Характеристика паратова из бесприданницы с цитатами

Обновлено: 06.11.2024


Русский драматург Александр Николаевич Островский в своих знаменитых драмах «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.) раскрыл тему положения женщины в семье и обществе, а также тему несчастной любви. У молодых главных героинь этих пьес трагическая судьба: из-за предательства любимых, из-за невозможности жить в согласии со своими чувствами они отказываются от жизни. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы раскрывает тот факт, что в России за 20 лет отношение к женщинам почти не изменилось. Их положение в обществе также бесправно, а душевные качества никого не интересуют.

Черты различия главных героинь драм «Гроза» и «Бесприданница»

Образ жизни

После замужества Катерина вела жизнь такую же, как другие купеческие жёны: сидела дома, ходила вместе с семьёй в церковь и изредка — гулять по общественному саду. Свекровь следовала за молодыми супругами неотступно, следила, правильно ли они, по её мнению, общаются друг с другом. Кабаниха (так прозвали её жители города Калинова) поучала невестку, как нужно соблюдать старые обычаи, относилась к ней деспотично.

Лариса ведёт более свободный образ жизни, чем Катерина, но её угнетает то, что мать её, Харита Игнатьевна, держит свой дом открытым для местных холостяков и заставляет дочь улыбаться им, петь, музицировать, даже когда у неё нет настроения, когда ей грустно. Мать старалась найти для Ларисы зажиточного жениха, но это ей не удавалось, ведь дочь была бесприданницей. В конце концов, Лариса уже совсем устала лицемерно вести себя с гостями по приказанию матери, согласилась выйти замуж за небогатого чиновника Карандышева и уехать с ним в его маленькое поместье.

Черты сходства Катерины и Ларисы

Сравнительная характеристика Ларисы и Катерины (таблица)

Вывод

Героини драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» живут в разное время, но в них обеих сильно стремление к свободному выбору, к верности своему внутреннему миру. Автор показал, что судьба женщины во многом зависит от социального статуса женщины и от её окружения. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы выявляет, что причина их трагедии состоит в том, что эти гордые, страстные героини с чувствительными душами не могли более мириться с жизнью среди грубых, бездушных людей. Они стремились к счастью, к свободному выбору своего жизненного пути и избранника, но окружающие их люди оказались недостойными их любви.

Сравнительная характеристика Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Следующая цитата

Богатый барин, умеющий «красиво жить» и разрушивший жизнь Ларисы и Карандышева.

Паратов Сергей Сергеевич - персонаж пьесы А.Н. Островского "Бесприданница" (1878)

Характеристика личности Паратова

Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин ("блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев"). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны. - в общем, Паратов умел "красиво жить".

Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).

Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом. Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная статья) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).

Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).

По большому счету, Паратов - пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.

Роль в сюжете пьесы

Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе. После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно. Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.

Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева. Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна. В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.

Черты характера

Главные героини пьес «Гроза» и «Бесприданница», несмотря на различие в происхождении и воспитании, обладают сходными чертами характера. Обе девушки — искренние натуры, но деспотичная свекровь Катерины и не менее деспотичная мать Ларисы заставляют их сдерживать проявления эмоций. Например, Кабаниха осуждает невестку за то, что она при расставании кинулась мужу на шею и заставляет кланяться ему в ноги по старинному обычаю. А Харита Игнатьевна заставляет дочь развлекать пением и музицированием потенциальных женихов даже когда ей грустно.

Катерина и Лариса терпеливы, подчиняются свекрови и матери, подавляя свой свободолюбивый нрав, хотя им хочется жить без этого давления на себя старших.

У Ларисы и Катерины чувствительная натура, они мечтают о романтической любви. Им свойственна и решительность. После отъезда мужа в Москву Катерина, не сразу, но решилась пойти на свидание с Борисом. Лариса бросила жениха и поехала за Волгу с Паратовым.

Имя Лариса в переводе с латыни означает «чайка». Душа героини, как эта птица, парящая над морем, хочет простора свободы. Интересно, что свободолюбивая Катерина, вспоминая родной дом, сравнивает себя с птицей: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле» (действие 1, явление 7). Варваре она говорит: «…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» (там же). И для Катерины, и для Ларисы свобода означает жизнь в согласии со своей натурой, со своим сердцем.

Следующая цитата


Драма «Бесприданница» была написана Александром Николаевичем Островским почти через 20 лет после «Грозы», и в новой пьесе отражено уже другое время.

Миллионер Кнуров читает парижские газеты и достойных собеседников находит только в Петербурге и за границей, а в своём родном городе Бряхимове чаще всего молчит. Вася Вожеватов вместо чая с утра пьёт из чайника шампанское, маскируя его под чай. Судовладелец Паратов уже охотно водит компанию с этими новыми купцами-дельцами. Их всех объединяет обладание тугими кошельками.

Вся характеристика образа Паратова — в его самохарактеристике: словах, рассуждениях, поступках. Автор почти ничего не сообщает о нём, но образ этого нового дельца вырисовывается очень ярко по ходу действия драмы.

Образ Паратова


Сергей Сергеевич Паратов — богатый судовладелец, дворянин, ему больше 30 лет. О его внешности почти ничего не известно кроме того, что одет он по моде того времени. На нём чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка. Украшают Паратова большие усы. Он привык к роскошной жизни и во всём любит проявить шик: ездит на четвёрке лошадей, о его прибытии и отъезде всегда сообщают пушечные выстрелы.

Несчастная любовь

Рано вышедшая замуж Катерина не испытывала к мужу любви, выдали её за Тихона по сговору, как и полагалось в патриархальных семьях. Она открыла для себя романтическое представление о любви, влюбившись в Бориса. У неё был горячий нрав, и она, не очень долго посомневавшись, стала изменять мужу с любимым, когда Тихон был в поездке.

У Ларисы тоже горячее сердце, страстно желавшее романтической любви. Паратова она любит так, что не видит его отрицательных качеств, он кажется ей идеалом мужчины. Когда он предложил ей поехать на пикник за Волгу, она, забыв, что этот человек уже однажды предал её (уехав из города, не попрощавшись с ней, и не писал ей писем), сразу согласилась. Лариса, как и Катерина, поступила эгоистично. Она не думала о том, что принесёт горе своему жениху Карандышеву, так же, как Катерина не думала о муже, когда шла на свидание к Борису. В этом случае они проявляют эгоизм из-за своего страстного желания взаимной романтической любви. Но те, кого они полюбили, по-настоящему не любили этих героинь и предали их (Паратов — уже во второй раз). Любимый Катерины был очень слабовольный человек, похожий этим качеством на её мужа, а любимый Ларисы — был жестоким и очень эгоистичным.

Несмотря на то, что между героинями есть сходство в том, что им довелось полюбить недостойных людей, у них есть различие в отношении к любимым. Безропотная, скромная Катерина Бориса ни в чём не обвиняет: ни в том, что он сделал её несчастной, воспользовавшись её необдуманным страстным порывом, ни в том, что он отказался взять её с собой в Сибирь. А гордая и самолюбивая Лариса после пикника говорит Паратову, чтобы он сказал, жена она теперь ему или нет. То, что Паратов обручён с другой, оказалось для девушки ужасным ударом: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7). После этого в своём монологе Лариса говорит, что ей ничто стало не мило, что ей жить незачем, но броситься в Волгу у неё не хватило решимости. После выстрела Карандышева она попросила его положить пистолет на стол рядом с ней и, умирая, сказала: «Это я сама… сама» (действие 4, явление 11)

У Катерины более цельный, решительный характер. Потеряв любимого, уехавшего в Сибирь и не желая постоянно слышать упрёки свекрови, она бросилась в Волгу и погибла.

Характер

Несмотря на разгульную жизнь и постоянное внешнее веселье, Паратов не похож на беспечного гуляку — он холоден, насмешлив, дерзок. Он никогда ни о чем жалеет и не способен к сочувствию и сопереживанию: «Что такое «жаль», этого я не знаю…» О его безжалостности лучше всего говорят его необдуманные и рискованные поступки. Например, он стреляет в монетку, которую держит Лариса: «Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». И действует равнодушно, с улыбкой, ничуть не задумываясь о том, что для Ларисы эта затея может окончиться трагически. Ради куража разгоняет до предельной скорости пароход. Он умеет увлекательно говорить, а его решительные поступки привлекательны для окружающих. Против такого «героя» печоринского типа устоять трудно. Вот и Лариса Огудалова говорит о нём: «Идеал мужчины». Но такое мнение простительно для неопытной девушки. Она не понимает, что его увлечение — всего лишь на час, а об отсутствии благородства в своих поступках он никогда не задумывается.

Все четверо мужчин, находящиеся в данный момент рядом с ней, не отличаются благородством: Карандышев мечтает с её помощью потешить своё тщеславие; Вожеватов считает, что Лариса — слишком дорогое удовольствие для него, т. к. «всякому товару цена есть», и уступает её Кнурову. Сам же Кнуров уступает её Паратову. Он знает, что Паратов воспользуется неопытностью девушки и бросит её, а тогда уж он увезёт её, сломленную морально, в Париж. Так и получилось: Паратов соблазнил Ларису, натешился её любовью и тут же объявил, что обручён и что Лариса свободна. Его новая избранница — дочь владельца золотых приисков.

Таким образом, в смерти Ларисы конкретно никто не виновен, но виновны все, а Паратов — больше других, потому что только его она любила по-настоящему, а он её дважды обманул.

Паратов мстителен и злопамятен, он сам признаётся в этом: «У меня правило: никому ничего не прощать…»

Вывод

Паратов в пьесе появляется в ореоле героя, насмешливого и скептического, которому всё подвластно и всё позволено. Все преклоняются перед ним, а вернее, перед его богатством, уже несколько порастраченным, но вновь почти обретённым, и Лариса смотрит на него влюбленными глазами. В обаянии наглости ему отказать нельзя.

Уже заранее жаль его богатую невесту: что может случиться с ней, когда Паратов промотает и ее богатства?

Образ Паратова — это новый образ «героя своего времени», образ дельца, пришедшего на смену «лишним людям».

Характеристика образа Паратова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Следующая цитата


Все персонажи пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» на первый взгляд как будто не похожи друг на друга: происхождение, социальный статус, душевное устройство и т. д. у всех разные. Но вместе с тем они во многом схожи одними и теми же чертами характера и поведения. Фактически каждый из них ищет в сложившейся ситуации свою выгоду, и никто не заботится о чувствах и переживаниях других, все слишком заняты собой. Умная, красивая, романтичная Лариса Огудалова мечтает о возвышенной любви и не скрывает от Карандышева, каков её идеал мужчины — это Паратов. Но этот «блестящий барин» намно­го более примитивный персонаж, чем Карандышев, и даже Кнуров с Вожеватовым. Он сам себе даёт исчерпывающую характеристику: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Для него и брак — это тоже выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе за крупное приданое богатой невесты. «Все себя любят!», — отмечает с горечью Лариса. Но и она тоже любит только себя. Карандышеву она заявляет: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей — разве я пошла бы за вас?»

В пьесе дана точная психологическая характеристика образа Карандышева и остальных персонажей. А совершаемое Карандышевым убийство является не возмездием за поруганную честь невесты, а лишь последней попыткой восторжествовать над соперниками, которые превосходили его во всём.

Побудительными причинами поступков героев пьесы можно назвать многие мотивы, но только нет в них жалости и сострадания. Ни у кого.

Происхождение, воспитание и семейное положение

Главная героиня драмы «Гроза» Катерина родилась в семье, где царили патриархальные нравы. Отец её, вероятно, был купцом, в своих воспоминаниях о жизни в родной семье Катерина упоминает только мать, которая в своей дочке души не чаяла. Катерина занималась тем, к чему у неё лежала душа: увлекалась цветоводством, слушала рассказы богомолок и странниц о житиях святых и святых местах, часто ходила в церковь. Девушка выросла доброй и набожной. О её образовании автор не сообщает, вероятно, её научили только грамоте. Катерину выдали замуж очень рано. Муж её, Тихон Кабанов, был слабоволен, подчинялся безоговорочно своей матери. Такого человека трудно было полюбить, и Катерина просто испытывала к нему жалость.

Лариса Огудалова родилась в очень небогатой семье. Скорее всего, родители её были обедневшими дворянами, поэтому она была бесприданницей. Лариса — девушка хорошо воспитанная и образованная, музицирует и прекрасно поёт. Отец её умер, две старшие сестры замужем, живёт она вдвоём с матерью.

Личность Карандышева


Юлий Капитоныч Карандышев — молодой человек и жених Ларисы Огудаловой. Он небогатый чиновник. Все вокруг считают, что он ей не пара. Но это, конечно, вопрос спорный. Она тоже так считает, но всё-таки соглашается выйти за него замуж — других вариантов не предполагается.

Молодые люди знакомы уже 3 года. Он никогда не считался достойным женихом, но его не гнали из дома Огудаловых, а придерживали на случай, когда рядом никого более подходящего не было.

Став женихом Ларисы, Карандышев счастлив и не скрывает этого: старается почаще появляться с ней на бульваре, ходит, высоко подняв голову, едва кланяется знакомым и везде выставляет своё «я».

Сам он своё поведение объясняет тем, что это его реакция на многолетнее унижение от окружающих, а теперь ему можно «погордиться и повеличаться».

На самом деле, во все времена общество состояло и теперь состоит из людей разного социального положения и разного достатка. И это нормально. Но сами люди по-разному относятся к своему положению. Карандышев же был человеком самолюбивым и завистливым, он изо всех сил старался казаться тем, кем не мог быть априори. Он старался доказать, что стоит на одном уровне с сильными мира сего, и именно этим унижал себя в их глазах. По вполне определённым причинам он не мог жить и вести себя в том же стиле, что и Паратов, например. Он не подвергался бы насмешкам, если бы был самим собой, но чужую роль сыграть не смог и стал пародийным двойником Паратова.

Характер

Когда Карандышев официально был объявлен женихом Ларисы, его характер проявился в самых неприглядных поступках. Раньше он был спокойным, кротким человеком, но, едва став женихом, стал показывать свою власть над ней, обвинять её в фамильярности по отношению к Вожеватову, упрекать в том, что в своём доме они живут как в цыганском таборе, пытался запретить ей петь и так далее.

Стремясь сравняться со своими насмешниками, он становился ещё смешнее: с претензией обставил свой кабинет — получилось безвкусно; завёл себе лошадь и кучера — получилось смешно.

Лариса не считала Карандышева глупым, она называла его честным, хорошим человеком, глупым делало его болезненное самолюбие. Но она перестает его уважать после неудачного званого обеда за то, что он терпит насмешки, не может постоять за себя: «Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» Карандышев теперь кажется ей ничтожеством, он становится ей противен, о чём она ему и говорит прямо в глаза.

Лариса отказывается выходить за него замуж, и тогда Карандышев убивает ее со словами: «Так не доставайся ж ты никому!» Она же ведёт себя так, чтобы все подумали, что она выстрелила в себя сама.

Причины трагедии героинь

Главная причина трагической гибели Катерины и Ларисы состоит в том, что они страстно хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми, но обманулись в своих избранниках, предавших их. Мечтательные, бесхитростные, доверчивые девушки полюбили недостойных их мужчин и не смогли перенести постигшего их разочарования в жизни.

Кроме того, трагедия героинь произошла из-за отсутствия в них нравственного стержня, из-за пагубной атмосферы в доме, а в пьесе «Бесприданница» ещё и из-за власти денег в жизни общества.

Была ли любовь?

Со стороны Ларисы любви, конечно не было. Почему же она согласилась на брак с нелюбимым человеком?

Возможно, вместо несостоявшегося счастья с Паратовым она надеялась создать достойную и нравственную жизнь с Карандышевым, поэтому выбирает путь брака.

Но был ли Карандышев искренен в своём чувстве к ней?

Скорее всего, по-своему он любил ее. Но это чувство было у него в неразрывной связи с его амбициями, желанием «повеличаться», стать на одну ногу со своими соперниками. И эти амбиции обесценили всю его любовь.

Званый обед

Затевая званый обед, Карандышев имел тайное желание посмеяться над богатыми соперниками и отомстить им. Но у него ничего не получилось: он произносит тост за свою невесту, а получается похвальное слово самому себе; он чувствует своё равенство с ними, а гости видят только его позор и издеваются над ним.

У Паратова была определённая цель: он пришёл на этот обед, чтобы унизить жениха Ларисы в её глазах, и этой цели добился — в борьбе амбиций всегда побеждают сильные и преуспевающие. Теперь Лариса свободна от всех обязательств перед женихом.

Но, морально уничтожив Карандышева, Паратов не задумывается над душевным состоянием Ларисы, а Лариса, в свою очередь, не задумывается над душевным состоянием своего жениха и соглашается ехать за Волгу с человеком, который однажды уже обманул её. Ведь для Карандышева бегство гостей и невесты — это страшный удар по его самолюбию. Он говорит: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого».

Истина

Истина Ларисе всё-таки открывается: женитьба на бесприданнице для Паратова невозможна. Она видит уже настоящего Паратова, для которого выгода и расчет превыше всего. Отношения с ней пробудили в нём азарт игрока. А затем Ларису разыгрывают в орлянку Кнуров и Вожеватов. Но для неё разочарование в любимом равносильно потере смысла жизни.

В довершение ко всему Карандышев произносит по отношению к ней страшное слово «вещь». Он и сам относится к ней, как к вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин».

Выстрел Карандышева для Ларисы является благодеянием, потому что она находится на грани нравственного падения, согласившись фактически быть содержанкой Кнурова. Только смерть позволила сохранить ей цельность личности и высоту положения.

Вывод

Образ Карандышева в драме А. Н. Островского «Бесприданница» психологически точен. Это тип «маленького человека», не лишённого чувства собственного достоинства. Но это чувство у него гипертрофировано и берёт верх над чувством любви. Стать мужем Ларисы для него важно, в том числе, и для того, чтобы восторжествовать над Паратовым, который ещё чувствует ценность вещи по имени Лариса. Карандышев берёт в жёны бесприданницу, к тому же ещё и скомпрометированную отношениями с Паратовым, и чувствует себя благодетелем. Но ему не дают забыть, что это случилось лишь в силу неудачно сложившихся обстоятельств. Он по-прежнему остаётся в доме Огудаловых «запасным вариантом», хоть и в роли официального жениха. Карандышев это чувствует, и это его унижает.

Величие и блеск Паратова не дают спокойно жить ни Ларисе, ни её жениху, ни всем остальным в городе Бряхимове. И никто не понимает, что это величие иллюзорное. Карандышев хочет выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова, и это желание оказывается выше любви. Лариса стремится поскорее уехать в глушь, изменить свою жизнь, но он ставит условие: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватает­ся утопающий».

В финале пьесы Лариса благодарит Карандышева за его смертельный выстрел. Но он не жертва того жестокого мира, который изображён в пьесе, а часть его. Он стремится к Ларисе не только из-за любви, в нём горит желание отомстить своим обидчикам, продемонстрировать им своё моральное превосходство.

Характеристика образа Карандышева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также: