Характеристика одинцовой кратко с цитатами
Обновлено: 07.11.2024
Анна Одинцова важна в романе «Отцы и дети» не только как возлюбленная Евгения Базарова, но и как отдельная личность, женский характер. Причиной трагичных отношений Одинцовой и Базарова стал далеко не нигилизм главного героя, а именно мировоззрение Анны.
Катя Локтева
Катя Локтева — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. В отличие от сестры, она небогата. Это, на первый взгляд, всего лишь милая, застенчивая, молчаливая, молодая девушка. Но постепенно читатель замечает её самостоятельность, ум, гордость, душевную силу, стремление к независимости. Катя любит музыку, обожает природу, эти увлечения сблизили её с Аркадием.
Внешность
Одинцова красива, молода и свежа. Автор несколько раз при ее описании подчеркивает тонкий стан, ухоженные руки и покатые плечи. Раскрывая образ героини, писатель употребляет слова, обозначающие несомненную красоту.
Походка у Анны Одинцовой плавна и естественна. Вещи всегда были на ней «изящно, даже изысканно» одеты.
Несмотря на то что Базаров-нигилист оценивал женщин только с биологической точки зрения, он смог оценить красоту героини, провозглашая то, что ей «хоть сейчас в анатомический театр».
Анна Сергеевна Одинцова
Подробная характеристика Анны Сергеевны Одинцовой здесь.
Родители Базарова
Отец Базарова — Василий Иванович, бывший полковой доктор, у которого есть небольшое имение. Он очень деятельный, энергичный человек. Василий Иванович боготворит сына, гордится его умом, надеется, что он станет великим человеком. Отец чувствует, что Базарову скучно дома. Он очень огорчается, когда сын через три дня собрался уезжать, но не уговаривает остаться, так как не хочет стеснять его.
Мать Базарова — Арина Власьевна. Она очень религиозна, верит в приметы, сны, заговоры, гадания и т. п. Арина Власьевна боязлива, чувствительна. Она «очень добра, и по-своему, вовсе не глупа». Сына мать очень «любила и боялась несказанно».
Ситников Виктор
Виктор Ситников — молодой глуповатый человек, считающий себя учеником и единомышленником Базарова. «Я ему обязан своим перерождением», — заявляет он. Ситников считает себя передовым человеком. В общении он назойлив, старается показать своё презрение к обществу, особенно к женщинам, у которых нет, по его словам, «свободы воззрения».
Ситников дружит с эмансипированной дамой Кукшиной, которую считает передовой женщиной. Этот никчемный человек старается во всём подражать Базарову, а после смерти Евгения утверждает, что продолжает его «дело». Ситников — своеобразная карикатура на нигилиста Базарова.
Жизненный путь
Отец Анны, не заботясь о своем состоянии и состоянии своих детей, после смерти оставляет дочерям только долги. Одинцову не сломили эти трудности, а, наоборот, только закалили. Она всего в жизни привыкла добиваться самостоятельно, что оказало влияние на образ жизни героини. Одинцова считала себя женщиной свободной и независимой.
Получив прекрасное образование, героиня занимает высокое положение в обществе, хотя и тяготится им. Не светская жизнь важна Анне Одинцовой, а спокойная и комфортная жизнь.
Добившись всего в своей жизни сама, Одинцова успела многое увидеть в этом обществе. Она «уже успела перечувствовать и передумать многое».
Героиня не только обеспечивает роскошь и довольства себе, но и полностью воспитывает свою сестру Катю.Несмотря на цельность характера Одинцовой, ее силу духа и решимость, Анна считает себя глубоко несчастной женщиной, которая уже устала от жизни: «Позади меня уже так много воспоминаний: жизнь в Петербурге, богатство, потом бедность, потом смерть отца, замужество, потом заграничная поездка».
Павел Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия, друга Базарова. Этот дворянин, в отличие от брата и племянника «не был рождён романтиком», не умеет мечтать. Из чувства самоуважения он и в деревне красиво и опрятно одевается. Павел Петрович Кирсанов — противник Базарова, ему чужды нигилистические убеждения главного героя романа. В спорах они касаются разных тем, например, отношения к народу. Павел Петрович уважает русский народ за его патриархальность, а Базаров народ презирает за отсталость взглядов на мир.
Подробная характеристика Павла Петровича Кирсанова здесь.
Отношения с Базаровым
Главной причиной того, что Одинцова и Базаров не могли быть вместе, является то, что для героини важнее всего в жизни был комфорт. Она любила, чтобы все «катилось как по рельсам», чтобы жизнь ее была тиха, спокойна и не заставляла ее волноваться.
Героиня побоялась разрушить свой спокойный и размеренный образ жизни чувствами к Базарову. Страх и неспособность полюбить становятся причиной трагичных отношений Анны и Евгения.
Аркадий понимает, что Одинцова – женщина, которая никогда не сможет полюбить мужчину всем своим сердцем. В этом он оказался прав. Анна выходит замуж за человека, которого совершенно не любит. Отношения с ним она связывает «не по любви, но по убеждению».
Неспособность любить делает образ по-настоящему трагичным. Ее отказ Базарову можно рассматривать и как победу, и как поражение, что аргументирует таблица.
Следующая цитата
Роман «Отцы и дети» был написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1861 году. В нём рассказывается о представителе демократической молодёжи Евгении Базарове, его взглядах на жизнь, недоверии к авторитетам, также о представителях либералов, придерживающихся противоположных взглядов. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей романа.
Главный герой
Другие персонажи
Следующая цитата
Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.
Фенечка
Фенечка (Федосья Николаевна) — незаконная жена Николая Петровича Кирсанова, с которой он впоследствии обвенчался. Ей примерно двадцать три года. Это милая, простая девушка, стеснительная, тихая. Она очень любит Николая Петровича и сына Митеньку. Вопросы мирового значения её не волнуют, она всегда мечтала обрести счастье в семье и, действительно, обрела его.
Кто такая Анна Сергеевна Одинцова
Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.
Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.
Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.
Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.
Дуняша
Дуняша — молодая весёлая горничная Фенечки, которой понравился Базаров.
Следующая цитата
Женских образов в романе немного. Основных пять: Одинцова и ее сестра, Фенечка и Кукшина и мать главного героя. Женские образы в романе «Отцы и дети» помогают понять проблему, разобраться в нигилизме, как новом философском направлении.
Антипатичность образа – Кукшина
Нигилизм вызывает различные суждения. Одни увлечены новым направлением и видят в нем только положительные стороны. Нигилизм в образе Кукшиной способен изменить мнение. В женщине мало приятного: неопрятный внешний вид, небрежность одежды, растрепанный вид волос. Кукшина – представитель продвинутой части передового движения. Но от такого представителя хочется отвернуться. Базаров сам чувствует сомнения, убежденность уходит на задний план. Автор специально предлагает читателю такой вариант нигилистического отношения к жизни. Женщина старается показать себя умной и разбирающейся в разных областях, но собеседник видит, как ошибочна ее позиция. Женщина – яркий псевдонигилист. Она подрывает авторитет учения, контрастна другим женским образам романа.
Грациозная Одинцова
Отрицающий любые чувства, способные оказать на человека воздействие, вызвать любовь и привязанность, Базаров оказывается в сетях эмоций. Умная Анна интересует нигилиста. Ему с ней приятно общаться. Евгений начинает погружаться во внутренний конфликт рассудка и любви. Базаров понимает, что все его убеждения неправильны. Чувства сильнее идей. Одинцова предстает красавицей, спокойной, уверенной в себе. Холод женской души не способен растопить даже такой сильный мужской характер, как у главного героя. Но доказать, что любовь есть, она может. Базаров и Одинцова боятся чувств, одной дороже собственное спокойствие, другому – убеждения.
Николай Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов — брат Павла Петровича, противник Базарова, но не в спорах, как брат, а в самой сущности своей личности. Николаю Петровичу присуща любовь к природе, музыке, поэзии, то есть такие чувства, которые Базаров презирает. В отличие от своего старшего брата, Николай Петрович «любил помечтать; деревенская жизнь развила в нём эту способность».
Подробная характеристика Николая Петровича Кирсанова здесь.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Аркадию Кирсанову «минул двадцать третий год», выглядит он очень молодо, считает себя развитым и свободным человеком. По натуре Аркадий чувствителен, любит природу, хотя и не признаётся в этом, так как попал под влияние нигилиста Базарова, который считал, что природа — просто мастерская, а не храм. Аркадий считает себя нигилистом, не признающим авторитетов. Он старается относиться ко всему с критической точки зрения, подражая старшему товарищу, и очень гордится своими передовыми взглядами.
Подробная характеристика Аркадия Николаевича Кирсанова здесь.
Образ матери
Автор трепетно относится к материнской любви. Арина Власьевна заботлива и мила. Образ привлекает теплотой и наивностью. Бедная женщина теряется перед умным сыном. Базаров старается реже бывать в родном доме. Читатель предполагает, что причина в любви матери. Евгений боится, что не справится с чувствами и станет романтиком, преданным и не скрывающим любви сыном.
Кукшина Авдотья Никитишна
Авдотья Никитишна (или Евдоксия) — молодая эмансипированная женщина. Она разъехалась с мужем, живёт одна в губернском городе. Кукшина — помещица, сама управляет своим имением через старосту. Евдоксия увлекается естественными науками и общественными проблемами, в частности, она «поклялась защищать до последней капли крови» права женщин. Кукшина очень самоуверенна, обожает спорить, ведёт себя развязно, неестественно, эксцентрично.
Женщина раздора
Фенечка не хочет быть причиной раздора, но судьба гонит ее к этому. Удивительна сцена свидания Базарова с Фенечкой в беседке, она с симпатией относится к обоим мужчинам, но внутри ее страх, вводящий в ужас. Отношение Базарова к женщинам иное.
Евгений Васильевич Базаров
Евгений Васильевич Базаров — молодой разночинец, он учится на доктора, изучает естественные науки. Базаров — материалист, презирающий романтизм, искусство, любовь, не чувствующий красоту природы. Он убеждённый нигилист, не признающий никаких авторитетов.
Базаров умён, хорошо образован, увлечён естественными науками. Для него природа — не храм, а мастерская. Базарову свойственны такие черты характера как самоуверенность, ироничность, насмешливость. В гостях у Кирсановых он ведёт себя развязно, непочтителен к хозяевам, резок в разговорах с Павлом Петровичем, которого сразу невзлюбил за аристократизм манер.
Подробная характеристика Евгения Васильевича Базарова здесь.
Сестра холодной Анны
Катя Одинцова – пример женственности. Милая девушка обладает огромной силой. Ее энергия способна изменить обстановку вокруг себя. Аркадий и Катерина создают настоящую семью, основанную на истинных чувствах. Любовь выводит мужчину из заблуждения. Нигилизм остается в прошлом. Аркадий освобождается от давления ума Базарова. Женщина подтверждает авторскую позицию: любовь толкает человека на подвиги, без нее невозможно быть счастливым.
Женские образы близки и контрастны. Они как чувства различны и ярки. Нельзя отказать в индивидуальности каждому персонажу. Конфликт отрицания и эмоциональности без женщин остался бы неразрешенным. Роман становится понятным только с их помощью.
Арина Савишна
Арина Савишна — мать Фенечки, хозяйственная, чистоплотная женщина. Она служила у Николая Петровича Кирсанова экономкой.
Читайте также: