Искалеченные судьбы бывших советских военнопленных цитата

Обновлено: 18.05.2024

Наша статья «Василий Губарев и Иван Сидоров против рейхсфюрера Гиммлера» вызвала много комментариев. И некоторые меня очень изумили. Комментаторы удивляются, почему военнопленные советские солдаты, даже немного помогавшие британцам, после возвращения на Родину, были отпущены домой, а не отправились в лагеря ГУЛАГа. Мол это было обычной практикой: если был в плену, в немецком лагере, значит автоматически, на 10-15 лет, отправляйся уже в лагерь советский. Так некий комментатор WhitePower пишет: « Неужели даже в ГУЛАГ не попали? Странно. Совейская власть обычно так благодарила своих верных сынов. там содержали тех, кто попал грубо говоря по мелочи, А тех, кто по крупному - сразу к стенке. Попал в плен, бежал к своим - лагеря, потом штрафбат. А не смог вырваться и гнил в концлагере до освобождения частями красной, да если еще и партийный - это стенка автоматом» (орфография сохранена). Подобные комменты встречаются и у других читателей.

Чтобы ответить полез в интернет, а там горы мусора и шелухи, домыслов и вранья. То же самое в современных фильмах и книгах. У сегодняшнего поколения сложилось твердое впечатление, что несчастных солдатиков переживших ужасы германского плена, злобные гэбисты и смершевцы автоматически причисляли к предателям и отправляли либо в тюрягу, либо в штрафбат. В худшем случае ставили к стенке. Приводят мифические слова Сталина «У нас пленных нет, есть только предатели». Ну не говорил этого Сталин, полностью неподтвержденный фейк, сочиненный демократами и либералами. И не были все офицеры НКВД и СМЕРШа злыми и упертыми, лепившими «левые» дела. Были, конечно, среди них чинуши и тыловые крысы, но в своем большинстве они пережили суровые и жестокие 41-42 года, и знали, что от плена как от смерти и сумы не стоит зарекаться. В жизни, а тем более на войне всякое бывает. И колоннами в ГУЛАГ никто освобожденных военнопленных и гражданских лиц не гнал.

В реальной действительности была отработана эффективная система фильтрации и проверки. Для удобства повествования разделю статью на две части: как поступали с окруженцами, освобожденными военнопленными во время войны и как после.

В начале войны, вышедшие из окружения военнослужащие и пересёкшие линию фронта военнообязанные из числа гражданского населения, после проверки направлялись в основном на пополнение тыловых частей, в частности трудовых армий. Некоторых военнослужащих отправляли прямиком на фронт в составе маршевых рот. Конечно, окруженцев проверяли, особенно тех, кто вышел не в составе воинского формирования, а в одиночку. А как же? Вдруг под видом, выходящего из окружения солдата или офицера пытается проникнуть вражеский агент. Проверкой занимались офицеры особых отделов, у которых и без этого дел было выше крыши. Поэтому проверки были не очень эффективны. Арестовывали только явных паникеров, дезертиров, антисоветчиков на которых «стучали» их товарищи по несчастью.

Поэтому 27 декабря 1941 года постановлением Государственного комитета обороны была создана сеть проверочно-фильтрационных лагерей. В 1942 году было 23 таких лагеря в Вологодской, Тамбовской, Рязанской, Курской, Воронежской и других областях. Эти спецлагеря представляли собой военные тюрьмы строгого режима. Сроки нахождения в фильтрационном лагере были не ограничены, «проверяемые» могли находиться в лагере больше года. Бывали, конечно, там и ночные допросы и избивание заключенных, но это чекистская специфика.

Всего за 1941-44 годы через проверочно-фильтрационные лагеря прошло более 375 тысяч человек. В том числе:

военнослужащие Красной Армии, находившиеся в плену или в окружении, — 328 365 человек;

полицейские, старосты и другие пособники оккупационных властей — 25 571;

гражданские лица призывного возраста, находившиеся на территории, занятой противником, — 21 432.

За этот же период:

проверено и передано райвоенкоматам — 233 887 человек (62,3%),

направлено на формирование пятнадцати штурмовых батальонов, — 12 808 (3,4%),

передано в постоянные кадры оборонной промышленности — 20 284 (5,4%),

арестовано и осуждено — 11 658 человек (3,1%),

нет данных — 96 731 человек (25,7%).

По более поздним данным, в действующую армию было возвращено 78 — 79% прошедших проверку. Только три, ну может четыре процента попали под расстрел или были отправлены в лагеря. Согласитесь что процент не такой уж и большой. Понимаю, что эти цифры опровергают все измышления демократов и либералов о злобных палачах-нквэдэшниках и тяжелой судьбе солдат после плена. Но что поделать - статистика неумолимая наука.

Для простых солдат и сержантов за пребывание в плену, никаких наказаний не было. После непродолжительной проверки им возвращали звания и направляли в обычные воинские подразделения. Примеров хоть отбавляй. Панфиловец Иван Добробабин попал в плен, бежал, в родном селе служил в полиции, после освобождения и проверки (службу в полиции правда скрыл) вторично был призван в Красную Армию, дошел до Инсбурка (Австрии). Или самый храбрый солдат Второй мировой войны старшина Павел Дубинда. Попал в плен при падении Севастополя, бежал. После непродолжительной проверки в фильтрационном лагере в марте 1944 года был направлен в стрелковый гвардейский полк. Дошел до Кенигсберга – три ордена Славы и Звезда Героя Советского Союза.

Бывали случаи когда военнопленных даже не проверяли. Так в январе 1943 года части 6-й гвардейской Армии освободили лагерь советских военнопленных в окруженном Сталинграде. Командующий армией генерал Чистяков всех пленных скопом, без проверки, зачислил их в свои подразделения. И не пожалел – сражались они жестоко и храбро.

Что касается офицеров, то после фильтрации их как правило, лишали офицерских званий, и направляли в штурмовые (штрафные) батальоны. Но после штрафбата, после того как смыли вину кровью, звания и награды им возвращались. И уже никто не мог попрекнуть их пленом.

В 1944 году поток возвращающихся в Советский Союз военнопленных и репатриированных резко увеличился. Поэтому летом этого года была разработана, а затем введена новая система фильтрации и проверки органами государственной безопасности всех возвращающихся лиц. Теперь освобожденные из немецкого плена советские военнослужащие и гражданские лица призывного возраста направлялись в запасные части, минуя фильтрационные лагеря. В запасных фронтовых и армейских полках новое пополнение после прохождения боевой подготовки и частичной, проверки направлялось в действующие стрелковые части. Так, например, за время боев на территории Германии соединения и части 1-го Украинского фронта восполнили боевые потери в людях за счет советских граждан призывного возраста, освобожденных из немецкого плена. На 20 марта 1945 г. в войсковые части было направлено 40 тыс. человек. Среди нового пополнения были и советские военнопленные, в том числе и младшие офицеры до капитана включительно. Всего за годы войны из числа ранее пропавших без вести и бывших в плену вторично было призвано более 1 млн человек. Испытав на себе все ужасы фашистского плена, эти бойцы достойно показали себя в бою. Многие из них за мужество и героизм, проявленные в боях, были награждены орденами и медалями.

После войны

Военный историк Г. Ф. Кривошеев указывает следующие цифры, основывающиеся на данных НКВД: из 1 836 562 солдат, вернувшихся домой из плена, 233 400 человек были осуждены в связи с обвинением в сотрудничестве с противником и отбывали наказание в системе ГУЛАГа. То есть 12, 8%. Процент довольно большой, но все-таки это не значит что все советские военнопленные, как пишут и показывают в сегодняшних СМИ, из немецких лагерей прямиком отправились в советские.

Стоит отметить, что при фильтрации бывших советских пленных сотрудники СМЕРШ делали существенную разницу между солдатами и офицерами. Последних подвергали более тщательной проверке, и у них шансы попасть в ГУЛАГ были гораздо выше. Статистика показывает, что из общей массы всех репатриированных (то есть всех бывших пленных и остарбайтеров) в советские лагеря отправились 6-8 процентов рядовых солдат, в то время как для оказавшихся в немецком плену офицеров Красной армии эта цифра была гораздо выше. Ведь их особенно тщательно проверяли на предмет возможного сотрудничества с немцами.

Освобожденные из плена военнослужащие рядового и сержантского состава, не служившие в германской армии или изменнических формированиях, были разбиты на две большие группы по возрастному признаку — демобилизуемого и недемобилизуемого возраста. Первых, почти 300 тысяч, отпустили в 1945-46 годах по домам вместе с демобилизуемыми обычными красноармейцами. Бывшие пленные недемобилизуемых возрастов в соответствии со специальным постановлением Государственного комитета обороны от 18 августа 1945 года направлялись в рабочие батальоны для работы в промышленности и восстановления разрушенных во время войны объектов. Отправление их домой ставилась в зависимость от будущей демобилизации из армии военнослужащих срочной службы соответствующих возрастов. Некоторым из бывших пленных повезло – они смогли поучаствовать в войне с Японией. То есть впоследствии на них распространились льготы как на участников войны. А те, которые после плена не смогли повоевать, уже не считались участниками войны.

Спецпоселенцы - бывшие военнопленные на строительстве ГЭС. 1949 год Спецпоселенцы - бывшие военнопленные на строительстве ГЭС. 1949 год

Дальше было хуже. Летом 1946 года рабочие батальоны были расформированы, а к зачисленным в них стал применяться термин «переведенные в постоянные кадры промышленности». Они не имели право сменить место работы и вернуться к себе на родину даже после демобилизации из армии их сверстников. Это конечно не лагерь, но спецпоселение. Некоторых кто сумел доказать что участвовал в Движении Сопротивления, не сотрудничал с немцами освободили и отпустили домой. Следует учесть что «сотрудничество с немцами» в те времена определялось не только службой в различных коллаборационистких формированиях. Работал на немецком заводе, пусть даже насильно, выживал в лагере, за кусок хлеба расчищал завалы после бомбардировок – значит, сотрудничал с гитлеровцами. А таких было много. Они были ущемлены во многих правах. Они отстранялись от участия в политической жизни, при поступлении в высшие учебные заведения на них смотрели с опаской, их не считали участниками войны. Лишь в 1956 году президиум ЦК КПСС принял решение о создании комиссии под председательством Маршала Советского Союза Г.К. Жукова с задачей разобраться с положением вернувшихся из плена военнослужащих Красной Армии. По инициативе этой комиссии было принято постановление «Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных и их семей», в котором была осуждена практика огульного политического недоверия, применения репрессивных мер, а также лишения льгот и пособий в отношении бывших советских военнопленных и членов их семей.

В результате было принято решение о реабилитации тех военнослужащих которые попали в плен в условиях, вызванных боевой обстановкой, то есть не добровольно. С 1957 г. дела бывших советских военнопленных были в основном пересмотрены. Многие были реабилитированы. Им восстановили воинские звания и пенсии, вернули награды. Получившие ранения и совершившие побег из плена были награждены орденами и медалями.

Спецпоселения из бывших военнопленных ликвидировали. Тех, кто сидел в лагерях освободили по амнистии. Они были восстановлены в правах, но вот статуса участников войны большинству не дали. Возбухли ветеранские организации: «Мы Берлин брали, а они снаряды немцам делали и подносили».

Лишь через 50 лет после Великой Отечественной войны, в январе 1995 г., президент Б.Н. Ельцин подписал Указ «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период», по которому бывшие военнопленные получили статус участника Великой Отечественной войны. На них в полном объеме распространяется федеральный закон «О ветеранах», принятый Государственной Думой 16 декабря 1994 г.

В заключения хочу сказать, что у советских военнопленных вернувшихся на Родину была тяжелая и нелегкая судьба. Но все-таки не такая уж черная и жестокая, которая сегодня рисуется в кино, книгах и СМИ.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 129. Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти»»

Вопрос № 129. Поэма «По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее

Александр Трифонович Твардовский – это

история нашего общества. Понять

Твардовского – понять эпоху во всем

драматизме, сложностях и противоречивости.

После победы Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в России набирало оборо­ты истребление свободной мысли, продолжа­лись казни, изгнания из страны, слежка, засилие чиновников и канцелярий, смолкнул «весе­лия глас», закатилось «солнце разума», человек (независимо от положения в государственной пирамиде) стал послушным орудием в руках чьей-то беспощадной воли для насилия над дру­гими рабами. Ситуация беспредела, тоталита­ризма охватила все сферы жизни страны.

Насильственная коллективизация уничто­жила русскую деревню, превратила крестьян в рабов. Руками послушных Шариковых и Латунских истребля­лась наука, поэтическое слово. «Вихорь чер­ный» раскидывал нации, семьи в разные сторо­ны. К 30-м гг. страна приняла страшный облик всеобщей казармы, где все регламентировалось: как жить, как трудиться, что петь, что гово­рить, о чем думать. О. Мандельштам назвал эти годы веком-властелином, веком-зверем, веком-волкодавом, веком ночи и неправды. Идеологом века-волкодава, его вдохновителем и страшным орудием был И. В. Сталин.

Еще в начале XX в. Блок написал пророче­ские строки:


Д ремлют гражданские страсти:

Слышно, что кто-то идет.

Кто ж он, народный смиритель?

Темен, и зол, и свиреп:

Инок у входа в обитель

Видел его — и ослеп.

Он к неизведанным безднам

Гонит людей, как стада.

Посохом гонит железным.

Боже! Бежим от суда!

Режим Сталина действительно оказался «те­мен, и зол, и свиреп»: раздавил оппозиционные группы внутри партии, уничтожил инакомыс­лящую интеллигенцию, разрушил церковь, по­садил за решетку несколько миллионов чело­век, наладил механизм фальсификации истори­ческих документов, организовал по всей стране спецлагерь (ГУЛАГ) для своих соотечественни­ков, перед «которым меркнут все Освенцимы и Бухенвальды». (Д. Л. Андреев «Роза мира»)

Как реакция на тоталитаризм и сталинизм в нашем отечестве сложилась великая литература, написанная кровью и продиктованная совестью.

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) родился на Смоленщине в семье крестьянина. В 14 лет комсомолец и селькор. В пятнадцать лет покинул родные места, чтобы, как он говорил, вырвать старый мир из своей души. Позже — студент Смоленского педагогического института.

По идейным соображениям порвал с отцом, деревенским кузнецом, который всю жизнь мечтал выбраться в крепкие хозяева. Когда его вызвали по делу раску­лачивания отца, заявил, что с «семьей не прожи­вает и идейно с ней не связан». Отказавшись от отца и братьев, Твардовский всю жизнь очень тя­жело переживал свое предательство.

Но уже лет через десять поэт, в 1939 году окончивший МИФЛИ, возвращается в родные места, пишет о них проникнутые любовью и грустью стихотворения. Твардовский ввел понятие «малого мира», «мирка», придав ему значение того истока, откуда человек до конца дней черпает нравственную энергию. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал. С самого начала своего самостоятельного пути он принял идеалы, провозглашенные в октябре 1917 года, и уверовал в них. Даже в конце 60-х годов, когда Твардовский, будучи редактором "Нового мира", вступил в почти откровенное противостояние партийным властям, он полагал, что те искажают принципы марксизма. Оставаясь верен коммунистической идее, он так и не смог до «конца своих дней найти ответы на свои мучительные сомнения.

Поэму «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969), но она долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987 году. Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: по­пытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа — брежневского, власть жесткой цен­зуры. Инспирированное дело Солженицына, заказные статьи-доносы, сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавши­еся в центральной печати, — все это приметы того времени.

Критик В. Лак­шин, оценивая факт появления поэмы, писал: «Испытывая волнения совести, горчайшей вины перед семьей, перед от­цом, перед всем задавленным Сталиным русским крестьян­ством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» — свое оправдание и свое покаяние». А Твардовский писал о поэме: «. почувствовал то, что мне. нужно обя­зательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни. »

Написанная в конце 60-х гг. поэма «По праву памяти» — ис­поведь, покаяние, суд не над Временем, а над своими ошибками юности и неспособностью про­тивостоять веку-волкодаву. Он, поэт, считал своим долгом вернуть народу память о том, что было: ведь ес­ли лишить народ памяти, оборвется связь поко­лений, возникнет вражда внуков и детей к дедам и отцам («забыть, забыть велят безмолвно, хотят в забвенье утопить живую быль. »).

Лирический герой поэмы в юности мечтал не лгать, не трусить, верным быть народу, «а если — то и жизнь отдать» и не предполагал, что за его спиной уже начиналась «метелица сплошная». «Детям» предлагалась анкета о род­ственниках («Кем был до вас еще на свете отец ваш, мертвый иль живой?»). И дети отрекались от отцов («То был отец, то вдруг он — враг»), со­вершая отцеубийство словом. Страшна и участь детей так называемых кулаков, которым пред­стояло жить с клеймом «кулацкого отродья», «кулацкого сынка». И в этом — одна из причин лжесвидетельства на «отцов», имя которой страх. Кто виноват в трагедии народа, по Твар­довскому? Не только Сталин, но и сами люди, загипнотизированные страхом и собственным конформизмом.

Основная идея поэмы «По пра­ву памяти», обращенной к современникам и по­томкам, — не дать убаюкать свою память, ибо, не зная уроков прошлого и не поклонившись праху его жертв, мы не готовы к будущему. Не смещайте интересы с гражданской оси и не да­вайте невозмутимому спокойствию проникнуть в вас — вот завет Твардовского, великого поэта и гражданина.

Композиция. Поэма состоит из 3 глав. Две первые («Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает») – лирический герой пытается осмыслить свое прошлого и прошлое страны, последняя глава («О памяти») – размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Основные темы всего произведения. Тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.


Г лава «Перед отлётом»

С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлетом»? С приподнятым настроением; с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя, состо­яться, с безграничной верой в свои силы, стремлением идти в ногу со временем. От столичной жизни юноши ждут не просто развлечений, они рвутся в мир знаний, желая почерпнуть из святого храма науки его сокровища за дедов и за прадедов, которых неот­рывно держала при себе земля.

Глава «Сын за отца не отвечает»

Жанр поэмы можно ли определить как «семейную трагедию». Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с тем выражает народную точку зрения на тра­гические явления прошлого. Во второй главе поэт досто­верно воспроизводит атмосферу сталинского времени.

О трагедии народа Твардовский знал не понаслышке. Ф. Абрамов в своих воспоминаниях о поэте так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нёс в себе…» «Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем». Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» — это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его более двадцати лет:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк…

Подлинность переживаний, подлинность волнений передают эти строки. В поэме «По праву памяти» Твардовский выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения.

- Примеры речевых штампов 1930-1950-х гг., которые используются во второй главе. Их роль. Применение речевых штампов политической термино­логии сталинской эпохи («классовый враг», «отец народов», «вождь», «кулак», «сын врага народа») становится у Твар­довского способом отражения духа времени, особенностей мышления и мироощущения советских людей той поры.

Время, о котором поэт ведет речь, воскрешает своеобразная лексика: «анкета» со «зловещей некогда графой», «несмываемая отметка» в ней, «чад полуночных собраний», «публичная пытка», «мытарил вопрос», «в кромешный список занесен», «два мира», «чье-то головокруженье», «враг народа», «слепой и дикий для круглой цифры приговор».

Слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смыс­ловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет просле­дить за развитием темы «пяти слов».

Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают.
Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.


Комментарием к фразе, сказанной Сталиным, может служить записанный А. Кондратовичем рассказ А. Твардовского: «Оказывается, перед съездом колхозников была дана команда: найти сына кулака — благополучного, работающего и т. п. Это была задача трудная. Как только спрашивают, то любой секретарь райкома трусит: признаешься, что сын кулака работает, не раскулачен, — и мало ли что будет за это. Но с каким-то трудом нашли. Одели. Привезли в Москву на съезд. Написали для него речь. И он ее произнес. И где-то в самом начале он сказал: «Да вот, я сын кулака, некоторые могут подумать, что мне трудно жить, что мне не дают работы». В это время Сталин и бросил свою знаменитую реплику: «Сын за отца не отвечает». Для этой реплики и был привезен с трудом отысканный сын. Я помню впечатление от этих слов, особенно в деревенской среде. Но только в прошлом году я узнал, как была произнесена эта реплика».

Характеристика в поэме сталинской эпохи.

Сталинская эпоха, в восприятии поэта, — жестокое время, искалечившее судьбы миллионов ни в чем не повинных людей.

В чем поэт автор обвиняет сталинизм?

Драматизм само­ощущения советского человека — «сына врага народа» («Клеймо с рожденья отмечало / Младенца вражеских кровей»),

траги­ческая участь раскулаченных («в тоске великой / он покидал свой дом и двор»),

искалеченные судьбы бывших советских военнопленных («из плена в плен — под гром победы»),

ре­прессии малых народов.

Позиция лирического героя. Он пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и свое поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогре­шимость вождя, беспрекословном подчинении его воле («за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе»).

- Какие образы наиболее ярко представлены поэтом в этой главе? ( Сталин, отец героя).

- Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчеркивает?

А только, может, вспомнив руки,
Какие были у отца.


В узлах из жил и сухожилий,
В мослах поскрюченных перстов -
Те, что – со вздохом – как чужие,
Садясь к столу, он клал на стол.
И точно граблями, бывало,
Цепляя ложки черенок,
Такой увёртливый и малый,
Он ухватить не сразу мог.
Те руки, что своею волей –
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей –
Сплошная.
Подлинно – кулак!
И не иначе, с тем расчётом
Горбел годами над землей,
К ропил своим бесплатным потом,
Смыкал над ней зарю с зарей.

- Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?

Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца

В духе шестидесятничества Твардовский интерпретирует сталинскую политику как искажение ленинских идей и проти­вопоставляет «отцу народов» образ Ленина («Вот если б Ленин встал из гроба, / На все, что стало поглядел. »).

«О памяти» — глава особая. Она синтезирует мысли, заяв­ленные в ее названии.


Г лава полемична. С кем и о чем спорит герой? Зачитать текст. (Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной по­ставить крест». «Не помнить, память под печать» – вот их позиция).

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть!

- Гражданская позиция лирического героя. Он выступает как противник тенденций реабилитации Сталина, считает преступлением созна­тельное замалчивание трагических событий советской историй.

Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

- Как вы понимаете строки:

Что нынче счесть большим, что малым -

Как знать, но люди не трава:

Не обратить их всех навалом

В одних непомнящих родства.

- Поэма заканчивается словами:

Зато и впредь как были – будем,-

Какая вдруг ни грянь гроза, -

Людьми из тех людей, что людям,

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

Поэт утверждает, что память – компас на жизненном пути и что у каждого человека должен быть долг перед про­шлым и будущим. Совесть и память — вот те нравственные нормы, которые определяют гражданскую позицию человека, и позицию Твардовского-поэта в частности.

Мы разобрались, почему поэма «По праву памяти» - покаяние и оправдание героя.

Следующая цитата

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: Поэма «По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Лирика и публицистика в поэме. Размышления о судьбах народа, страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее

Следующая цитата

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: