Характеристика василия шибанова из баллады с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «А.К.Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Почему «Василий Шибанов»?
Цели урока 1. Образовательная - узнать об эпохе правления Ивана Грозного, изучить содержание баллады «Василий Шибанов», проанализировать произведение А.К. Толстого, выяснить, почему она называется «Василий Шибанов».
2. Развивающая - продолжить работу над умением анализировать текст;
продолжить формировать умение анализировать события, делать выводы; структурировать различные виды информации.
3. Воспитательная- продолжить воспитывать чувство уважения, интереса к истории и литературе своей страны. Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям.
Формируемые УУД:
Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предметам. Уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения проблемных задач.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, его цели и задачи, научить планировать свою учебную деятельность, осуществлять самооценку и коррекцию знаний, а также контроль.
Коммуникативные: продолжить формировать умение слушать других, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, формулировать и аргументировать собственные суждения.
Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из различных источников, осуществлять сравнение, формулировать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с балладой 40-х гг. XIX века; показать на важность значения исторических процессов; показать особенности баллады и ее связь с историей; сделать увлекательным изучение истории, баллады А.К. Толстого.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение работать с информацией (анализировать и обобщать факты, сравнивать).
Личностные: развитие системы ценностной ориентации учащихся: самоопределение (сформированность внутренней позиции), развитие интеллектуальных способностей в процессе решения проблемных задач.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное обучение
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Организационный этап
Актуализация знаний.
Учитель литературы.
- На предыдущем уроке мы ознакомились с жизнь А.К. Толстого, расширили свои знания о балладе как жанре литературы. Давайте проверим, как вы усвоили материал
Биография А.К. Толстого (фронтальный опрос)
Вопросы по биографии А.К.Толстого (проверка дом. задания)
Когда, где родился А.К.Толстой?
Кто из родственников оказал большое влияние на воспитание и развитие мальчика?
Какое литературное произведение Перовский написал для племянника?
Кто познакомил А.К.Толстого с будущим царем Александром II ?
Как называлось первое произведение А.К.Толстого, когда оно было издано?
В каких литературных жанрах раскрылся интерес А.К.Толстого к истории?
Где провел последние годы жизни писатель? В каком году его не стало?
Баллада
а) выбрать из нескольких определений правильное
один из жанров лирико-эпической поэзии, стихотворение с остро-драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай
жанр лирики, представляющий собой торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою
крупное или среднее по объему многочастное стихотворное произведение лирико-эпического характера, принадлежащее определенному автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т.п.
жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале содержится краткое нравоучительное заключение- так называемая мораль.
б) выбрать признаки баллады
события излагаются в хронологической последовательности
герои- чаще животные
действие состоит из одной сюжетной линии
непосредственное обращение к тому, кого восхваляют
сюжет отличается остротой и напряженностью (драматизмом)
имеет две части: основное повествование и мораль
сочетаются реальные и фантастические элементы
стихотворный размер- четырехстопный ямб
герои баллады раскрываются не во внешнем описании, а через поступки
характер героя раскрывается в безвыходном положении, в борьбе, обрекающее его на гибель
стихотворение, проникнутое грустью
в текст вводятся диалоги, которые призваны усилить драматизм
общечеловеческий характер событий осмысливается через судьбу отдельных людей.
Взаимопроверка (1-2 ошибки- 4; 3-4 ошибки- 3; больше 4- 2). (ответы на доске)
- Итак, дайте определение жанра баллады и назовите ее признаки.
- Давайте вспомним значения устаревших слов, они нам сегодня пригодятся в работе
Термины, устаревшие слова («ромашка»)
Дороден- крупного, плотного телосложения, полный
Авось- может быть
Дерзновенные (слова)- вызывающе смелый, отважный.
Опальный- находящийся в опале, немилости
Грамота- устар. Письмо, послание
Еси- 2 л. наст. вр. ед. ч. от быть, вышедшее из употребления
Мнишись- думаешь, считаешь, полагаешь
Возмездие- отплата, кара, наказание за какой-нибудь поступок
Заплечный мастер- палач
Укоризна- то же, что укор (упрек, порицание)
Стремянный- конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью.
Учитель литературы.
- Мы сформулировали первую часть нашей темы. (Озвучить)
Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока
Учитель истории. Беседа с классом
– Кто изображен на портрете? (Иван Грозный)
- Как выдумаете, почему мы обратились к этому портрету? (события баллады происходят во времена Грозного)
- В каком произведении вы уже сталкивались с образом царя Ивана Грозного? Кто автор?
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- Перечислите главных героев произведения М.Ю. Лермонтова (записано на развороте доски)
- Обратите внимание, что имена главных героев вынесены в заглавие.
Мы поняли, что одним из героев баллады А.К. Толстого является царь Иван Грозный. Но почему его имени нет в заглавии произведения? Почему оно называется «Василий Шибанов»? Кто этот человек? Вот мы сформулировали вторую часть нашей темы. Запишем ее.
Постановка цели и задач урока.
Учитель литературы
- Исходя из темы, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока:
Узнать об эпохе правления Ивана Грозного
Изучить содержание баллады «Василий Шибанов»
Проанализировать произведение А.К. Толстого
Выяснить, почему оно называется «Василий Шибанов»
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель истории. 1. Рассказ об эпохе Ивана Грозного.
Имя царя Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного.
Царь Иван Васильевич Грозный родился в 1530 году, стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, став, таким образом первым русским царем.
Перед царем стояла важная задача. В стране накануне его правления закончился процесс собирания русских земель. Образовалась огромная держава — одно из самых крупных государств в Европе. Но необходимо было укрепить государство, принять меры по централизации власти, прекратить боярские распри и произвол, наладить хозяйственную жизнь
Уже через 2 года вокруг Иван сложился круг его друзей и единомышленников, которые разрабатывают реформы, необходимые в стране. Этот круг друзей получил название Избранная Рада. В Раду вошли наиболее прогрессивные люди своего времени — Алексей Адашев, Андрей Курбский (обратите внимание на это имя) , протопоп Сильвестр, митрополит Макарий и другие. По инициативе Рады в стране начинаются реформы. В 1550 году создается стрелецкое войско , что существенно повышает обороноспособность страны, составляется Судебник , который упорядочивал все имевшиеся в стране законы. В 1555 году Иван принимает «Уложение о службе» , документ, который регламентировал прохождение государственной службы, а также разъяснял правила землевладения. К 1556 году по всей стране была ликвидирована система кормлений, когда местное население содержало за свой счет администрацию. Была создана система приказов. С именем Ивана Грозного связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Иван много сделал для укрепления страны, границы которой значительно расширились.
Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.
В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, это привело к росту подозрительности со стороны царя. Он стал подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить к бегству из Московии.
В 1565 г. царь ввел опричнину: разделил всю страну на 2 части- опричнину и земщину. Земщину он оставил боярам и князьям, опричнина принадлежала Ивану лично. Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии. Пользуясь поддержкой Ивана, они могли поступать, как им вздумается, в отношении земщины. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. Имя Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюты Скуратова) стало нарицательным именем жестокого палача, готового служить своему господину, как пес хозяину.
Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому многие русские города.
Он стал единолично управлять государством, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. Следует сказать, что к концу его правления Русь местами просто обезлюдела, и крестьянам запрещалось покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.
- Давайте запишем основные даты, связанные с царствованием Ивана Грозного
Конец правления Ивана Грозного был печальным: страна была обескровлена, разорена опричниками; к тому же плодились легенды о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. Поэтому личность Ивана Грозного в российской истории очень противоречива.
Одни отмечают положительные стороны его правления: укрепление государства, расширение его границ. Для них Иван умный, образованный, сильный, справедливый политик (гиря на одной чаше весов)
Для других- он жестокий царь, развязавший террор в стране, деспотичный и даже безумный. (гиря на второй чаше весов)
На уроках истории, изучив время Грозного, факты его внутренней и внешней политики, вы сами для себя решите, какой точки зрения придерживаться.
2. Историческая основа баллады
Сегодня на уроке мы рассмотрим один из эпизодов царствования Ивана Грозного.
То, что описано в балладе – известный исторический факт. О нем говорится в «Истории государства Российского» Карамзина: «ночью Курбский тайно вышел из дому, перелез через городскую стену, нашел двух оседланных коней, изготовленных его верным слугою, и благополучно достиг Вольмара, занятого литовцами. Там воевода Сигизмундов принял изгнанника как друга, именем королевским обещая ему знатный сан и богатство. Первым делом Курбского было изъясниться с Иоанном: открыть душу свою, исполненную горести и негодования. В порыве сильных чувств он написал письмо к царю; усердный слуга, единственный товарищ его, взялся доставить оное и сдержал слово: подал запечатанную бумагу самому государю, в Москве, на Красном крыльце, сказав: „От господина моего, твоего изгнанника, князя Андрея Михайловича». Гневный царь ударил его в ногу острым жезлом своим…»
Именно этот эпизод лег в основу исторической баллады А.К. Толстого «Василий Шибанов», с которой мы с вами сейчас ознакомимся
Учитель литературы. 3. Чтение баллады.
- Для удобства работы, предлагаю пронумеровать каждое восьмистишие.
4. Анализ произведения
Беседа с классом
- Перечислите героев баллады, назовите их социальное положение (царь, князь, стремянный. )
- Вспомните заглавие поэмы М.Ю. Лермонтова об эпохе Ивана Грозного. В заглавии указаны основные действующие лица. Почему же у Толстого в заглавие вынесено имя слуги? На этот вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашего рассуждения
Проблемный вопрос: Почему Василий Шибанов (подчеркнуть на доске в теме)
5. Заполнение таблицы по ходу анализа произведения
- Итак, в балладе три героя.
Курбский Андрей Михайлович
-Что мы узнаем о князе Курбском? (Опальный воевода, бежал в Литву от царского гнева)
- Что задумал князь, находясь в Литве? (Написать царю письмо)
- О чем пишет Курбский царю? (11,12 восьмистишие. Он обвиняет Ивана Грозного в уничтожении своих соратников, которые принесли царю славу. Придет час возмездия, и царь будет наказан. Есть Божий суд, ему подвластны все)
- Какими словами описаны чувства, действия Курбского, когда он пишет письмо? (3,4 восьмистишие)
Курбский совершил два важных поступка: бежал в Литву, скрываясь от царского гнева, и написал обличительное гневное письмо.
- Как, по-вашему, автор относится к Курбскому? (3,4 восьмистишие. Он считает его предателем, несмотря на вызов царю. Легко говорить правду, когда ты далеко)
Учитель истории. У историков до сих пор нет однозначной оценки поступка князя Андрея Курбского, который, собственно, и остался в истории только благодаря своему побегу в Литву и переписке с царем Иваном IV Грозным. С одной стороны, князь резко выступал и против опричнины, учрежденной Иваном Грозным, и против деспотии самого царя — об этом его письма, обличающие самодержца. С другой стороны, Курбский переметнулся на сторону врагов — для русских поступок неслыханный, предателей «нет и не было на Русской земле». С одной стороны, писатель, публицист, обличитель, жаждущий лучшего для своего Отечества, с другой — предатель Родины.
Работа с таблицей. Подберите слова, характеризующие данного героя баллады.
- Следующий герой- Иван Грозный
- Каким показал Ивана Грозного Толстой? (мрачным, деспотичным, жестоким).
- Какими словами он его называет? (владыка -13, властелин - 8)
- Симпатизирует ли царь мужественному гонцу? По каким словам вы об этом догадались?
- Почему Иван Грозный все-таки послал Василия Шибанова на муки? (он посланник предателя, изменника)
Работа с таблицей. Подберите слова, характеризующие данного героя баллады.
- Кто такой Василий Шибанов? (Стремянный – довольно высокое положение для слуги. Вероятно, он заслужил доверие князя своей верностью, исполнительностью. Обыкновенный, подчиненный человек, не только на социальной лестнице, но и в прямом смысле – стоящий ниже своего господина (ведь он находится у стремени), слуга, который должен безотлучно находиться рядом со своим хозяином )
- Как автор называет Василия Шибанова в начале баллады? (Васька, раб, слуга)
- Поддерживает ли Василий Шибанов своего господина, князя Курбского? Приведите доказательства из текста (русские- наши- 5, литовцы-враги-1
Предатель Отчизны, 17)
- Как вы думаете, он понимал, какое будущее его ждет, отправляясь к царю с письмом Курбского? (6 восьмистишие)
- Почему же он отправился с этим письмом к царю?
- Остался ли верен Шибанов Курбскому? (да, «он славит своего господина», 16
«прости моего господина», 18)
- Какие качества характера присуще Шибанову? (верность, преданность, спокойствие, смелость, патриотизм)
- Меняется ли отношение автора к Василию Шибанову (товарищ, друг, гонец- Иван Грозный о нем)
- С какими словами умирает Василий Шибанов? О чем это говорит? (18)
- Заканчивается баллада словами: «Так умер Шибанов, стремянный». Какое слово можно употребить вместо слова стремянный в данном предложении? (соратник, воин, дружинник)
Работа с таблицей. Подберите слова, характеризующие данного героя баллады.
Следующая цитата
Андрей Курбский бежал в Литву во время неудачно развернувшейся Ливонской войны, понимая, что ему грозит опала. Князь был противником политики опричнины, проводимой Иваном Грозным. Прячась в стане врага, Курбский вёл активную переписку с царём, не скупясь на нелестные высказывания в адрес Грозного.
Именно это лежит в основе исторической баллады, написанной А. Толстым. В ней автор поднимает проблему верности, бесстрашия, предательства и мужества, наделяя своих героев противоположными характеристиками: так Курбский становится трусом и предателем, а Шибанов – преданным и смелым.
Толстой даёт исчерпывающие, но меткие характеристики Малюте и Грязному («всей опрични кромешная тьма»), Вяземскому («лютый») и любимчику царя Басманову («с змеиной душой», «отверженный Богом»).
Сам царь предстаёт перед читателем жестоким и ироничным человеком: встретив гонца, он, обозлённый из-за того, что предатель решил написать ему письмо, вонзает в ногу Шибанова острый жезл. Он «взирал испытующим оком», мрачно и загадочно, но взгляд его был «исполнен печали». Курбский был очень близок и дорог Ивану Грозному. Предательство князя сильно ранило царя. Они вели долгую и очень эмоциональную переписку, в которой не скупились на обвинения и нелестные фразы. Этот исторический факт тоже находит своё отражение в балладе. Письмо Курбского из произведения сохраняет некоторые фразы из настоящих писем: обвинения в безумии («ответствуй, безумный»), греховности («тонущу в сквернах обильных») и безмерной жестокости. Курбский, зная, что царь очень набожный человек, напоминает ему, что они рано или поздно предстанут перед судьёй и будут раскаиваться во всех своих деяниях. Выслушав письмо, Иван Грозный иронично подмечает: «и много, знать, верных у Курбского слуг, что выдал тебя за бесценок!», после чего велит пытать Василия, чтобы узнать сподвижников предателя.
Верный Шибанов терпит все пытки и до самой смерти не сдаёт своего господина, славя его («он славит свого господина») и молит бога простить Курбского за его предательство:
«Я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!»
И молится за царя («за грозного, боже, царя я молюсь») и «за нашу святую, великую Русь» перед своей смертью. Он не только верный слуга, но и истинный патриот, любящий свою страну и правителя даже несмотря на то, что времена тяжелы, царь несправедлив и жесток, война проиграна, а простой люд страдает.
Не только в предсмертном желании проявляется безграничная верность Шибанова. Ещё в самом начале баллады, когда конь Курбского умирает, стремянный отдаёт князю своего, чтобы тот успел сбежать («скачи, князь, до вражьего стану») и идёт за ним пешком. Позже Василий вызывается отвезти письмо, хотя понимает, что это будет стоить ему жизни, и даже не берёт за это предложенные деньги («тебе здесь нужнее твое серебро»). Он бесстрашен перед ликом царя, стоит перед ним «не бледнея», и стойко выдерживает как его взгляд, так и дальнейшие пытки. Шибанов не строит иллюзий – прекрасно понимает, что Курбский предал его, желая свершить месть, но всё равно остаётся верным ему до конца.
Курбский же не так благороден и верен, как его слуга. Он сбегает в стан врага, спасаясь от гнева царя, и высказывает ему всё, что думает, в письме. Литовцы поражаются тому, что воевода «нам сделался другом!» и осыпают его почестями. Князь «исполнен он желчи и злобы» и стремится скорее высказать Ивану Грозному всё своё недовольство. Он пишет почти без остановки, его перо «местию дышит» и «злыми словами язвит». К самому рассвету письмо, полное яда, готово, но князь слишком труслив для того, чтобы самостоятельно отнести его Грозному. В последний момент Курбский даже сомневается («невольно сомненья на князя нашли»), но появляется Шибанов, и князь, прекрасно понимая, что отправляет слугу на верную смерть, передаёт ему письмо.
Итак, через своих героев А. Толстой передаёт простую мысль: всегда оставаться верным своим близким, своей родине и идеалам. Шибанов мог бы сохранить себе жизнь, если бы сказал то, что от него требовали, но он не хотел становиться предателем и выбрал смерть.
Следующая цитата
А.К.Толстой «Василий Шибанов» 1840-е годы
Цель урока показать определяющее влияние эпохи на судьбу и характер человека на примере баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов»
Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875) Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. Кроме того, для эпохи второй половины XIX века характерен новый подъем интереса к истории России.
Историческая эпоха Самой значительной из ранних баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе — эпохе Ивана Грозного. Эпоха Грозного поразила Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, — отмечал писатель, — книга не раз выпадала у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов, князь Михайло Репнин, князь Серебряный…
Царь Иван Васильевич Грозный Худ. М.В.Васнецов Худ. И.С.Глазунов
Князь Андрей Михайлович Курбский (1528—1583) был выходцем из старинного рода именитых ярославских князей, получивших фамилию от главного села своего удела - Курбы на реке Курбице. По материнской линии приходился родственником царице Анастасии. Своего положения при царском дворе («боярин, советник и воевода») добился исключительно благодаря личным заслугам, оказанным царю воеводской службой и правительственной деятельностью, за которые и был пожалован землей в окрестностях Москвы, а впоследствии (1556г.) и боярским чином.
Какая история рассказана в произведении? Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: бегство А. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова.
Царский гнев В 1560 году прекратила своё существование Избранная Рада, активным участником которой был Курбский. Последовали аресты и казни людей, входивших в Раду. Началась опала, Курбский был отправлен на воеводство в Юрьев. Понимая, какая участь его ждёт, Курбский решил бежать. Побегу Курбского предшествовали секретные переговоры с царём Сигизмундом II. Сигизмунд – Август II
Побег в Литву Пробыв год в Юрьеве, Курбский 30 апреля 1564 года бежал в литовские владения. Причиной спешки было то, что московские друзья тайно предупредили боярина о грозящей ему опасности, что в последствии подтвердил и сам Иван Грозный.
«Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом».
Письмо царю Готовится Курбский царю перечесть Души оскорбленной зазнобы: "Что долго в себе я таю и ношу, То все я пространно к царю напишу, Скажу напрямик, без изгиба, За все его ласки спасибо".
«Послание, полное яду» В послании содержится решительный протест князя против начавшихся в России беззаконных гонений и казней государственных и военных деятелей на пороге опричнины.
Гонец князя Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли: "Князь, служба моя не нужна ли? Вишь, наши меня не догнали!«… … А я передам и за муки Письмо твое в царские руки".
Царь Иван Грозный
«Опрични кромешная тьма»
Гонец от Андрея Курбского
Василий Шибанов перед царем К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: "От Курбского князя Андрея!" … И очи царя загорелися вдруг: "Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!"
Послание Курбского "Царю, прославляему древле от всех, Но тонущу в сквернах обильных! Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счета твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен? Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьею предстану!" Так Курбский писал к Иоанну.
Текст первого послания (май 1564 года) «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным князям предал. В чём провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не сдались ли тебе крепости немецкие. За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы… а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. …казненные тобой, у престола Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу обличая тебя».
Следующая цитата
На сегодняшнем уроке мы также обратимся к исторической эпохе, о которой рассказал в своём произведении поэт XIX века – А.К.Толстой.
2. Знакомство со справочными материалами о новом произведении
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени.
3. Чтение баллады
5. Работа по содержанию
– Какая история рассказана в произведении?
Мнения учащихся: История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.
– Назовите героев произведения.
– Каким показал царя Ивана Грозного А.К.Толстой? найдите слова и выражения, характеризующие этого героя.
Мнения учащихся: Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей. Царь очень подозрителен, в любом высказывании видит тайный смысл.
– Как царь относится к Шибанову?
Мнения учащихся: Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок».
– Подведём итоги нашего обсуждения и работы с текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип правителя писатель ненавидел.
– Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский.)
– Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды.)
– Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси. А ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий человек.)
– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)
– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
Исследуя текст, дети обратят внимание на такие качества характера Шибанова, как преданность, верность своему господину, терпение. Он вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Ученики отметят и стойкость Шибанова: он не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя.
Подводя итог разговору об этом персонаже, следует задать вопрос:
– Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем?
Для учащихся ответ очевиден: да, герой умирает достойно. Но стоит подсказать им: это не идеальный герой, так как слова «герой» и «раб» не совместимы.
– Ещё один персонаж – рассказчик – повествователь. Попросим детей рассказать о его чувствах, подумать, совпадают ли они с их чувствами, настроением.
6. Работа над определением жанра этого произведения
Учащиеся отвечают на вопрос: Как ты думаешь, А.К.Толстой написал художественное произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами из текста.
Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности этого произведения . Он укажут, что это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
После этого с помощью наводящих вопросов учителя ученики выявляют ещё некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев.
Учитель сообщает, что данное произведение является балладой, просит ещё раз назвать характерные особенности, затем учащиеся обращаются к определению, помещённому в словаре учебника.
В заключение учитель обратит внимание учащихся на главное отличие баллады от эпоса: оно заключается в способах изображения человека.
Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб изображаемого – частная судьба или событие общероссийского масштаба? Можно ли героев представить в другом сюжете?
Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады обращается к частной, индивидуальной судьбе, герой баллады не может быть оторван от сюжета
III. Рефлексия: Что нового узнали на уроке?
IV. Итоги урока.
Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Читайте также: