тот нам и брат, а с кем непригоже, тот нам и не брат.

Ты говорил, чтоб мы возвратили Литве Смоленск и Полоцк, Усвят и Озерище. Это пустое: для чего нам уменьшать свое государство? Хорошо государства увеличивать, а не уменьшать. (польскому послу)

Другим монархам

А если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем. (шведскому королю Юхану III)

А если ты хочешь присвоить титулы и печати нашего царского величества, так ты, обезумев, можешь, пожалуй, и государем вселенной назваться, — да кто тебя послушает? (шведскому королю Юхану III)

Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые… А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица. (английской королеве Елизавете I)

Следующая цитата

Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный), родился 25 августа 1530 года, село Коломенское. Великий Князь Московский и всея Руси (с 1533), царь всея Руси (с 1547). Умер 18 марта 1584 года, город Москва.

Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается — это для тебя не важно.


Автор: Иван Грозный

Если вы злы, то почему умеете творить добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как и своим?


Автор: Иван Грозный

Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!


Автор: Иван Грозный

Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье?

О войске

А войску нашему правитель – Бог, а не человек: как Бог даст, так и будет.

Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов. Кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!

Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь, а на чем храбрость основывается — это для тебя неважно.

Хочешь легко победить страну — начни кормить её своей пищей.

О людях

Все люди Божии да Государевы.

А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить.

Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?

А гости ваши дорогою береглись бы сами, потому что сам знаешь хорошо: на поле всегда всяких людей много из разных государств.

О знати и дворе

Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам.

Русские мои все воры.

Как и в случаях с Петром I или Сталиным, до сих пор сохраняется полярность оценок личности и исторической роли Ивана Грозного. Что нашло отражение в приведенных ниже цитатах:

Следующая цитата

А жаловати есмя своих холопей волны, а и казнити волны же есми были. // А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить.

Первое послание князю Курбскому (июль 1564 г.) ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 34, 35

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Все люди Божии да Государевы.

Из царского наказа Федору Мясоедову, гонцу в Польшу (1569) Карамзин, 3(9):71

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Все что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев!

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Все, что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев!

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Встречал ли кто-нибудь честного человека, у которого голубые глаза?

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Если вы злы, то почему творите добро своим детям, а если вы считаетесь добрыми и сердечными, то почему же вы не творите так же добра нашим детям, как своим?

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

И мы чаяли того, что ты на своем государьстве государыня и сама владееш Послание английской королеве Елизавете I (окт. 1570). «Мужики торговые» – члены парламента из купечества.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Их же имена ты, Господи, веси.

Формула «Поминального синодика» (1583) – перечня жертв опричного террора, составленного по приказу царя. При копировании присланного им списка переписчики, чтобы приспособить его к нуждам поминания, вносили в текст фразу: «Помяни, Господи, души рабов своих, а имена их ты сам, Господи веси [знаешь]» и т. д. Подобные фразы не совпадают в различных списках; в первоначальном списке они, по видимому, отсутствовали. Скрынников Р. Г. Опричный террор. – Л., 1969, с. 257.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается - это для тебя неважно.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

…Мы, (…) царь и великий князь всеа Русии (…) по Божию изволенью, а не по многомятежному человечества хотению.

Послание польскому королю Стефану Баторию (лето 1581 г.) ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 180. Обычно цитируется: «Не человечьим хотением, но Божьим соизволением».

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Не подобает мужам благородным браниться, как простолюдинам.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустят над собой бесчестье?

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Так, согласно Д. Флетчеру, сказал царь английскому золотых дел мастеру, велев ему хорошенько смотреть за весом золотых слитков для изготовления посуды. Англичанин заметил на это: «Ваше Величество (. ) забыли, что вы сами русский». – «. Я не русский, предки мои германцы», – ответил царь. Флетчер Д. О государстве Русском. – М., 2002, с. 33 (гл. 5).

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Судите праведно, наши виноваты не были бы.

Распоряжение, посланное земским судам после учреждения опричнины (2 я пол. 1560 х гг). «Наши» – опричники. В сочинении немца опричника Генриха Штадена «Страна и правление московитов» фраза дается по русски латиницей: «Sudite pravedna nassi winiwatu ne boleby». Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. – Л., 1925, с. 86.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Тебе бы сыном звонаря быть, а не царя.

Царевичу Федору, любимым занятием которого было звонить в колокола. Фраза приводится (по немецки) в книге шведского дворянина Петра Петрея «История и сказание о Великом княжестве Московском» (1620): «. dass er eines Gl(ckners Sohne gleicher w(re, alss eines GrossF(rsten». Сказания иностранных писателей о России. – М., 1851, т. 1, с. 149.

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Увы мне грешному, горе мне окаянному, ох мне скверному! (…) А мне, псу смердящему, кому [т. е.: кого] учити (…)? Сам повсегда в пияньстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, в убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе (…).

Послание в Кирилло Белозерский монастырь (сент. 1573 г.) ПЛДР. Вторая половина ХVI века. – М., 1986, с. 144, 145

Иван IV Васильевич Грозный /quotes/person/Ivan-IV-Vasilevich-Groznyjj

Царь всеа Русия самодержец. // Царь и самодержец всея Руси.

Титул, принятый при венчании на царство 16 янв. 1547 г. (согласно «Чину венчания царя Иоанна Васильевича») «Царем всея Руси» в некоторых случаях именовался уже Иван III – напр., в грамоте псковских посадников (окт. 1477 г.), в грамоте Ивана III Захарию Скарге в Кафу от 14 марта 1484 г.

О религии

Если же из гордости ты станешь против христианства, то Христос тебе противник!

Вера латинская — полухристианство.

Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия.

А если ты свое писание хочешь с собою в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства.

А что, по множеству беззаконий моих, божию гневу распростершуюся… и вам есми грехом своим беды многия нанесены, бога ради, не пренемогайте в скорбех, возвержите на господа печаль свою.

Поистине Лютер лютым называется, люто это, люто, если к краеугольному камню - Христу прижаться, и его божественные уставы разорять, и божественное его учение и апостольские проповеди рассекать, и святых отцов уставы извращать.

Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день Страшного суда? Даже если ты приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя.

О германцах

Все что ни случалось с нами плохого, все это происходило из-за германцев!

Я не русский, предки мои германцы.

О себе и близких

Увы мне грешному, горе мне окаянному, ох мне скверному! А мне, псу смердящему, кому учити? Сам повсегда в пияньстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, в убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе.

Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел — заплатили мне злом за добро, ненавистью — за любовь.

Свою жену, царицу Евпраксию, я не убивал, она жива и здорова, сидит на колу, чего и вам желает!

Тебе бы сыном звонаря быть, а не царя. (царевичу Федору, любимым занятием которого было звонить в колокола)

Читайте также: