Хочет ли катерина избежать трагического выхода из положения возможен ли это подтвердите цитатами
Обновлено: 22.12.2024
«Гроза» в творчестве Александра Островского стала одним из первых произведений эпохи, которое раскрывало не только уже известные проблемы в виде противостояния добра и зла, но и поднимало вопрос об актуальности общепринятых норм и правил. Так, именно главная героиня здесь — символ нового, настоящего и будущего. Однако является ли само самоубийство Екатерины протестом против «темного царства»?
Я считаю, что самоубийство действительно представляет собой яркий протест борьбы против общества, которое сильно устарело в собственных взглядах. Мир в пьесе делится на чистый и искренний — Катерина, лицемерный — Кабаниха, Дикой и Тихон. Самоубийство и символ нового — главная героиня — объединяются как бы одно целое, заставляя общество меняться.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Катерина — центральный персонаж — выросла в любящей семье. Родители много позволяли девушке, что позволяло ей заниматься любимыми делами. После замужества девушка переезжает в дом супруга, где также становится хозяйкой. Тем не менее, она так и не смогла почувствовать себя любимой в новой семье, ведь Тихон оказался слабовольным и во многом бесхарактерным человеком, полностью подчиняющимся воле матери. Уже на этом этапе Катерина предстаёт пред читателем как «луч света в темном царстве».
Самоубийство действительно стало протестом в пьесе Александра Островского «Гроза», что доказывает последняя сцена. Тихон и Варенька — единственные, кто жалеют Катерину, а ее муж даже не побоялся впервые возразить матери. Это протест не только для героев произведения, но и общества, которому пришло время перестать заключать браки только ради выгоды и прислушиваться к мнению «авторитетных» личностей.
Следующая цитата
Я считаю, что самоубийство Катерины — не столько побег от деспотизма свекрови и способ избежать позора, косых взглядов горожан, сколько спонтанное решение, выход, который Катерина неожиданно открыла для себя. Это видно из ее монолога: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!. . что в могилу! В могиле лучше.. . А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то? Что поют? Не разберешь.. . Умереть бы теперь.. . Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама.. . а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться.. . Руки крест-накрест складывают.. . в гробу! Да, так.. . я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно.. . Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай! »
Из монолога видно, что и мысль о побеге возникает, но отметается как неудачная. А будущая жизнь в доме Кабановых видится бессмысленной, лишенной радости. Муж, хоть и жалеет ее, не может защитить от нападок матери; Борис не смог (или не захотел) забрать Катерину с собой. Возможно, если бы у героини были дети, она не приняла бы такого страшного решения. Но тогда, наверное, и не случилось бы измены. «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это. »
Но, с другой стороны, с самого начала в разговоре с Варварой в речи Катерины появляются мысли о смерти. Возможно, Катерина покончила бы жизнь самоубийством, даже если бы и не случилось измены. Сама жизнь в доме свекрови была тягостной. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! »
Она не думает о том, что смерть — это тоже грех, возможно, даже более тяжкий, чем измена. После признания в измене положение в доме становится еще более тягостным, настолько, что и смерти Катерина уже не боится. Смерть ей представляется избавлением от ее беспросветной жизни: «В могиле лучше.. . Под деревцом могилушка.. . как хорошо!. . Солнышко ее греет, дождичком ее мочит.. . весной на ней травка вырастет, мягкая такая.. . птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие. всякие.. . Так тихо! Так хорошо. »
Следующая цитата
Александр Николаевич Островский – талантливый русский драматург. Самым известным его произведением является пьеса «Гроза». Свою работу над ней Островский начал летом 1859г. Сюжет произведения был основан на личной драме писателя.
Главной героиней «Грозы» является молодая женщина Катерина, покончившая жизнь самоубийством. Был ли у неё иной выход из тяжелой жизненной ситуации? Я думаю, нет. Катерина росла и воспитывалась в религиозной семье, её рано выдали замуж. Женщина очень любила церковь и Бога, поэтому такой грех, как измена, она не могла бы себе простить.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Можно предположить, что Катерина могла бы развестись с мужем, и жить с Борисом. Но, как известно, раньше браки заключались перед Богом. Женщина не смогла бы стерпеть моральные унижения со стороны общества после развода. Уйти в монастырь тоже не представлялось возможным, ведь в него не принимают замужних женщин.
Второй путь – уехать с Борисом. Катарина мечтала возможной свободной и честной жизни с любимым человеком. Вот только Борис оказался совсем не тем, кого она себе представляла. Он так же, как и другие жители Калинова, прибегает к лицемерию, чтобы получить наследство. Этим поступком Борис рушит все надежды Катерины и предаёт её.
Таким образом, у женщины не было иного выхода. Только самоубийством она могла искупить свои грехи перед Богом.
Следующая цитата
Одна из самых известных драм Н. Островского «Гроза», многократно поставленная на сцене, экранизированная, появилась в 1859 году. И персонажи, и условный город Калинов, и даже образ Волги, — всё это отражение личных впечатлений «писателя Замоскворечья», который незадолго до создания драмы отправился в путешествие по Поволжью. Этим объясняется живописность пейзажей, детальное описание самого города, впрочем, нарочито «безликого», условного, что подчёркивает повсеместность изображаемого в драме быта.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
В отличие от «москвитянских» традиций, в «Грозе» изображена патриархальная семья — но совершенно иначе. Здесь традиционный уклад жизни не имеет положительных сторон. Здесь царствуют жестокосердие, раболепное подчинение старшим — в первую очередь Кабанихе, которая «…нищих оделяет, а домашних заела совсем». Здесь нет места свободе, любви.
Впрочем, есть способ получить её: лгать и грешить. Главное, чтобы всё было «шито-крыто» — именно этому учит молоденькая Варвара свою более взрослую невестку Катерину. «Лучику света», как позже назовёт эту героиню критик Н. Добролюбов, выросшей в атмосфере благочестия, свободы, добропорядочности, претит такая жизнь. Когда она понимает, что испытывает нежные чувства не к своему супругу Тихону (его говорящее имя ярко описывает раболепное отношение героя к матери-Кабанихе), а к приезжему Борису, она приходит в ужас.
Не в её правилах ходить на тайные свидания, когда муж уезжает из дома! Именно поэтому она ищет спасения в религии — долго молится у образов и искренне не хочет впадать во грех. Однако под гнётом нравов, окружающих её (Варвара, например, не гнушается тайно видеться со своим возлюбленным, пока мать об этом не прознала, как и другие горожане), она сдаётся.
Но жизнь в постоянном страхе, искреннее раскаяние, сожаление о невозможности быть свободной и счастливой мешают Катерине. В этом и заключается конфликт: укладу и нравам «тёмного царства» она противопоставляет собственную честь, добронравие, желание быть свободной.
Это приводит к неосознанному, но яркому вызову, который она бросает всему калиновскому обществу, когда искренне, прилюдно признаётся мужу в измене. Невозможность жить вдали от любимого человека, терпеть гнёт свекрови Кабанихи, Катерина бросается в воды Волги, чтобы избавить себя от страданий.
Но мог бы быть у драмы иной финал, более счастливый? Катерина могла бы поддаться влиянию общества, продолжать тайные встречи с Борисом, как, впрочем, вполне было принято в провинции (более того, это отражалось не только в русской, но и в зарубежной литературе — в частности, подобный образ жизни ведёт госпожа Бовари из романа Г. Флобера) и даже в столице Империи.
Её искренность, нравственная чистота, раскаяние в собственном грехопадении не позволили ей жить дальше. Из двух зол выбирают меньшее — зло, которое, по мнению Катерины, совершила она — и общество с ней — гораздо больше, чем самый страшный христианский грех — самоубийство. Недаром Кулигин, вынесший на берег её тело, роняет фразу: «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Можно однозначно ответить, что сам образ главной героини драмы «Гроза» совершенно противоречит мысли о возможности Катерины вступить в «тёмное царство», стать его звеном. Это искренний, чистый, светлый персонаж, образ которого не омрачил даже выбранный исход жизни. Неосознанный протест позволил пробудить искренность и в других персонажах: молчаливый и послушный, Тихон, несмотря на угрозу материнского проклятия, обвиняет мать в гибели Катерины («Маменька, вы её погубили!»), бросается к погибшей супруге, которую он искренно любил, и скорбит о потере и плачет, что ему придётся «жить да мучиться».
Трагичный, печальный, греховный исход — единственный выход Катерины, единственная возможность стать свободной. Впрочем, именно её поступок стал своего рода толчком к изменению патриархального «тёмного» уклада провинциальной жизни.
Читайте также: