Имена мужиков ищущих счастливых людей на руси ответ цитата из текста поэмы
Обновлено: 06.11.2024
Под утро поразъехалась,
Поразбрелась толпа.
Крестьяне спать надумали,
Вдруг тройка с колокольчиком
Откуда ни взялась,
Летит! а в ней качается
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.
Крестьяне разом бросились
К дороге, сняли шапочки,
Низенько поклонилися,
Повыстроились в ряд
И тройке с колокольчиком
Загородили путь.
Семь странников — семь мужиков
На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?
Всё это нужно, чтобы реально показать всю «необъятную Русь» и сделать это ёмко и кратко, уместив действие в сравнительно небольшие размеры. Сами мужики чем-то схожи с героями русских сказок, при помощи этого поэт смог наделить своих персонажей основными чертами простого русского человека.
Мужики начинают своё странствие, дабы найти счастливого. Все герои произведения видят счастье в самых разных вещах, которые на деле не приносят настоящей радости. Некоторые, например, считают, что «быть богатым» — предел человеческого счастья, однако автор примерами это опровергает: он показывает, что богатые так же, как и все, могут быть несчастными, ведь по тем или иным причинам видят радость в чём-то другом — в том, чего сами не имеют.
Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.
Следующая цитата
Это семеро мужиков-правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»
Счастье – это многогранное понятие, включающее в себя личное счастье, счастье отдельных слоёв общества – крестьянское счастье, помещичье счастье, поповское счастье, холопское счастье, солдатское счастье, женское счастье .
Существует такая категория как счастье всего народа (народное). По отношению к счастью всех персонажей поэмы можно условно разделить на несколько групп: несчастливые или мнимые счастливцы, бывшие счастливцы; ищущие путь к народному счастью; нашедшие счастье (поистине счастливые).
Семь крестьян-странников, правдоискателей отправились на поиски счастливого, поскольку сами являются несчастными. И счастливого они ищут не в своей среде, а среди представителей высших сословий. Но тщетно – таковых среди них нет.
-Рассказ о мужике Ермиле Гирине (заступническое служение народу), он – почти счастливый.
-Гриша Добросклонов, для него счастье заключается в служении народу.
-Первая из шести песен на вопрос-формулу: «Кому на Руси жить хорошо?» — даёт ответ-формулу, где говорится, что счастье народа – в свободе.
-Поэма в целом доказывает, что русский народ достоин этой борьбы, достоин быть счастливым.
Типы крестьян
В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:
ОБРАЗ | ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА |
Семеро мужиков | Поиск ответа на вопрос об истинном счастье. |
Яким Ногой | Демонстрация духовного мира русского народа. |
Ермил Гирин | Защита общественных интересов. |
Савелий | Оппозиция власти. Образ русского богатыря. |
Матрена Тимофеевна | Борьба с общественными устоями на Руси. |
Гриша Добросклонов | Служение Родине и народу. |
Некрасов смог отлично передать всю суть русских людей, разобрав по отдельности каждый слой общества. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывая, что из себя представляют крестьяне на Руси, размышляет о счастье, которого все так искренне желают, и старается дать читателю верный путь к обретению его.
Счастливцы на пути
Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:
- Семеро мужиков (Основное связующее всего произведения. Знакомство происходит в прологе)
- Поп (Первый встретившийся по дороге. Появляется в первой главе под названием «Поп»)
- Яким Нагой (Глава «Пьяная ночь»)
- Ермила Гирин (Счастливый, честный и добрый молодец по словам народа. Глава «Счастливые»)
- Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев (Помещик, недовольный отменой крепостного права. Встречается в главе «Помещик»)
- Матрена Тимофеевна (Образ женщины в поэме. Главная героиня главы «Крестьянка»)
- Гриша Добросклонов (Добрый и чуткий семинарист, который видит своё предназначение в служении народу. Появляется в эпилоге)
Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.
Следующая цитата
Князь Утятин-власть, деньги
Помещик Оболт-Оболдуев-счастье в крепостном праве
Поп-покой, богатство, честь.
Дьячок уволенный тощой, как спичка серная- счастье для
него в благодушестве
Старуха старая рябая, одноглазая- что она не останется голодной,
у нее реп до тысячи родилось на грядке
Солдат с медалями- что жив остался после 20 сражений
Каменотес-олончанин, с тяжелым молотом - его счастье в силе
Дворовый человек разбитый на ноги- он счастлив потому
что был любимым рабом у князя Переметьева
Крестьянин-белорус желтоволосый, сгорбленный - счастье в хлебе
Мужик с скулой свороченной- что жив остался после охоты
Ермила Гирин мужик- счастье в доверие и почет людей к нему.
Матрена Тимофеевна-считает, что русская крестьянка не может
быть счастливой.
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Савелий-считает того мужика счастливым, которого невозможно
победить, потому что он"и гнется, да не ломится".
Счастливых среди них нет.
Гриша Добросклонов-единственный, кто не думает о личном
счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастия народного.
Счастье-в служении народу
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Не менее емкий и важный образ перед нами в главе «Счастливые». Слышится горькая ирония Некрасова, потому что эта глава о несчастных людях: …Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Несмотря на это, автор рисует человека, которому соответствует название «счастливый».
Следующая цитата
Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.
В самом произведении нет как такового портрета «счастливца», который действительно радуется каждому дню жизни, есть только Гриша Добросклонов, который наиболее приближен к человеку, познавшему хорошую сторону жизни, счастье. В понимании Некрасова, счастье — то, что может стать смыслом жизни, а для него это служение народу. Именно в службе людям и родной стране видит счастье автор поэмы.
Реальная ценность богатства «богатых»
Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.
Мужики, которые всегда верили, что церковники — люди, уж точно познавшие радость жизни, оказываются разочарованными; они вдруг узнают, что «высокие» и значительные тоже могут быть несчастливы. Сам батюшка говорит, что его жизнь далеко не сахар, и что он мечтает о другом, о том, чего у него, конечно, нет.
Автор постепенно подводит читателя к тому, что все люди привыкли видеть настоящие радости в том, чего у них самих нет: мужики видели счастье в богатстве, так как у них самих ни гроша в карманах, а те самые «богатые» считают, что деньги не так уж и важны и жизни, и грезят уже о чём-то другом, о том, чего у них нет.
Далее Некрасов продолжает свою мысль, подтверждая его разными примерами. Особенно стоит выделить встречу мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым. Ещё один «богатый» предстаёт перед читателем и героями человеком, который также не может найти счастья. Этот помещик, который ни во что не ставит простых людей, привыкший жить за счёт других, даже понятия не имеет, что такое честь, не чувствует в своей жизни никакой благодати. Он тоже чего-то хочет, что-то ищет; он не знает, что ему требуется от жизни и не может быть счастливым.
Роль песен в поэме
Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.
- «Барщинная»
- «Весёлая»
- «Голодная»
- «Солдатская»
- «Солёная»
Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:
- «Барщинная» рассказывает о голодном Калинушке, который «горе топит в вине». В ответ на эту песню мужики начинают кичиться своими пережитыми страданиями, что, с одной стороны, говорит о них как о сильных людях, но, с другой, в их гордости своим терпением проявляется их слабость — народ считает умение терпеть чем-то достойным, но это неправда, которая выросла благодаря рабскому положению крестьян.
- «Весёлая» песня на самом деле таковой не является: она об унижении крестьян, и весёлой представляется только для попов и помещиков. Но народ не выступает против нее хотя «Голодная» ему ближе, возможно, потому что считает крепостное право далёким прошлым, старым ярмом, угрозы которого уже не страшны.
- Душой мужики поют «Голодную», которая полностью отражает их положение и состояние. Они отождествляют себя с песней о голоде — настолько тяжела была жизнь простого человека.
- «Солдатская» песня вызывает сочувствие у мужиков: они не несли солдатское бремя, поэтому настоящие чувства у них может вызвать только припев, передающий все тяжести их крестьянской жизни.
- Тяжёлая песня «Солёная» посвящена больше женщинам-крестьянкам: история матери, кормящей сына хлебом, политым солёными слезами, не может оставить равнодушным. Песня и о полной страданий жизни женщин «на Руси», и об отсутствии у крестьянских детей детства как такового.
Истинный путь к счастью
То, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью, прекрасно отражается в одном из персонажей поэмы — Грише Добросклонове. Семеро мужиков искали всю дорогу того самого счастливца, у которого можно было бы всё расспросить о счастье, но так и не смогли отыскать «правильное» представление о счастье.
Однако одно он точно успел сделать — Некрасов смог дать читателю огромную пищу для размышлений о счастье и, своего рода, ответ на важнейший вопрос: «кому на Руси жить хорошо?» — тому, кто знает, для чего он живёт, кто готов к самопожертвованию ради других, может служить народу и стране. Вот кто на самом деле счастлив — именно это и состояло основным смыслом поэмы, в которой Некрасов всё-таки дал ответ на главный вопрос в жизни русского человека.
Читайте также: