Ибо нет одиночества больше чем память о чуде смысл цитаты
Обновлено: 06.11.2024
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 253
- КНИГИ 653 882
- СЕРИИ 25 022
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 382
Иосиф Александрович Бродский
- 1 сентября 1939 года - Anno Domini - Postscriptum - Волосы за висок. - Вполголоса - конечно, не во весь. - Время года - зима. - К стихам - Коньяк в графине - цвета янтаря. - Морские манёвры - На прения с самим собою ночь. - Натюрморт - Неоконченный отрывок (В стропилах воздух ухает. ) - Неоконченный отрывок (Во время ужина. ) - Неоконченный отрывок (Отнюдь не вдохновение. ) - Освоение космоса - Остановка в пустыне - Отказом от скорбного перечня - жест. - Отрывок (Ноябрьским днем, когда защищены. ) - Отрывок (Октябрь - месяц грусти и простуд. ) - Песня невинности, она же - опыта - Песня пустой веранды - Пилигримы - По дороге на Скирос - Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром - Почти элегия - Предпоследний этаж. - Прощайте, мадемуазель Вероника - Рождественский романс - Сначала в бездну свалился стул. - Стансы (Ни страны, ни погоста. ) - Стихи на бутылке. - Строфы - Сумев отгородиться от людей. - Сумерки. Снег. Тишина. Весьма. - Сын! Если я не мертв, то потому. - Уточнение - Фонтан - Шесть лет спустя - Шум ливня воскрешает по углам. - Элегия на смерть Ц. В. - Я выпил газированной воды. - Я памятник воздвиг себе иной.
* * * Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду. между выцветших линий на асфальт упаду.
И душа, неустанно поспешая во тьму, промелькнет над мостами в петроградском дыму, и апрельская морось, над затылком снежок, и услышу я голос: - До свиданья, дружок.
И увижу две жизни далеко за рекой, к равнодушной отчизне прижимаясь щекой. - словно девочки-сестры из непрожитых лет, выбегая на остров, машут мальчику вслед. Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
* * * Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию - спиной. К любви своей потерянной - лицом. И грудь - велосипедным колесом. А ягодицы - к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт, чего бы ни пришлось мне извинять,я облик свой не стану изменять. Мне высота и поза та мила. Меня туда усталось вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то. Рассудок мой теперь, как решето, а не богами налитый сосуд. Пускай меня низвергнут и снесут, пускай в самоуправстве обвинят, пускай меня разрушат, расчленят,
в стране большой, на радость детворе из гипсового бюста во дворе сквозь белые незрячие глаза струей воды ударю в небеса. Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
* * * Шум ливня воскрешает по углам салют мимозы, гаснущей в пыли. И вечер делит сутки пополам, как ножницы восьмерку на нули а в талии сужает циферблат, с гитарой его сходство озарив. У задержавшей на гитаре взгляд пучок волос напоминает гриф.
Ее ладонь разглаживает шаль. Волос ее коснуться или плеч и зазвучит окрепшая печаль; другого ничего мне не извлечь. Мы здесь одни. И, кроме наших глаз, прикованных друг к другу в полутьме, ничто уже не связывает нас в зарешеченной наискось тюрьме. Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
* * * Вполголоса - конечно, не во весь прощаюсь навсегда с твоим порогом. Не шелохнется град, не встрепенется весь от голоса приглушенного. С Богом! По лестнице, на улицу, во тьму. Перед тобой - окраины в дыму, простор болот, вечерняя прохлада. Я не преграда взору твоему, словам твоим печальным - не преграда. И что он - отсюда не видать. Пучки травы. и лиственниц убранство. Тебе не в радость, мне не в благодать безлюдное, доступное пространство. 1966 (?) Сочинения Иосифа Бродского. Пушкинский фонд. Санкт-Петербург, 1992.
POSTSCRIPTUM Как жаль, что тем, чем стало для меня твое существование, не стало мое существование для тебя. . В который раз на старом пустыре я запускаю в проволочный космос свой медный грош, увенчанный гербом, в отчаянной попытке возвеличить момент соединения. Увы, тому, кто не умеет заменить собой весь мир, обычно остается крутить щербатый телефонный диск, как стол на спиритическом сеансе, покуда призрак не ответит эхом последним воплям зуммера в ночи. Сочинения Иосифа Бродского. Пушкинский фонд. Санкт-Петербург, 1992.
* * * На прения с самим собою ночь убив, глотаешь дым, уже не прочь в набрякшую гортань рукой залезть. По пуговицам грань готов провес 1000 ть.
Чиняя себе правёж, душе, уму, порою изведешь такую тьму и времени и слов, что ломит грудь, что в зеркало готов подчас взглянуть.
Но это только ты, и жизнь твоя уложена в черты лица, края которого тверды в беде, в труде и, видимо, чужды любой среде.
Но это только ты. Твое лицо для спорящей четы само кольцо. Не зеркала вина, что скривлен рот: ты Лотова жена и сам же Лот.
На прощанье - ни звука. Граммофон за стеной. В этом мире разлука лишь прообраз иной. Ибо врозь, а не подле мало веки смежать вплоть до смерти. И после нам не вместе лежать.
Кто бы ни был виновен, но, идя на правеж, воздаяния вровень с невиновным не ждешь. Тем верней расстаемся, что имеем в виду, что в раю не сойдемся, не столкнемся в аду.
Как подзол раздирает бороздою соха, правота разделяет беспощадней греха. Не вина, но оплошность разбивает стекло. Что скорбеть, расколовшись, что вино утекло?
Чем тесней единенье, тем кромешней разрыв. Не спасут затемненья ни рапид, ни наплыв. В нашей твердости толка больше нету. В чести одаренность осколка, жизнь сосуда вести.
Наполняйся же хмелем, осушайся до дна. Только емкость поделим, но не крепость вина. Да и я не загублен, даже ежели впредь, кроме сходства зазубрин, общих черт не узреть.
Нет деленья на чуждых. Есть граница стыда в виде разницы в чувствах при словце "никогда". Так скорбим, но хороним, переходим к делам, чтобы смерть, как синоним, разделить пополам.
Невозможность свиданья превращает страну в вариант мирозданья, хоть она в ширину, завидущая к славе, не уступит любой залетейской державе; превзойдет голытьбой.
Что ж без пользы неволишь уничтожить следы? Эти строки всего лишь подголосок беды. Обрастание сплетней подтверждает к тому ж: расставанье заметней, чем слияние душ.
Следующая цитата
Однажды мы пробьёмся в новый день, сорвавшись с поводка воспоминаний, в мозаике времён и мирозданий поставив жизнь на верхнюю ступень..
Окажемся какими ты и я, застыв на ней, как мрачные скульптуры, — роденовски рельефные фигуры в обновленной картине бытия?
Возьми себе всё прошлое, мой друг. Любовь моя, оставь мне то, что будет: ещё немного памяти о чуде и город, где опять сомкнётся круг.
Ничто не будет вечно, но пока меня прощает загнанное тело — и я его — за всё, чего хотело оно, и что сорвалось с языка.
Мой друг, у нас за спинами тюрьма — журналы нами принятых решений.
Прости, не признавая суть прощений,
почувствуй, не пуская в ход ума.
Пожалуйста, останься, говори! Но только, проходя за мной по краю, — не чувствуй боль, с которой замираю, случайно различив тебя внутри.
Теперь я стал открытым беглецом — над океаном маятником хлипким, что терпит перегрузки от улыбки, насилующей мрачное лицо.
Пожалуйста, гляди в мои глаза с любого из доступных континентов и знай, что ради этого момента я заново бы всё тебе сказал.
Следующая цитата
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Пишет Анна Полетаева ( lapushka1 )2016-01-29 17:49:00 Анна Полетаева
lapushka1
2016-01-29 17:49:00
"Никогда не понимал почему Бродский считается великим поэтом. Может, его стихи в английском переводе лучше чем на русском?"
Ну и, конечно, куча комментариев. Кто-то из комментаторов пишет: "критерий предложу: цитируемость в народе". Мол, Бродского никто не цитирует, и потому великим его считать нельзя. Кто-то называет его стихи "стерильными" и "мертворожденными".
Захотелось и мне добавить свои пять копеек, но оставлять там комментарии могут только члены сообщества - а мне туда как-то не очень хочется. Поэтому напишу у себя. На вопрос о цитируемости Бродский уже давно ответил сам:
Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Что касается стерильности - да Бог с вами. Если в стихах нет истерики, они для вас уже и стерильны? Лично я не знаю ничего горше - и ничего, что лучше описывало бы живую, страдающую, но смирившуюся с самой собой и с миром человеческую душу, чем эти три строки Бродского:
. Смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.
Сразу скажу, что Бродский не относится к числу моих любимых поэтов. Есть те, чьи слова мне ближе по духу и родней. Но отрицать его величие - это все равно, что расписаться в собственной врожденной глухоте: мол, не понимаю, и чего все хвалят этого Шаляпина, как-то он некрасиво и неритмично рот раскрывает. Конечно, Поэт не нуждается в моей - или чьей нибудь еще - защите. И конечно, о его стихах написано огромное количество гораздо более правильных и умных слов. А я просто процитирую некоторые его строки - те, которые лично меня не могут оставить равнодушной:
* * *
Такой мороз, что коль убьют, то пусть
из огнестрельного оружья.
* * *
Новейший Архимед
прибавить мог бы к старому закону,
что тело, помещенное в пространство,
пространством вытесняется.
* * *
Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее
будут твои глаза».
* * *
Мне говорят, что нужно уезжать.
Да-да. Благодарю. Я собираюсь.
Да-да. Я понимаю. Провожать
не следует. Да, я не потеряюсь.
* * *
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
* * *
Душный июль! Избыток
зелени и синевы — избитых
форм бытия.
* * *
Апрель. Страстная. Всё идет к весне.
Но мир ещё во льду и белизне.
И взгляд младенца,
ещё не начинавшего шагов,
не допускает таянья снегов.
Но и не деться
от той же мысли — задом наперёд —
в больнице старику в начале года:
он видит снег и знает, что умрёт
до таянья его, до ледохода.
* * *
Здесь, на земле,
от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.
* * *
. Боль — не нарушенье правил:
страданье есть
способность тел,
и человек есть испытатель боли.
Но то ли свой ему неведом, то ли
её предел.
* * *
Так, дохнув на стекло, выводят инициалы
тех, с чьим отсутствием не смириться;
и подтек превращает заветный вензель
в хвост морского конька.
* * *
Ты не скажешь комару:
«Скоро я, как ты, умру».
С точки зренья комара,
человек не умира.
* * *
Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
* * *
А так — меняются комнаты, кресла, стулья.
И всюду по стенам — то в рамке, то так — цветы.
И если бывает на свете пчела без улья
с лишней пыльцой на лапках, то это ты.
* * *
Толком не знаю. Но в каждой вере
есть та черта, что по крайней мере
объединяет её с другими:
то не запреты, а то, какими
люди были внизу, при жизни,
в полной серпов и крестов отчизне.
* * *
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
* * *
Смерть, знаешь, если есть свидетель,
отчетливее ставит точку,
чем в одиночку.
* * *
Октябрь — месяц грусти и простуд,
а воробьи — пролетарьят пернатых —
захватывают в брошенных пенатах
скворечники, как Смольный институт.
* * *
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья.
* * *
Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее — после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснётся.
Но знавших нас не будет слишком много.
* * *
Но лучше поклоняться данности
С глубокими ее могилами,
Которые потом,
За давностью,
Покажутся такими милыми.
* * *
Я говорю с тобой, и не моя вина,
если не слышно. Сумма дней, намозолив
человеку глаза, так же влияет на
связки. Мой голос глух, но, думаю, не назойлив.
* * *
У всего есть предел: в том числе у печали.
Взгляд застревает в окне, точно лист — в ограде.
* * *
Так стенные часы, сердцебиению вторя,
Остановившись по эту, продолжают идти по ту
Сторону моря.
* * *
. и я рад, что на свете есть расстояния более
немыслимые, чем между тобой и мною.
* * *
. Один твердит:
цель жизни — слава и богатство.
Но слава — дым, богатство — гадство.
Твердящий так — живым смердит.
Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и все такое.
Он утверждает: цель — в покое
и в равновесии души.
А я скажу, что это — вздор.
Пошел он с этой целью к черту!
Когда вблизи кровавят морду,
куда девать спокойный взор?
И даже если не вблизи,
а вдалеке? И даже если
сидишь в тепле в удобном кресле,
а кто-нибудь сидит в грязи?
Все это жвачка: смех и плач,
«мы правы, ибо мы страдаем».
И быть не меньшим негодяем
бедняк способен, чем богач.
* * *
Старение есть отрастание органа
Слуха, рассчитанного на молчание.
* * *
Наверно, тем искусство и берет,
Что только уточняет, а не врет,
Поскольку основной его закон,
Бесспорно, независимость деталей.
* * *
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
* * *
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
* * *
День кончился. И с точки зренья дня
всё было вправду кончено.
* * *
Море внешне безжизненно, но оно
полно чудовищной жизни, которую не дано
постичь, пока не пойдёшь на дно.
* * *
Местность, где я нахожусь, есть рай,
ибо рай — это место бессилья. Ибо
это одна из таких планет,
где перспективы нет.
* * *
Когда так много позади
всего, в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство —
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.
* * *
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека.
* * *
Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть.
* * *
Рыбы зимой живут.
Рыбы жуют кислород.
Рыбы зимой плывут,
задевая глазами лёд.
* * *
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
* * *
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.
* * *
Одиночество есть человек в квадрате.
* * *
В феврале далеко до весны,
ибо там, у него на пределе,
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
И дрожат от ударов дома,
и трепещут, как роща нагая,
над которой бушует весна,
белизной седину настигая.
Следующая цитата
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского. И нет лучшего способа отметить этот день, чем в очередной раз погрузиться в архивы высказываний знаменитого поэта и писателя. Из знаковых произведений и интервью, из писем друзьям, из отрывков речей и коротких предисловий к книгам. В нашей подборке — 15 лучших цитат, каждую из которых хочется распечатать и оставить где-то рядом с рабочим столом для ежедневного вдохновения, мотивации и напоминания о вечных ценностях.
Все будут одинаковы в гробу, Так будем хоть при жизни разнолики!
В отличие от животных, человек уйти способен от того, что любит.
Будущее, мягко говоря, есть частная утопия индивидуума.
Потерять независимость много хуже, чем потерять невинность.
Человек есть то, что он читает.
Сумев отгородиться от людей, я от себя хочу отгородиться.
Нет одиночества больше, чем память о чуде.
Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
Человек одинок, как мысль, которая забывается.
Смерть — это то, что бывает с другими.
Объект любви не хочет быть объектом любопытства.
На каком-то этапе понял, что я сумма своих действий, поступков, а не сумма своих намерений.
Читайте также: