Историю нужно знать чтобы не повторять ошибок прошлого цитата

Обновлено: 07.11.2024

На мой взгляд, самый важный предмет - история. Особенно в наше неспокойное время. И тем более, политизация истории приводит к плохим последствиям.

Вот читаю заголовок статьи"Крепостное право - вековая мудрость русского народа". Да, в какой-то мере крепостное право, обязанность помещика заботиться о крестьянах в период неурожая, фабрикантов уральских о рабочих - нормальная практика. вопрос в том как они "заботились", и не связаны ли неурожаи с архаичной системой сельского хозяйства в России.
Да и разве можно воспевать, как аффтор подобного г. - несвободу?
А вот с автором "Leta | История без лженауки" - нельзя не согласиться:

Крепостное право, как бы не пытались придумать более мягкий эфемизм, оставалось одним из самых жестоких форм рабства, известных в истории.

Права низших сословий исчезали год за годом, повинности росли, а кары все более ужесточались.

Постепенное закрепощение и ликвидация свобод для большинства населения, завершилась ко временам Екатерины. Кто не успел сбежать на Дон, в Сибирь или на запад, ждало ярмо, кнут и беспросветная нищета.

Очень скоро общественные классы настолько отдалились друг от друга, что стали обладать разными правами, возможностями, налогами и даже говорить стали на разных языках. Знать предпочитала немецкий, а затем французский, податный люд - русский или местные наречия.

Несмотря на то, что после произведенного расследования обвинения в адрес управляющего в насилии над крестьянками подтвердились, он не понес никакого наказания и остался в прежней должности с полной свободой поступать по-прежнему. Но крестьяне, напавшие на него, защищая честь своих жен, были выпороты и заключены в смирительный дом.

Такая практика продержалась даже после отмены крепостного права, когда уже крестьянок удерживали долги перед помещиком, или угрозы расправы, так как дав свободу, крестьянам не дали средств для жизни и многие оставались при помещиках.
_______
Что же, как в известном анекдоте, холуи начали воспевать привиллегии дворянства, явно мечтая о возврате к прошлому. Положение трудящихся в провинции весьма схоже!

Россия по объёмам промышленного производства отставала от США, Великобритании, Франции и Германии. Доля её в совокупном промышленном производстве пяти вышеперечисленных держав составляла всего 4,2 процента. В общемировом производстве в 1913 году доля России составляла 1,72 процента, доля США - 20 процентов, Англии - 18 процентов, Германии - 9 процентов, Франции - 7,2 процента (это всё страны, имеющие население в 2-3 раза меньше, чем Россия).

По размерам валового национального продукта на душу населения Россия уступала США в 9,5 раза, Англии - в 4,5, Канаде - в 4, Германии - в 3,5, Франции, Бельгии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии, Испании - в 3 раза, Австро-Венгрии - в 2 раза.

Объёмы промышленного производства в 1913 году на душу населения (рублей): США - 397, Великобритания - 337, Германия - 182, Франция - 263, Россия - 44.

Ныне промышленность во многом разрушена, военная еще жива - учитывая политическую ситуацию, но надолго ли? Многие институты, в которых при СССР были разработаны перспективные образцы, уже не существуют. Да, их разработки ныне на конвейере, но кто будет создавать новые?

Россия фактически стала колонией, что не нравилось ни крупным помещикам, ни промышленной буржуазии. (увы, "элите" нынешнюю такая ситуация вполне устраивает)
Именно это в первую очередь, лишь во вторую - борьба за проливы (которые, конешно, нужны для выхода из Черного моря, но вряд ли Антанта дала бы такую возможность России) - причина войны.
И как же воевала Россия?
Солдаты проявляли чудеса героизма - в начале войны. Пока не поняли что война идет за интересы "элиты". Причем основной противник был - Австро_венгрия, бравый солдат Швейк. Так же и Германия отправила на Восточный фронт отнюдь не лучшие части.
И при этом - братания с немцами в 1916-17 годах. Солдат воевать не хотел. 2,5 млн пленных - антирекорд мировых войн.Исключая 14 год, фактически Германия воевала на "полтора фронта".

Ныне же создается мифы о том что Антанта выиграла войну только благодаря России. Впрочем, миф этот старый. Перед Великой Отечественной многие, в том числе высокопоставленные руководители Союза, верили в это, мол, гитлер войну не начнет на два фронта, не думая что второй фронт - так себе. только на этот раз - западный.
Ныне - прямо восхваление Первой войны. войны грабительской, во имя интересов правящих кругов. Впрочем, сейчас во время конфликта Армении и Азербайджана население этих стран не задумывается что война - способ укрепления власти кланов в Баку и Ереване.

Вот так создаются мифы. Лишь бы не задумывались над тем что творится сейчас

Следующая цитата

В школе у меня была прекрасная учительница по истории, сумевшая многим привить интерес к этому предмету. Помимо академической программы, изложенной в учебнике она, нередко делилась воспоминаниями своих предков, непосредственно видевших события советской, и даже царской эпохи. Кроме того, она объяснила, что учебники истории всегда и везде пишутся с определёнными целями.

Каждый человек сознательно хочет совершать ошибки, невзирая на то что знает их итог. Каждый человек сознательно хочет совершать ошибки, невзирая на то что знает их итог.
Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М.В. Ломоносов

В школьной программе любого государства, внимание направляется с учётом интересов нынешней власти. Именно она кстати, и составляет эти учебники. Здесь нет ничего противоестественного, это просто факт! Акценты делаются на событиях, способствующих формированию определённого мышления, иначе говоря, это отлично замаскированная пропаганда.

В мои годы к примеру, изучение предмета начиналось с античных времён, затем Средневековье, и только потом история России. Начиналась она с 988 года, до которого существовали дикие языческие племена, не умевшие писать и говорить. Мне повезло, благодаря учительнице я узнал, что Русь славно жила и до принятия христианства.

Насколько мы вообще можем доподлинно знать о том, что происходило в прошлом? Мы не являлись участниками тех событий, и судим по якобы официальным документам. Однако, все мы знаем, как легко можно сделать любой документ, и написать в нём что угодно. В случае с историей, как наукой, нам предлагают просто поверить в чью-то субъективную интерпретацию.

Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение. Д. Сантаяна

Основной мотивирующий фактор, призывающий к изучению предмета звучит следующим образом: историю нужно знать, чтобы не повторять прошлых ошибок. Возникает логичный вопрос: какие именно ошибки не нужно повторять?

Если прошлое считать ошибкой, совершенно очевидно, что ошибка это сам человек, а не его деяния.

Каждая эпоха в одинаковой степени содержит диктаторов и благодетелей. Каждая эпоха в одинаковой степени содержит диктаторов и благодетелей.

Есть ощущение, будто нынешние и прошлые политики вообще никогда не учили историю. Да и вообще всё люди совершают одни и те же ошибки! И никакая наука не исправит это потому, что мы все получаем опыт. Каждое поколение в своей массе будет наступать на одинаковые грабли, давая им различные названия.

Знать прошлое надо, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее. В.Г. Белинский

Копание в прошлом всегда интересно и увлекательно, но оно никак не поможет избежать ошибок. Потому что так называемые ошибки проходятся только на личном опыте. А для понимания настоящего, нужно жить в настоящем моменте, здесь и сейчас! И тем более, нет никакого смысла предвидеть будущее.

Я не против того, что в школах изучают историю, я за то, чтобы человек смотрел на мир своими глазами. Чтобы он знал, что имеет генетическую и родовую память, записанную в учебник под названием жизнь!

Следующая цитата

С историей нас знакомят ещё с раннего детства. С малых лет мы знаем о подвигах нашего народа во времена Великой Отечественной Войны и о славной многовековой истории Руси. И это прекрасно, в одной из статей я даже приводил цитату человека, который выделяет у нашего народа именно наличие исторической памяти.

Своё мнение на счёт важности истории я высказал. Но кто я такой, чтобы судить о столь важных вещах. И в сегодняшней статье я предлагаю вам 3 цитаты от известных личностей, которые объяснят важность знания истории.

Начнём наши сегодняшние дискуссии с величайшего российского учёного Михаила Ломоносова:

Фото из открытых источников, обработано в Adobe SparkPost Фото из открытых источников, обработано в Adobe SparkPost

Наш народ, слава богу, своё прошлое знает чтит в большинстве своём. Но есть и те, кто не знает или не хочет знать прошлого своего народа, так и норовя допустить ошибки своих предков, тем самым зацикливая историю.

Продолжаем разговор цитатой великого испанского писателя Мигеля Сервантеса :

Фото из открытых источников, обработано в Adobe SparkPost Фото из открытых источников, обработано в Adobe SparkPost

Благодаря истории мы знаем, что было 100, 1000 и даже десятки тысяч лет назад. И за столь долгий промежуток времени естественно набралось множество примеров, которые можно, которыми можно воспользоваться и сейчас, а также множество примеров как поступать не следует. И, зная эти факты, мы можем обеспечить безопасное настоящее и светлое будущее. А может и не сможем обеспечить, но не повторим ошибок прошлого.

И завершает сегодняшний топ польский поэт Станислав Ежи Лец :

Фото из открытых источников, обработано в Adobe SparkPost Фото из открытых источников, обработано в Adobe SparkPost

По сути, я согласен с данным высказыванием. Вспоминая учебники по истории, могу точно заявить, что про культуру или быт людей было написано не так много, как про войны, заговоры, революции и т.п. В общем писалось больше о тех событиях, которые многим хотелось бы избежать. А мы же, современники, зная про них подробно, имеем возможность не допустить их повторения.

Следующая цитата

МОСКВА, 5 августа. /ТАСС/. Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев уверен, что историю нельзя корректировать, ее необходимо лишь изучать для избежания повторения ошибок. Такое мнение он выразил в опубликованном в среду интервью "Российской газете".

"Историю необходимо изучать, а не пытаться скорректировать, - подчеркнул секретарь СБ РФ. - Прошлое изменить нельзя. Наработанный предыдущими поколениями позитивный опыт следует использовать, а допущенные в тот или иной момент истории ошибки надо стараться впредь не повторять". "Мы становимся свидетелями попыток искажения истории и замалчивания кровавых злодеяний фашистских режимов, - заметил при этом он. - И это является одной из причин того, что через 100 лет после того, как фашисты и нацисты подняли голову в Европе, их лозунги сегодня вновь звучат на площадях ряда стран".

Говоря о причинах роста популярности фашистской идеологии в Европе в прошлом веке, секретарь Совбеза РФ напомнил мнение историков о том, что "после Первой мировой войны значительное количество людей, прошедшее через ужасы кровопролитных боев, осознало, что навязываемые европейскому обществу либеральные ценности не предотвратили бойню 1914-1918 годов и не обеспечили возвращение к нормальной жизни ни солдатам-победителям, ни тем более побежденным". По его словам, многие в Европе чувствовали себя в отчаянии, "ненужными и выброшенными из социума", "преданными властью". "Деньги на военных заказах, которые крупный бизнес привык делать, манили куда больше, чем мирная торговля, а агрессивная геополитическая доктрина нацистов такие заказы обещала в изобилии, - добавил Патрушев. - Наконец, для фашизма сложилась и благоприятная международная обстановка. Манипуляции по поводу "угрозы с востока", которой русофобы Европы запугивали своих соотечественников не первое поколение, получили новый импульс с возникновением Советской России".

Секретарь Совбеза заметил, что многие историки считают Японию тех лет по агрессивности, жестокости и амбициям не уступавшей Третьему рейху. "Воодушевленная идеей о своем превосходстве над другими народами, в 1937-1945 годах японская армия зверски уничтожила миллионы мирных жителей Китая, Кореи, Индокитая, Филиппин, Индонезии, - напомнил он. - До последнего придерживаясь принципов милитаристской идеологии, Япония не спешила капитулировать, несмотря на поражение Германии".

Патрушев также высказался за проведение учеными разных стран исследований, чтобы противопоставить их результаты попыткам фальсифицировать историю. По его мнению, политика государств также должна не допускать "манипулирования этническими мифами".

Он подчеркнул необходимость отстаивать историческую правду. "Это предполагает организацию серьезных научных изысканий, направленных на формирование объективной картины прошлого. Кроме того, необходимо углублять научный диалог в рамках международного академического сообщества, направленный на совместное противостояние историческим вымыслам", - считает секретарь СБ. На его взгляд, "подобно тому, как в годы войны десятки стран и народов, несмотря на идеологические разногласия, объединились против общего врага, сегодня их наследники должны выступить единым фронтом, не допустив возрождения фашизма и нацизма в современном мире".

"В основе подхода, продвигаемого Россией, лежит формирование нетерпимости к фашистским движениям и их добровольным союзникам, недопущение оправдания и реабилитации нацистских и фашистских злодеяний", - отметил Патрушев. "Такие преступления в принципе не могут иметь срока давности", - подчеркнул он.

Патрушев уверен, что "демократическая мировая общественность должна сознавать, к каким кровавым последствиям приводит человеконенавистническая идеология - именно это знание является самой надежной гарантией от повторения подобных событий в будущем".

"Проводимая государствами культурная и образовательная политика должна быть нацелена на развитие критического мышления, отвергающего любые попытки распространения тоталитарных взглядов и манипулирования этническими мифами", - указал секретарь Совбеза РФ.

Читайте также: