Ирэн форсайт описание внешности цитаты

Обновлено: 17.05.2024

Исследование монументальности и основательности системы образов в классической литературе. Ознакомление с биографией Джона Голсуорси - одного из ведущих писателей-реалистов в английской литературе. Рассмотрение литературного образа Ирэн Форсайт.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 16.10.2015
Размер файла 15,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Образ Ирэн Форсайт в романе Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах»

Холманских Валерия Викторовна

Актуальность выбранной темы заключается в монументальности и основательности системы образов в классической литературе. Всё современное кажется суетливым, недолговечным и преходящим, а классика - это идеи на все времена, идеи которые будут актуальны всегда. И с классиками мы обычно не спорим. Для рассмотрения мы выбрали образ Ирэн Форсайт.

Ирэн Форсайт - героиня серии из нескольких произведений о жизни состоятельной английской семьи «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. Её литературный образ довольно интересный и необычный, вызывающий противоречивые чувства, от полного восхищения до стойкого неприятия. Одно лишь можно утверждать - для своего времени Ирэн была довольно смела, не побоясь бросить вызов обществу и поступать так, как считает нужным для своего счастья, в том смысле, в каком она его понимает. Красота Ирэн, её изящество и умение преподнести себя лишь добавляют героине достоинств. литературный форсайт голсуорси

Один из ведущих писателей-реалистов в английской литературе XX в., сын крупного юриста и сам юрист, Голсуорси оставил эту профессию ради литературной работы. В романах, рассказах, пьесах, эссе Голсуорси ярко и правдиво изобразил лицемерие, эгоизм, снобизм и торжество предрассудка в частной и общественной жизни своих соотечественников. Особенно значительны его произведения, созданные до Первой мировой войны (например, роман «Собственник», 1906). Писатель постоянно работал над совершенствованием своего мастерства, изучал творчество французских и русских реалистов, считал себя учеником Тургенева, Л.Толстого, Чехова. Из его драматических произведений наиболее значительны «Серебряная коробка» (1906), «Мертвая хватка» (1920), «Верность» (1922). Признание и слава пришли к Голсуорси при жизни. Он много лет был президентом крупнейшего объединения писателей -- Пен-клуба. В 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия [2, c. 29].

Целью данной работы является рассмотрение образа героини произведения Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах».

Данное произведение - вершина творчества Голсуорси. Эта трилогия, как и ее продолжение -- «Современная комедия», посвящена истории нескольких поколений английской буржуазной семьи Форсайтов. Книга состоит из романов «Собственник» (1906), «В тисках» (1920) и «Сдается внаем» (1921). Действие «Саги» начинается в 1886 г. и заканчивается в конце 20-х гг. XX в. В первой части трилогии -- романе «Собственник» -- Голсуорси дает развернутую характеристику многочисленной форсайтовской семьи, рисует яркие типы «викторианской» буржуазии с ее собственнической психологией, кастовостью и косным традиционализмом. Страсть, красота и искусство, глубоко чуждые прозаичным Форсайтам, вторгаются в их сплоченную семью вместе с женой Сомса Форсайта Ирэн и ее другом архитектором Босини. После смерти Босини Ирэн оставляет мужа -- человека, наиболее последовательно воплотившего собственнический «форсайтизм» и в то же время особенно остро ощущающего кризис старой Англии. В трилогию входят и так называемые «интерлюдии» -- новеллы, связывающие ее части. В интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) с глубоким психологизмом и тонкостью описано возвышенное чувство старого Джолиона Форсайта к покинувшей Сомса Ирэн. Эта интерлюдия -- один из художественных шедевров писателя [2, c.102].

Джон Голсуорси в предисловии к трилогии «Сага о Форсайтах», написанном в 1922 г., определяя главную тему своей книги, говорит о «набегах Красоты и посягательствах Свободы на мир собственников» [2]. Образ Ирэн, по его мнению, и является «воплощением волнующей красоты, врывающейся в мир собственников» [1, с. 36]. Поэтому все чувственные акценты, к которым относятся колористические определения и светотеневые образы, подчинены упомянутому изображению Ирэн [3, c. 302].

Привыкнув видеть Ирэн, изображенной автором в пастельных тонах, читатель тем сильнее реагирует на появление нового, не совсем свойственного ей цвета. А происходит это в тот момент, когда Ирэн, вдруг замеченная Сомсом из окна, возвращается со свидания с Босини. Не только ее горящие щеки, «словно обожженные солнцем», ее губы, глаза выдают ее необычное состояние, но и ее «легкая розовая кофточка с широкими рукавами», которой «Сомс еще ни разу не видел на ней» [1, с. 275]. Все в тот момент было ярким, насыщенным, необыкновенным, «она горела точно в огне, такими яркими казались ее щеки, глаза, губы и эта незнакомая ему кофточка» [3, c. 302].

Если для внешности всех Форсайтов характерны серые глаза, хранящие, по выражению Голсуорси, «захватнический инстинкт», седые головы - «воплощение умеренности, порядка и любви к собственности», то Ирэн внешне изображена автором как нежный прекрасный цветок, как сама естественность во всей ее прелести. «Боги дали Ирэн темно-карие глаза и золотые волосы - своеобразное сочетание оттенков, которое привлекает взоры мужчин и, как говорят, свидетельствует о слабости характера. А ровная, мягкая белизна шеи и плеч, обрамленных золотистым платьем, придавала ей какую-то необычную прелесть» [1, с. 79]. Здесь, как и во многих других картинах, Голсуорси проявляет себя как колорист-психолог, раскрывая значение колористических художественных определений: темнокарие глаза - свидетельство «слабости характера», мягкая белизна плеч в сочетании с золотистым обрамлением придает ее внешности «необычную прелесть» и т. п. Поэтому закономерным может быть вывод о том, что колористические контрасты характерны для Голсуорси-художника [3, c. 303].

Обращает на себя внимание особое художественное использование серого цвета в процессе создания образа Ирэн. Если в начальных главах цветовое определение «серый» почти не встречается при изображении Ирэн (лишь изредка мы встречаем его в сочетаниях с другими цветовыми художественными определениями), то в интерлюдии «Последнее лето Форсайта» Ирэн предстает в ином колорите. Здесь он последовательно единый - в своей основе серый (сероватый, серебристый, серо-лиловый) [3, c. 303].

Таким образом, в «Саге о Форсайтах» цвет выступает как очень важная эстетическая чувственно-оценочная категория и вызывает различные эмоции и настроения. Цветовые микрообразы имеют самые разнообразные художественные и смысловые нагрузки. В частности, посредством цвета создается образ Ирэн, красота которой служит противовесом угрюмости, чопорности, мертвенности, а точнее, отталкивающей холодности, заложенной в Форсайтах. Дарованные природой черты и вкус Ирэн в общей композиции цикла утверждаются в качестве весьма активных противовесов характеру Форсайтов, их устоям и тому, как они выглядят [3, c. 305].

1. Голсуорси Дж. Собрание сочинений: В 16 т. / Пер. с англ.; Под ред. М. Лорие. М.: Правда, 1962. - Т. 1.:Сага о Форсайтах. -1962. - 612 с.

2. Тугушева М. Вечность премен : вступ. ст. / М. Тугушева // Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. - Т. 1. - М., 2003. - С. 7 - 20.

3. Ялышева Н.А. Образ красоты в романах «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси : [женские образы] / Н.А. Ялышева // Арзамасские филологические чтения - 2006. - Арзамас, 2007. - С. 193 -196.

Следующая цитата

«Сага о Форсайтах» – книга длинная, охватывающая почти весь период жизни среднего поколения большой семьи. Долгий, обстоятельный, «многосерийный» рассказ. Мы видим, как меняются общество, нравы, понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Как одни люди стареют, другие рождаются, взрослеют, мудреют, как эволюционируют их взгляды и чувства. Все течет, все меняется. Все… кроме главной героини повествования, Ирэн Форсайт.

С первых до последних страниц книги она остается одинаковой: божественно-прекрасной, влекущей, пассивной в отношениях, непостижимой… и без каких-либо угрызений совести разбивающей чужие сердца и судьбы. Она не забудет ни одной своей обиды, не простит другим ни одной своей же ошибки, не признает своей неправоты, не смягчится, не станет снисходительнее, мудрее – и не станет счастливее. Почему и взрослая, и даже пожилая женщина во многом сохранит поведение упрямого подростка?

Считается, что образ Ирэн Голсуорси во многом списал со своей жены Ады. Бывает, что живущие вместе люди не замечают изменений в своих близких и продолжают смотреть на них прежними глазами.

Но мне кажется, дело совсем в другом. Похоже, что Ирэн воплощает орудие Рока, преследующего род Форсайтов. А Рок, Фатум не имеет возраста, он извечен и неизменен. Как и его орудия.

Ее поведение часто выглядит нелогичным. Зачем было выходить замуж за нелюбимого? От бедности? Но потом она вполне прилично смогла жить на уроки и свои небольшие средства даже до подарка от старого Джолиона.

Зачем всячески усиливала свою привлекательность соблазнительными нарядами, если страсть мужа ей противна? Ее яркие, подчеркивающие дивную фигуру платья резко контрастируют со сдержанными туалетами дам и украшенными воланами плоскими корсажами девушек клана.

Знаменитое золотистое платье с кружевами могло выглядеть именно так. Позади - статуя Ниобеи. Знаменитое золотистое платье с кружевами могло выглядеть именно так. Позади - статуя Ниобеи.

За что она так ненавидит безоглядно влюбленного в нее Сомса? Почему эта ненависть не остыла за десятилетия, не перешла в глухое раздражение, а перенеслась на его дочь?

Зачем так садистски манипулирует сыном и вторым мужем? Ведь молодой Джолион уже потерял двоих детей в межклановых передрягах: Джун так и не оправилась от сердечных ран, Джолли на слабО ушел в армию и глупо умер от инфекции. Так что инфаркт мужа полностью на совести Ирэн.

Странно выглядят и другие моменты. После долгих периодов пассивности Ирэн вдруг совершает очень резкие поступки, которые неизменно приводят ее к успеху. Хотя обычно действия неопытных в делах людей неумелы и нерешительны.

Молодой Джолион пишет сыну, что его мать была невинной викторианской девушкой, до свадьбы с Сомсом даже не подозревавшей о физиологии брака. Однако это не помешало Ирэн избегать зачатия наследника, который привязал бы ее к мужу. Значит, знания в этой области имелись?

С первых же страниц она выглядит в семействе совершенно инородно. Яркая внешность. Непоколебимое спокойствие, противостоящее активной деятельности натур прочих Форсайтов. Загадочное молчание в ответ на вопросы. Мягкое, но непробиваемое сопротивление, так выбешивающее Сомса в молодости и доводящее его до отчаяния в старости.

Но будучи категорически чуждой семейству Форсайтов, она в тоже время не удалятся от них совсем, все время держится на ближней орбите. Казалось бы, сбежала – так беги дальше! Что ее удерживает? Зачем она пошла на сближение со старым Джолионом, после того как жестоко разбила судьбу его внучки? Почему при яркой и влекущей красоте она 16 лет не принимала ничьих ухаживаний? Получив содержание от старого Джолиона она перестала быть затворницей, путешествовала – наверняка встречи были. Или… ее красота далеко не на всех действует столь головокружительно?

Не зря автор выбрал практически символом Ирэн статую Ниобеи – богини, своей гордыней навлекшей гибель на близких и самой обратившейся в камень. Ведь и сама Ирэн так и не стала счастливой. Орудие Рока – это всего лишь инструмент в руках высших сил, его собственная судьба вторична, своей воли он не имеет. Назначением Ирэн было пробивать бреши в круговой обороне Форсайтов, разрушать их клан – эту задачу она выполнила.

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба

Следующая цитата

Джон Голсуорси почти полностью списал героиню «Саги о Форсайтах» со своей супруги – Ады Немезиды Пирсон.

Ее история очень схожа с судьбой книжной героини, даже в деталях. Она была женой двоюродного брата Джона – Артура Голсуорси, но не могла его терпеть, и много лет была любовницей Джона, пока они не смогли пожениться.

Незаконнорожденная дочь бедной женщины, удочеренная успешным врачом и получившая наследство от него, Ада очень рано вышла замуж, чтобы расстаться с опекой матери, отношения с которой были напряженными.

Ада Немезида Пирсон на фотоснимке (1894 г.) и портрете (1905 г.) Ада Немезида Пирсон на фотоснимке (1894 г.) и портрете (1905 г.)

Она была видной и статной девушкой, и легко нашла себе состоятельного жениха – кузена Голсуорси. Но вскоре после свадьбы оказалось, что у молодых супругов совершенно нет общих интересов, кроме того, интимная жизнь с мужем оказалась для Ады неприятной, и она отказала ему в супружеском ложе.

Так же как и в романе, обиженный муж однажды настоял на супружеском долге, после чего Ада Немезида решила разорвать с ним отношения. Она как раз познакомилась на семейном обеде с будущим писателем Джоном, и они понравились друг другу. Ада пожаловалась Джону на несчастливую жизнь, и так шокировала его рассказом о злом муже, что он предложил ей свое покровительство.

Ада Немезида и Джон Голсуорси Ада Немезида и Джон Голсуорси

Спустя некоторое время они скрыто стали жить гражданским браком, а затем, когда Джон получил наследство от умершего отца, а Ада развелась – поженились.

Кстати, кузен Джона, прототип Сомса «собственника» Форсайта и первый супруг Ады, вовсе не был таким чудовищем, как его герой в романе. Он не доставал Аду и не тянул с разводом, и потом быстро женился снова – и его вторая жена была в полном восторге от него, да и вообще о нем отзывались как об очень приятном человеке.

Новая семья Ады и Джона Голсуорси выглядела идеальной, Джон во всем потакал супруге, и даже согласился на практически платонические отношения – ведь у Ады слабое здоровье. Она не хотела иметь детей, так что интимная жизнь супругов была минимальной (Джон вел подробный дневник своей жизни, где описывал все свои дела), и это устраивало обоих.

Ада Немезида и Джон Голсуорси Ада Немезида и Джон Голсуорси

Спустя шесть лет такой семейной жизни Джон Голсуорси познакомился с молодой известной танцовщицей, Маргарет Моррис, и влюбился. Но их отношения так и не вышли за пределы платонических встреч и светских разговоров, хотя Маргарет ничего не имела против плотской любви – Джон не решился изменить жене. Более того, он признался Аде, что его сильно влечет к молодой девушке, и у Ады тут же так ухудшилось здоровье, что испуганный Джон поспешил завершить свой роман.

Маргарет Моррис Маргарет Моррис

Кстати говоря, «слабое здоровье» Ады не помешало ей пережить супруга на двадцать с лишним лет – она дожила до девяноста двух!

Вот такой была на самом деле Ирэн Форсайт, описанная в романе как воплощение женственности, любви, мягкости, беззащитности, луч света в мире собственников и зашоренных обывателей.

Кинообраз Ирэн Форсайт в версии 1967 года: актеры Эрик Портер и Найри Портер Кинообраз Ирэн Форсайт в версии 1967 года: актеры Эрик Портер и Найри Портер

Лучшие образы Ирэн Форсайт в кино – это сериалы 1967 и 2002 года, причем в недавней версии подлого мужа Сомса сыграл очаровательный Дэмьен Льюис, полностью перевернув тем самым смысл романа Голсуорси.

Следующая цитата

Первое же прочтение "Саги о Форсайтах" показало, что Ирен Форсайт вызывает у меня стойкое чувство антипатии, которое проявилось уже во время "Собственника" и расцвело, понятное дело, в книге "Сдается внаем". Затем я обнаружила, что критика довольно благосклонна к этой героине. Затем перечитала роман и убедилась, что мое отношение к ней не поменялось. Некоторое время я субъективно не любила этот персонаж, но недавно, случайно почитав некоторые отзывы в сети, решила вернуться к этой теме и разобраться более-менее аналитично, что мешает мне воспринять Ирен как воплощение Женственности, Красоты, Свободы, Луча Света в мире собственников и т.д. Я взяла книгу и стала помечать ключевые моменты (от отдельных реплик до целых сцен), вносящие дисгармонию в этот образ. И их оказалось довольно много.

Голсуорси в предисловии к своему роману довольно определенно высказался в защиту Ирен. Ясно, что в Ирен он намеревался преподнести ту самую неподвластную миру Красоту, не знающую преград, свободную, чарующую, беспощадную к зашоренным обывателям и любящую тех, кто ей покоряется. Ирен, любовь, красота, мягкость, пассивность, аромат ирисов, музыка, беззащитность, золотые волосы - все это прекрасно, но это оказывается всего лишь внешней стороной дела.

Кого Голсуорси и некоторые вслед за ним называют символом женственности?

Большинство героев Голсуорси – люди, что-то делающие. Мы видим их мысли и действия, какие-то душевные порывы. Каждый из них вращается в собственном колесе, к чему-то стремится, чем-то увлечен и в результате приходит к какой-то цели. У них есть свои уникальные черты. Старшее поколение Форсайтов к началу романа отошло от дел и занимается, в основном, созерцанием мира, сравнением его со своим прошлым. Джемс Форсайт тревожится о семье. Эмили Форсайт заботится о доме и о Джемсе. Джордж Форсайт острит. Вэл Дарти разводит лошадей. Холли заботится о Вэле и пишет книги. Уинифрид Дарти выращивает детей и влачит крест несчастливого брака, а после смерти мужа начинает жить в свое удовольствие. Монти пьянствует, играет и в итоге заканчивает плохо. Сомс решает вообще все семейные дела и пытается устроить собственную жизнь. Флер ищет свое место в обществе и сражается за любовь. Майкл заботится о Флер и пытается спасти Англию. Даже Аннет - второстепенный персонаж - и та запоминается своим патриотизмом в спорах с Сомсом. Заботы, интересы каждого составляют суть жизни героев.

Чем занимается Ирен? Все ее занятия носят преимущественно декоративный, кратковременный характер. Она поливает цветы, играет на фортепьяно, гуляет или просто молча сидит на диване (особенно если Сомс дома). В период после ее ухода от Сомса и до второго замужества, как нам становится известно, она шьет платья, переводит и помогает падшим женщинам, а также культурно развлекается в театрах и музеях. С замужеством созидательная деятельность (шитье и переводы) прекращается, и ее основными занятиями вновь становятся прогулки, путешествия и музыка. Изредка сын. Есть ли у нее цель, к чему она идет, чего желает, что ей дают эти занятия - неизвестно. Такой неопределенной она и уплывает в тень со смертью Сомса.

Ирен, если вдуматься, очень пассивна. Эту пассивность автор и сам подчеркивает, но, вероятно, с иной целью. В сущности же, Ирен переходит из-под одного крыла под другое. Она росла в доме тетушки (и ненавидела этот дом, что проскальзывает в воспоминаниях Сомса). Потом перебралась в дом Сомса, который тоже ненавидела. Потом следует этап самостоятельности и ее одинокой жизни (немного искусственный, на мой взгляд, так как непонятно, что мешало ей уйти от Сомса раньше, если, уйдя, она без труда нашла себе жилье и даже деньги. Так и так она поступила бы незаконно). Далее она выходит замуж за Джолиона и купается в комфорте и обожании. После смерти Джолиона о ней заботится Джон. Ирен ненавязчиво снимает с себя любую ответственность и перекладывает неприятные обязанности на кого-то другого. В первом браке она предоставляет заботиться обо всем самому Сомсу, с самого начала демонстрируя свое безразличие и нежелание идти на компромиссы. Она с легкостью уступает Джолиону обязанность рассказывать Джону о ее прошлом. После смерти Джолиона все формальности улаживает его дочь Джун, а не Ирен. Показателен крохотный эпизод из первой книги, где Джемс спрашивает Ирен, почему они с Джун перестали общаться. В ответ типичная для Ирен фраза: "Об этом спросите у нее", и это звучит довольно-таки малодушно, что бы ни имел в виду автор.

Как объяснить, что Голсуорси - спонтанно или намеренно - вворачивает в роман немало иронических деталей, делающих возвышенный образ Ирен немного менее возвышенным? Форсайты - циники и грубоватые реалисты, но их житейский беззлобный взгляд на поведение Ирен придает ей почти комичность. Сомс говорит в первой главе: "Жалуется на бессонницу, а сама спит куда лучше меня". В семейном разговоре Имоджин называет Ирен "чем-то вроде фамильного привидения", так как о ней никогда не говорят прямо, на что Юфимия отвечает: "Она мало похожа на привидение, насколько мне помнится. Во всяком случае, с довольно округлыми формами". Нелепо и смешно выглядит воспоминание Джули, которую слова о цвете волос Ирен наводят на мысль о щенке с рыжеватым пятном на голове и темно-карими глазами («не для охоты, а просто мы с ним ходили гулять»). В первой главе "Собственника" попадается также занятный момент о перьях, которые Джун нашла вульгарными, после чего Ирен перестала их носить. И это притом, что различные персонажи романа то и дело выражают восхищение безупречным вкусом Ирен. Ну что ж - видимо, не всегда безупречным.

Казалось бы, героиня – воплощение Женственности должна изображаться окруженной детьми, тянущимися к ней, любящими ее. Любовь детей и любовь к детям, как правило, знаменует чистоту души, искренность. Увы, отношение Ирен к детям показано настолько фрагментарно, что о нем невозможно судить. Первое упоминание о ребенке исходит от Джемса, который выражает сожаление об отсутствии у Ирен ребенка от Сомса. Результат – Ирен мрачнеет и замыкается. Она не хочет ребенка от Сомса. Вторая встреча Ирен с ребенком происходит уже в присутствии старого Джолиона – это его внучка Холли. Об Ирен сказано лишь то, что она улыбнулась Холли. На фоне рассказов старого Джолиона о его внучке это выглядит весьма лаконично. Отношение маленькой Холли к Ирен не показано (кроме молчаливого признания ее красоты), зато имеются впечатления уже взрослой Холли, посетившей Робин-Хилл: «Те три дня в Робин-Хилле были отмечены грустью, волнением, неловкостью. Воспоминания о покойном брате; воспоминания о сватовстве Вэла; свидание с постаревшим отцом, которого она не видела двадцать лет; что-то похоронное в его иронии и ласковости, не ускользнувшее от чуткой дочери; а главное – присутствие мачехи, которую она смутно помнила как «даму в сером» тех давних дней, когда сама еще была девочкой». Правда, затем автор заставляет Холли наблюдать, как Ирен читает письмо от Джона (сцена, призванная показать всю глубину ее любви к сыну), но в итоге, как ни странно, делает вывод лишь, что «Джон, несомненно, очень мил». Джон, а не Ирен. Что касается самого маленького Джона – он любил Ирен, но даже в своем возрасте ощущал дистанцию с ней: «Она была очень нужная, но далекая».

Некоторые противоречия заставляют усомниться в искренности этого персонажа, проповедующего свободу духа, за которой, вероятно, должна скрываться красота духовная. Казалось бы, цельная натура должна быть цельной, и все тут. Но Ирен не производит впечатление цельной личности. Она ненавидит Сомса и эту ненависть проносит через годы. Однако это не мешает ей принимать его подарки, хорошо одеваться, получать все лучшее за его счет. Роджер замечает: "Ее туалеты, должно быть недешево обходятся!" То же самое говорит и Джемс: "Где вы все это покупаете? Рэчел и Сисили никогда не бывают так хорошо одеты." Беседуя со старым Джолионом, а потом с его сыном спустя время после гибели Босини, Ирен говорит трагические вещи: "Странно, как это я еще жива!" и "Люди, которые не живут, прекрасно сохраняются". Однако любовная драма не мешает ей посещать театры и модно одеваться. Старый Джолион тогда же замечает, что в ней нет равнодушия к жизни: "По ее улыбке он понял, что ей не совсем безразлично, когда ею любуются". А вскоре после встречи с Джолионом Ирен начинает вполне явно демонстрировать интерес к нему, только что не говорит прямо: "Я не против, если вы женитесь на мне". Ирен способна обманывать и манипулировать. Так, она лжет Джун, которая предлагает отменить поездку с Суизином и поехать в Робин-Хилл вместе: «Нет, это не в моих привычках!» Однако вскоре Сомс застает Ирен за письмом с отказом, которое заставляет порвать. После этого Ирен находит весьма остроумное решение: чтобы убить сразу двух зайцев, уговаривает старика Суизина отвезти ее в Робин-Хилл на свидание с Босини (правда, Суизин это понимает не сразу). Ирен умело скрывает и свое отношение к Сомсу в разговоре с Джолионом и Джун: «Он хочет ребенка. В этом нет ничего неестественного»; «Но его положение ужасно». И нам даже кажется, что она с запозданием прониклась к нему сочувствием, осознает его тяжелое положение. Однако затем при разговоре с Сомсом Ирен прямо говорит, что ненавидит его.

Много говорят о причинах ненависти Ирен к Сомсу. Джолион с ее же одобрения объясняет эту ненависть просто: физическое отвращение. Практически с первых дней оно усилилось до безобразия, и она возненавидела Сомса навсегда. Возненавидела настолько, что была глуха ко всем его попыткам завоевать ее расположение. Демонстративно выражала свое презрение и безразличие к его делам и интересам – и, видимо, непрерывно жалела себя. Многие упрекают Сомса в том, что он не хотел отпустить ее, хотя дал слово. Однако, если внимательно читать текст, становится видно, насколько он боялся ее потерять, насколько желал заблуждаться относительно ее отношения к нему. Пусть внешне он всегда был сдержан (впрочем, не всегда) – но в том, что он ее любил, нет сомнения. Сомс старался понять и искренне не понимал, почему она вышла за него. Ведь причина ее согласия в романе не указана. Это случилось неожиданно для него самого. Следовательно, она обдумала свое решение. «Я пыталась», - отвечает Ирен, когда Сомс упрекает ее в нежелании быть хорошей женой. Что же тогда, по мнению Ирен, означает быть хорошей женой? Видимо, позволять мужу видеть себя, возвращаться в его дом после прогулок, сопровождать его на званых ужинах и пускать в свою спальню. Этого, судя по всему, вполне достаточно по ее меркам. Однако Сомс стремился не только к физической – к духовной близости, но на этом пункте Ирен воздвигала стену между ними. Ей был не интересен Сомс как личность, она и не пыталась разобраться в нем. Она и Джолион видели в его глубоком , непреходящем, мучительном чувстве исключительно стремление владеть, держать, подчинять. Говорит ли это о ее женском чутье, понимании людей? Увы, нет.

Поэтому возмутительной ложью Джолиона и до странности абсурдным авторским ходом являются слова из письма Джону о Сомсе, который якобы обладал Ирен, "как мужчина может обладать рабыней". Занятно, что Ирен, прочтя письмо, отзывается о нем так: "Чудесно изложено. Мне думается, лучше и нельзя было бы изложить".

Говоря об Ирен, невозможно не затронуть некоторые ключевые для понимания ее образа сцены, обличающие ее тщательно замаскированный автором эгоизм и проистекающее из него неумение и нежелание прислушиваться к людям, интересоваться ими. «Я думаю, что я нелюдима по натуре», - говорит Ирен сама о себе и абсолютно права.

Сама по себе довольно нелицеприятная ситуация – завладеть женихом лучшей (единственной, точнее сказать) подруги. Но это слишком очевидно, поэтому хочется остановиться на другом моменте – встречи Джун и Ирен в квартире Босини в день судебного заседания. Вся сцена оставляет ощущение недоумения. Джун ведет себя естественно, хотя и чрезмерно эмоционально (но это свойство ее характера). Ирен ведет себя так, словно Джун ей чем-то обязана, словно Ирен дала сама себе право находиться в квартире Босини. Своим молчанием она фактически заставляет оправдываться Джун, которая невольно объясняет: «Я пришла сказать, что он проиграл дело», хотя обе они, прежде всего, – любящие женщины и в своем чувстве к Босини равны. Дальше Ирен практически издевательски сообщает Джун: «Я ушла от Сомса. Вы всегда этого хотели» - или, возможно, она всерьез думает, что только ее собственные дела могут волновать людей. В ответ на обвинения Джун она смеется – реакция поистине совестливого и чуткого человека. И только прямо сказанное «Вы разрушили мне жизнь» заставляет ее уйти – видимо, Ирен не любит, когда ее обвиняют настолько безапелляционно.

Второй эпизод эгоизма Ирен – момент ее встречи с Джолионом в галерее. До этого, как мы помним из романа, они изысканно проводят время в Париже. И вот приходит телеграмма, что Джолли, сын Джолиона, записался в армию: «Она прочла телеграмму, и он услышал, что она вздохнула». Без сомнения, Ирен думает в этот момент не о юном мальчике, который уходит подвергать себя опасности (и скоро умрет, хоть она этого и не знает), а о себе.

Следующий момент. Джолион узнает, что смертельно болен, и два года удачно скрывает это от Ирен и Джона. Когда Ирен с сыном уезжают в Испанию и Джолионом начинает заниматься Джун, она допытывается о его болезни через три дня. Довольно интересно: Ирен, два года живущая рядом с Джолионом, видящая его постоянно, не замечает, насколько изменились его привычки и весь образ жизни. Она ничего не чувствует, тогда как взрослая дочь, большую часть жизни прожившая отдельно, раскусила отца в три дня.

Наконец, самое интересное творит Ирен со своими главными мужчинами: Босини, Джолионом и Джоном. Ведь именно Ирен стала косвенной причиной смерти Филиппа Босини. Встретившись с ним и излив оскорбленные чувства в связи с покушением Сомса, она, видимо, не заметила, в каком состоянии Босини ушел от нее. Не поняла, что он почувствовал. Не побоялась, что он может сделать глупость. Она просто сообщила ему и уехала домой. Кто же проникается ситуацией Босини, даже не зная ее? Джордж, брат Сомса, которому хватает нескольких минут, чтобы понять, в какой опасности находится экс-жених Джун. Джордж следует за ним, пытается удостовериться, что он благополучно доберется до дома и не натворит чего-нибудь, но чуть сам не попадает под колеса в тумане и теряет Босини из вида. Джордж Форсайт из породы «собственников» мгновенно почувствовал критическое состояние почти постороннего ему человека, в отличие от его же собственной возлюбленной.

Ирен стала косвенной причиной смерти Джолиона Форсайта, заставив его написать их сыну Джону «правдивое письмо», должное разрушить все надежды влюбленного Джона на счастье. Волнение за Джона, читающего это письмо, убивает его отца.

Это же письмо непоправимо меняет судьбу Джона. Я уже сказала, что письмо это лживо и целиком субъективно, оно кощунственно во всех смыслах. Оно выворачивает перед юным, влюбленным, наивным созданием все грязное белье, причем с точным расчетом обелить Ирен и очернить Сомса. Оно скромно умалчивает о том, что любовью Ирен являлся не кто-нибудь, а жених ее подруги, той самой тети Джун, которая так и не вышла никогда замуж (утешая Флер, Джун говорит: «Не падайте духом. Мне выпало то же. И я, как и вы, не хотела забыть. Я тоже плакала»). Наконец, оно беспощадно перекладывает ответственность за счастье матери на Джона, заставляя его отречься от своей любви: «Соберись с духом, Джон, и пресеки: не воздвигай между собой и матерью этой преграды».

И это письмо Ирен целиком одобряет. Более того, после смерти Джолиона она сама заводит разговор с сыном и убеждает его отказаться от девушки, обличая Флер, которую практически не знает. Она завершает вивисекцию великодушным: «Не думай обо мне». Прекрасно зная натуру своего сына, Ирен знает также, что он уступит ей, поэтому может позволить себе сказать красивые слова. Когда является Сомс за ответом, она (возможно, умышленно?) не подает ему руки, и в этот момент входит Джон. Все проделано очень тонко. Но ради чего? Ради ее душевного покоя, ради ее нежелания иметь что-то общее с Сомсом даже символически. Ради самой себя она предает своего сына, отнимает у него возможность выбирать, ошибаться, решать свою судьбу.

Однако есть нечто общее между Ирен и Флер, которую Ирен так невзлюбила еще заочно. На эту мысль наводят некоторые эпизоды. Первый – сцена на упавшем дереве, которую впервые наблюдает Суизин с холма (Ирен стоит на упавшем дереве, а затем спрыгивает в объятия Босини) и которая спустя годы повторяется там же (Флер спрыгивает с упавшего дерева в объятия Джона). Второй – разговор Майкла и Джун, в котором Джун пытается объяснить, почему Ирен презирала Сомса: «… и гордости в нем настоящей не было. Подумать только, навязываться женщине, которая вас не хочет!» И Майкл подхватывает: «Да! Подумать только!» Очевидно, что он проводит параллель с самим собой, поскольку он сам, нелюбимый, добивался и добился Флер. Кроме того, Сомс, видя танцующих на балу Флер и Джона, вспоминает вальс, который танцевали когда-то Босини и Ирен. Наконец, после поражения Флер Сомсу чудится, что вместо его дочери за фортепьяно сидит Ирен. Эти намеки, надо думать, не случайны.
Ситуации Флер и Ирен на самом деле схожи. Оправданием для Ирен служит ее ненависть к Сомсу. Оправданием для Флер служит преграда, поставленная Ирен ее любви. Но что Флер и Джон, оказавшиеся в ситуации Ирен и Босини, получают в финале? Несчастны они сами, несчастны Сомс, Майкл и Энн. Флер излечивается от своей страсти ценой жизни своего отца. Надо думать, это уже никогда не изгладится из ее памяти и сильно изменит отношение к жизни. Внешне обе пары одинаково последовали зову сердца и свободы, презрели «собственность» брака. Однако Ирен не стыдилась этого и никогда не считала себя обязанной кому-то, тогда как Флер поняла всю преступность такой свободы.

Что сказать в заключение? Ирен Форсайт задумывалась как проекция идеала, помещенная в среду обывателей. Идеала, который выше общества и человеческих ценностей. Осуществить это Голсуорси не удалось. Мы наблюдаем совершенную оболочку и отнюдь не совершенную сущность этой героини - единственного неестественного и крайне надуманного персонажа этого романа.

Читайте также: