Иллюстрации к сказке левша с цитатами
Обновлено: 07.11.2024
Аркадий Георгиевич Тюрин (1932-2003) был известным советским художником и мультипликатором.
Его первой полноценной художественной работой стала серия эскизов к сказке Николая Лескова "Левша".
Первоначально рисунки создавались для дипломного проекта, который художник успешно защитил, окончив художественно-графический факультет МГПИ имени В. И. Ленина.
Позже серия была показана на персональной выставке Тюрина в 1962 году, затем он начал работу над одноименным мультфильмом.
Спустя три года мультфильм получил почетный диплом VII Международного кинофестиваля короткометражных и документальных фильмов в Лейпциге.
А в 1973 году художник вновь проиллюстрировал произведение Лескова, используя в рисунках анимационные приемы, это издание было номинировано на Государственную премию СССР.
Всего Аркадий Тюрин оформил более сорока книг, он проиллюстрировал произведения Николая Некрасова, Гоголя, Лескова и многих других авторов.
Больших успехов он добился и в анимации. Тюрин принял участие в создании многих полюбившихся зрителям мультфильмов. Среди его работ - "Кто сказал „мяу“?", "Как котёнку построили дом", "История Власа, лентяя и лоботряса", "Баня", "Вернулся служивый домой", "Сказка о старом кедре", "Как один мужик двух генералов прокормил", "Поди туда — не знаю куда", "Богородская сказка", "25-е, первый день" и другие.
Серия офортов Тюрина "Байконура звездные шаги" экспонировалась в Звёздном городке и на Байконуре.
До последних дней своей жизни Аркадий Георгиевич преподавал во ВГИКе.
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры" . А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм , мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.
Следующая цитата
* ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУ Н.С. ЛЕСКОВА «ЛЕВША»
* Сказ Лескова «Левша» вызвал отклики таких известных иллюстраторов, как Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы, Л. Эппле и художник-мультипликатор Ю. Тюрин. В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья. Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни».
* Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000), который составлен по начальным слогам их фамилий. В течение своей совместной работы они иллюстрировали работы Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Че- хова , М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».
* 1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему художники поместили на фронтисписе портрет Левши? Как представлен Левша на обобщённом портрете, созданном художниками? Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке Кукрыниксов. Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника? За каким делом изображён Левша на главной иллюстрации к произведению? Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации работу»? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет «мелкоскопа»? Почему мастер держит молоточек в левой руке?
Хуожники Кукрыниксы. Государь с Платовым в кунсткамере. Иллюстра- ция ко 2 главе сказа.1974 г. Во 2-й главе, рассказывающей о посещении государем кунсткамеры, нерусские названия предметов нарочито даются в искажённом виде, придают неповторимый колорит всему сказу, вызывают улыбку читателя.
* 1.Какие детали текста первой и второй глав сказа перенесли художники в иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры? Какое впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова? 2.Как герои изображены на иллюстрации? В чём причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры? Как Платов «сконфузил» англичан? 3.Какими словами из текста второй главы можно подписать иллюстрацию? 4.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко 2-й главе художника Н.В. Кузьмина, воспроизведённой в учебнике. Какая Из иллюстраций вам особенно понравилась?
* Иллюстрация к 3-й главе сказа. 1974 г. Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи. Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.
* 1.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев. Подумайте, чем вызван такой характер рисунков. В какой мере он отвечает манере сказового повествования? 2.Часто ли вы улыбаетесь, читая «Левшу» Лескова? Всегда ли безобиден смех писателя? 3.Как изображены на иллюстрации герои произведения? Как переданы настроение и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения?
* Рисунок к 3-й главе сказа. 1962 – 1965. В поисках стиля рисунков художник А. Тюрин обратился к русскому народному лубку. Лубочные картинки, зачастую наивные, но понятные простому народу, всегда печатались на отдельных листках в сопровождении пояснительных надписей. Творчески используя манеру лубочных картинок, А.Г. Тюрин запечатлел главных героев лесковского сказа. На этой иллюстрации изображён Платов лежащим на «досадной укушетке».
* .Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий В чём художник следовал тексту лесковского сказа? Какие Детали рисунка придуманы художником как комментатором произведения? Можно ли сказать, что эти детали в целом не противоречат тексту лесковского сказа? 2.В каких главах повести упоминается платовская «укушетка»? Почему упоминание об «укушетке» сопровождаются в произведении определением«досадная»? Как вы понимаете столь необычное сочетание слов? Почему в 19-й главе сказа слово «укушетка» лишено привычного эпитета? 3.Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке А. Тюрина и на иллюстрации Н.В. Кузьмина. Как на рисунках художников передано настроение донского казака Платова ? Какой рисунок произвёл на вас большее впечатлени 4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своём рассказе образы, созданные иллюстраторами.
* Подлинными вершителями событий выступают в сказе косой Левша и его товарищи. Они взялись выполнить государев заказ и на них «теперь почивала надежда нации». Читателя покоряют чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твёрдость духа. Нравственную опору для большого и ответственного дела мастера находят в «церковном благочестии».
* 1.Каждая из 20 глав лесковского сказа вносит новое в развитие действия, которое всё более укрепляет читателя в мысли, что истинными радетелями государственных интересов России выступают простые русские люди, воплощённые в образах Левши и его товарищей. Кузьмин ведёт читателя внутрь дома и показывает, как они работают. Всмотритесь в рисунок Кузьмина. Подберите из текста 7 главы различные варианты подписи. 2.Найдите в тексте 6-й и 7-й глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрациях к лесковскому сказу?
Описание слайда: Описание слайда:* Иллюстрации к 9-й главе сказа. 1950г. Это групповой портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова, а с ним всю Россию». «…для поисков прототипа Левши вовсе не обязательно искать его в Туле среди Оружейников, наша страна богата народными умельцами – Кулибиными и Ползуновыми, - и я за свою жизнь не раз встречал людей, могущих послужить прототипами для лесковского героя». Кузьмин среди прототипов героя называет изобретателя-сапёра Шевцова, с которым служил в инженерных войсках во время 1-й Мировой войны, модельщика Путиловского Завода Васина, человека редкой скромности, Похожего на Левшу, старого часовщика Эсаулова, великого мастера, которые опреде- Лили отношение мастера книжного рисунка К лесковским мастерам-оружейникам.
* 1.Прочитайте последний абзац 9-й главы. В какой мере рисунок художника вторит её заключительным строкам? 2.Что утверждает Кузьмин своим рисунком?
* Эта иллюстрация напоминает иллюстрацию к 3-й главе, когда государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп в Англии. Это же делает и государь Николай Павлович, но в Петербурге. Художник выразил отношение каждого царя к английской блохе. Александр Павлович не верит в великие силы своего народа. Иной позиции придерживается Николай Павлович, верящий, что русские люди его не обманут. Подкованная блоха олицетворяет для государя верноподданническую преданность ему русских людей.
* 1.Рассмотрите иллюстрацию художников Кукрыниксов к 13-й главе произведения. Какие слова сказа заставляют вспомнить рисунок художников? Как изображён государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники? 2.Почему художники ввели в иллюстрацию царедворцев и Платова? О чём говорят позы царских вельмож? Как изображён на рисунке Платов? 3.Сопоставьте иллюстрации к 3-й и 13-й главам, изображающим Александра Павловича и Николай Павловича, разглядывающих с помощью мелкоскопа Английскую стальную блоху. Что общего в композиционном решении рисунков? В чём вы видите сходство и различие в изображении на иллюстрациях русских государей, английских рабочих «в тужурных жилетах и фартуках» и царских вельмож? Как передано поведение Платова на рисунках Художников Кукрыниксов? 4.Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича. Используйте в своём рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.
* ИЛЛЮСТРАЦИЯ К 13-Й ГЛАВЕ СКАЗА. 1952 – 1965г.г. Этот рисунок ироничный. На иллюстрации Кукрыниксов государь согнулся неправдоподобно, что кажется в его спине нет позвонков. А в рисунке А. Тюрина фигура императора кажется, напротив, деревянной, негнущейся. Художник искусно использует приём преувеличения, когда мелкоскоп, который когда-то Платов «в карман спустил», снабжён ступенями. Да и головной убор государя тяжеловат, что вызывает у читателя улыбку. Преувеличение в рисунке Тюрина является одним из средств передачи иронии, свойственной сказу Лескова.
* 1.Как изображён на иллюстрации Левша? Какие детали его словесного портрета отображены на рисунке? 2.Какие черты характера Левши, по вашему мнению, художник стремился передать на иллюстрации? 3.Возможности слова шире возможностей изображения. Писатель всегда рассказывает больше, нежели художник, который иллюстрирует его произведение . Обратитесь к диалогу государя и Левши, нюансы которого невозможно передать в рисунке. Как разговор с императором характеризует Левшу и его великолепное мастерство? Какие слова Левши из 13-й и 14-й глав вам особенно запомнились?
* Иллюстрация к 15-й главе сказа. 1962 – 1965 г.г. На иллюстрации показано, как англичане преклоняются перед талантом Левши, его мастерством. Звучит и мысль о русской отсталости, сковывающей Творческие силы народа, и приверженность Левши к своей родине.
* 1.Каким изображён Левша на иллюстрации? Вспомните, во что был одет Левша перед поездкой в Англию. С какой целью это было сделано? О чём свидетельствуют поза и выражение лица Левши? 2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста 15-й главы руководствовался художник, изображая англичан на рисунке? 3.Литературовед И.В. Столяров пишет: «…для понимания общего смысла сказа принципиально важно, что сам результат «безотдышной» работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Покованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». Усовершенствованная английская диковинка «оказывается в то же время безнадёжно поломанной». Согласны ли вы с мнением литературоведа? 4.Обратитесь к тексту произведения. Что говорят Левше англичане о подкованной блохе? В чём они видят причину того, что она «дансе» не танцует? 5.Какие иллюстрации вслед за рисунком художника Тюрина вам бы хотелось нарисовать, отзываясь на «заграничные виды» Левши? Опишите устно одну из иллюстраций.
* Иллюстрация к 19-й главе сказа. 1962 -1965 г.г. В 19-й главе завершается печальный Рассказ о трагической участи Левши – «великого маленького человека». Кукрыниксы запечатлели мёртвого Левшу на полу в коридоре Простонародной Обухвинской больницы, где «неведомого сословия Всех умирать принимают», встречу Доктора Мартын-Сольского с Разгневанным графом Чернышёвым и, Наконец, ружьё с таким стволом, в котором пули болтаются. Художник Предпочёл изобразить мёртвого Левшу Рядом со дворцом, охраняемом Часовыми. Чем же вызвано такое иллюстративное решение?
* 1.Почему художник отказался от точного следования за художественным текстом и запечатлел смерть Левши возле дворца? Что утверждает художник своей иллюстрацией? 2.Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство» Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения». Вы познакомились с иллюстрациями к сказу «Левша», выполненными художниками Кукрыниксами, Кузьминым и Тюриным. Чьи иллюстрации вам больше понравились? Какие вам особенно хотелось бы выделить? Почему? 3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовке произведение названо «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе?
* 1.КОЛОКОЛЬЦЕВ Е.Н. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗУ «ЛЕВША» - Ж. «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» № 10 - 2005 г. 2.УЧЕБНИК – ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т.Ф. КУРДЮМОВОЙ
Следующая цитата
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979 г.
В комплекте 16 открыток, обложка
Формат 15 x 10.5 см
Тираж 130 000
Художники Кукрыниксы
Цена одной открытки 3 коп.
Цена комплекта коп.
1. Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.
2. А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.
3. На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:
— Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.
4. Попали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.
— Извольте,— говорят,— взять ее на ладошечку — у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе. Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.
5. Петербург. Дворцовая площадь
6. — . Я вас знаю, какие вы, ну, одначе, делать нечего,— я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте, да недолго возитесь, потому что я шибко езжу: двух недель не пройдет, как я с тихого Дона опять в Петербург поворочу,— тогда мне чтоб непременно было что государю показать.
8. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют — ничего неизвестно. Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются — неизвестно.
9. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть.
10. А Платов крикнул:
— Ну, так врете же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости.
И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.
— Сиди,— говорит,— здесь до самого Петербурга вроде пубеля,— ты мне за всех ответишь. А вы,— говорит свистовым,— теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был.
11.Вынесли из-за печки шкатулку, сняли с нее суконный покров, открыли золотую блоха лежит, какая прежде оыла и как лежала.
Государь посмотрел и сказал:
— Что за лихо!
Но веры своей в русских мастеров не убавил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну и приказал ей:
— У тебя на руках персты тонкие-возьми маленький ключик и заведи поскорее в этой нимфозории брюшную машинку.
12. — Если бы,— говорит (левша),— был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили Вы,— говорит,— увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
— И твое имя тут есть? — спросил государь.
— Никак нет,— отвечает левша,— моего одного и нет.
— Почему же?
— А потому,— говорит,— что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,— там уже никакой мелкоскоп взять не может.
Государь спросил:
— Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?
А левша ответил:
— Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.
13. А англичане сказывают ему:
— Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.
Но на это левша не согласился.
— У меня,— говорит,— дома родители есть.
Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.
— Мы,— говорит,— к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.
— Вы,— говорят,— обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.
— Этого,— ответил левша,— никогда быть не может.
Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить.
14. Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Все обойдет и хвалит, и говорит:
— Это и мы так можем.
А как до старого ружья дойдет,— засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет:
— Это,— говорит,— против нашего не в пример превосходнейше.
15. Везли левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать, все роняют, а поднимать станут — ухи рвут, чтобы в память пришел. Привезли в одну больницу — не принимают без тугамента, привезли в другую — и там не принимают, и так в третью, и в четвертую — до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают.
16. Удивительным манером полшкипер как-7-o очень скоро левшу нашел, только его еще на кровать не уложили, а он в коридоре на полу лежал и жаловался англичанину.
— Мне бы,— говорит,— два слова государю непременно надо сказать.
Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался, потому что у него затылок о парат раскололся, и он одно только мог внятно выговорить:
— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этой верностью левша перекрестился и помер.
Следующая цитата
Иллюстрации Кукрыниксов* к сказу "Левша"
"– Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, – ты мне за всех ответишь. А вы, – говорит свистовым, – теперь гайда! Не зевайте, чтобы послезавтра я в Петербурге у государя был."
Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991), Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и Николай Александрович Соколов (1903–2000).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
За иллюстрации к сказу Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе" были награждены золотой медалью АХ СССР.(вернуться)
Читайте также: