Исламские цитаты про лошадей
Обновлено: 06.11.2024
Лошадь – это прелестное создание Всевышнего Аллаха, созданное Им во благо людей. Если заглянуть в глубь истории и подумать, то жизнь людей без лошади вообще не представлялась возможной. Лошадь являлась неотъемлемой частью жизни людей.
Ее использовали и для верховой езды, и для перевозки грузов, и для вспахивания полей, и для быстрой доставки почты. Ни одно сражение не прошло без участия этого великолепного животного. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), например, велел давать воину, участвовавшему в священной войне верхом на коне, в три раза больше из завоеванного, чем пешему – две доли для лошади и одну для воина. Но если воин был верхом на верблюде, слоне или же осле, то он не получал из завоеванного столько, сколько получал воин, сражавшийся верхом на коне, т. к. ни одно животное не сможет заменить в бою умного, резвого и, поистине, боевого коня.
Достоинством и почетом для лошади является то, что Всевышний Аллах в Коране в одном из аятов клянется именем этого прелестного создания (смысл): "Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, скачущими, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами" (сура "Аль-Адият", аят 1-2). Также в одном из хадисов Пророка говорится: "Тот, кто не знает (т. е. не проявляет) уважение к лошади, участвующей в священной войне, в нем есть доля лицемерия" (Куртуби). В другом хадисе Пророка говорится: "Ко лбу лошади привязано добро до Судного дня" (Бухари).
От Анаса ибн Малика передают, что не было ничего любимее для Пророка (мир ему и благословение), чем лошадь (Насаи, "Фатх-уль-Бари"). Есть хадис Пророка, в котором говорится: "Поистине, джинны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания" (Куртуби). Хафиз ад-Димяти передает хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится: "Поистине, шайтан не лишает ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь" . Этот же хадис приводит и Табрани, и Ибн Ади.
От Ибн Аббаса передают, что, поистине, лошадь во время сражения говорит: "Суббухун куддус раббуль малаикати ва ррух " (Пречист Аллах – Господь ангелов и архангела Джабраила…) .
В книге "Рухуль баян" написано, что пророк Муса (мир ему) спросил пророка Хизри (мир ему): "Какое животное ты больше всего любишь?" Он ответил, что это лошадь, верблюд и осел. Лошадь, потому что на ней ездят верхом улул азм (отличившиеся терпением пророки). Верблюд, потому что на нем ездили пророки Худ (мир ему), Салих (мир ему), Шуайб (мир ему) и будет ездить Мухаммад (мир ему и благословение). Осел, потому что на нем ездил пророк Иса (мир ему) и Узайр (мир ему). Как можно не любить тех, кого Всевышний Аллах оживляет в Судный день (как и людей после смерти).
В книге "Шифау Судур" Ибн Аббас передает хадис Пророка: "Когда Всевышний Аллах захотел создать лошадь, Он сказал южному ветру, что сотворит из него одно создание. Всевышний повелел ветру собраться. Ангел Джабраил (мир ему) взял частицу от собравшегося ветра, и Всевышний сотворил гнедого коня. Тогда Аллах сказал: "Я создал тебя верховым и сделал тебя арабским, и возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной". Затем Всевышний отпустил создание свое, и он заржал. На что Аллах сказал: "О, гнедой, твоим голосом Я буду устрашать мушрикинов, буду наполнять твоим ржанием слух их так, что ноги под ними будут подгибаться… " Когда Аллах создал Адама (мир ему), Он предложил ему выбрать из двух животных – конем и бураком, который был в образе мула. Адам (мир ему) выбрал коня, и Аллах сказал ему: "О, Адам, ты выбрал величие себе и своим детям, покуда они будут живы" .
В книге "Хаятуль хайван" говорится о том, что первым, кто сел на коня, был пророк Исмаил (мир ему) и поэтому его назвали арабским. Всевышний повелел пророкам Ибрахиму (мир ему) и Исмаилу (мир ему) построить Каабу, сказав, что даст им сокровище, которое хранил для них. Аллах повелел Исмаилу (мир ему), чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил (мир ему) позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то не осталось на земле ни одного арабского скакуна, не отозвавшегося на его призыв. Конь подчинился ему и позволил оседлать себя, поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: "Садитесь на коней, поистине, они есть наследство вашего отца Исмаила" .
От Салаби передают хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: "О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом" .
Имам Ан-Насаи рассказывает от Абу Убайдата, из слов Муавият следует, что когда был завоеван Египет, то он (Муавият), проходя мимо Абу Зарра (да будет доволен ими Аллах), который кормил свою лошадь, спросил: "Что это за конь, о, Абу Зарр?" – "Это конь, на ду‘а которого отвечает Аллах ", – ответил Абу Зарр.
"Разве кони умеют просить, разве им отвечают?" – спросил изумленный Муавият. "Да, это так, – ответил Абу Зарр. – Не проходит ни одной ночи, когда этот конь не обращался бы к Господу нашему со словами: "О, мой Господь, поистине, Ты подчинил меня сыну Адама (мир ему), так сделай меня самым любимым для него" . Среди них есть такие животные, которым отвечают, и есть такие, мольба которых остается без ответа. Но я ни разу не видел, чтобы моему коню не ответил Всевышний Аллах".
Для уверовавших, которые попадут в Рай, Всевышний создал столько благ, среди которых перечисляется и лошадь. Об этом говорится в хадисе, переданном от имама Тирмизи.
Однажды бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что очень любит лошадей, но будут ли они в Раю? Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Если ты войдешь в Рай, то к тебе приведут драгоценного коня, у которого будут крылья, и ты будешь летать на нем в Раю куда захочешь" .
Также от Ибн Ади передают хадис, в котором говорится, что обитатели Рая будут посещать друг друга на породистых, драгоценных лошадях.
Имам Сухалию дает перечень имен коней Пророка: Ас-Сакбу – это первый конь, на котором Пророк (мир ему и благословение) отправился на священную войну; Муртаджиз; Лузаз; Мулавих; Зирс; Вард .
В книге "Хаятуль хайван" упоминаются еще и такие имена лошадей Пророка (мир ему и благословение), как Зарбун; Лахиф; Зульгукаль; Муртаджиль; Лумма; Сархан; Ясуб; Бахр.
Имам Ас-Субуки пишет, что его спросили о том, кого раньше создал Всевышний – пророка Адама (мир ему) или коня? Кто был раньше сотворен, конь или кобыла? Какую породу создал первой? Есть ли что-либо, указывающее на это в Коране или в хадисах? На что он ответил: "Конь был сотворен до пророка Адама (мир ему), конь раньше кобылы, арабская порода раньше любой другой" . То, что конь был создан до Адама (мир ему), подтверждается аятом из Корана (смысл): "Он тот, который сотворил вам все, что есть на земле, затем обратился к небу и устроил ее из семи небесных сводов" (сура "Аль-Бакара", аят 29).
Земля и все, что создано Аллахом для пророка Адама (мир ему) и его рода, чтобы все находящиеся на земле служили им. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является самым почетным из всех созданий, последним из всех пророков на земле.
В книге "Шарх-уль кифаят" написано, что на войне лошадь нельзя продавать противнику, также как и нельзя продавать ему оружие. В своих чувствах лошадь больше похожа на человека. Она узнает своего хозяина и не позволяет чужаку оседлать ее. Говорят, что лошадь видит сны, также как и человек. Одна из черт характера, которая указывает на величие и достоинство, это то, что лошадь не ест корм, оставшийся от другой лошади. Лошадь не пьет прозрачную воду, и, если вода не мутная, то сначала сделает ее мутной, и только потом выпьет. Лошади являются долгожителями. Были зафиксированы случаи, когда лошадь дожила до девяноста лет. У нее очень зоркий глаз.
Когда пророк Муса (мир ему) с сынами Израиля ушли от фараона, он отправил за ними в погоню войско в сто тысяч вороных коней. Когда с восходом солнца войско фараона чуть было не нагнало их, Всевышний повелел пророку Мусе (мир ему) ударить своим посохом по морю. По велению Аллаха вода расступилась перед ними, открыв им спасительный путь.
Когда фараон приблизился к морю и увидел, что оно расступилось, то он обратился к войску со словами, что, мол, море раскололось перед его величием, чтобы помочь настичь сбежавших рабов.
Фараон повелел своему войску двигаться вперед, но воины, испугавшись, сказали, что если он Бог, то пусть идет первым, как это сделал пророк Муса (мир ему). Пока они раздумывали, явился ангел Джабраил (мир ему) верхом на кобылице. Он ринулся вперед по дну морскому, и конь фараона, учуяв кобылицу, понесся за ней, т. к. не было среди царской конницы кобыл, и удержать коней было не возможно. Сзади их подгонял ангел Микаил (мир ему), и ни один воин из свиты фараона не остался на берегу.
По велению Всевышнего Аллаха море поглотило и фараона, и его войско.
В хадисе говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: "О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом" .
Следующая цитата
Ва алейка салям ва рахматуллахи ва баракатух!
Передают со слов ‘Урвы аль-Барики, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Благо /хайр/ не покинет чёлок лошадей до самого Дня воскресения, (ибо благодаря им людям достанется) награда (в мире вечном) и военная добыча (в земной жизни)». Этот хадис передал аль-Бухари 2850. Хадис достоверный.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«После женщин, для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не было ничего любимее, чем лошади». Этот хадис передал ан-Насаи 6/217.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым в «Да’иф ан-Насаи» 3566, 3951. Однако он назвал его иснад достоверным в «Тахридж мишкатуль-масабих» 3813, указав, что у него есть хадис свидетельствующий в его пользу.
Относительно этого хадиса хафиз Ибн Касир сказал в своем тафсире (2/323):
«هذا حديث منكر لا يصح إسناده ولا متنه»
‘Абду-р-Рахман ибн Са’ида (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
«Я сильно любил лошадей и как-то сказал: “О посланник Аллаха, будут ли в Раю лошади?” На что он ответил: “О ‘Абду-р-Рахман, если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из яхонта с двумя крыльями, на которой ты будешь летать, где пожелаешь”».
Этот хадис передали аль-Байхакъи в «аль-Ба’с ва-н-нушур» 396, Абу Ну’айм в «Сыфатуль-джанна» 424, ад-Динури в «аль-Муджаляса» 279. Хафизы аль-Мунзири, ад-Дымьяты и аль-Хайсами назвали всех передатчиков хадиса надёжными. Имам ас-Суюты назвал иснад хадиса хорошим, а шейх аль-Албани же назвал хадис хорошим в силу существования других. См. «аль-Матджуру-р-рабих» 354, «Маджма’у-з-заваид» 10/416, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3755.
عَنِ ابْنِ شِمَاسَةَ
أَنَّ مُعَاوِيَةَ بْنَ حُدَيْجٍ مَرَّ عَلَى أَبِى ذَرٍّ وَهُوَ قَائِمٌ عِنْدَ فَرَسٍ لَهُ فَسَأَلَهُ: مَا تُعَالِجُ مِنْ فَرَسِكَ هَذَا ؟ فَقَالَ: إِنِّى أَظُنُّ أَنَّ هَذَا الْفَرَسَ قَدِ اسْتُجِيبَ لَهُ دَعَوْتُهُ. قَالَ: وَمَا دُعَاءُ الْبَهِيمَةِ مِنَ الْبَهَائِمِ ؟ قَالَ: وَالَّذِى نَفْسِى بِيَدِهِ مَا مِنْ فَرَسٍ إِلاَّ وَهُوَ يَدْعُو كُلَّ سَحَرٍ فَيَقُولُ: اللَّهُمَّ أَنْتَ خَوَّلْتَنِى عَبْداً مِنْ عِبَادِكَ وَجَعَلْتَ رِزْقِى بِيَدِهِ فَاجْعَلْنِى أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ أَهْلِهِ وَمَالِهِ وَوَلَدِهِ.
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناد هذا الأثر صحيح
عَنْ أَبِى ذَرٍّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم«:
إِنَّهُ لَيْسَ مِنْ فَرَسٍ عَرَبِىٍّ إِلاَّ يُؤْذَنُ لَهُ مَعَ كُلِّ فَجْرٍ يَدْعُو بِدَعْوَتَيْن يَقُولُ: اللَّهُمَّ خَوَّلْتَنِى مَنْ خَوَّلْتَنِى مِنْ بَنِى آدَمَ فَاجْعَلْنِى مِنْ أَحَبِّ أَهْلِهِ وَمَالِهِ إِلَيْهِ أَوْ أَحَبِّ أَهْلِهِ وَمَالِهِ إِلَيْهِ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : صحيح موقوفا
رواه أحمد (5/170) ، والنسائي (2/223) ، والحاكم (2/93) ، وقال: « حديث صحيح الإسناد » ووافقه الذهبي .
قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 2414 : صحيح
قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1251 : صحيح
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2414, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1251.
Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис как слова сподвижника».
Со слов Абу ‘Амира аль-Хаузани сообщается, что как-то Абу Кабша аль-Анмари (да будет доволен им Аллах) пришёл к нему и сказал:
“Одолжи мне своего коня для случки. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто предоставил мусульманину своего коня для спаривания, тому полагается награда, подобная награде того, кто использовал сорок своих лошадей на пути Аллаха. А если после спаривания не будет плода, то ему всё равно полагается награда за одного коня, которого используют на пути Аллаха»”. Ахмад (4/ 2 31), Ибн Хиббан (1637), ат-Табарани в “аль-Кабир” (22/341).
Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2898), “Тахридж аль-Муснад” (18061).
Следующая цитата
Совсем недавно жизнь человека во всем мире была немыслима без лошадей. Это было такое же обычное и распространенное средство для передвижения и перевозки различных грузов как сейчас автомобиль, автобус или поезд.
Более того, можно с уверенностью заявить, что в развитии человеческой цивилизации самое большое участие приняли именно лошади – поскольку уже в 5-6 тысяч лет назад люди приручили и одомашнили этих животных. С тех пор лошадь сопровождала человека повсюду – в мирное время и на войне, в работе и на отдыхе.
Лошадь в Коране
Порода лошадей, выведенная на Аравийском полуострове –так называемая, чистокровная арабская лошадь, считается самой древней верховой породой лошадей. Это животное необычайной красоты, прекрасно сложенное, очень выносливое и быстрое.
Арабская лошадь считалась одним из главных богатств ее хозяина – это было не просто домашнее животное, но друг и член семьи. Арабы-кочевники обычно держали их рядом со своим жилищем, лошади хорошо знали своих хозяев и были сильно к ним привязаны. В бою лошадь слушалась хозяина по одному его слову или движению, она могла вынесли раненого человека с поля боя.
Бедуины обращали особое внимание на родословную лошадей – поэтому данная порода в течение долгого времени сохранялась в чистоте. Более того, арабские лошади были запрещены к продаже в другие страны, в том числе и в Европу, под страхом смертной казни.
Лошадь – это не только верховое животное, но и украшение жизни человека:
«Он (Аллах) сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. » (Сура «ан-Нахль», аят 8).
Прекрасные кони – это одно из самых главных мирских удовольствий:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, …прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (Сура «аль-Имран», аят14).
Целая сура Корана называется «аль-Адият» (Скачущие) , в ней говорится о быстроногих, резвых конях, на всем скаку врывающихся во вражеское войско:
«(Я, Аллах) клянусь (конями воинов) мчащимися, (и дышащими) запыхаясь, и выбивающими искры (когда камни под их копытами ударяются друг об друга), и нападающими на заре (на врагов). И они [кони] подняли этим [своим скачем] пыль, и ворвались с ним [с пылью] толпой (во вражеское войско). » (Сура «аль-Адият», аяты 1-5).
Сколько лошадей было у Пророка Мухаммада (ﷺ) ?
В хадисах также существует множество упоминаний о лошадях
В лошадях есть великое благо для человека, поскольку они – его верные помощники и спутники в жизни:
«Благо (хайр) не покинет чела лошади до самого Дня воскресения, ибо благодаря им людям достанется награда в мире вечном и военная добыча в земной жизни» (Бухари) .
Злые духи не приближаются к дому, где есть лошадь:
«Поистине, шайтаны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания» (Куртуби).
Арабский конь, по воле Всевышнего, может обращаться к Нему с мольбой о том, чтобы стать любимцем своего хозяина:
«Поистине, нет ни одного арабского скакуна, которому не было бы дозволено обращаться (к Аллаху) с мольбами во время рассвета, произнося такие слова: “О, Аллах, Ты подчинил меня, кому захотел, из сынов Адама, так сделай же меня для него более любимым, чем его семья и имущество “» (Ахмад, ан-Насаи).
Один из сподвижников по имени Абдуррахман ибн Саида (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что он так сильно любил лошадей, что как-то спросил Посланника Всевышнего (мир ему):
«О Посланник Аллаха, будут ли в Раю лошади?». На что он ответил: «О Абдуррахман, если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из яхонта с двумя крыльями, на которой ты будешь летать, где пожелаешь» (Байхаки).
Старательный уход за своей лошадью для мусульманина принесет ему большую награду от его Господа:
«Тому, кто очищает овес, а затем дает его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса» .
Верховая езда и ее польза для здоровья
До сих пор неотъемлемой частью воспитания во многих знатных и богатых семьях является обучение детей верховой езде. Современные научные данные подтверждают пользу этого средства для восстановления здоровья человека. Существует даже такой специальный метод лечения, который называется иппотерапия (то есть, лечение лошадьми).
Во многих странах мира при лечебных учреждениях есть специальные конюшни, где больных учат верховой езде. Врачи считают, что конный спорт очень полезен людям с больным позвоночником, с повреждениями вестибулярного аппарата, и даже людям с нарушением психического здоровья очень полезно общение с этими животными. Верховая езда облегчает состояние больных детским церебральным параличом (ДЦП), больных с различными травмами конечностей, с искривлением позвоночника и людям с расстройством вестибулярного аппарата.
«Стреляйте же из лука и ездите верхом…» (Абу Дауд).
«Любое занятие, где нет поминания Аллаха, является забавой или отвлечением. Исключением являются четыре (случая): хождение от цели к цели (тренировка в стрельбе), верховая езда, игры с женой и обучение плаванию» (Табарани).
Умар (да будет доволен им Всевышний) говорил:
«Обучайте ваших детей плаванию и стрельбе из лука, а также верховой езде» .
Передается, что Пророк (мир ему) поощрял своих сподвижников в устройстве скачек верхом на лошади, а также награждал призами победителей (Ахмад). Однако, он (мир ему) не поощрял устройство скачек как азартных игр, когда люди делают ставки на различных лошадей, и тот, чья лошадь придет первой, забирает себе весь выигрыш. Об этом имеется специальное указание в хадисе, где лошадь, предназначенная для выигрыша с ее помощью на скачках, называется «лошадью сатаны»:
«Имеются три вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь сатаны. Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз и многое другое является благом. Лошадь сатаны предназначена для азартных игр и ставок. А лошадь человека – это та лошадь, которую человек использует для своих личных нужд» (передано Бухари и Муслимом) .
Следует добавить еще, что лошади не только являются помощниками людей в их работе, помогают людям восстановить здоровье и стать сильными и выносливыми, но и в буквальном смысле спасают людей. В частности, в нашей стране при Институте вакцин и сывороток в специальных конюшнях содержатся лошади-доноры. В их кровь вводят препараты с возбудителями тяжелых и опасных болезней. После того, как в крови животного вырабатывается иммунитет против этих болезней, из их крови делают сыворотку, которая будет служить вакциной от этой болезни.
Итак, речь у нас шла о лошади – благородном и прекрасном создании Всевышнего, которое сопровождает жизнь человека с древнейших времен, облегчая ему жизнь и помогая ему во всех сферах жизни.
Мусульманские народы весьма ценили лошадей, которые были не просто средством передвижения, но друзьями человека. Недаром столько пород лошадей было выведено в мусульманских регионах. Наряду с уже упомянутой арабской лошадью, это ахалтекинская порода лошадей, которая была выведена в Туркмении, казахская (распространенная в Казахстане) и карачаевская (выведенная на Кавказе в Приэльбрусье).
Коран и хадисы содержат множество упоминаний о лошадях – в связи с самыми разными событиями. Лошадь – это одно из украшений мирской жизни, благо не покинет лошади за ее огромную помощь человеку, уход за лошадью – весьма богоугодное дело для ее хозяина, а также праведный верующий сможет быть со своей лошадью даже в Раю!
Следующая цитата
بسم الله الرحمن الرحيم
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
Вопрос: Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть мясо лошади и каково на самом деле мнение самого Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи) в этом вопросе?
Ответ: Конину (мясо лошади) разрешается употреблять в пищу в соответствии с ханафитским мазхабом, данное действие не порицается и не является греховным. В книге «ад-Дурруль мухтар» Ибн 'Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи) приводятся слова о том, что имам А'зам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи) за три дня до собственной смерти отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса. О дозволенности конины также сообщили «имамейн» - два самых великих ученика имама А'зама – Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).
Лошадь является почитаемым животным в Исламе, о котором сказано в Коране и многочисленных изречениях Пророка Мухаммада ﷺ.
Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит:
وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا
«Клянусь конями скачущими задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-'Адият», аят 1-2)
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (сура «ан-Нахль», аят 8).
Посланника Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَعْرِفْ حُرْمَةَ فرس الغازي، فيه شُعْبَةٌ مِنَ النِّفَاقِ
«Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в бою, в том есть доля лицемерия».
Рассмотрим доводы стороны, которая утверждает, что употребление конины запретно или является нежелательным действием.
В риваяте, переданном от Халида ибн Валида (радыяллаху 'анху),
حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ شَبِيبٍ، وَحَيْوَةُ بْنُ شُرَيْحٍ الْحِمْصِيُّ، قَالَ حَيْوَةُ: حَدَّثَنَا بَقِيَّةُ، عَنْ ثَوْرِ بْنِ يَزِيدَ، عَنْ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «نَهَى عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ، وَالْبِغَالِ، وَالْحَمِيرِ
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ запретил употребление в пищу мяса лошади, осла и мула (ан-Насаи 3790).
عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ , أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «نَهَى يَوْمَ خَيْبَرَ عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ وَالْبِغَالِ وَالْحُمُرِ وَكُلِّ ذِي نَابٍ مِنَ السُّبُعِ , أَوْ مِخْلَبٍ مِنَ الطَّيْرِ
Так же в риваяте, переданном Даракутни, от Халида ибн Валида (радыяллаху 'анху), сообщается о том, что в день битвы при Хайбаре, Посланник Аллаха ﷺ запретил, есть мясо лошадей.
В риваяте, переданном от Ибн 'Аббаса (радыяллаху 'анхума) сообщается, что употребление в пищу мяса лошади, является макрухом , при этом он читал аят: «Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом» .
Из вышеприведенных хадисов, мы видим, что у сторонников мнения, что конина запрещена или ее употребление является нежелательным есть собственная доказательная база.
А теперь приведем доказательства тех, кто утверждает, что мясо лошадей дозволено для пищи.
От Джабира ибн 'Абдуллаха (радыяллаху 'анху) сообщается, что во времена посланника Аллаха ﷺ мясо лошади употреблялось в пищу . Асма бин Абу Бакр (радыяллаху 'анха) в одном из риваятов так же говорит о том, что во времена Посланника Аллаха ﷺ люди резали лошадей, и ели их мясо .
قَالَ أَبُو دَاوُدَ: «لَا بَأْسَ بِلُحُومِ الْخَيْلِ، وَلَيْسَ الْعَمَلُ عَلَيْهِ»، قَالَ أَبُو دَاوُدَ: " وَهَذَا مَنْسُوخٌ قَدْ أَكَلَ لُحُومَ الْخَيْلِ جَمَاعَةٌ مَنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْهُمْ:ابْنُ الزُّبَيْرِ، وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ، وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ، وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ، وسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ، وَعَلْقَمَةُ، وَكَانَتْ قُرَيْشٌ فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَذْبَحُهَا
Имам Абу Дауд (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит: «Не порицается употреблять мясо лошади, но люди не следуют этому. Мясо кобылы ели большое количество сахабов, такие как ибн Зубайр, Фадаляту ибн ‘Убайд, Анас бин Малик, Асма бинта Аби Бакр, Сувайд бин Гафлята, ‘Алькама (радыяллаху ‘анхум), а также курайшиты, во времена Пророка ﷺ резали лошадей».
Имеющиеся разногласия среди ученых были связаны с взаимоисключающим смыслом некоторых хадисов, а так же с разницей метода (усуля), в соответствии с которой имамы муджтахиды принимали или не принимали тот или иной риваят в качестве доказательства.
Изначально позицию о запрещенности употребления в пищу мясо лошадей придерживался и Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи). Однако как указывается в книге «ад-Дурруль мухтар» ибн 'Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи),
وَقِيلَ إنَّ أَبَا حَنِيفَةَ رَجَعَ عَنْ حُرْمَتِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ بِثَلَاثَةِ أَيَّامٍ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى عِمَادِيَّةٌ وَلَا بَأْسَ بِلَبَنِهَا عَلَى الْأَوْجَهِ
что за три дня до собственной смерти имам А'зам (рахматуллахи ‘аляйхи) отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса.
Мнения о дозволенности употребления конины придерживались и два выдающихся ученика Абу Ханифы – имам Абу Юсуф и имам Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).
Лидер ханафитов Египта, великий правовед и хадисовед, автор известнейшего труда «акыда ат-Тахавия» имам Тахави (рахматуллахи ‘аляйхи) в своей известной книге шарху Ма'аниль-Асар пишет: «Внешне, может показаться, что между мясом домашнего осла и лошади, не существует никакой разницы. Однако необходимо принимать во внимание риваяты, касающиеся данного вопроса, и указывающие на то, что мясо лошади является мубахом. Особенно важным является момент, на который обращается внимание в хадисе Джабира (радыяллаху 'анху), где мясо осла отделяется от мяса лошади, и в котором ослиное мясо называется харамом, а мясо лошади халялем. Имамайн (имам Абу Юсуф и имам Мухаммад) высказали мнение о разрешенности лошадиного мяса, так как имеющиеся по этому поводу риваяты, достигли степени таватур ».
Читайте также: