Характеристика скотинина из комедии недоросль с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Тарас Скотинин один из ярких отрицательных персонажей в комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Это уже далеко не молодой, грубый и жестокий помещик. Он считает, что можно плохо относится к крестьянам, отбирать заработанные деньги, создавать невыносимые условия для жизни. Даже, если крестьянин ни в чем не провинился, он может наказать и избить его.
Его фамилия говорит сама за себя и полностью характеризует этого человека. Он обожает свиней, для него они являются единственными живыми существами, с которыми ему приятно проводить время. Свиньям он предоставляет условия для жизни лучше, чем людям.
Тарас Скотинин очень циничный, подлый и не честный человек.
В сюжете пьесе он узнает, что девушке Софье достается наследство. Будучи, человеком расчетливым и корыстным, Скотинин тут же возжелал жениться на Софье. Девушка была не нужна ему, он не любил ее, он мечтал за ее деньги выкупить всех свиней в мире. Из-за споров о том, кто жениться на Софье, он набрасывается на своего племянника и ссорится со своей сестрой.
Тарас Скотинин выступает в пьесе, как человек без образования и воспитания. В его роду не любили сами учиться и его ничему не учили. Он признается, что за свою жизнь он не прочел еще ни одной книги. Этот человек считает, что чтение и учение это впустую потраченное время и скука.
Скотинин является упрямым и хвастливым человеком. Он любит нахваливать себя и говорит, что если что-нибудь взбрело ему в голову, то оттуда эту идею уже ничем не выбьешь.
Скотинин является человеком, который готов пойти на все ради своей выгоды.
Он невежественный человек, который не имеет ни грамма уважения, как к посторонним, окружающим его людям, так и к родным и близким.
Этот персонаж не заслуживает уважения, он оставляет плохое впечатление о себе и вызывает только бурю негативных эмоций.
Скотинин
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.
Вариант 2
Скотинин является одним из важных персонажей в комедии Фонвизина. Он является представителем дворянства, он представляет собой грубого и жестокого помещика, который позволяет себе издеваться над крестьянами и относиться к ним неподобающим образом. Для него было в порядке вещей взять и ударить человека, который совсем этого не заслуживает.
Как известно, Фонвизин, наполняет свою пьесу говорящими фамилиями. Скотинин – не исключение. Он неравнодушен к свиньям, даже к людям он не считает нужным относиться так трепетно, как к ним. Даже условия для существования он устраивает им гораздо лучше, чем для людей. Также такая фамилия дана этому персонажу потому, что он ведет себя, как животное в отношении других людей.
Скотинин подло способен поступить с человеком. Даже на Софье он женился только потому, что она должна была получить наследство в крупном размере. Он совсем не испытывает искренних чувств к девушке, кроме денег его не интересует больше ничего. Предел его мечтаний – скупить всех свиней в мире. При этом, он готов пойти абсолютно на все, чтобы достичь желаемого. Соперником Скотинина становится соперником Митрофана, хотя тот приходится ему племянником, но ничего его не останавливает. С сестрой у него также крайне напряженные отношения.
Скотинин совершенно не образован должным образом, им не было прочитано н6икакой литературы. Он всерьез считает, что он не нуждается в обучении. Речь его очень проста, наполнена деревенскими фразочками, пустая. Возможно, поэтому он неуважительно и грубо обращается со старшими, родными. Он совершенно не знает, что такое уважение и почитание.
К крестьянам он относится просто отвратительно, позволяя себе безнаказанно издеваться и измываться над ними. Для такого человека, как Скотинин символом счастья была еда на столе и ощущение сытости и удовлетворения.
Фонвизин очень любил обличать действительность, ведь в тот период было немало таких дворян, которые очень жестко и подло поступали со своими крестьянами. В конце произведения все эти персонажи будут жестоко наказаны за свое поведение, что, как я считаю, абсолютно справедливо по отношению к ней.
Дядя (Скотинин)
Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».
Источник: Действие первое, явление 4
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Сочинение на тему Тарас Скотинин
Произведение Фонвизина “Недоросль” рассказывает читателям простую историю, основанную на житейских проблемах и бытовой рутине. В нём автор раскрывает образы многих персонажей, однако акцентировать своё внимание следует на Тарасе Скотинине.
Тарас Скотинин – является одним из главных отрицательных лиц в произведении. Он предстаёт перед читателем крайне неприятной личностью, которая отторгает все хорошие и позитивные эмоции. Автор показал его как человека, которому другие люди абсолютно не интересны, и его абсолютно не заботят их нужды или их состояние. Он привык относиться к ним как к не нужным вещам, засоряющим его жизнь, и только к своей сестре он относится более-менее нормально. В его характере также имеет место быть явное лицемерие, так как перед людьми, которые по положению выше него он коммуницирует нормально, не давая себе роскоши зазнаваться, или не дай бог, как то оскорбить такого человека.
Скотинин по праву может назвать себя самым отвратительным и неприятным человеком в произведении. Для него единственными близкими живыми существами являются его свиньи, которых он просто обожает, и предлагает для них условия, гораздо более лучшие, нежели он предлагает для своих крепостных или других людей. Он имеет цель скупить всех свиней в мире, дабы следить за ними, ухаживать и кормить. В этой маниакальной цели прослеживается его желание хоть с кем-то иметь хорошие отношения и хоть для кого то делать добро, но, несмотря на такие доброе отношения к животным, он проявляет отнюдь не доброе отношение к людям.
Он также является человеком скупым, для которого важнее денег только его свиньи, хотя если бы ему пришлось выбирать свиньи или деньги, то он бы выбрал деньги, так как готов продать даже самое дорогое что есть в его жизни. Автор позиционирует его как человека, которого все должны ненавидеть, ну или хотя бы испытывать отвращение к его действиям, поступка, и убеждениям, так как он и является таким, человеком изгоем. Также важной темой в его образе следует выделить его неоднозначность.
Тарас Скотинин хоть и является крайне негативным и неприятным персонажем, но даже он иногда не скупается на чувства и человеческие черты, такие как сострадание и доброта. Данным способом автор пытается подчеркнуть то, что даже каким бы не был человек снаружи, всё равно внутри у него хоть что-то хорошее, но есть.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение
Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок. - Сочинения на свободную тему
- Сочинение на тему Письмо маме
Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой - Особенности композиции комедии Грибоедова Горе от ума
Произведение имеет уникальную композицию. Автор стремился сделать повествование максимально жизненным и правдивым. Грибоедов отошел от канонического классицизма - Чему учит рассказ Кавказский пленник 5 класс сочинение
Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.
Отец (г-н Простаков)
Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.
«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин».
Источник: Действие первое, явление 4
Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».
Источник: Действие первое, явление 5
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Характеристика 4
Денис Иванович Фонвизин написал свое знаменитое произведение в стиле традиционного классицизма. Одна из особенностей данного стиля — четкое деление героев на положительных и отрицательных. Одним из последних является второстепенный герой Тарас Скотинин.
Как и у всех героев, фамилия у Скотинина говорящая. Она показывает увлеченность Тараса свиньями, а также показывает его как грубого и жестокого человека. Данным образом автор показал всю сущность помещиков. Скотинин считает, что крестьяне — это безвольные люди, именно поэтому он бьет их, отбирает деньги и наказывает за любой проступок. Несмотря на это, Тарас боится тех, кто сильнее его. Если его разворуют другие помещики, он не пойдет жаловаться. Героя можно назвать самым неприятным и непривлекательным в данном произведении.
В пьесе раскрывается образ Скотинина. Автор рассказывает нам, что герой был безграмотным. Все это шло из детства: родители не дали ему с сестрой должного образования. Сам Скотинин считает, что это все пустая трата времени. Для него самое важное — это собственная выгода, ради которой он готов пойти на все.
Скотинин очень циничный и хитрый человек. Как только он узнает, что Софье перейдет наследство, сразу решает на ней жениться, чтобы на деньги купить всех свиней. Он не любил девушку, не спрашивал ее согласия, руководствовался только своими интересами. Из-за своей жадности он вступает в драку с сестрой и в итоге ссорится с Простаковыми. Эта сцена очень ярко описывает сущность Тараса.
Образ героя вызывает только призрение и осуждение. Для Скотинина нет авторитета, он ко всем относится с пренебрежением. Также Тарас упрям и хвастлив, может нахваливать себя часами. Несмотря на все, Стародум говорит, что Скотинин человек «не без ума». Данные слова опровергаются самим героем, который признает, что он никогда не думает.
По моему мнению, что данный герой помогает раскрыть полную сущность других отрицательных персонажей. В нем собраны все отрицательные качества: грубость, жадность, невежество, упрямость, жестокость, хитрость и подлость. Создавая такой образ, автор хотел обратить внимание читателя на то, какими не должны быть люди. Фонвизин показал всю реальность дворянства того времени, а также то, как закончилась судьба героев. В пьесе Простаковым и Скотинину пришлось поплатиться за свое поведение. Я считаю, что такой исход справедливым. Каждому из нас необходимо сделать вывод после прочтения произведения Дениса Ивановича.
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
История создания
Идея комедии «Недоросль» родилась у Дениса Фонвизина зимой 1778 года, когда писатель вернулся в Россию из Франции. За границей Фонвизин познакомился с местной законодательной системой, философией, изучил социальную жизнь Франции и оценил местные театральные постановки. Весь приобретенный опыт писатель использовал для работы над пьесой.
Денис Фонвизин
Фонвизин работал над текстом три года и в 1782 году попытался поставить пьесу в Петербурге. Здесь писателю отказывают, и Фонвизин вместе с актером Иваном Дмитревским, который позже исполнил роль Стародума, выезжает в Москву, чтобы попробовать добиться разрешения на постановку там. В Москве, однако, пьесу снова не пропускает цензура. Фонвизину понадобилось еще несколько месяцев, чтобы «пробить» постановку пьесы. Премьера состоялась на сцене Вольного Российского Театра в Петербурге. Образ Скотинина в премьерном спектакле воплотил актер Сергей Рахманов.
Внешний вид
Скотинин Тарас — дядя Митрофана и родной брат его матери, госпожи Простаковой. Он типичный представитель помещичьего сословия, придерживающегося старых традиций. В произведении практически нет описания его внешности. Но его фамилия и имя могут многое о нем сказать.
Тарас в переводе с греческого языка означает «смутьян» или «мятежник». Именно так и ведет себя брат Простаковой. А фамилия говорит о его скотском отношении к окружающим. Он не уважает ни малознакомых, ни близких и родных людей. Неспроста автор предпочитает звать его Скотининым, а не Тарасом.
Это немолодой мужчина, хотя у него нет семьи — жены и детей. У него плотное телосложение, Скотинин склонен к полноте. Он ведет праздный образ жизни, поэтому разнежился, не занимается физическими упражнениями и не следит за здоровьем.
Неудивительно, что Софья не хочет выходить за него замуж. Привлекательная девушка с острым умом будет нелепо смотреться вместе со стареющим невежественным эгоистом. Она бы не смогла любить его, ведь ни своей внешностью, ни умом Тарас не отличается от других помещиков старых нравов. А такие люди умеют только приказывать и ждут от окружающих полного подчинения и послушания.
При первом взгляде на него в глаза сразу бросается глупое выражение лица. Неприятные черты сложно отражают его необразованность, скудоумие и жадность. Изгиб рта, круглые щеки, глупый взгляд — все говорит о несносном характере Скотинина.
Так как Тарас вырос в семье, где образование и труд не были в почете, сам он не стремится получить новые знания или опыт.
Учителя
Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.
Источник: Действие второе, явление 5
Источник: Действие второе, явление 5
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Источник: Действие третье, явление 6
Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофана он так ничему и не смог обучить.
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».
Источник: Действие пятое, явление 6
Роль героя
Комедия — это жанр, где юмор проявляется во всем. Неспроста автор «Недоросля» наделил своих героев смешными фамилиями: Простаковы, Приплодины, Скотинин. В их значении заложены основные черты личностей персонажей, которые подлежат высмеиванию. Все персонажи условно поделены на 2 группы.
К положительным героям Фонвизин отнес Стародума, Правдина, Софью, Милона. Среди отрицательных персонажей Скотинину автор дает, пожалуй, самую выразительную роль. На фоне Простаковой и Митрофана Тарас выглядит наиболее активным, беспардонным и наглым. По степени злонравия с ним может сравниться разве что его сестра, также носившая в девичестве фамилию Скотинина.
Причину такой «свинской жизни» представителей небогатого дворянства автор видит в их невежестве. Погрязнув в гордыне, чванстве, безнаказанности и стяжательстве, Скотинин деградирует, отвергает всякое развитие.
Герой являет собой собирательный образ, олицетворяет массовые настроения и образ жизни дворян. Характеристика Скотинина из комедии «Недоросль» дает точное представление о дворянской прослойке общества того времени, несмотря на то что персонаж является выдуманным.
Скотинин и другие герои пьесы
В комедии «Недоросль» раскрываются актуальные проблемы, с которыми сталкивались помещики и дворяне в XVIII веке. Ее автор противопоставляет образованность, воспитанность и высокие моральные принципы таким качествам, как лень, глупость и невежество. Юмор и глубокое понимание писателем человеческих проблем позволяют и в наши дни зачитываться этим произведением. Основные персонажи пьесы:
- госпожа Простакова — недалекая и необразованная дама, которая склонна действовать в своих интересах и добиваться всего хитростью;
- сын Простаковой Митрофан — юноша 16 лет, недоросль и недоучка, полностью подчиненный воле родителей;
- постоялец Простаковых Правдин — чиновник, направленный из города с целью разобраться с непорядками в имении, человек высокоморальный, изображение в произведении правды и силы закона;
- сирота Софья — добрая и честная девушка, живущая у Простаковых после утраты родителей;
- жених Софьи Милон — храбрый и доблестный офицер, который не видел свою невесту долгое время;
- дядя и опекун Софьи Стародум — человек высоконравственный и честный, в жизни всего достиг сам;
- любитель свиней Тарас Скотинин — брат Простаковой, глупый и неграмотный мужчина, во всем ищет выгоду.
Дополнительно Фонвизин вводит второстепенных героев. Среди них — муж госпожи Простаковой, пустой и безвольный человек, находящийся под каблуком у супруги, а также портной Тришка, который прислуживает Простакову. Присутствуют учителя Митрофана (семинарист Кутейкин, немец Вральман, отставной сержант Цыфиркин) и его нянюшка Еремеевна.
Портрет
Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является единственным и горячо любимым сыном
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.
Источник: Действие третье, явление 5
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
По мне, куда велят!
Следующая цитата
Комедия «Недоросль» Фонвизина является ярчайшим произведением классицизма. Влияние литературного метода прослеживается как на особенностях построения сюжета (единство времени и места), так и на формировании образов. Одним из героев, которого по праву можно назвать традиционным классицистическим персонажем, является Скотинин. Недоросль Митрофан и госпожа Простакова по сюжету пьесы выступают его родственниками и такими же отрицательными героями, однако, в отличие от образа мужчины, их образы более усложнены психологизмом. Скотинин же – шаблонный сборный персонаж, представляющий собой целый социальный слой глупых, необразованных, грубых и жестоких помещиков-землевладельцев.
Особое место при анализе образа Скотинина занимает характеристика его фамилии – в «Недоросле» как классицистическом произведении имена являются «говорящими» и позволяют сразу определиться с основными личными качествами каждого героя. Фамилия «Скотинин» указывает не только на любовь мужчины к свиньям (вспомним, что свиньи были единственными живыми существами, с которыми ему было приятно проводить время, а за наследство Софьи он хотел выкупить всех свиней в мире), но и на «скотские», животные качества героя – невежество, грубость, неуважение к другим, отсутствие морали и чести. В образе Скотинина Фонвизин показал, как может деградировать личность. Осмеивая глупость героя, автор обличил реальные ужасы российского общества той эпохи – падение нравов, граничащее с уподобление человека домашним животным, «скоту».
И, как подчеркивает Фонвизин, это «злонравие» передается через дурное воспитание от родителей к детям.Образ Скотинина в системе персонажей «Недоросля»
Скотинин является однозначно отрицательным героем, вызывающим у читателя только негативные эмоции. В системе персонажей он противопоставляется Милону – жениху Софьи. По сюжету пьесы Скотинин также претендовал на руку девушки. Однако, в отличие от офицера, который любил и уважал Софью с самого детства, видел в ней самостоятельную личность и свою будущую жену, для Скотинина важно было только ее наследство. Мужчина не спрашивал девушку, хочет ли она за него замуж, его вообще не интересовали ее пожелания, характер и ценности – Скотинин даже не собирался выделить после женитьбы Софье нормальную комнату. При этом он руководствуется устаревшими нормами «Домостроя», которые перенял от своих помещиков-родителей.
Кроме того, как землевладелец Скотинин противопоставляется Правдину. Дядя Митрофана считает, что крестьянами можно распоряжаться по своему усмотрению – забирать у них последнюю копейку, бить не зависимо от того, виноваты ли они в чем-то, создавать ужасные условия для жизни. Правдин же руководствуется противоположными, гуманными установками, ориентированными на справедливое отношение к каждому человеку, ценность личности и здравого смысла.
Таким образом, подробная характеристика Скотинина в «Недоросле» показывает, что выводя в системы персонажей героя такого плана, Фонвизин хотел показать ужас деградации современных ему помещиков, подчеркивал на необходимости перемен в воспитании и образовании всего российского общества.
Софья
Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.
«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
Источник: Действие второе, явление 2
Мать (г-жа Простакова)
Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
Источник: Действие первое, явление 4
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».
Источник: Действие второе, явление 5
Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.
Источник: Действие первое, явление 6
Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».
Источник: Действие первое, явление 7
Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.
Источник: Действие третье, явление 5
«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою».
Источник: Действие третье, явление 5
Несмотря на то что Митрофан уже взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребёнком и относится к нему как к несмышлёному дитяти.
«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал».
Источник: Действие третье, явление 8
Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».
Источник: Действие четвертое, явление 8
В итоге, когда Митрофан жестоко отталкивает мать, она называет его неблагодарным.
«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
«Погибла я совсем. Нет у меня сына!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Следующая цитата
Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким невоспитанным мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому — безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в пьесе и каковы их последствия.
Стародум
При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.
Источник: Действие третье, явление 5
Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.
«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина».
Источник: Действие четвертое, явление 8
«Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.
Возраст — 15 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Простаков.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянской семьи.
Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.
Образование — 4 года обучения приходящими учителями-самозванцами.
Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.
Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
Правдин
Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.
«Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Митрофан. Да она как будто неведомо…
Источник: Действие пятое, явление последнее
Воспитание
15-летний Митрофан учится четыре года на дому с приходящими учителями. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.
Источник: Действие первое, явление 6
«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!»
Источник: Действие третье, явление 5
«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим».
Источник: Действие третье, явление 5
Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
Источник: Действие второе, явление 6
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»
Источник: Действие третье, явление 7
«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».
Источник: Действие третье, явление 8
Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.
«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
Источник: Действие третье, явление 7
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».
Источник: Действие третье, явление 7
Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.
Источник: Действие первое, явление 6
К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог одолеть ни один предмет.
«Софья. Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.
Правдин. Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там, думать надобно, примутся и за псалтирь».
Источник: Действие второе, явление 2
Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.
«Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! уж я те отделаю! Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему».
Источник: Действие второе, явление 4
Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.
Источник: Действие второе, явление 5
Источник: Действие второе, явление 5
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
Источник: Действие третье, явление 6
Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.
«Правдин. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю».
Источник: Действие четвертое, явление 8
Внешность
Митрофану пошёл 16-ый год.
Источник: Действие второе, явление 2
Источник: Действие третье, явление 5
«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».
Источник: Действие первое, явление 1
«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».
Источник: Действие первое, явление 2
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Черты характера и поступки
Митрофан — большой любитель плотно покушать.
«Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия?»
Источник: Действие первое, явление 4
«Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил».
Источник: Действие первое, явление 4
Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.
«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».
Источник: Действие первое, явление 4
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».
Источник: Действие первое, явление 4
«А я матушкин сынок».
Источник: Действие третье, явление 5
Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».
«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».
Источник: Действие первое, явление 4
Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.
Источник: Действие первое, явление 4
Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.
Источник: Действие второе, явление 4Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.
«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».
Источник: Действие первое, явление 5
Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.
«Скотинин. Хочешь ли ты жениться?
Митрофан (разнежась). Уж давно, дядюшка, берет охота…»
Источник: Действие второе, явление 4
«Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору».
Источник: Действие третье, явление 7
«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»
Источник: Действие третье, явление 7
Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.
«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите».
Источник: Действие третье, явление 7
Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».
Источник: Действие третье, явление 8
Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно отталкивает мать, когда та теряет власть.
«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»
Источник: Действие пятое, явление последнее
Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.
«Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить…
Источник: Действие пятое, явление последнее
Характеристика Митрофана другими героями
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Биография
Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сын дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.
По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая всё, что взбредёт в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не объясняет, что хорошо, а что — дурно.
Однако даже с началом учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер) Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань времени.
За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.
Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает своё недовольство матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Образ Митрофана
Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившим в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотичной матери, Митрофан растёт инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.
Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в круг интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьёй. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.
Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.
Читайте также: