Хуан пабло монтойя цитаты

Обновлено: 21.12.2024

Бывший гонщик Формулы-1 Хуан-Пабло Монтойя поделился мнением о пилоте «Макларена» Ландо Норрисе и его выступлении на ВТБ Гран-при России Формулы-1. Напомним, Норрис промедлил с заменой шин, из-за чего откатился с первой на седьмую строчку.

«Я понимаю, что Норрис сильно разочарован. Но если смотреть в общем, то Ландо лидировал в Гран-при. Да, он его не выиграл, но уже был на подиуме, лидировал на протяжении большей части Гран-при, не ошибался на трассе. 90 процентов пелотона хотели бы оказаться на его месте. Он доказал, что способен добиться результата. Это самое главное. Ландо получит от этих выходных понимание того, что на самом деле способен выступать на самом высоком уровне», — приводит слова Монтойи Autosport.

Следующая цитата

Бывший гонщик Формулы-1 Хуан Пабло Монтойя поделился мнением о борьбе за титул «Королевских гонок» нынешнего сезона, которая ведётся между пилотом «Мерседеса» Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном из «Ред Булл».

«Мне кажется, что у «Ред Булл» сейчас несколько более быстрая машина. Вопрос в том, как в команде справятся с давлением, и как всё будет функционировать. Стоит признать, что в настоящее время Льюис и Макс находятся на другом уровне по сравнению со всеми остальными.

Думаю, у Серхио и Валттери есть небольшие проблемы с болидами. Осложняет ситуацию то, что Формула-1 является командным видом спорта, поэтому обоим приходится сложнее из-за выбора стратегии их командами.

Следующая цитата

…Машина безопасности свернула обратно на пит-лейн, пилоты начали разгон от «Аркибанкадос» по короткой стартовой прямой к первому повороту, зрители встали со своих мест. «Феррари» Михаэля Шумахера тормозит к эске «Сенна», и вдруг, словно ниоткуда, слева от него вырастает «Уильямс» дебютанта Хуана-Пабло Монтойи. Действующий чемпион американской серии CART, мастер рестартов, поравнялся с «Красным бароном», нырнул на внутреннюю траекторию. Монтойя тормозил отчаянно, Шумахер не пытался заблокировать соперника, однако между машинами всё равно произошёл небольшой контакт. И в следующее мгновение Хуан-Пабло первым устремился в «Курва ду Сол», оставив чемпиона мира позади. Это был третий круг Гран-при Бразилии, всего лишь третьей гонки Монтойи в Формуле-1. В тот момент стало ясно, в чемпионате мира завелась новая звезда.

Правда, в итоге гонка запомнилась и куда менее приятным эпизодом с участием пилота «Уильямса»: когда он обгонял Йоса Ферстаппена на круг, гонщики не смогли разобраться друг с другом. То ли колумбиец слишком оптимистично вернулся на траекторию перед носом «Эрроуза», то ли голландец позабыл о тормозах… Короче, вместо победы Монтойя получил сход.

Со дня той гонки минуло уже 14 лет. За это время Монтойя выиграл семь гонок Формулы-1, включая Гран-при Монако 2003 года, трижды первенствовал в марафоне «24 часа Дайтоны», одержал две победы в NASCAR Sprint Cup и завоевал первые места в «500 милях Поконо» и Гран-при Сент-Питерсберга серии IndyCar. Но чемпионом Формулы-1 колумбиец так и не стал.

Монтойя зарабатывает себе имя, обгоняя Шумахера

Фото: Getty Images

Горячее сердце «Уильямса»

«В Формуле-1 я каждую неделю попадал на подиум. Было классно, но приносило ли это удовлетворение? Нет, ведь большинство гонок были скучными, — разоткровенничался в одном из своих интервью Монтойя. Обидно, ведь технологии, использующиеся в этих машинах, просто невероятны. Я не понимаю, как большие компании занимаются этим так долго без каких-либо результатов».

В «Королевские гонки» Монтойя пришёл благодаря Фрэнку Уильямсу, разглядевшему талант колумбийца в Формуле-3000. Гонщику повезло, он очутился в команде, не испытывавшей нехватки финансирования, с хорошим шасси и мощным двигателем БМВ. Правда, восемь из десяти своих первых гонок он не закончил — порой ошибался он сам, а порой подводила техника. Две другие гонки Монтойя закончил на втором месте, а под конец сезона — на Гран-при Италии — одержал свою первую победу.

На Гран-при Франции между пилотом и командой произошла перепалка, отношения Монтойи и «Уильямса» начали рушиться.

Проблемы первого сезона списывались на неопытность гонщика. Уже во второй сезон он мог бы побороться за титул, но догнать «Феррари» и Михаэля Шумахера было практически невозможно. Однако Монтойя пытался. Он никогда не признавал авторитетов, из-за чего ещё на пути в Формулу-1 перешёл дорогу Хельмуту Марко. Монтойя изо всех сил старался превзойти Шумахера, быть лучшим. Колумбиец с немцем неоднократно пересекались на трассе, и далеко не всегда мирно расходились. «Шумахер меня просто ненавидел», — вспоминал он позже.

К 2003 году в «Уильямсе» решились построить машину под Монтойю, под его агрессивный стиль пилотирования. Первые гонки выявили избыточную поворачиваемость FW25, оказалось, что проблемы с надёжностью двигателя БМВ по-прежнему не решены. Тем не менее, шансы на титул колумбиец потерял лишь под конец сезона. Несбывшиеся ожидания начали действовать на нервы всем. На Гран-при Франции между пилотом и командой произошла перепалка, отношения Монтойи и «Уильямса» начали рушиться.

Этика Денниса

Вдруг Монтойе поступило предложение от Рона Денниса. Тот звал заматеревшего гонщика в «Макларен», обещая тому возможность побороться за чемпионский титул. Хуан-Пабло согласился, и уже в конце 2003-го стороны объявили о начале сотрудничества, но лишь с 2005 года — колумбиец должен был провести ещё один год в «Уильямсе».

Перебравшись в Уокинг, Хуан-Пабло стал напарником Кими Райкконена. Монтойя уже усвоил строгие порядки Формулы-1 и знал, что в первую очередь ему необходимо победить Райкконена. Он наконец прислушался к критикам, обвинявшим его в пренебрежении к физподготовке, упорно работал с инженерами, изучая телеметрию. Колумбиец ещё никогда не был так мотивирован, как в начале 2005-го.

Неприятности начались после второго этапа. То ли играя в теннис, то ли упав с мотоцикла, Монтойя повредил шею и вынужден был пропустить две гонки. Хуже было то, что в период восстановления колумбиец растерял с таким трудом набранную форму. Тем не менее летом Хуан-Пабло едва не победил в Канаде, но был дисквалифицирован за выезд с пит-лейна на красный свет. Затем на Гран-при Франции Монтойю подвела подвеска.

Скомканный сезон вкупе с автомобилем, который казался гонщику ещё менее управляемым, чем последние «Уильямсы», не добавлял гонщику уверенности ни в себе, ни в команде. К концу сезона Монтойе удалось кое-как освоиться в машине, он победил в Италии и Бразилии.

Монтойя намеревался наверстать упущенное в 2006-м, однако ещё до старта сезона «Макларен» объявил о контракте с новым чемпионом мира Фернандо Алонсо. Испанец должен был начать выступать за Уокинг с 2007 года, а это значило, что с кем-то — Монтойей или Райкконеном — придётся расстаться.

У Кими результаты были существенно выше, чем у Монтойи — в 2005 году он одержал семь побед, и на фоне финна колумбиец в лучшем случае смотрелся вторым пилотом. Не привыкший питать иллюзий, Хуан-Пабло понял, что в «Макларене» ждать ему больше нечего.

Посреди сезона-2006 Монтойя и его бывший босс Чип Ганасси объявили о возобновлении сотрудничества — колумбиец отправляется покорять NASCAR. В «Макларене» не стали удерживать пилота, и через два дня контракт был расторгнут.

Не привыкший питать иллюзий, Хуан-Пабло понял, что в «Макларене» ждать ему больше нечего.

Вторая американская жизнь

«Мне нравится американский образ жизни, — говорит Монтойя. — Я бы предпочёл съесть хот-дог, а не банку икры». Переход чемпиона «500 миль Индианаполиса» и серии CART в гонки NASCAR спровоцировал новую волну интереса к соревнованиям сток-каров.

Острый на язык, харизматичный и по-американски дерзкий пилот пришёлся NASCAR по вкусу. Уже в свой первый полный сезон в Sprint Cup, высшей лиги ассоциации, Монтойя одержал красивую победу в Сономе, прорвавшись сквозь весь пелотон, насчитывающий четыре десятка машин.

В Америке Монтойя наконец вновь вздохнул полной грудью. Неясно, понимал ли он, что причина его неудач в Формуле-1 кроется в том, за что его любили фанаты и боялись соперники. В «Королевских гонках» он был инородным телом. В командах с бюджетом в сотни миллионов долларов не принято говорить инженерам, что ты на самом деле думаешь об их машине.

Монтойя был нетерпелив, и если считал, что машина плохо себя ведёт, он просто не верил, что её поведение можно улучшить. Характер Хуана-Пабло не вписывался ни в требовавший полной самоотдачи «Уильямс», ни в корпоративный «Макларен», но именно характер делал Монтойю тем, кем он был. А стоило ему прислушаться к советам других и начать ломать себя, как пропадали страсть и задор, за которыми постепенно терялись отвага и скорость.

В «Королевских гонках» он был инородным телом.

Правда, в NASCAR Монтойе тоже не удалось добиться настоящих высот. Он так и не одержал победу на овале, хотя несколько раз был близок к тому. В Америке про него писали следующее: «Он атакует так, словно каждый круг последний. Его ждёт успех, когда он научится распределять силы». Но распределять силы Монтойе скучно — он жаждет скорости и постоянной борьбы.

В минувший уик-энд Хуан-Пабло с победы начал очередной сезон IndyCar Series, и впервые за долгое время возглавляет общий зачёт. В сентябре Монтойе исполнится 40 лет, у них с Конни трое детей, которые часто приезжают к папе на гонки. Сейчас он уже совсем другой человек, по сравнению с колумбийским новичком 14-летней давности. Возможно, это его последний шанс стать чемпионом какой-либо значимой серии, но важнее другое — страсть и скорость вернулись, и он снова получает от гонок удовольствие.

Следующая цитата

В конце прошлого года Хуан-Пабло Монтойя вынужден был завершить активную карьеру в американских гоночных сериях, когда в Team Penske отказались от его услуг, хотя в 2017-м он вновь выступит за эту команду в классической гонке Indy 500, которую выигрывал уже дважды. 41-летний колумбиец по-прежнему в отличной форме, что он и подтвердил в конце января, став победителем Гонки Чемпионов в Майами. Об уходе из Формулы 1 в 2006 году он не жалеет, но продолжает за ней следить и в интервью официальному сайту чемпионата поделился своими воспоминаниями, назвав лучших, по его мнению, гонщиков последних лет.

Вопрос: Какую историю, произошедшую с вами за годы выступления в Формуле 1, вы назвали бы самой невероятной?
Хуан-Пабло Монтойя: В день, когда я одержал свою первую победу, а это было в Монце, я разбил мой личный автомобиль по дороге на трассу!

Вопрос: Утром перед Гран При Италии 2001 года?
Хуан-Пабло Монтойя: Да!

Вопрос: Что же произошло?
Хуан-Пабло Монтойя: Я подъехал к круговой развязке, передо мной остановилась ещё какая-то машина, дорога была свободна, а единственный приближавшийся автомобиль был ещё очень далеко. Тот парень, что был передо мной, уже тронулся с места, но потом вдруг остановился, и я врезался в него сзади.

У меня даже документов на машину не было, вообще ничего, и я ему сказал: «Послушай, я еду на гонку…» А я уже был в униформе Williams, и мне пришлось дать ему телефон людей из BMW, после чего я приехал на трассу на разбитой машине! (смеётся) Это совершенно правдивая история!

Вопрос: Какую из ваших семи побед вы считаете лучшей?
Хуан-Пабло Монтойя: Конечно, мне дороже всего победа в Монако. Я всегда мечтал о том, чтобы выиграть этот Гран При.

Вопрос: Кто из гонщиков был самым трудным соперником, в борьбе с которым приходилось выкладываться на все 100%?
Хуан-Пабло Монтойя: Думаю, все гонщики Формулы 1 – сложные соперники. Я многому научился, когда моим напарником был Ральф Шумахер, он по-настоящему быстрый. Но при этом я считаю, что у многих гонщиков нестойкая психика, и их можно вывести из равновесия без особых усилий. И то, что происходит в современной Формуле 1, было в чемпионате всегда.

Когда всё складывается, как надо, они очень сильны. Посмотрите на Льюиса Хэмилтона: когда он побеждает, одолеть его очень сложно. Но если только что-то идёт не так, он тут же срывается. И если бы сейчас в Формуле 1 машины разных команд были бы примерно равны по скорости, победы в гонках доставались бы разным пилотам.

Вопрос: Не хотите ли вы сказать, что и у Михаэля Шумахера тоже была нестойкая психика?
Хуан-Пабло Монтойя: Нет, он был один из немногих, кто отличался хорошей психологической подготовкой. У него были свои слабости, но вообще-то он был силён. Ральфа тоже было крайне сложно одолеть, но если выбрать момент, то и на его психику можно было подействовать. У нас у всех есть свои слабости, надо только их обнаружить.

Вопрос: Расскажите о каких-то интересных эпизодах вашего соперничества с Михаэлем Шумахером? Например, в первый же год в Формуле 1 вам удался прекрасный обгон в Интерлагосе – вы помните его?
Хуан-Пабло Монтойя: Вообще-то, детали я уже не помню, но обгон был хороший, всё получилось удачно, и по ТВ он смотрится отлично. Было весело, у Williams тогда была отличная машина, а в BMW построили очень мощный двигатель. Мы приблизились к зоне торможения перед первым поворотом, и я знал, что Михаэль, в тот момент лидировавший, будет тормозить рано.

Когда мы ехали по прямой, я постепенно догонял его Ferrari и думал: «Ну, пожалуйста, затормози пораньше!» И он сделал именно это.

Вопрос: Вы когда-нибудь жалели, что ушли из Формулы 1 слишком рано?
Хуан-Пабло Монтойя: Нет, я ни минуты не жалел о своём решении. Конечно, было бы неплохо в том 2006 году довести сезон до конца, ведь команда только-только перешла на новую подвеску, которую довольно долго разрабатывали… Но как получилось, так и получилось, что теперь об этом говорить. Однако никаких сожалений не было.

Вопрос: Кто из гонщиков современной Формулы 1 производит на вас наибольшее впечатление?
Хуан-Пабло Монтойя: Я бы сказал, Себастьян Феттель – он один из всесторонне подготовленных гонщиков. То же самое можно сказать о Фернандо, с которым мне довелось бороться на трассе. По-моему, эти два гонщика – лучшие в чемпионате. Льюис тоже отлично выступает, но у него самая лучшая машина. Гонщика, который пилотирует такую машину, легко назвать лучшим. Но ещё неизвестно, как бы он справлялся с делом, окажись он за рулём машины похуже.

Но Фернандо и Себастьяну, по-моему, удаётся преодолевать подобные проблемы.

Вопрос: В своё время вы прославились тем, что открыто говорили всё, что считали нужным. Похоже, что Макс Ферстаппен действует точно так же – что вы о нём думаете?
Хуан-Пабло Монтойя: Макс очень хорош, о нём все говорят, потому что он агрессивно борется на трассе, умеет обгонять, хотя иногда бывает слишком агрессивным и допускает ошибки. Но он привлекает общее внимание, а это хорошо для спорта.

Вопрос: На кого бы вы сделали ставку в этом году?
Хуан-Пабло Монтойя: Пожалуй, Mercedes должна быть в лидерах. Хотя было бы интересно, если бы в гонках побеждали представители Ferrari или Red Bull Racing. А ещё я бы обрадовался победам Williams. У McLaren есть всё необходимое, чтобы прогрессировать. Я не уверен, что они смогут выигрывать гонки в этом году, но мне было бы приятно видеть, что они на равных борются с Ferrari и Red Bull.

Читайте также: