И пойдет брат на брата цитата из библии
Обновлено: 21.11.2024
Сказал Господь Своим ученикам: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Посылая Своих учеников на проповедь, Господь говорит о крестном пути Церкви. Христос предвидит их страдания, как Он предвидит Свои собственные, и все-таки благословляет их идти этим путем, как и Сам идет ко Кресту. Он заранее говорит им обо всем не для того только, чтобы они не удивлялись, когда эти испытания придут, но чтобы увидели, как исполняется Его слово, и утвердились в вере.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков», – говорит Господь. Что могут ожидать беззащитные овцы, окруженные стаями хищных волков, кроме как быть разорванными на куски? Ученики Христовы – овцы среди волков. Это страшно. Но то, что Христос посылает их, – дает утешение. Потому что Он знает, как защитить их и вывести из самой великой беды.
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Здесь – корень всего, и этот корень горек. Тех, кого любит Христос, мир ненавидит. Если мир возненавидел Христа, не следует удивляться тому, что он ненавидит и идущих вслед за Ним. В этой ненависти мира – горечь для учеников Христовых и одновременно утешение, потому что они сподобляются чести испить чашу Христову.
Они будут, как и Господь их, причислены к злодеям, и их поведут на судилища. Им предстоит претерпеть скорби от мелких чиновников и от правителей и царей, как мы увидим это в книге Деяний. Они будут преданы смерти. Так велика будет злоба их врагов. И столь твердыми будут они в вере и терпении. Любовь и мудрость Христова попустят это, зная, как соделать кровь мучеников печатью истины и семенем Церкви. Этим воинством Христовым будет побежден сатана, и Царство Христово достигнет многих.
И Господь говорит им, от кого они примут страшные страдания. Вся преисподняя со всеми бесовскими силами ополчится против них, вся ненависть земли. Но горше всего, что на проповедников Евангелия восстанут те, кому они будут проповедовать спасение.
«Остерегайтесь же людей», – говорит им Христос. Ненависть ко Христу превращает людей в диких зверей, в бесов. Печально состояние рода человеческого, когда лучшие в нем должны остерегаться людей. Скорби учеников Христовых усугубятся тем, что люди, называющие себя верующими в Бога, имеющие вид благочестия, будут бить их в своих синагогах, изгонят их и убьют их, и будут думать, что тем самым они приносят службу Богу ( Ин. 16, 2 ).
«И будете ненавидимы всеми», – говорит Христос. Как может такое быть? Это будет, когда грех утвердится как норма в человечестве, и по пророчеству преподобного Антония Великого, скажут живущему по заповеди Христовой: «Ты безумствуешь, но мы заставим тебя быть как все». Чем большее будет в мире отступничество от Бога, тем большая будет в нем и вражда против Церкви. Приходят времена, когда эта вражда станет всеобщей, но яд ее накапливается постепенно в сердцах сынов противления.
«Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их». Так откроется, что враги человеку – домашние его. Те, от кого, казалось бы, должна быть прежде всего поддержка, выступят против, когда увидят перемену в жизни обратившегося к вере и особенно когда начнутся гонения, – они будут заодно с гонителями. Что может быть печальней, чем когда самые крепкие узы родственной любви разрываются из-за ненависти ко Христу и Его учению!
Но Господь никогда не оставляет Своих. Он заранее говорит, что они должны делать во времена гонений. «Будьте мудры как змии». Рассудительность и осмотрительность полезны всегда, но более всего – среди скорбей и испытаний. Воля Божия в том, чтобы христиане без нужды не подставляли себя, но употребляли все законные средства для сохранения Церкви. И будьте «просты как голуби». Будьте кроткими, научитесь любви к врагам у Того, Кто кроток и смирен сердцем, и на Кого Дух Святой сошел в виде голубя.
«Остерегайтесь людей». Избегайте опасных общений. Будьте внимательны к тому, что вы делаете и говорите. Кто знает, что такое духовная брань, понимает, как надо быть осторожным. После того, как Господь наш предан был целованием одним из Его учеников, говорят святые отцы, нам следует остерегаться людей.
«Не заботьтесь, что сказать». Когда христиан поведут на суды и перед правителями, они не должны заботиться о том, что и как говорить. Бог даст им слова. Ибо в тот час «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Точно так же Бог обещал пророку Моисею: «Я буду при устах твоих, и научу тебя, что говорить». Не уничижения, не даже жестоких пыток, не смерти христиане боялись. Многие из них боялись, что неумением говорить и неискусностью в защите они могут повредить вере Христовой. Но твердо обетование Божие, что если кто сподобится предстать перед судом за веру, слова придут к нему.
И Господь утешает Своих учеников крестным утешением. «Претерпевший же до конца спасется». Этим испытаниям будет положен конец. Они могут быть долгими, но они не будут всегда. «И Бог не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13), но даст Свою благодатную помощь. Спасение будет вечным воздаянием тем, кто твердо стоит до конца. Обетование Апокалипсиса непреложно: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни».
Иларий Пиктавийский (
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их
Это слово Господа полностью относится к иудеям и еретикам: Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына, и восстанут дети на родителей, то есть члены одной семьи станут врагами, потому что Господь говорит, что те люди, которые некогда назывались родителями и родственниками, теперь разделены лютой ненавистью, а также что христиан предадут земным судьям и царям, которые будут пытаться либо заставить нас молчать, либо стать их сообщниками. Мы же должны быть свидетелями этим людям и язычникам, и благодаря этому свидетельству гонители будут лишены оправдания тем, что будто бы не знали о Боге, а язычникам откроется путь веры в Христа через свидетельство непоколебимых исповедников, мучимых жестокими истязателями.
Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.
Параллельные ссылки: От Матфея 10:21 / Мф 10:21
Мф 10:21
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему;
И сказал Ахитофел Авессалому: выберу я двенадцать тысяч человек и встану и пойду в погоню за Давидом в эту ночь; и нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя и всех людей обращу к тебе; и когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире. И понравилось это слово Авессалому и всем старейшинам Израилевым.
Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня.
Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
и будете ненавидимы всеми за имя Моё,
Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его.
и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его.
Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их.
И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся.
Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать.
В ссылках на псалмы могут быть ошибки, ввиду разночтения русской и английской нумераций. Заметили неточность — сообщите нам.
Иероним Стридонский (
Ст. 21−22 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое
Это мы неоднократно и видим во время гонений, так что у тех, вера которых различна, нет никакого доверия между собой.
претерпевший же до конца спасется
Действительно, добродетель состоит не в том, чтобы положить начало, а в том, чтобы дойти до совершенного конца.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их
Стих этот повторяется почти совершенно буквально у Мк. 13:12 и несколько иначе у Лк. 21:16. Так как у последних двух синоптиков слова эти приводятся в последней речи Христа при оставлении иерусалимского храма на страстной неделе, то думают, что здесь так называемая истериология, т.е. послесловие, внесенное сюда Матфеем. Так это было, или же Христос только повторил эти слова в Своей последней речи, трудно решить в настоящее время. Ничто не мешает признать, что слова эти могли быть Им повторены. Как бы то ни было, только историческое исполнение этого предсказания не подлежит никакому сомнению, и во время гонений на христиан известно немало случаев, когда родители и другие близкие люди выступали против детей и наоборот (в пример указывают особенно на великомученицу Варвару, мучениц Христину и Лукию). Если бы кто-нибудь сказал, что же тут благодетельного в учении Христа, когда оно побуждает восставать детей против родителей и т.д., то на это можно ответить, что без такого воздействия зло, процветающее в мире, было бы еще больше и оставалось бы неизученным. Благосостояние многих требует и многих жертв.
Следующая цитата
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Следующая цитата
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Евфимий Зигабен (
Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их
Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо
т.е. не уверовавшие предадут уверовавших.
и востанут чада на родители и убиют их
И под ними нужно разуметь таких же. Этими, как самыми дорогими, обозначил и других родственников и близких…
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их
Заранее говорит им о том, что произойдет, чтобы, когда это случится, не смущались. Показывает и силу проповеди, которая побуждает пренебрегать, ибо таково истинное христианство. Но Христос показывает и неистовство неверных: они не пощадят и домашних своих.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Толкование на От Матфея 10:21 / Мф 10:21
Евангелие от Матфея 10 стих 21 — синодальный текст: Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;Иоанн Златоуст (
Ст. 21−22 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Потому-то, когда сказал о данной им силе, Он говорит вместе и о бедствиях, об убийствах и закланиях. Предаст, говорит, брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, — и даже на этом не остановился, но присовокупил еще более ужасное, что могло потрясти и самый камень: и будете ненавидимы всеми; но тотчас же дал здесь и утешение: вы подвергнетесь, говорит, этим страданиям за имя Мое; а далее еще и другое утешение: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).
Впрочем, слова Христовы могли возбудить в апостолах мужество еще и иным образом, — именно, внушив им мысль, что проповедь их будет пламенеть такой силой, которая победит самое естество, отвергнет родство, и что слово их, будучи предпочтено всему, могущественно преодолеет все.
Если уже сила родственных уз не сможет противостать проповеди, но будет разрушена и низложена, то, что другое в состоянии будет преодолеть вас?
Впрочем, хотя это и будет так, однако же, вы не будете жить в безопасности; напротив, все живущие во вселенной будут вашими врагами и неприятелями.
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.
А предсказал Он это тогда для следующих трех целей: во-первых, для того, чтобы мы познали Его силу и то, что Он есть истинный Бог, провидящий издалека еще не случившееся; а что действительно ради этого Он предсказывал будущее, послушай, как Он сам говорит: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется», что это Я (Ин. 14:29). Во-вторых же, чтобы никто из врагов не говорил, что это происходит по Его неведению или немощи; ранее предвидевший мог и воспрепятствовать, но не воспрепятствовал, чтобы венцы были более блистательными, поэтому Он предсказывал это. И ради иной — третьей цели Он предсказывал. Какая же это именно? Та, чтобы сделать подвиг более легким для находящихся на арене, так как неожиданные бедствия, каковы бы они ни были, кажутся тяжелыми и невыносимыми, а ожидавшиеся и наперед обдуманные бывают легкими и удобными. Таким образом тогда враги, издавая такие повеления, и обнаруживали свою жестокость, и невольно подтверждали пророчество Христово; братья предавали братьев и отцы детей; самая природа восставала на саму себя, родство разделялось между собой, все законы извращались до основания, и все было исполнено некоторого смятения и беспорядка, и бесы наполняли тогда домы кровью родных. Отец, предавший сына, конечно и убивал его; хотя он и не вонзал меча и не совершал убийства своей рукой, но намерением совершал все, потому что кто предал убийце имеющего быть убитым, тот сам совершил убийство.
Источник: Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине.
Следующая цитата
Сказал Господь Своим ученикам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака, подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Праведность, которой мы призваны научиться у Христа, должна превзойти праведность книжников и фарисеев – иначе не войти нам в Царство Небесное. Христианин не только не должен допускать ничего плохого, что было у этих лицемеров, ищущих славы человеческой и ненавидящих Спасителя. Христианин должен превосходить их и в хорошем, которое они делали ради внешнего благочестия. Они думали только о внешнем, а мы должны обращать внимание на внутреннее состояние нашего сердца. Не человеком угождать, а Богу. И когда сделаем все, повеленное нам, считать себя ни на что негодными рабами, доверяясь лишь праведности Божией.
И Христос раскрывает истинный смысл древних ветхозаветных заповедей. Эти десять заповедей, данные Богом, не могут быть отменены. Так было сказано: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Закон Божий – закон жизни, стена и ограждение нашей жизни. Однако эту шестую заповедь иудеи воспринимали чисто внешне, как воспрещение убийства, но не как ограничение внутренних пожеланий, из которых и рождались подобные преступления. В этом и заключалась главное заблуждение иудеев – в учении, что Божественный Закон воспрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Христос же говорит, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, совершает в своем сердце убийство. Гнев – естественное человеческое чувство. Бывают обстоятельства, когда он законен и даже похвален. Но есть напрасный гнев, когда мы гневаемся без причины, без достаточной на то причины – по пустякам, по распущенности, по привычке. Христос знает, что такое человеческое сердце. Прежде чем обнаружиться в злом поступке – ненависть, презрение, инстинкт самоутверждения оскверняет внутреннее человека.
Святые отцы говорят, что даже если бы у нас вынимали глаз или отнимали жизнь, – наш гнев был бы напрасен. Единственное оправдание нашему гневу может быть, когда нас хотят отвести от заповеди Божией, от верности Христу. «Гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдет во гневе вашем». День да не закончится для вас вашей внутренней помраченностью, потому что, кто знает, может быть, этот день окажется последним, и «в чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу». И Солнце правды Христос да не зайдет во гневе вашем – вот единственный критерий праведного гнева.
Господь говорит, что можно убивать брата своего и оскорбительным словом, называя его «рака» (пустой человек) и «безумный». Когда эти слова употребляются с благой целью обличения опасного для многих нечестия, они не греховны. Так больший из рожденных женами говорит: «Змия, порождения ехидновы» и Сам Спаситель взывает к самонадеянному богачу: «Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя». Но когда они произносятся с внутренней злобой и презрением, – в них едкий ядовитый дым, исходящий от огня геенского. «Этот народ, невежда в законе, проклят», – говорят законники и фарисеи о тех, ради кого Христос идет на смерть.
Да, злые языки, как говорится, страшнее пистолета, и убивают медленно и неприметно. Потому так глубока молитва: «Избави мя от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя». Чтобы мы поняли, насколько страшен этот грех, Господь говорит, что совершающий его будет подвержен самому страшному наказанию, если не покается, – геенне огненной, вечным мукам.
Потому мы должны со всяческим тщанием хранить христианскую любовь и мир в Церкви, и, как только возникает угроза истинным отношениям с кем-либо из братьев наших, спешить к нему с примирением. Наши молитвы ко святому причащению предваряются словами: «первее примирися тя опечалившим». И если ты придешь на Божественную литургию, «если ты принесешь дар твой – сердце твое – к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси твой дар». Ты не можешь приступить без этого к святым тайнам, и ты не можешь ходить в храм. Бывает, некоторые перестают ходить в церковь, чтобы не встретить там тех, с кем они в ссоре, и тем самым согрешают вдвойне. Иди и мирись с братом твоим, потому что как не готов ты к причастию, так не готов ты и умереть.
Жизнь наша – путь, идя по которому мы должны примириться с Богом через Христа. Мирись с соперником твоим, пока ты еще на пути с ним. Праведный Бог – Соперник всем грешникам, которые не хотят покаяться. И Заступник всех неправедно обиженных. «То, что вы сделали другому, – говорит Он, – вы сделали Мне». Наша забота и наша мудрость – как можно скорее, примириться с нашими личными врагами, пока мы еще на пути. Пока мы живы, мы продолжаем идти. После смерти будет поздно это сделать. Кто упорствует во вражде с Богом, тот отвергает дар Его милосердия. Ад – темница, в которую будут ввергнуты все, кто уходит отсюда во вражде с Богом. «Истинно говорю тебе, – говорит Христос, – ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».
Читайте также: