Христос солнце правды цитата

Обновлено: 06.11.2024

Святые отцы в Писаниях называют Бога - Солнцем Правды . И это действительно так. Это Солнце, как и материальное, которое освещает землю, светит на всех и добрых и злых, и разумных и глупых одинаково, однако, зрячие (при чистоте ума) люди, способны воспринимать Его Свет, а все иные нет. Почему так происходит? Потому что чрез тусклое и грязное стекло свет не проходит, или проходит очень слабо, нежели чем чрез чистое.

Святой Исаак Сирин плотское состояние человека, по его грехопадению, называет землей на которой произрастают терния и волчцы , т.е. страсти, которые нужно непрерывно выпалывать, чтобы душа смогла восприять в себя духовный Свет - Духа Святого. Так вот, эти самые терния и волчцы помрачают око души - ум и не дают ему ясно видеть (знать) истину, но представляют все в лживом или искаженном виде. Поэтому, чтобы в сердце человеческое смогли проникнуть умные лучи Солнца Правды, необходимо прежде очистить его от скверны пороков и страстей. И тогда может случиться то, что обетовал Господь:

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8) .

Бог есть величайший Умный Свет, который Один только и может просветить истиной своего верного ученика, следующего по узкому, но спасительному пути правды, т.е. Его святых заповедей любви..

Ефрем Сирин (

И возсияет вам боящимся имени Моего солнце правды. Сынам Иудиным, которых осаждали воинства племени Гогова, окружавшие всю землю их, Пророк говорит, что от Господа воссияет им свет спасения. В смысле же таинственном солнцем правды именует Пророк Христа и евангельское учение. Исцеление на языке его. И здесь Пророк говорит также о спасительном Евангелии и о животворных словесах Господа нашего, заключенных в Евангелии.

И изыдете и взыграете якоже тельцы, когда победите жестоких врагов ваших.

Толкование на Екклесиаст 2:11 / Еккл 2:11

Екклесиаст 2 стих 11 — синодальный текст: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!

Лопухин А.П. (1852−1904)

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Надежда Екклезиаста не сбылась. Радости труда не удовлетворили его стремление к счастью. Он увидел, что нет полного счастья (Ithron) на земле.

Толкование на Малахия 4:2 / Мал 4:2

Малахия 4 стих 2 — синодальный текст: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;

Иероним Стридонский (

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

И оглянулся я на все дела мои, какие сделали руки мои, и на труд, каким я трудился, делая. Кто все делает тщательно и с осторожностью, тот может сказать это: «И вот все суета и томление духа. И нет изобилия под солнцем». Все, что есть под солнцем, Он снова, как и в других случаях, признал ничтожным и, по различию стремлений людских, противоречивым. И нет изобилия под солнцем. Христос в солнце положил селение Свое (Пс. 18:5). Следовательно, кто еще не достиг до света, порядка и постоянства солнечных, в том Христос не может ни обитать, ни изобиловать.

Источник: Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Следующая цитата

Окончание третьей речи: 1–3. Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых. 4–6. Илия пророк как Предтеча дня Господня.

( Мал.4:1–3 .) Нечестивые – заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе – будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся.

Мал.4:1 . Ибо вот, при­дет день, пыла­ю­щий как печь; тогда все надмен­ные и по­ступа­ю­щие нечестиво будут как солома, и по­палит их грядущий день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня Господня – т. е. дня суда Божия – они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис 5.24 ), от них не останется ни корня ни ветвей (корень – это они сами, ветви – их дети).

Мал.4:2 . А для вас, бла­го­говеющие пред именем Мо­им, взойдет Солнце правды и исцеле­ние в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитан­ные;

Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис. 45:8, 46:13, 51:5 ). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять.

Мал.4:3 . и будете по­пирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Го­с­по­дь Саваоф.

Попирать ногами нечестивых – это было наградою для ветхозаветных праведников, которые, таким образом, становились орудиями гнева Божия. Ср. Мих 4.13 . Тихомиров, впрочем, объясняет это выражение в том смысле, что грешники будут не страшны для благочестивых.

( Мал.4:4–6 .) Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою.

( Мал.4:4 .) Помните закон Мо­исея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.

Сказавши, какое страшное наказание ожидает нечестивых, пророк указывает средство, при помощи которого можно избегнуть этого наказания. Нужно исполнять закон Моисеев. В этом сказывается все мировоззрение послепленного иудейства, которое всю силу свою полагало именно в соблюдении закона Моисеева. О Хориве, как горе законодательства, Малахия говорит согласно с указанием книги Второзакония ( Втор 4.1–15 ).

Мал.4:5 . Вот, Я по­шлю к вам Илию про­рока пред наступле­нием дня Го­с­по­дня, великого и страшного.

Чтобы привести евреев к послушанию закону, Господь пошлет еще особого увещателя, или вестника, как сказано уже было в 1-м стихе III-й главы. Но кого разумел пророк Малахия под этим увещателем – Илиею-пророком? Иудеи видели здесь предсказание о действительном пришествии, известного из истории Ветхого Завета, пророка Илии, который снова должен явиться на землю и именно к ним, иудеям, пред пришествием Мессии (см. Мф. 17:10–11, 11:14, 16:14 ; Ин 1:21 ). Это верование иудейское отразилось и в переводе рассматриваемого стиха у LXX-ти, которые вместо выражения «Илию пророка» поставили «Илию Фесвитянина», т. е. известного из истории пророка Илию, родом из Фесвы. По толкованию Самого Господа Иисуса Христа и Евангелистов, под Илиею здесь нужно разуметь, прежде всего, Иоанна Предтечу (см. Мф. 17.10–13 ; Лк 1.17 ), т. е., следовательно, Илию в переносом смысле этого слова, пророка в духе и силе Илии. Наконец, по общему, почти, толкованию отцов и учителей Церкви, здесь, кроме указания на Иоанна Предтечу, который был предтечею первого пришествия Христа, есть указание и на действительное пришествие известного пророка Илии, который явится на землю пред вторым пришествием Христовым (Злат., Феодорит и др.). Так как этот «Илия пророк» должен явиться пред «днем Господним великим и страшным», то, очевидно, его следует отождествлять с тем «Ангелом» или вестником, который также явится пред судом Божиим и о котором сказано в 1-м стихе III-й главы, где несомненно речь идет об Иоанне Предтече. Поэтому, с экзегетической точки зрения, нужно признать более правильным то объяснение, какое давалось этому месту в первые времена христианства (кроме Евангелистов к Иоанну Предтече относил это место св. Иустин Философ). Да, здесь пророк имеет в виду пророка в духе и силе Илии, т. е. Иоанна Крестителя, и называет его Илиею в том же смысле, в каком Иеремия называл будущего правителя израильского «Давидом» ( Иер 30.9 ; ср. Иез 34.23 ). И сами отцы и учители Церкви не отвергали такого объяснения. Но, в то же время, нет препятствий принять и то их толкование, по которому здесь может находиться предуказание и на личное появление Илии пред вторым пришествием Христовым. Как и в отношении ко всем мессианским пророчествам, здесь можно приложить тот способ объяснения, по которому почти каждое пророчество может быть изъясняемо в отношении и к ближайшим событиям, и к событиям, которые должны совершиться в конце времен. Сопоставляя же рассматриваемое место с Откр 11.3–13 , отцы Церкви имели еще более оснований к тому, чтобы истолковать пророчество Малахии об Илии-пророке как относящееся не только к Иоанну Предтече, но и к действительному пророку Илии.

Мал.4:6 . И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, при­дя, не по­раз­ил земли про­клятием.

Деятельность пророка, который явится перед пришествием Мессии, будет состоять в обращении сердец отцов к сыновьям и обратно. Здесь всего естественнее видеть намек на разногласия, существовавшие между старым и молодым поколением послепленного иудейства. По-видимому, старое поколение неодобрительно относилось к поступкам молодого (может быть, к заключению браков с язычницами, ср. Мал 2.11 ), и то настаивало на правильности своих воззрений. От этого иудейская община ослабевала в своей силе, и Бог призывает, поэтому, или будет призывать через имеющего прийти пророка, иудеев к примирению между собою.

Пророчество Малахии ( Мал 3:1–8, 17–18 и Мал. 4:5–6 ) читается как паримия на праздники Св. Ионна Предтечи (24 февраля, 25 мая и 29 августа), откуда ясно, что Православная Церковь видит здесь предречение о деятельности Иоанна Предтечи.

Лопухин А.П. (1852−1904)

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные

Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис XLV:8; ХLVI:13; LI:5). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять.

Следующая цитата

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Григорий Нисский (331/5−

И призрех на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити: и се вся суета, и произволение духа, и несть изобилие под солнцем

Ибо вся сила и действенность чувств имеет пределом жизнь под солнцем; преступить этот предел и постигнуть разумением блага превысшие естество чувственное не в состоянии. Посему, обозрев все это и подобное сему, обучает не смотреть в жизни ни на что здешнее, ни на богатство, ни на любочестие, ни на начальство над подчиненными, ни на увеселения, забавы и пиршества, и если что иное признается драгоценным; но видеть, что один конец всему подобному — суета, в которой не обретается напоследок обилия. Ибо как пишущие на воде, хотя производят рукою писмена, начертывая на влаге изображения букв, но ни одно из начертаний не остается в своем виде, старание же написать ограничивается одним действием писания; потому что за пишущею рукою следует всегда поверхность воды, сглаживающая начертанное; так все старание о наслаждении и вся деятельность обнаруживаются в том, что делается это. А с прекращением действия и наслаждение изглаждается, и не сберегается ничего на последующее время, и в усладившихся не остается никакого следа веселия, или остатка в удовольствии прошедшей деятельности. Сие-то означает слово изрекшее: «несть изобилие под солнцем» трудящимся о чем либо таком, чему предел суета. Чуждыми сего да будем и мы по благодати Господа нашего Иисуса Христа! Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Источник: На Книгу Екклесиаста.

Максим Исповедник (580−662)

Бог есть, как написано, Солнце правды и Он просто озаряет всех лучами [Своей] Благости. Душе присуще по свободной воле становиться либо, как боголюбивой, воском, либо, как испытывающей склонность к материи, грязью. Ведь подобно тому, как грязь естественным образом высушивается солнцем, а воск мягчает под лучами его, так и всякая душа, тяготеющая к материи и добровольно подражающая грязи, наказывается Богом, ожесточается и, подобно фараону (Исх. 7:13), толкает себя к погибели. А всякая боголюбивая душа размягчается, как воск, на ней запечатлеваются божественные образы и изображения, и она становится в Духе обиталищем Бога.

Источник: Главы о богословии.

[Возсияет] Солнце правды, и исцеление в крилех Его. <…> А «крылья Солнца правды» суть два Завета, благодаря которым прилетевшее к нам Слово исцеляет рану, нанесенную преступлением [заповеди], и укрепляет [нас] в совершенной добродетели: через Ветхий [Завет] Оно ниспровергает порок, а через Новый утверждает добродетель. Или иначе: «крылья» суть Промысл и Суд [Божий], благодаря которым парящее Слово неведомым образом спускается на сущие, исцеляя логосами Премудрости тех, кто желает [этого], а медлительных в отношении добродетели врачуя способами [сурового] воспитания, — с первых Оно счищает [греховную] скверну плоти, а у вторых лечит язвы души.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.

Следующая цитата

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Дидим Слепец (

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Итак, этот труд следует отвергнуть, ибо он — суета; равным образом, напрасно то, что [сделано руками] большинства людей. К ним же он и себя сопричисляет, поскольку и сам — человек. И сказал, что не слушают того, кто, будучи бедным, обличает богатого, но следует, чтобы тот, кто таковое говорит, изведал все человеческое. Стало быть, тогда учение достигнет своей цели и приведет к добру, когда преподающий его знаком с тем, что отвергает, показывая, что сам пользуется этим правильно.

…Мы можем сказать, что тот, кого освещает Солнце правды, не под Ним, но в Нем пребывает. Ибо сказано: Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:43), но не «под солнцем». Если же кто-либо, называющий себя христианином и просвещенным истинным светом, Солнцем правды, творит дела человеческие и усердствует в них, каковы ныне многие из нас, — тот под солнцем. Тот, кто в этом смысле под солнцем, ничего замечательного не добивается: если и тысячи примеров выскажет из Писаний, но по ним не поступает, ничего не добьется.

Источник: Комментарии на Екклесиаста.

Беда Достопочтенный (672−735)

И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем

Люди напитывают свои сердца в роскоши и в соответствии с этим наставлением Екклесиаста не возбраняют сердцу, чтобы удовлетворялось каждое желание его и радовалось оно в трудах их, и называют это своей долей, поскольку сами пользуются плодами трудов своих, никак — ни пищей, ни добрым словом — не поддерживая нищего.

Источник: На Послание Иакова.

Читайте также: