Хатха йога прадипика цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Приведенные ниже слова о йоге проливают свет на это многогранное понятие, делая его еще более понятным и осознанным.

(Высказывание о йоге из Хатха Йога Прадипики)

Грехи и заслуги отвергни ты разом:
Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.

Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,
Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.

Когда к заблужденьям не будешь причастен,
Ты станешь, от них отрешенный, бесстрастен

К тому, что услышишь, к тому, что услышал:
Из дебрей ты шел и к простору ты вышел.

Как только твой разум отвергнет писанье,
Ты к йоге придешь, утвердясь в Созерцанье
Сын Кунти спросил: «Есть ли признак, примета
У тех, кто достиг Созерцанья и Света?

Какие поступки, слова и дороги
У мудрого, светлой достигшего йоги?»

Ответствовал Кришна, мудрец богородный:
«Когда человек, от желаний свободный,

Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье,
Не ведает гнева, и страха, и страсти,

И если, как лапы свои черепаха,
Вбирает он чувства свои, чтоб от праха

(Высказывание о йоге Т.К.В. Дешикачара)

(Слова о йоге из Гхеранда Самхиты)

Индивидуальный рост – это наша обязанность, и йога способствует развитию каждой личности. Когда ваше тело, ум и душа наполнены здоровьем и гармонией Вы приносите здоровье гармонию каждому, кто находится рядом с Вами, и всему миру в целом.

Йога – это древнее искусство, основанное на чрезвычайно тонкой науке о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает. Главная цель йоги – вернуть ум к простоте и покою и избавить его от суетливости и беспокойства. Покой же дается практикой асан и пранаямы .

(Высказывание о йоге Б.К.С. Айенгара)

Следующая цитата

хатха-йога прадипика

Одним из заслуживающих доверия источников по хатха-йоге, наряду с « Йога сутрами » Патанджали, является труд выдающегося йогина Сватмарамы, написанный ориентировочно в пятнадцатом веке нашей эры, который носит название «Хатха-йога Прадипика».

«Хатха-йога Прадипика» является настольной книгой практически любого современного практика йоги, который стремиться постичь истинный смысл и глубинную цель великой дисциплины – Йоги.

В тексте освещён ряд вопросов, касающихся физических, ментальных и духовных сложностей, с которыми сталкивается и простой человек, не практикующий дисциплину йоги, и, в особенности, последователь йогического пути обретения осознанности и просветления.

Особенность «Хатха-йога Прадипики» по отношению к текстам буддизма, джайнизма и раджа-йоги Патанджали является отсутствие первостепенной важности ямы и ниямы (свода нравственных установок и самоограничений). В данном труде акцент выставлен в первую очередь на очищении при помощи шаткармы, после чего начинается практика асан и пранаямы.

«Хатха-йога Прадипика» доносит до читателя мысль о том, что напрямую управлять поведением своего ума, т.е. выполнять весь свод ямы и ниямы – это задача, которая требует неимоверных усилий и для большинства современных людей является невыполнимой задачей.

Гораздо проще, безопаснее и эффективнее начинать с самоконтроля и ограничений, касающихся физического тела.

В наше время часто случается так, что человек, который не может высидеть в падмасане даже пятнадцати минут, стремиться напрямую применить техники работы с умом. Крайним результатом таких рьяных усилий может быть расщепление ума, когда одна его часть пытается получить контроль над другой. Но на самом деле не существует никаких двух умов! Созданный такой практикой шаблон враждебности по отношению к самому себе может реализоваться в виде различного рода телесных и психических недугов.

Сватмарама, обладая огромным опытом личной практики и понимая это, в «Хатха-йога Прадипике» показал несколько иной путь к достижению состояния йоги – самадхи, который оказался очень «рабочим» для большинства современных последователей йоги.

Если подход раджа-йоги заключается в управлении умом с последующим управлением праны (жизненной силы), то хатха-йога даёт технологическую возможность научиться управлять потоком жизненной силы, что естественным образом приводит к получению навыка контроля собственного ума, так как прана и ум – это нераздельная пара, которая не может существовать изолированно друг от друга.

Дисциплина тела – дисциплина чувств – дисциплина ума – осознание света собственной души – осознание тождественности собственной души и Абсолюта – такова цепь этапов, по которым проходит практик йоги, опирающийся на знание, изложенное в «Хатха-йога Прадипике»

Наиболее распространёнными вариантами данного классического йоговского трактата являются книги «Хатха-йога Прадипика» с комментариями ведущих наставников Бихарской школы йоги (Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати) в переводе на русский язык А. Липатова и М. Свечникова

хатха йога прадипика

Следующая цитата

Чужой компьютер

Йога Айенгара в Калуге

Йога Айенгара в Калуге

вернуться к странице

Йога Айенгара в Калуге

Йога Айенгара в Калуге запись закреплена
Студия йоги Айенгара Ольги Ильинской

"Хатха-йога Прадипика гласит, что чувства управляются умом, ум, в свою очередь - дыханием, а дыхание - нервами. Наши чувства докладывают
уму об обстановке в окружающем мире, но порой чувства берут контроль даже над умом, а потому мы должны быть осторожны. Йог учится управлять своим умом для контроля над эмоциями, а дыхание он использует, чтобы контролировать ум" .

Структура текста «Хатха-йога Прадипика»

Данные варианты перевода «Хатха-йога Прадипики» состоят из 4-х глав.

1. Первая глава «Хатха-йога Прадипики»


называется «Асана» и состоит из 67 шлок, которые рассказывают о:

2. Вторая глава «Хатха-йога Прадипики»


носит название «Шаткарма и пранаяма» и содержит 78 шлок, описывающих:

3. Третья глава «Хатха-йога Прадипики»


под названием «Мудра и бандха» содержит 130 шлок, в которых повествует о:

4. Четвёртая глава «Хатха-йога Прадипики»


называется «Самадхи», которую составляют 114 шлок, рассказывающих о:

Следующая цитата

Чужой компьютер

Вячеслав Братцев

Вячеслав Братцев

перейти к странице

Вячеслав Братцев

Вячеслав Братцев запись закреплена

"Хатха-йога Прадипика гласит, что чувства управляются умом, ум, в свою очередь - дыханием, а дыхание - нервами. Наши чувства докладывают
уму об обстановке в окружающем мире, но порой чувства берут контроль даже над умом, а потому мы должны быть осторожны. Йог учится управлять своим умом для контроля над эмоциями, а дыхание он использует, чтобы контролировать ум" .

Читайте также: