Иоанн дамаскин об иконопочитании цитаты

Обновлено: 18.05.2024

Богословие иконы преподобного Иоанна Дамаскина выражено в знаменитом его труде «Три слова против порицающих святые иконы или изображения», который считается лучшим из того, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания.

Именно Преподобным были выражены основные начала учения об иконах, его христологическое основание и смысл. «Сверхчувственное до известной степени способно отражаться в чувственном и материальном».

Святой Иоанн Дамаскин дает развернутую картину образного мышления Церкви. Возможность иконопочитания он обосновывает из общего представления об отношении между миром духовным и вещественным, невидимым и видимым, которое раскрывается для нас в свете Боговоплощения:

«Не поклоняюсь твари паче Творца, но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и не уничижив Своего достоинства, и не испытав какого-либо разделения; снизошедшему в тварь, чтобы прославить мое естество».

На протяжении всего творения преподобный Иоанн касается темы Боговоплощения и на ней основывает свою защиту:

«Ясно, что когда увидишь бестелесного, ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого Его вида. Когда Невидимый, облекшись в плоть, становится видимым, тогда изображай подобие Явившегося. Когда Тот, Кто, будучи, вследствие превосходства своей природы, лишен тела и формы, и количества, и качества, и величины, Кто «во образе Божии сый, зрак раба приим» (Флп. 2: 6-7) через это сделался ограниченным в количественном и качественном отношениях и облекся в телесный образ, тогда начертывай на досках и выставляй для созерцания Восхотевшего явиться. Начертывай… Его снисхождение, рождение от Девы, крещение во Иордане, преображение на Фаворе, страдание…, смерть, погребение…, воскресение…, восшествие…; все рисуй и словом и красками».

Преподобным определяются основные функции иконных изображений. Вместе со словесным текстом, иконы выполняют дидактически-информативную (иконы заменяют неграмотным книги: «…и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха-слово, это же для зрения-изображение») и коммеморативную (напоминательную: «…для напоминания о случившемся…, когда спросит меня сын мой: что это? Я сказал, что Бог Слово сделался человеком и через Него не один только Израиль перешел Иордан, но и вся природа возвратилась из самых низких частей земли превыше всякого начала и села на самом Отчем престоле») функции.

Однако главное значение иконы – сакральное: «Покланяюсь изображениям Христа…, Богородицы…, друзей Божиих…и через них я освящаюсь».

Здесь же приводятся слова святителя Василия Великого: «Воздаваемая изображению честь переходит на первообраз», на которые «неоднократно ссылался преподобный Иоанн Дамаскин».

Из этого можно сделать вывод, что икона, как и всякий религиозный символ не замыкает внимание созерцающего ее на самой себе, но возводит его ум к созерцанию духовному, кроме того, иконы имеют божественную благодать, которая дается им ради имени того, кто на них изображен. Икона также является объектом поклонения, которое является знаком смирения и почтения.

Для иудеев, которых смущало поклонение Кресту, святой приводит слова Леонтия, епископа Неапольского, который отвечает иудею так:

«Опять упрекаешь меня, что я поклоняюсь древу креста, как Богу, то почему ты не обвиняешь Иакова, поклонившегося на верх жезла? Но вполне ясно, что он поклонился не дерево почитая, но через дерево поклонился Иосифу, как и мы через крест прославляем Христа, а не дерево».

Высказывания, которые приводит Преподобный, конечно, можно найти и у его предшественников (так, в первом «слове» приведено 20 цитат из творений святых отцов, во втором – 27 , в третьем – 90), однако, как мы уже говорили, именно он свел все то, что было рассеяно, до него, по многочисленным трактатам, проповедям и посланиям в единую и целостную теорию.

Следующая цитата

Св. Иоанн Дамаскин.

Первое защитительное слово

против порицающих 1 святые иконы 2

I. Нам, сознающим свое недостоинство, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедывать пред Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь, которую Бог создал на основании Апостол и пророк, сущу краеугольну [3] Сыну Его, — я вижу, — поражается как бы морскою бурею, слишком высоко поднимается следующими друг за другом волнами, приводится в безпорядок и потрясается вследствие несноснейшаго дуновения злых ветров, свыше сотканное одеяние Христа, которое сыны нечестивых упорно старались разорвать, раздирается тело Его, которое есть слово Божие, разрезывается на различные части, также и искони крепко хранимое предание церкви, — то я не счел разумным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесеннаго определения, говорящаго: аще усумнится [4], не благоволит душа моя в нем [5]. И: если увидишь меч грядущ и не будеши глаголати брату твоему, крове его от руки твоея [6] взыщу [7]. Поэтому, поражаемый невыносимым страхом – я решил говорить, не ставя величия царей выше истины. Ибо Богоотец Давид, — слышал я, — говорил: глаголах пред цари, и не стыдяхся [8], напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; потому что из бывших с самаго начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями господствуют законы, пренебрегли царскими приказаниями немногие.

II. Итак, прежде всего утвердивши как бы некоторый киль или основание для размышления: сохранение церковнаго законодательства, при посредстве котораго обыкновенно происходит спасение, я снял преграду у слова и выпустил его, как бы хорошо взнузданнаго коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более, чем ужасным, чтобы Церковь, блистающая столь великими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвращалось паки на худые стихии [9], трепеща страхом, где нет страха [10], и как бы не знающая истиннаго Бога – боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершенства, как бы на средине очень прекраснаго лица имея некоторый постоянно остающийся укол, портящий всю красоту свою неуместною [11] прибавкою. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как прибавочная черта: чтобы древле получившее силу предание Церкви было поколеблено – не мала, потому что осуждены прежние наши наставники, взирая на образ жизни которых, должно было бы подражать вере [их] [12].

III. Итак (— а речь моя к вам —) усердно прошу, во первых, Вседержителя Господа, для Котораго все обнажено и открыто, знающаго, что мое смиренное намерение в этом случае – без примеси чего либо худого и что цель чиста, — дать мне слово, когда откроются уста мои, и взять Собственными [13] руками возжи моего ума и привлечь его к Себе, чтобы пред лицом [Его] он совершал быстрое движение по прямой дороге, не уклоняясь к тому, что кажется правым, или к тому, что он знает как левое. Потом прошу весь народ Божий, язык свят, царское священство [14], вместе с прекрасным пастырем словеснаго Христова стада [15], который в себе самом выражает высшее жречество Христово, принять мое слово с благосклонностью, не обращая внимания на самую незначительную степень моего достоинства или не ища искусства в моих словах, так как в этом я, бедный, не вполне опытен. Но взвесить силу моих мыслей. Ибо царство небесное не в слове, но в силе [16]. Ведь цель – не победить, но протянуть руку подвергающейся нападению истине, так как добрая воля протягивает руку силы. Поэтому, призвавши помощницею ипостасную Истину, отсюда поведу начало своего слова.

IV. Я знаю Того, Кто неложно сказал: Господь Бог твой [17] Господь един есть; и: Господа Бога твоего да убоишися [18], и тому единому послужиши [19]; и: не будут тебе бози инии [20]; и: не сотвори [себе] кумира, всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу [21]; и: да постыдятся вси кланяющиеся истуканным [22]; и: бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут [23]; и [иное] подобное этому, что древле Бог глаголавый отцем во пророцех в последок дний глагола нам в единородном Сыне Его, имже и веки сотвори [24]. Я знаю Того, Кто сказал: се же есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога и егоже послал еси Иисуса Христа [25]. Верую во единаго Бога, одно начало всего, безначального, несозданнаго, неподверженнаго гибели и безсмертнаго, вечнаго и постояннаго, непостижимаго, безтелеснаго, невидимаго, неописуемаго, не имеющаго образа; в одну пресущественную сущность, в Божество – пребожественное, в трех Лицах: Отце и Сыне, и Св. Духе, и только Ему одному служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу Отцу и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Св. Духу, одному Богу. Не поклоняюсь тваре паче Творца [26], но поклоняюсь Создателю, подобно мне сделавшемуся сотворенным и, не уничижив Своего достоинства и не испытав какого либо разделения [27], снизошедшему в тварь, чтобы прославить мое естество и сделать участником в божественном естестве. Вместе с Царем и Богом поклоняюсь и багрянице тела, не как одеянию и не как четвертому Лицу, — нет! – но как ставшей причастною тому же Божеству и, не испытав изменения, сделавшейся тем, что есть и освятившее [ее]. Ибо не природа плоти сделалась Божеством, но как Слово, оставшись тем, что Оно было, не испытав изменения, сделалось плотью, так и плоть сделалась Словом, не потерявши того, что она есть, лучше же сказать: будучи единою со Словом по ипостаси. Поэтому смело изображаю Бога невидимаго, не как невидимаго, но как сделавшегося ради нас видимым чрез участие и в плоти, и в крови. Не невидимое Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима. Ибо, если невозможно изобразить душу, то сколь больше – Бога, давшаго невещественность и душе!

V. Но, говорят, Бог сказал чрез законодателя Моисея: Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши [28]; и: не сотвори всякаго подобия, елика на небеси и елика на земли [29].

Следующая цитата

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 253
  • КНИГИ 653 882
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 382

ЛитМир - Электронная Библиотека > Дамаскин Иоанн Св. > Три слова в защиту иконопочитания

Добавить похожую книгу

Книга 12. Раскрытие Творца (старое издание)

Автор: Лайтман Михаэль Семенович

Похожа

Непохожа

Новый мученик за Христа воин Евгений

Автор: Протоиерей Шаргунов Александр

Похожа

Непохожа

Вавилонская башня, или как народы разбрелись по миру после потопа (СИ)

Оценка

8.5 (1)

Автор: "FFL_GlaVarb"

Похожа

Непохожа

Три слова в защиту иконопочитания

Автор: Дамаскин Иоанн Св.

Количество страниц: 21

Язык книги: Русский

Название печатной книги: Иоанн Дамаскин Три слова в защиту иконопочитания

Издатель: Азбука-классика

Год печати: 2008

Выберите формат скачивания:

fb2 QR код Размер: 146,5 Кбайт Добавил Admin 25 мая 2012, 11:15 Скачали: 57

Византийский богослов, философ и поэт первой половины VIII века Иоанн Дамаскин — главный идейный защитник икон. Его блестящие `Три слова в защиту иконопочитания` только на цитатах из Библии и трудов Отцов Церкви логически доказывают абсурдность иконоборчества.

Следующая цитата

Мы с Вами живем в мире подмен. «Мы живем в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума» – эти слова принадлежат уругвайскому писателю Эдурдо Галеано и, на мой взгляд, весьма точно передают сущность мира подмен.

Да, в наше время многие так живут. При этом большинство из этих многих еще и считает это нормой жизни.

Печально то, что человек пытается свой опыт жизни в мире подмен, свою модель поведения перенести и в религиозную сферу. Имею в виду те случаи, когда человек обращается к Церкви, к святыням из сугубо потребительских побуждений. И это в отношении к святым иконам.

Я, конечно, не верующий/сомневающийся/член иной конфессии, но в ваш храм регулярно захожу. Поставить свечку Николаю Чудотворцу и еще Казанской иконе помолиться. Очень сильные иконы! Очень хорошо помогают!

И такого рода рассуждения не являются редкостью. Действительно, есть много людей, которые приходят в храм, ставят свечи перед иконами, молятся святым только с одной целью – решить какую-то свою проблему. У кого-то семейные неурядицы, кому-то надо машину поменять или устроиться на другую работу, и многие другие проблемы повседневной жизни человека.

Для такого рода людей внешняя оболочка, внешний набор действий (поставить правильно свечку правильной иконе) гораздо важнее, чем попытка помолиться перед чудотворным образом.

Икона для туристов

Хотел бы поделиться еще одной зарисовкой из околоцерковной жизни. Этому рассказу я почему-то нисколько не удивился. Как многие, наверное, знают, в мире есть два места, особо связанные с почитанием святителя Николая. Это итальянский Бари и турецкий Демре, бывшие Миры Ликийские. В этом тихом турецком городке сохранился древний храм, а около него есть церковная лавка. И в храм, и в лавку возят туристов, которым продают иконы.
С порога продавцы лавки, позиционирующей себя как официальный церковный магазин с освященными иконами, начинают рассказывать о том, какие иконы «самые сильные».

А заодно и те, которые «семейные на все случаи», те, которые должны передаваться от матери к дочери на удачу (видимо, если перепутать и передать по другой линии, то не сработает) и многое другое.
Оно понятно – сотрудники лавки просто собирают деньги с туристов, которые приехали отдохнуть all inclusive на зарубежном бережку, попить бесплатного алкоголя, поездить на экскурсии и заодно купить себе икону-оберег от всех проблем.

Обидно и непонятно одно - почему сотрудники этой лавки заведомо лгути предлагают какой-то суррогат вместо Православия. А потом эти люди приезжают в Россию с «сильными иконами», пучками «глазков Фатимы» и кучками «красных ниток». «Ведь мы же купили все это в святом месте», - потом скажут они или возмутятся, - «ведь нас научили этому в таком святом месте!».

Покажи свой иконостас, и я скажу, кто ты

По человеку можно судить о. Много о чём. Все зависит от того, что именно Вы хотите увидеть. О религиозной жизни человека можно судить, например, и по его домашнему иконостасу. Видел очень интересную картину. В одном из частных домов на иконной полочке было семь икон Божией Матери и одна маленькая иконка Христа Спасителя.

Еще более удивительно видеть в домах большие иконы святой Матроны Московской, святителя Николая Чудотворца и очень маленькую икону Спасителя. Нисколько не умаляя значение подвига святой Матроны или святителя Николая, стоит заметить, что все-таки «нас ради человек и нашего ради спасения» пострадал Христос.

А ведь это важный вопрос – вопрос нашего с Вами спасения, дорогие братия и сестры. Поэтому по домашнему иконостасу можно очень многое сказать о человеке.

В каждой жизненной ситуации отдельная икона?

Часто задаюсь вопросом, откуда взялось мнение, что на каждый случай нашей жизни есть своя, отдельная, икона. Ведь один из самых задаваемых «захожанами» вопросов является вопрос, «кому поставить свечку о здравии/о упокоении/помощи в учебе/перед поездкой». Почему та или иная икона помогает в той или иной ситуации?

Почему человеку, испытывающему проблемы с алкоголем, надо молиться перед иконой «Неупиваемая Чаша», желающим успешно родить – перед образом «Помощница в родах», а тем, у кого проблемы с учебой, – «Прибавление ума»? Ведь есть даже своего рода специалисты по данному вопросу: подскажут, как поставить правильную свечку правильной иконе. Кстати, есть и самые современные версии «иконы на каждый случай». Это подбор иконы по знаку Зодиака, о чем уже писал ранее.

Смею лишь предположить, что произошло все это от потребительского отношения к Церкви. Представим две схемы. Первая: ставим правильную свечку правильной иконе и получаем результат.

Вторая: долго молимся, ходим в храм, участвуем в Таинствах, пытаемся понять волю Божию. Какой путь выберет человек, который традиционно идет по пути наименьшего сопротивления?

Во что же мы веруем?

В мире тонких подмен правда часто искажается. Поэтому важно помнить, во что же мы, православные христиане, веруем и как понимаем иконопочитание. Вряд ли смогу сказать что-то новое, ведь об этом Церковь уже вынесла свое суждение на VII Вселенском Соборе и об этом уже написали великие святые.

Святой Иоанн Дамаскин сформулировал суть православного понимания иконопочитания так: мы не поклоняемся ни доске, ни краске, ни мастерству художника; мы видим образ и обращаем свой мысленный взор к Первообразу – к Богу.

Об этом писал и автор «Катехизиса» святитель Филарет (Дроздов): «Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображенных».

И еще одна цитата. На этот раз из современного документа. В «Практическом руководстве по приходскому консультированию» сказано: «Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него».

Но до понимания этого надо еще дойти. Надо преодолеть путь ложной информации, искаженных советов, рекомендаций «знающего человека» и многое другое. Но опять же вспомним, что сказано об этом в Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Читайте также: