Хуан луис вивес путеводитель к премудрости цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Разве ласточки, которые с наступлением весны исследуют все уголки наших домов, с тем чтобы из тысячи местечек выбрать наиболее удобные для гнезда, делают это без всякого расчета, наугад? И разве могли бы птицы выбирать для своих замечательных по устройству гнезд скорее квадратную форму, чем круглую, предпочтительно тупой угол, а не прямой, если бы они не знали преимущества этого? Разве, смешивая глину с водой, они не понимают, что из твердого материала легче лепить, если он увлажнен? Разве, устилая свои гнезда мохом или пухом, не учитывают они того, что нежным тельцам птенцов так будет мягче и удобнее.
Все сказанное мною должно подтвердить сходство в положении всех живых существ, включая в их число человека. Человек не выше и не ниже других: все, что существует в подлунном мире, как утверждает мудрец[67], подчинено одному и тому же закону и имеет одинаковую судьбу…
Надо заставить человека признать этот порядок и подчиниться ему. Он не боится, жалкий, ставить себя выше его, между тем как в действительности он связан и подчинен тем же обязательствам, что и другие создания его рода; он не имеет никаких подлинных и существенных преимуществ или прерогатив. Те преимущества, которые он из самомнения произвольно приписывает себе, просто не существуют; и если он один из всех животных наделен свободой воображения и той ненормальностью умственных способностей, в силу которой он видит и то, что есть, и то, чего нет, и то, что он хочет, истинное и ложное вперемешку, то надо признать, что это преимущество достается ему дорогой ценой и что ему нечего им хвалиться, ибо отсюда ведет свое происхождение главный источник угнетающих его зол: пороки, болезни, нерешительность, смятение и отчаяние.
Итак, возвращаясь к прерванной нити изложения, я утверждаю, что нет никаких оснований считать, будто те действия, которые мы совершаем по своему выбору и умению, животные делают по естественной склонности и по принуждению. На основании сходства действий мы должны заключить о сходстве способностей и признать, что животные обладают таким же разумом, что и мы, действуя одинаковым с нами образом…
Мишель Монтень. Опыты в трех книгах. Книги первая и вторая. 2-е изд. М., 1979. С. 209–210, 233–234, 376–379, 390, 392, 394–395, 398.
Пер. первой книги А. С. Бобовича. Пер. второй книги и комм. А. С. Бобовича и Ф. А. Коган-БернштейнХуан Луис Вивес
Хуан Луис Вивес (1492–1540) – крупнейший испанский гуманист и философ. Родился он в Валенсии, но с 17 лет жил вне Испании. В 1509–1512 гг. учился в Парижском университете, однако схоластическое преподавание оттолкнуло его, и он, оставив Париж, отправился во Фландрию. Позже против схоластов Сорбонны написал книгу «Против псевдодиалектиков» (1519). Преподавал в университете Лувена, где читал Вергилия и Цицерона, «Естественную историю» Плиния и «Географию» Помпония Мелы. В это время он познакомился и подружился с Эразмом. Постоянным местопребыванием гуманиста стал Брюгге.
В 1523 г. Вивес был приглашен в Англию преподавать гуманитарные науки в Оксфорде (1523–1527). Как испанец, он пользовался покровительством королевы Екатерины Арагонской, посвятил ей трактат «О воспитании христианки» (1523), ставший очень популярным, был приглашен наставником принцессы Марии, для которой написал небольшой учебник основ латинского языка. В 1529 г. он был вынужден уехать из Англии, так как в бракоразводном процессе короля Генриха VIII занял сторону королевы.
Последующая жизнь в Брюгге была посвящена преподаванию и активной творческой деятельности. Были написаны книги: «Об учениях», «О согласии и розни человеческого рода», «О душе и жизни» и др., в которых он развивал мысли об общественной школе, о роли матери в образовании детей; но особенно ценны его психологические наблюдения над ребенком, изучение особенностей его памяти, темперамента, попытки приспособить гуманистические науки к возможностям ребенка. Он обсуждает роль в преподавании родного языка как моста к древним, расширяет понимание знания за счет включения знаний о природе, шире вводит в обучение современную литературу. Педагогические работы Вивеса имели широкое распространение, его «Практика латинского языка» (1539) выдержала за полвека 49 изданий.
«Об учениях» (1531) – главная работа Вивеса. Это огромный труд, представляющий собой размышления автора о культуре, ее роли, развитии, причинах упадка и возрождении. Приводимые ниже фрагменты первой части работы, известной под названием «О причинах упадка искусств», интересны отношением гуманиста к древней культуре, которую он воспринимает с достаточной долей критики, а также указанием на нетворческое отношение людей его эпохи к знаниям, на скованность мысли тем или иным авторитетом. Вивес против того, чтобы отдавать «себя и свой разум как в рабство определенной школе», он за творческое восприятие знаний, за развитие науки.
Следующая цитата
Ну а пока зимние каникулы и у деток, и у педагогов, хотелось бы поведать ещё об одном вдохновителе - испанском педагоге-гуманисте Хуан Луисе Вивесе. Он родился 6 марта 1492 года в Валенсии. Многие его близкие родственники подверглись инквизиции: отец сожжен, а мать получила этот же приговор посмертно. Не удивительно, что Хуан рано покинул родину. Он учился в Парижском университете (1509-1512), преподавал в Англии и Фландрии. По рекомендации Томаса Мора заведовал кафедрой в Оксфорде (1522). Занимал кафедру в Лувенском университете, где подружился с Эразмом Роттердамским. В конце жизни жил в Брюгге, где и скончался 6 мая 1540 года.
Хуан Луис Вивес написал приблизительно 60 работ на латыни. За интерес к педагогическим проблемам современники называли его «вторым Квинтилианом». Педагогические идеи Вивеса исходят из представления о природе как образце для воспитания и источнике всех знаний. В основе познания, считал он, лежат чувственное познание человеком окружающего мира, наблюдение и эксперимент. Тем самым он выступил против схоластического учения и был в этом отношении предтечей Ф. Бэкона с его опытным методом.
«Об учениях» (1531) — главная работа Вивеса. Это объемный труд, представляющий собой размышления автора о культуре и просвещении, их роли в развитии общества и совершенствовании человека. Основную его часть составляет трактат «О причинах упадка искусств» и содержит подробный разбор современной Вивесу учебной литературы и источников.
В работе «О душе и жизни» (1538) Вивес, по существу, заложил начальные основания психологии. В ней нашли отражение основы научного понимания эмоций, памяти и языка. Подробно рассмотрел он вопрос об ассоциации идей, о природе памяти. Среди множества педагогических идей Вивеса, особого внимания достойны трактаты о детском и женском воспитании, размышления о школе взаимного обучения людей разного возраста и пола. Интересны его диалог для обучения латыни.
Вивес предложил программу женского образования, изложенную им в трактате «О воспитании женщин-христианок» (1523), проект создания школ для бедных, план образования слепых. Он обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела. Цель деятельности педагога он видел в передаче ученикам знаний, привитии им умений и навыков, которые потребуются им в практической деятельности.
Вивес разработал учебный план и программу гуманистической школы, из которых он исключил теологию, а центр тяжести перенес с диалектики и философии — наук абстрактных и весьма далеких от практических нужд учащихся, — на науки о природе, математику и историю.
Он первым в педагогике выделил основные периоды обучения. Первый период (7-15 лет) включал изучение классических языков (являвшихся не самоцелью, а «ключом к знаниям»), логики, диалектики и наук о природе (географии, ботаники, зоологии, минералогии). Второй период (15-25 лет) предусматривал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После этого ученик должен был совершенствоваться в избранной им специальности до конца жизни или наступления старческого слабоумия.
Вивес сделал важные дидактические обобщения. Он рекомендовал излагать материал от частного к общему, от простого к сложному; иными словами, он первым в истории выдвинул эти важнейшие правила обучения. Вивес призывал к систематичности и наглядности в изложении материала, требовал его сознательного усвоения учениками.
Хуан Луис Вивес поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Тем самым он выдвинул как важную проблему педагогики отбор содержания обучения; ведь всему научить школьников невозможно, надо призывать производить критический отбор учебного материала.
Он подверг сильной критике средневековые приемы и средства обучения (особенно диспуты) и предлагал новые подходы: непосредственное наблюдение, объяснительное чтение, опрос. Большое значение Вивес придавал созданию благоприятных внешних условий для учебных занятий, включающих тишину и соответствующее питание.
Нравственное воспитание Вивес ставил выше умственного воспитания. Он подчеркивал важность гражданственности, патриотизма, физического и трудового воспитания. В своих трудах он уделял внимание вопросу детского чтения; считал, что родители и педагоги должны не только стимулировать эту важную сторону воспитания, но и контролировать её, не допуская попадания в руки детей книг ненадлежащего содержания. Оказывается, проблема «вредного контента» была актуально уже в XVI веке.
Педагогические идеи Вивеса, этого виднейшего деятеля Северного Возрождения были очень популярны в Европе и оказали большое влияние на Яна Амоса Коменского, Игнатия Лойолу и его теорию иезуитского воспитания. Многие идеи, получившие глубокое обоснование и полноценное раскрытие в работах Коменского, в действительности берут свое начало в трудах Хуана Луиса Вивеса.
Следующая цитата
Вивес Хуан-Луис – легендарный философ из Испании. Занимался профессорской деятельностью в Оксфорде и Лувене. Ему не позволили внедрять свои идеи в Англии, поэтому ученый переехал в Бельгию для дальнейшей работы. Состоял в дружеских отношениях с Э. Роттердамским.
ПсихологияВивес Хуан-Луис – знаменитый персонаж в истории, он внес огромный вклад в психологию и образование. Вивес создал образовательную программу для обучения женщин, которую подробно изложил в трактате «О воспитании женщин-христианок». Ученый убедил многих в необходимости светского воспитания и обучения хорошим манерам. Также, он организовал школу взаимного обучения, в которой люди делились знаниями друг с другом. Преподавал в гуманистической школе. Вивес создал уникальную образовательную программу, в которой выделил три периода обучения: · 7–15 лет (период включал в себя изучение основного языка, природоведческие науки, арифметику и историю). · 15–25 лет (изучение арифметики, музыки, этики и истории). · После 25 лет (ученик совершенствовал свои знания в выбранной профессии). Ученый рьяно критиковал средневековый подход к образованию. Огромную значимость ученый придавал комфорту ученика (полноценное питание, тишина и др.).
ПсихологияХуан-Луис Вивес – известный философ, преподаватель и гуманист. Годы жизни: 1492 – 1540. Из Испании он уехал в раннем возрасте, чтобы начать обучение в Париже, затем занимался педагогической деятельностью в Англии. Состоял в приятельских отношениях с Эразмом Роттердамским и Томасом Мором. Данный исторический персонаж был чтецом у королевы Екатерины Арагонской. Вивес создал примерно 60 научных работ на латинском языке. Знаменитый психолог и философ был противником схоластического учения. Он считал, что люди должны познавать окружающий мир посредством собственных наблюдений и экспериментов. Главным вкладом ученого в психологию стала работа «О душе и жизни». В ней Вивес отобразил свое видение мира и восприятие различных явлений. Современные психологи дали Хуану-Луису прозвище «Второй Квинтилиан».
Следующая цитата
Хуан Луис Вивес (1492-1540гг.) - испанский гуманист, философ и педагог. Один из более заметных представителей Северного Возрождения. Вивес был родом из еврейской семьи. Судьба сложилась таким образом, что все его близкие родственники были казнены по обвинению в криптоиудаизме. Вивес рано покинул родину и уже в 1509 году поступил в Парижский университет воФранции. Далее он жил и преподавал в Англии. За свою жизнь успел побывать профессором университетов Лувена и Оксфорда.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьПередача знаний воспитанникам, прививание умений и навыков – это есть первостепенная задача педагога. Привить воспитанникам то, что пригодится им в практической деятельности. Разработанный Вивесом учебный план и программы дисциплин школы гуманистической направленности подразумевали исключение теологии и более глубокое изучение математики,науки о природе. Гуманнистическая школа согласно Вивесу делилась на два этапа. Первый период обучения (с 7 до 15 лет) предполагал изучение классических языков, которые были призваны стать инструментом для осуществления полного познания, логики, диалектики, географии, ботаники, зоологии, минералогии. Второй период (с 15 до 25 лет) предполагал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После окончания двухэтапной гуманистической школы, ученик должен был достигать совершенства в выбранном пути.
Вивесу принадлежат идеи в области дидактики. Именно он рекомендовал излагать материал поэтапно, постепенно двигаясь от простого к сложному, Вивес впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Говорил о том, что в обучении важна систематичность и наглядность материала, требовал от воспитанников сознательного усвоения материала.Вивесне принимал средневековые методы обучения и призывал педагогов использовать такие методы как непосредственное наблюдение, объяснительное чтение, опрос и др. Говорил о создании благоприятных условий для обучения.
Замечание 2Вивес создал гуманистическую программу женского образования, проект создания муниципальными властями ремесленных школ для бедных, план образования слепых (обучение музыке, чтение им вслух). Вивес обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела. Идеи Вивеса в области педагогики оказали существенное влияние на становление знаменитого педагогаЯ.А.Коменского.
Педагогические идеи
Вивес активно интересовался проблемами педагогики. Написал множество трудов, в которых освящены проблемы воспитания и обучения:
- "О способе занятий с детьми",
- "О воспитании женщины-христианки",
- "Путеводитель к премудрости",
- "О науках",
- "О душе и жизни",
- "Упражнение в латинском языке".
Вивес считал природу как образец для воспитания. Именно на этом строилась его главная педагогическая концепция. Согласно теории Вивеса необходимо учитывать природные склонности детей и искоренять принуждение в воспитательном процессе. Вивес видел основу познания непосредственно в наблюдении и эксперименте. С помощью ощущений мы получаем знания о явлениях, а с помощью разума постигаем саму сущность явлений. Нравственность напрямую зависит от просвещения разума. Вивес был сторонником гуманистической направленности педагогики и подчеркивал необходимость воспитания гражданской позиции и патриотизма. Не последнюю роль отводил физическому и трудовому воспитанию. Вивес считал необходимым контролировать чтение детей, указывал на то, что в детские руки не должны попадать сочинения грубого содержания, дабы не испортить детское сознание.
Читайте также: